+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 99 Основ. Заявление о морском протесте

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Как правило, морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании на море, урагане, шторме, перепаде температур и т.п.

В соответствии со ст. 394 Кодекса торгового мореплавания от 30.04.1999 N 81-ФЗ, в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Требования о морском протесте распространяются на:

— морские суда во время их плавания как морскими путями, так и по внутренним водным путям (рекам, озерам, водохранилищам и др.);

— суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их следования по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, а также во время спасательной операции или при столкновении с морским судном.

При этом под судном, в соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Под судовладельцем, в соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Заявление о морском протесте делается:

— в порту Российской Федерации — нотариусу;

— в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

2. Законодательство не предусматривает перечня происшествий, которые требовали бы обязательного составления морского протеста. Заявление о морском протесте может быть подано капитаном при любых обстоятельствах и происшествиях, которые, по его мнению, могут повлечь неблагоприятные последствия.

При этом в заявлении о морском протесте должно кратко и точно указываться событие, которое повлекло или могло повлечь утрату, порчу или повреждение имущества (шторм, перепады температуры и т.п.), обстоятельства, при которых оно произошло, а также меры, принятые капитаном и командой судна к сохранности имущества при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.

В зависимости от характера происшествия экипаж во главе с капитаном может принимать самые разнообразные меры, направленные на предотвращение или уменьшение убытков, в зависимости от особенностей рейса, судна, вида груза или обстоятельств происшествия.

3. Капитан судна должен подтвердить те обстоятельства, на которые ссылается в заявлении.

Подтверждение обстоятельств происшествия должно быть осуществлено либо одновременно с подачей заявления о морском протесте, либо в течение семи дней:

— с момента захода в порт — если происшествие произошло во время пути;

— с момента происшествия — если происшествие произошло в порту.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан обязан представить нотариусу или иному должностному лицу, которому подавал заявление о морском протесте, для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала.

Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности:

— время прибытия судна в порт;

— обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста;

— принятые в связи с указанными обстоятельствами капитаном судна и экипажем меры;

— в необходимых случаях — информацию о том, что люки не были вскрыты до подачи заявления о морском протесте или что в связи с крайней необходимостью выгрузка груза была начата до заявления о морском протесте (см. комментарий к ст. 100);

— иную информацию, подтверждающую обстоятельства происшествия.

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Статья 99 Основ. Заявление о морском протесте

Статья 99. Заявление о морском протесте

Комментарий к статье 99

Нотариусам при отражении информации в акте о морском протесте необходимо помнить, что соответствующие действия направлены на закрепление и обеспечение доказательств, поэтому подробность предоставляемой информации в том числе относится к усмотрению должностного лица (капитана морского судна), ее предоставляющего, и не может являться основанием для отказа в совершении соответствующего нотариального действия.
Однако представляется целесообразным разъяснить капитану о возможности использования акта о морском протесте в качестве доказательства в гражданском или арбитражном процессе.
В целом подробность законодательных норм и принятых в их развитие подзаконных актов в части регламентации объема информации, отражаемой в морском протесте, нельзя признать удовлетворительной, данный пробел в законодательстве может быть устранен путем принятия методических рекомендаций по совершению рассматриваемого нотариального действия.

Это интересно:  Разбой. Комментарии статьи. Рекомендации адвоката по уголовным делам — Статьи и очерки по уголовному праву

Федеральная
нотариальная
палата

Советы нотариуса

Ваш населённый пункт

Морской протест

В силу статьи 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест в соответствии с пунктом 17 статьи 35 и пунктом 16 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) является нотариальным действием, совершаемым нотариусами и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации — нотариусу;

в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала (статья 99 Основ, статья 399 КТМ РФ).

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Согласно статье 396 КТМ РФ в случае, если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если происшествие произошло во время плавания судна, заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Статьей 397 КТМ РФ допускается возможность заявления о морском протесте в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае причины такой задержки должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, а также опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).

Это интересно:  Статья 354 КАС РФ. Выдача дубликата исполнительного листа или судебного приказа

Нотариат в России

Совершение морских протестов

При морских перевозках, по общим правилам, судовладелец несет ответственность за ущерб, причиненный повреждением груза или иных материальных объектов либо их утратой, если только он не докажет, что его работники приняли все меры, которые требовались, чтобы избежать причинения ущерба.

Эти правила обычно находят выражение в договорах перевозки грузов морем, в соответствии с которыми перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и выдать его грузополучателю. Ответственность перевозчика за сохранность вверенного ему груза или иного материального объекта основана на принципе презюмируемой вины. Последнее означает, что бремя доказывания отсутствия вины, как правило, возлагается на перевозчика.

Вместе с тем ущерб может быть причинен и в результате непреодолимой силы, и по вине лиц, за действия которых судовладелец не несет ответственность. Поэтому в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна по норме, закрепленной в п. 1 ст. 394 Кодекса торгового мореплавания, «в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте».

Происшествия, в связи с которыми может быть заявлен морской протест, — это, прежде всего, события, происшедшие в результате непреодолимой силы (урагана, шторма, резких перепадов температур и т.д.), кораблекрушения, столкновение судов, военные действия и многое другое. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах (п. 2. ст. 394 КТМ). «Институт морского протеста. закреплен в морском и гражданском законодательстве большинства стран мира».

По действующему в Российской Федерации законодательству морские протесты совершаются нотариусами и уполномоченными должностными лицами консульских учреждений. При выполнении этого нотариального действия должны соблюдаться правила, установленные ст. 99—101 Основ законодательства о нотариате и ст. 394—401 Кодекса торгового мореплавания РФ. Учитывается также форма морского протеста, принятая Международным морским комитетом 19—24 сентября 1949 г. в Амстердаме. В соответствии с этой формой в свое время была разработана форма акта о морском протесте, утвержденная Министерством юстиции СССР еще 29 декабря 1973 г.

Обращаться к российским нотариусам для совершения морских протестов могут капитаны и российских, и иностранных судов. Но во всех случаях нотариусы выполняют это нотариальное действие по одним и тем же правилам, с той лишь разницей, что при совершении морского протеста по заявлению капитана иностранного судна участвует переводчик.

При совершении морских протестов нотариусы не оценивают представленную им информацию. Вместе с тем они обязаны выполнить данное нотариальное действие в точном соответствии с нормами действующего законодательства. Для этого они должны истребовать необходимые документы, проверить соблюдение всех предусмотренных в законе сроков и оформить нотариальный документ «акт о морском протесте», отвечающий общепринятым в мировой практике требованиям.

Ведь облеченные в предусмотренную процессуальную форму доказательства, содержащиеся в акте о морском протесте, будут еще исследоваться и оцениваться при рассмотрении спора (если он все-таки возникнет). Любая неточность (не говоря уже об ошибке), допущенная нотариусом при совершении этого нотариального действия, может стать причиной непринятия нотариального акта о морском протесте в качестве доказательства по делу.

Для совершения акта о морском протесте капитан судна, предполагая, что в результате происшествия, имевшего место в период плавания или стоянки судна, причинен ущерб физическим или юридическим лицам, обязан подать нотариусу заявление. Согласно ч. 2 ст. 99 Основ заявление должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Одновременно либо в срок не позднее семи дней с момента захода в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, капитан судна в подтверждение изложенных в заявлении обстоятельств обязан представить на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала (ст. 99 Основ). В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте по правилу п. 2 ст. 399 КТМ должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

В действующем законодательстве установлены сроки, в течение которых заявление о морском протесте подается нотариусу.

Так, по общему правилу, закрепленному в ст. 396 КТМ, заявление делается, если происшествие произошло:

  • в порту в течение 24 часов с момента происшествия;
  • во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.
Это интересно:  От какой работы можно отказаться? Ссылайтесь на данные должностной инструкции! — Статьи и очерки по трудовому праву

Однако допускается и заявление о морском протесте с задержкой. По правилу ст. 397 КТМ в случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление может сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем, чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В таком случае причины, из-за которых заявление подается нотариусу с задержкой, должны быть в этом заявлении указаны.

В случае, когда заявление о морском протесте подается в отношении причинения ущерба грузу, находящемуся на судне, оно должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только, как предусмотрено в ст. 398 КТМ, «в случае крайней необходимости».

После получения заявления нотариус (должностное лицо консульского учреждения) опрашивает самого капитана и в случае необходимости других членов экипажа судна в качестве свидетелей. На основании собранного материала (заявления, данных судового журнала, опроса капитана и свидетелей) составляется акт о морском протесте по установленной форме.

В акте должны содержаться данные о времени его составления, фамилия, имя, отчество нотариуса, нотариальный округ или наименование нотариальной конторы. Указывается время поступления заявления капитана о происшествии, его фамилия, имя, отчество, гражданство и место жительства, название судна и его принадлежность, содержание заявления капитана и его показания, данные об опрошенных свидетелях, и их показания. Капитан и свидетели подписываются в акте под своими показаниями. Нотариус (должностное лицо) регистрирует акт о морском протесте в реестре для регистрации нотариальных действий, подписывает его, заверяет печатью и выдает экземпляр акта капитану или уполномоченному лицу.

При рассмотрении спора в суде этот акт может быть использован в качестве одного из доказательств наряду с другими представленными сторонами доказательствами, например; таким же актом о морском протесте, составленным по заявлению капитана другого судна, и проч.

Статья 99 Основ. Заявление о морском протесте

Навигация по сайту

Реклама на сайте

Глава XIX. Совершение морских протестов

Статья 99. Заявление о морском протесте

Нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим торговое мореплавание, одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента захода в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Статья 100. Сроки заявления о морском протесте

Заявление о морском протесте в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим торговое мореплавание, подается в течение двадцати четырех часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если окажется невозможным заявить протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Статья 101. Составление акта о морском протесте

Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

Статья написана по материалам сайтов: textbook.news, kommentarii.org, notariat.ru, isfic.info, lawtoday.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector