+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 44 закона № 35-ФЗ. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации

Содержание

Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Править

Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов Править

Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 43. Особенности ведения учёта доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики Править

1. Субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учёт (в том числе первичный бухгалтерский учёт) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:

производству электрической энергии;

передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);

реализации (сбыту) электрической энергии;

2. Методические указания по ведению раздельного учёта по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации Править

1. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определённые Правительством Российской Федерации, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с:

системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования;

уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации.

Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

2. Системный оператор, осуществляющий согласование временного вывода объектов электроэнергетики в ремонт, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственника или иного законного владельца указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем шесть месяцев в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате временного вывода соответствующих объектов из эксплуатации.

В случае, если к системному оператору одновременно обратились несколько собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики с просьбой о согласовании их вывода в ремонт, при осуществлении такого согласования он не вправе совершать действия, создающие дискриминационные или, напротив, благоприятные условия для деятельности отдельных лиц из числа указанных собственников.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление согласования окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственников указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем два года в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате вывода указанных объектов из эксплуатации. В случае, если продолжение эксплуатации таких объектов ведёт к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам этих объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация.

4. Убытки, причинённые собственникам или иным законным владельцам объектов электроэнергетики в результате ограничения их прав на вывод указанных объектов из эксплуатации, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность лиц, нарушающих установленный настоящей статьёй порядок временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, окончательного вывода действующих объектов электроэнергетики из эксплуатации устанавливается законодательством Российской Федерации.

6. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учётом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.

7. В случае уведомления уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики об их намерении прекратить использование данных объектов Правительство Российской Федерации вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев выставить эти объекты на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.

Статья 45. Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации Править

Отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учётом установленных настоящим Федеральным законом особенностей оперативно-диспетчерского управления работой теплоэлектростанций в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, в оптовом рынке, а также устанавливаемых Правительством Российской Федерации особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Статья 46. Формирование технологического резерва мощностей по производству электрической энергии Править

1. В целях поддержания в Единой энергетической системе России достаточного резерва установленных генерирующих мощностей осуществляется формирование перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии.

2. Порядок формирования перспективного источника средств на услуги по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 46.1. Обеспечение надёжного функционирования тепловых электростанций Править

1. Собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждёнными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, с учётом особенностей, установленных настоящим пунктом для тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ.

На тепловых электростанциях, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, запасы топлива создаются в случае электроснабжения и (или) теплоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ и осуществляющих электроснабжение и (или) теплоснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства, вправе создавать и использовать запасы иных видов топлива с учётом проектной документации на строительство, реконструкцию тепловой электростанции.

В случае невозможности использования в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию тепловой электростанции иного вида топлива, собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, обязаны обеспечить наличие иного источника электроснабжения и (или) теплоснабжения в объёме, необходимом для потребления объектами жилищно-коммунального хозяйства.

2. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона Править

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 7, пунктов 1 — 3 статьи 8, пункта 3 статьи 12, статей 34 и 44 настоящего Федерального закона, а также ограничений, налагаемых на группы лиц, аффилированных лиц организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора пунктом 4 статьи 8 и пунктом 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Пункт 2 статьи 7, пункты 1 — 3 статьи 8, пункт 3 статьи 12, статьи 34 и 44 настоящего Федерального закона, а также ограничения, налагаемые на группы лиц, аффилированных лиц организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора пунктом 4 статьи 8 и пунктом 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, вступают в силу с 1 июля 2008 года.

Положения статьи 32 настоящего Федерального закона применяются с учётом особенностей, установленных правилами оптового рынка для купли-продажи электрической энергии и мощности, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации

Ст. 44 ФЗ Об электроэнергетике» (35-ФЗ) в последней действующей редакции от 1 декабря 2010 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации

1. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определенные Правительством Российской Федерации, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с:

  • системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования;
  • уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации.

Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

2. Системный оператор, осуществляющий согласование временного вывода объектов электроэнергетики в ремонт, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственника или иного законного владельца указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем шесть месяцев в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате временного вывода соответствующих объектов из эксплуатации.

В случае, если к системному оператору одновременно обратились несколько собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики с просьбой о согласовании их вывода в ремонт, при осуществлении такого согласования он не вправе совершать действия, создающие дискриминационные или, напротив, благоприятные условия для деятельности отдельных лиц из числа указанных собственников.

Это интересно:  Скупка краденного статья 175 УК РФ с комментариями, наказание в 2019 году

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление согласования окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственников указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем два года в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате вывода указанных объектов из эксплуатации. В случае, если продолжение эксплуатации таких объектов ведёт к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам этих объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация.

4. Убытки, причиненные собственникам или иным законным владельцам объектов электроэнергетики в результате ограничения их прав на вывод указанных объектов из эксплуатации, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность лиц, нарушающих установленный настоящей статьёй порядок временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, окончательного вывода действующих объектов электроэнергетики из эксплуатации устанавливается законодательством Российской Федерации.

6. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учётом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.

7. В случае уведомления уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики об их намерении прекратить использование данных объектов Правительство Российской Федерации вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев выставить эти объекты на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.

ФЗ. Глава 8. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике

Глава 8

Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике

Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов

Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).

Статья 43. Особенности ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики

  • 1. Субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:
  • производству электрической энергии;
  • передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);
  • реализации (сбыту) электрической энергии;
  • оперативно-диспетчерскому управлению.
  • 2. Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации

  • 1. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определенные Правительством Российской Федерации, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с:
  • системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования;
  • уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации.

Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

  • 2. Системный оператор, осуществляющий согласование временного вывода объектов электроэнергетики в ремонт, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственника или иного законного владельца указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем шесть месяцев в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате временного вывода соответствующих объектов из эксплуатации.

В случае, если к системному оператору одновременно обратились несколько собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики с просьбой о согласовании их вывода в ремонт, при осуществлении такого согласования он не вправе совершать действия, создающие дискриминационные или, напротив, благоприятные условия для деятельности отдельных лиц из числа указанных собственников.

  • 3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление согласования окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственников указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем два года в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате вывода указанных объектов из эксплуатации. В случае, если продолжение эксплуатации таких объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам этих объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация.
  • 4. Убытки, причиненные собственникам или иным законным владельцам объектов электроэнергетики в результате ограничения их прав на вывод указанных объектов из эксплуатации, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 5. Ответственность лиц, нарушающих установленный настоящей статьей порядок временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, окончательного вывода действующих объектов электроэнергетики из эксплуатации устанавливается законодательством Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2010 года Федеральным законом от 26 июля 2010 года N 189-ФЗ).

  • 6. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
  • 7. В случае уведомления уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики об их намерении прекратить использование данных объектов Правительство Российской Федерации вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев выставить эти объекты на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.

Статья 45. Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации

Отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей оперативно-диспетчерского управления работой теплоэлектростанций в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, в оптовом рынке, а также устанавливаемых Правительством Российской Федерации особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Статья 46. Формирование технологического резерва мощностей по производству электрической энергии

  • 1. В целях поддержания в Единой энергетической системе России достаточного резерва установленных генерирующих мощностей осуществляется формирование перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии.

(Пункт дополнен с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ).

  • 2. Порядок формирования перспективного источника средств на услуги по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии устанавливается Правительством Российской Федерации.

(Пункт дополнен с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ).

Статья 46.1. Обеспечение надежного функционирования тепловых электростанций

  • 1. Собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом для тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ.

На тепловых электростанциях, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, запасы топлива создаются в случае электроснабжения и (или) теплоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ и осуществляющих электроснабжение и (или) теплоснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства, вправе создавать и использовать запасы иных видов топлива с учетом проектной документации на строительство, реконструкцию тепловой электростанции.

В случае невозможности использования в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию тепловой электростанции иного вида топлива, собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, обязаны обеспечить наличие иного источника электроснабжения и (или) теплоснабжения в объеме, необходимом для потребления объектами жилищно-коммунального хозяйства.

  • 2. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(Статья дополнительно включена с 1 декабря 2010 года Федеральным законом от 26 июля 2010 года N 189-ФЗ).

Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  • 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 7, пунктов 1-3 статьи 8, пункта 3 статьи 12, статей 34 и 44 настоящего Федерального закона, а также ограничений, налагаемых на группы лиц, аффилированных лиц организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора пунктом 4 статьи 8 и пунктом 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Пункт 2 статьи 7, пункты 1-3 статьи 8, пункт 3 статьи 12, статьи 34 и 44 настоящего Федерального закона, а также ограничения, налагаемые на группы лиц, аффилированных лиц организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора пунктом 4 статьи 8 и пунктом 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, вступают в силу с 1 июля 2008 года.

Положения статьи 32 настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, установленных правилами оптового рынка для купли-продажи электрической энергии и мощности, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Это интересно:  Статья 601 ГК РФ. Договор пожизненного содержания с иждивением

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2007 года Федеральным законом от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ).

  • 2. Пункт утратил силу с 30 декабря 2010 года — Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 401-ФЗ.

«Комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» (постатейный) (Жанэ А.Д.) («Юстицинформ», 2005)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2004
N 211-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Электроэнергетика, будучи базовой отраслью экономики Российской Федерации, является неотъемлемым фактором обеспечения цивилизованной жизни всех граждан страны. В этих условиях особую значимость обретают нормы Закона, сфера правового регулирования которого определена настоящей статьей.
2. Как отмечалось разработчиками Закона, предпосылкой его принятия выступала несформированность системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере функционирования электроэнергетического комплекса. Отсутствие кодификации энергетического права в условиях динамично развивающейся правовой базы в данной сфере приводило к образованию в законодательстве об энергоснабжении многочисленных пробелов. Особое значение имел вопрос квалификации договорных отношений в этой отрасли.
Предметом правового регулирования § 6 гл. 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения является достаточно узкая сфера отношений между энергоснабжающими организациями и потребителями энергии, тогда как к иным специфическим видам правоотношений в электроэнергетике положения ГК РФ о договоре энергоснабжения фактически неприменимы. Под сферу действия отдельных федеральных законов, касающихся отношений в сфере электроэнергетики, подпадают частные вопросы отношений в секторе: ценообразование, лицензирование отдельных видов деятельности, особенности банкротства энергокомпаний, особенности обращения акций организаций электроэнергетики и др. При этом ни один из законодательных актов не дает представления о системе хозяйственных отношений на рынке электроэнергии, участниках рынка, их правах и ответственности, системе управления технологической инфраструктурой рынка.
Отсутствие системного понимания сущности отношений в энергетическом секторе делало возможным произвольное применение отрывочных норм соответствующих федеральных законов.
С учетом необходимости решения сформулированных задач нормы Закона направлены на регламентацию:
1) основ организации электроэнергетики;
2) вопросов функционирования единой национальной (общероссийской) электрической сети;
3) оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
4) системы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике;
5) вопросов функционирования оптового и розничных рынков;
6) особенностей осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике
Комментарий к статье 2
1. Комментируемая статья определяет круг актов, составляющих законодательство Российской Федерации об электроэнергетике. К таким актам, в частности, отнесены:
1) ГК РФ;
2) Закон;
3) иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики;
4) указы Президента РФ;
5) постановления Правительства РФ.
Встречающиеся в Законе отсылки к законодательству Российской Федерации об электроэнергетике означают отсылки исключительно к перечисленным актам.
Иные правовые акты в состав законодательства Российской Федерации об электроэнергетике не включены. Вместе с тем определение содержания понятия «законодательство Российской Федерации об электроэнергетике» введено, по всей видимости, в целях облегчения формулирования последующих норм Закона и не должно исключать использование термина «законодательство Российской Федерации об электроэнергетике» в широком смысле для обозначения совокупности всех актов, направленных на регулирование вопросов электроэнергетики.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике носит межотраслевой характер (включает в себя нормы различных отраслей права), что не позволяет однозначно отнести его к ведению Российской Федерации, ее субъектов или совместному ведению Федерации и ее субъектов.
2. Из содержания комментируемой статьи следует, что ГК РФ, Закон и иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, занимают главенствующее положение в иерархии актов законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, в силу чего нормы указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ не должны им противоречить.
Между тем из этого правила существуют исключения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 539 ГК РФ нормы § 6 гл. 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются к отношениям по договору снабжения электрической энергией, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, закреплен приоритет подзаконных актов перед нормами закона (ГК РФ).
3. Комментируемая статья не позволяет однозначно определить иерархическое соотношение норм федеральных законов (Закона и иных федеральных законов), регулирующих отношения в сфере электроэнергетики. С учетом этого в случае коллизии отдельных положений, содержащихся в различных федеральных законах, необходимо руководствоваться общепринятыми в теории права правилами и методами преодоления конкуренции норм, к которым можно отнести правила:
1) применения акта, изданного позднее;
2) приоритета кодифицированного акта;
3) приоритета специальной нормы перед общей;
4) нормативно установленного приоритета;
5) отраслевого приоритета.
4. Необходимо учитывать, что акты законодательства Российской Федерации об электроэнергетике подлежат применению лишь после официального опубликования.
В соответствии со ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» официальным опубликованием законодательного акта считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после

Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (С. В. Матиящук, 2012)

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», который впервые в истории российского права сформировал отрасль законодательства в сфере электроснабжения. В комментарии приводятся пояснения положений и норм Закона в его актуальной редакции, с учетом новейших изменений и действующих подзаконных актов; рассматриваются примеры из практики его правоприменения. Подробно анализируется система договорных отношений на оптовом и розничном рынках электроэнергии, а также правовая модель рынка мощности. Особое место отведено становлению рынка когенерации в нашей стране, раскрываются его важнейшие особенности. Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, практикующих юристов, а также всех читателей, интересующихся проблемами правового регулирования договорных отношений на рынках электрической энергии.

Оглавление

  • Предисловие
  • Комментарий к Федеральному закону. от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ. «Об электроэнергетике»
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Основы организации электроэнергетики
  • Глава 3. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть
  • Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (С. В. Матиящук, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основы организации электроэнергетики

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики

1. Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Законодательство об электроэнергетике, согласно ст. 71 Конституции РФ, находится в ведении Российской Федерации. Основным актом, регулирующим отношения, связанные со снабжением потребителей электрической энергией, является комментируемый Закон. Отношения по поводу производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии на федеральном уровне наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента РФ, которые не должны противоречить комментируемому Закону и иным федеральным законам. Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные обороту электрической энергии как на оптовом рынке, так и на розничных рынках электроэнергии, но только в случаях, прямо предусмотренных ст. 21 Закона об электроэнергетике. В свою очередь, уполномоченными Правительством РФ в области регулирования отношений в сфере электроэнергетики федеральными органами исполнительной власти являются:

Министерство энергетики РФ (далее – Минэнерго России), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере электроэнергетики; [1]

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), которая осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федераци и контроль за их применением [2] . Кроме т ого, Федеральная служба по тарифам является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике;

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) [3] , осуществляющая антимонопольное регулирование в сфере электроэнергетики, в том числе контроль на оптовом и розничном рынках, с учетом особенностей, установленных законодательством в области электроэнергетики;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) [4] , осуществляющая контроль за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике).

Статья 5. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики

1. Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

2. Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках.

3. Субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России.

Функционирование электроэнергетики базируется на технологической и экономической основах. В свою очередь, технологическую основу функционирования электроэнергетики условно можно разделить на следующие уровни:

1) уровень оптового рынка электрической энергии. Технологическую основу работы оптового рынка электрической энергии составляют линии электропередачи и другие объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие его функционирование, а также параллельную работу Единой энергетической системы, которые принадлежат на праве собственности или на ином законном основании субъектам оптового рынка. Согласно ст. 7 комментируемого Закона этот комплекс объектов именуется единой национальной (общероссийской) электрической сетью. В российском законодательстве принято разделять сети на относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети и, соответственно, не относящиеся к ней. Критерии такого разделения закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881 «О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» [5] , согласно которому к электросетям на оптовом рынке относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых выше 330 киловольт, а также линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт, но при этом обеспечивающие соединение и параллельную работу Единой энергетической системы страны;

Это интересно:  Гпк рф статья 152

2) уровень розничных рынков электрической энергии. Технологическую основу розничных рынков электрической энергии составляют территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881 «О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» к электросетям на розничных рынках относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых ниже 330 киловольт;

3) уровень оперативно-диспетчерского управления. Основная особенность ЕЭС России, заключающаяся в неразрывной связи отдельных ее элементов, требует единого управления процес сом работы всей системы; и, как следствие, с начала развития энергетических систем возникла необходимость централизованного управлениями ими. С этой целью были созданы диспетчерские управления. Оперативное управление в электроэнергетике называют диспетчерским, потому что оно осуществляется специализированными диспетчерскими службами. Диспетчерское управление производится централизованно и непрерывно в течение суток. В основе оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России лежит базовый принцип, согласно которому все операции с тем или иным оборудованием проводятся только по распоряжению диспетчерского управления. Иерархическая система диспетчерского управления ЕЭС России состоит из трех ступеней: центральное диспетчерское управление (г. Москва); семь объединенных диспетчерских управлений (ОДУ); пятьдесят девять региональных диспетчерских управлений (РДУ).

Система отношений, складывающихся на первых двух вышеуказанных уровнях и связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности, образуют экономическую основу функционирования электроэнергетики.

Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики

1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:

обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;

технологическое единство электроэнергетики;

обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;

свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;

содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;

обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) (далее – регулируемый вид деятельности);

обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;

экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.

2. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

В комментируемой статье Закона закрепляются основные принципы организации отношений в сфере электроэнергетики. Как известно, принцип является центральным понятием, руководящей идеей, основанием системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на соответствующие общественные отношения.

Комментируемый Закон является базовым законом, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, – они образуют исходные начала в области регламентирования отношений на рынке электрической энергии, учитываются законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативных правовых актов о снабжении потребителей электрической энергией.

Государственная политика направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере электроэнергетики; и, как следствие, все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обязаны проводить в жизнь эти принципы.

Комментируемая статья указывает, что организация отношений в сфере электроэнергетики основывается на следующих принципах.

Энергетическая безопасность Российской Федерации. Необходимо учитывать, что постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» ЕЭС России признана общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности государства.

Технологическое единство электроэнергетики. Технологическую часть ЕЭС России составляет единая национальная (общероссийская) энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны в европейской части, Сибири и Забайкалье. В целях ее сохранения и укрепления, в том числе и обеспечения единства технологического управления, передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление признаны естественно-монопольными секторами в электроэнергетике.

Обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики. Этот принцип предполагает, что системы электроснабжения, в составе которых функционируют энергопринимающие устройства потребителей, должны быть способны обеспечить им поставку электрической энергии (мощности) в соответствии с договорными обязательствами при соблюдении установленных требований к качеству энергии, а также безопасности электроснабжения.

Свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики. Одним из ключевых направлений реформы, проводимой в сфере электроэнергетики, является создание новой системы организации торговли электрической энергией на конкурентной основе. Для достижения этой цели формируется новая модель отрасли, предусматривающая отделение деятельности по передаче электроэнергии и деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению производственными процессами, которые являются естественно-монопольными секторами в электроэнергетике, от деятельности по производству и сбыту, которые рассматриваются как конкурентные секторы.

Соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей. Важно учитывать, что деятельность по снабжению потребителей электрической энергией является естественно-монопольной, и, следовательно, топливно-энергетический комплекс России не может функционировать без активного и расширяющегося участия государства в организации и осуществлении отношений в сфере снабжения потребителей электроэнергией. Государство воздействует на эти отношения, вводит ряд ограничений как для поставщиков, так и для потребителей, но вместе с тем такие ограничения должны вводиться с соблюдением баланса экономических интересов участников этих отношений на основе доступности электроэнергии.

Недискриминационные и стабильные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики. Этот принцип основывается на том, что в соответствии требованиями антимонопольного законодательства субъекты естественных монополий обязаны осуществлять подключения энергопотребляющих установок потребителей к системам электроснабжения, а также производить электрическую энергию и оказывать услуги по ее передаче потребителям на недискриминационных условиях.

Содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг. Этот принцип требует эффективного использования электроэнергии при ее производстве, транспортировке и потреблении. Приоритет должен отдаваться производству и использованию энергоэффективных технологий, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, средств измерения и контроля за расходованием электроэнергии, систем автоматизированного управления электропотреблением.

Обеспечение экономической обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов). Этот принцип требует обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической энергии.

Обеспечение экологической безопасности электроэнергетики. В нашей стране развитие эленктроэнергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды. Для реализации государственной политики экологической безопасности в сфере электроэнергетики предусматриваются следующие мероприятия: экономическое стимулирование использования высокоэкологичных производств, экологически чистых малоотходных и безотходных технологий производства и потребления электроэнергии за счет установления жестких экологических требований к деятельности субъектов рынка электрической энергии, создания системы компенсационных выплат государству за их нарушение, введения и правовой регламентации принципов экологического страхования; ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы; создание экологически чистых энергосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и потребление электроэнергии, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия и т. п.

Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии. Этот принцип требует определения экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли при расчете платы за мощность, поскольку поставщики должны в установленные сроки обеспечить готовность генерирующего оборудования (агрегатов) к выработке электроэнергии установленных количества и качества. И следовательно, плата за мощность предназначена компенсировать затраты, связанные с поддержанием генерирующего оборудования в работоспособном состоянии.

Статья написана по материалам сайтов: ru.wikisource.org, dogovor-urist.ru, sedevi.ru, www.lawmix.ru, kartaslov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector