+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 427.1 ГПК РФ. Дела, связанные с выполнением судами функций содействия в отношении третейского суда

СТ 427.1 ГПК РФ

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются при выполнении судом функций содействия в отношении третейского разбирательства, если место арбитража находится на территории Российской Федерации.

2. В соответствии с настоящей главой суд выполняет следующие функции содействия в отношении третейских судов:

1) разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;

2) разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;

3) разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи.

3. Суд осуществляет функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части второй настоящей статьи, только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Суд осуществляет функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части второй настоящей статьи, на основании заявления о выполнении судом функций содействия в отношении третейского суда (далее — заявление о содействии), поданного лицом или лицами, участвующими в третейском разбирательстве.

5. Заявление о содействии подается в районный суд по месту осуществления соответствующего третейского разбирательства в срок, не превышающий одного месяца со дня, когда лицу, подающему заявление о содействии, стало известно или должно было стать известно об обстоятельствах, являющихся основанием для подачи заявления о содействии.

6. Заявление о содействии оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты искового заявления неимущественного характера.

Содержание

Комментарий к Статье 427.1 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемой статьей определены дела, связанные с выполнением судами функций содействия в отношении третейского суда.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи правила, установленные гл. 47.1 ГПК РФ, применяются при выполнении судом функций содействия в отношении третейского разбирательства, если место арбитража находится на территории Российской Федерации.

Суд выполняет следующие функции содействия в отношении третейских судов:

— разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;

— разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;

— разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи (ч. 2).

Данные функции содействия суд осуществляет в отношении третейского суда только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 3).

В силу ч. 4 комментируемой статьи суд осуществляет функции содействия в отношении третейского суда на основании заявления о выполнении судом функций содействия в отношении третейского суда (далее — заявление о содействии), поданного лицом или лицами, участвующими в третейском разбирательстве.

Заявление о содействии подается, во-первых, в районный суд по месту осуществления соответствующего третейского разбирательства, во-вторых, в срок, не превышающий одного месяца со дня, когда лицу, подающему заявление о содействии, стало известно или должно было стать известно об обстоятельствах, являющихся основанием для подачи заявления о содействии (ч. 5).

Заявление о содействии оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты искового заявления неимущественного характера (ч. 6).

ГПК РФ Глава 47.1. Производство по делам, связанным с выполнением судами функций содействия в отношении третейских судов

Статья 427.1 ГПК РФ — Дела, связанные с выполнением судами функций содействия в отношении третейского суда

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются при выполнении судом функций содействия в отношении третейского разбирательства, если место арбитража находится на территории Российской Федерации.

2. В соответствии с настоящей главой суд выполняет следующие функции содействия в отношении третейских судов:

1) разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;

2) разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;

3) разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи.

3. Суд осуществляет функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части второй настоящей статьи, только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Суд осуществляет функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части второй настоящей статьи, на основании заявления о выполнении судом функций содействия в отношении третейского суда (далее — заявление о содействии), поданного лицом или лицами, участвующими в третейском разбирательстве.

5. Заявление о содействии подается в районный суд по месту осуществления соответствующего третейского разбирательства в срок, не превышающий одного месяца со дня, когда лицу, подающему заявление о содействии, стало известно или должно было стать известно об обстоятельствах, являющихся основанием для подачи заявления о содействии.

6. Заявление о содействии оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты искового заявления неимущественного характера.

Статья 427.2 ГПК РФ — Требования к заявлению о содействии

1. Заявление о содействии подается в письменной форме и подписывается лицом, его подающим, или его представителем.

2. В заявлении о содействии должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление о содействии;

2) состав третейского суда, рассматривающего спор;

3) наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

4) наименования сторон третейского разбирательства, их место нахождения или место жительства;

5) сведения о третейском судье (третейских судьях) либо кандидатах для назначения третейским судьей (третейскими судьями), в отношении которых подается заявление о содействии;

6) указание на обстоятельства, являющиеся основанием для обращения заявителя в суд за содействием в отношении третейского суда, а также указание на нормы федерального закона, предусматривающие выполнение судом тех функций, за выполнением которых обращается заявитель;

7) требование заявителя и основания требования.

3. В заявлении о содействии могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения о лице или лицах, подавших заявление о содействии.

4. К заявлению о содействии прилагаются:

1) надлежащим образом заверенная копия искового заявления в третейский суд с доказательствами его получения ответчиком. Копии указанных документов могут быть заверены председателем постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего соответствующее третейское разбирательство, или нотариально удостоверены;

2) подлинное соглашение о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для обращения заявителя в суд за содействием в отношении третейского суда;

4) документы, представляемые в обоснование требования заявителя;

5) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом;

6) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления о содействии.

5. Заявление о содействии, поданное с нарушением требований, предусмотренных статьей 427.1 настоящего Кодекса и настоящей статьей, оставляется без движения или возвращается лицу, его подавшему, по правилам, установленным статьями 135 и 136 настоящего Кодекса.

Статья 427.3 ГПК РФ — Порядок рассмотрения заявления о содействии

1. Заявление о содействии рассматривается единолично судьей районного суда по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных настоящей главой, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления о содействии в районный суд.

2. Стороны третейского разбирательства извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

3. При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений.

4. Если к моменту рассмотрения судом заявления о содействии для решения вопроса, указанного в пункте 1 части второй статьи 427.1 настоящего Кодекса, будет вынесено решение третейского суда по соответствующему спору, заявление о содействии подлежит оставлению без рассмотрения в связи с завершением третейского разбирательства. В этом случае сторона третейского разбирательства, подавшая заявление о содействии, не лишена права ссылаться на обстоятельства, являющиеся основанием для подачи заявления о содействии, при рассмотрении судом заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по соответствующему спору.

5. Судья, выполнявший функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части второй статьи 427.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в рассмотрении заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по соответствующему спору в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса.

Статья 427.4 ГПК РФ — Основания для удовлетворения заявления о содействии

1. Заявление об отводе третейского судьи подлежит удовлетворению судом при наличии одновременно следующих условий:

1) соблюдена процедура отвода третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и в соответствии с которой вопрос об отводе судьи передан на разрешение суда;

2) имеются основания для отвода третейского судьи, установленные федеральным законом.

2. Заявление о назначении третейского судьи подлежит удовлетворению судом при наличии одновременно следующих условий:

1) соблюдена процедура назначения третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и в соответствии с которой вопрос о назначении третейского судьи передан на разрешение суда;

2) суду представлены сведения, необходимые в соответствии с федеральным законом для решения вопроса о назначении третейского судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Заявление о прекращении полномочий третейского судьи подлежит удовлетворению судом при наличии одновременно следующих условий:

Это интересно:  Статья 21 ГПК РФ. Последствия удовлетворения заявления об отводе

1) соблюдена процедура прекращения полномочий третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и в соответствии с которой вопрос о прекращении полномочий передан на разрешение суда;

2) имеются основания для прекращения полномочий третейского судьи, установленные федеральным законом.

Статья 427.5 ГПК РФ — Определение суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда

1. По результатам рассмотрения заявления о содействии суд выносит определение по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса для вынесения определения.

2. В определении суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда должны содержаться следующие сведения:

1) сведения о составе третейского суда, рассматривающего спор, его месте нахождения;

2) наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

3) наименования сторон третейского разбирательства;

4) изложение обстоятельств, являющихся основанием для обращения заявителя в суд за содействием в отношении третейского суда, а также указание норм федерального закона или принятых в соответствии с ним правил, которые предусматривают выполнение судом тех функций, за выполнением которых обращается заявитель;

5) указание на удовлетворение требований заявителя полностью или в части либо отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части с приведением мотивов, по которым суд удовлетворил требования заявителя или отказал в их удовлетворении;

6) в случае удовлетворения требований заявителя сведения о третейском судье (третейских судьях), вопросы об отводе, о назначении или прекращении полномочий которого разрешены.

3. Определение суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда не может быть обжаловано.

Статья 427.1. Дела, связанные с выполнением судами функций содействия в отношении третейского суда Статья 427.2. Требования к заявлению о содействии Статья 427.3. Порядок рассмотрения заявления о содействии Статья 427.4. Основания для удовлетворения заявления о содействии Статья 427.5. Определение суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

Статья 427.1. Дела, связанные с выполнением судами функций содействия в отношении третейского суда

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются при выполнении судом функций содействия в отношении третейского разбирательства, если место арбитража находится на территории Российской Федерации.

2. В соответствии с настоящей главой суд выполняет следующие функции содействия в отношении третейских судов:

1) разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;

2) разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;

3) разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи.

3. Суд осуществляет функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части второй настоящей статьи, только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Суд осуществляет функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части второй настоящей статьи, на основании заявления о выполнении судом функций содействия в отношении третейского суда (далее — заявление о содействии), поданного лицом или лицами, участвующими в третейском разбирательстве.

5. Заявление о содействии подается в районный суд по месту осуществления соответствующего третейского разбирательства в срок, не превышающий одного месяца со дня, когда лицу, подающему заявление о содействии, стало известно или должно было стать известно об обстоятельствах, являющихся основанием для подачи заявления о содействии.

6. Заявление о содействии оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты искового заявления неимущественного характера.

Статья 427.2. Требования к заявлению о содействии

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

1. Заявление о содействии подается в письменной форме и подписывается лицом, его подающим, или его представителем.

2. В заявлении о содействии должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление о содействии;

2) состав третейского суда, рассматривающего спор;

3) наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

4) наименования сторон третейского разбирательства, их место нахождения или место жительства;

5) сведения о третейском судье (третейских судьях) либо кандидатах для назначения третейским судьей (третейскими судьями), в отношении которых подается заявление о содействии;

6) указание на обстоятельства, являющиеся основанием для обращения заявителя в суд за содействием в отношении третейского суда, а также указание на нормы федерального закона, предусматривающие выполнение судом тех функций, за выполнением которых обращается заявитель;

7) требование заявителя и основания требования.

3. В заявлении о содействии могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения о лице или лицах, подавших заявление о содействии.

4. К заявлению о содействии прилагаются:

1) надлежащим образом заверенная копия искового заявления в третейский суд с доказательствами его получения ответчиком. Копии указанных документов могут быть заверены председателем постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего соответствующее третейское разбирательство, или нотариально удостоверены;

2) подлинное соглашение о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для обращения заявителя в суд за содействием в отношении третейского суда;

4) документы, представляемые в обоснование требования заявителя;

5) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом;

6) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления о содействии.

5. Заявление о содействии, поданное с нарушением требований, предусмотренных статьей 427.1 настоящего Кодекса и настоящей статьей, оставляется без движения или возвращается лицу, его подавшему, по правилам, установленным статьями 135 и 136 настоящего Кодекса.

Статья 427.3. Порядок рассмотрения заявления о содействии

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

1. Заявление о содействии рассматривается единолично судьей районного суда по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных настоящей главой, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления о содействии в районный суд.

2. Стороны третейского разбирательства извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

3. При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений.

4. Если к моменту рассмотрения судом заявления о содействии для решения вопроса, указанного в пункте 1 части второй статьи 427.1 настоящего Кодекса, будет вынесено решение третейского суда по соответствующему спору, заявление о содействии подлежит оставлению без рассмотрения в связи с завершением третейского разбирательства. В этом случае сторона третейского разбирательства, подавшая заявление о содействии, не лишена права ссылаться на обстоятельства, являющиеся основанием для подачи заявления о содействии, при рассмотрении судом заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по соответствующему спору.

5. Судья, выполнявший функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части второй статьи 427.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в рассмотрении заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по соответствующему спору в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса.

Статья 427.4. Основания для удовлетворения заявления о содействии

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

1. Заявление об отводе третейского судьи подлежит удовлетворению судом при наличии одновременно следующих условий:

1) соблюдена процедура отвода третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и в соответствии с которой вопрос об отводе судьи передан на разрешение суда;

2) имеются основания для отвода третейского судьи, установленные федеральным законом.

2. Заявление о назначении третейского судьи подлежит удовлетворению судом при наличии одновременно следующих условий:

1) соблюдена процедура назначения третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и в соответствии с которой вопрос о назначении третейского судьи передан на разрешение суда;

2) суду представлены сведения, необходимые в соответствии с федеральным законом для решения вопроса о назначении третейского судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Заявление о прекращении полномочий третейского судьи подлежит удовлетворению судом при наличии одновременно следующих условий:

1) соблюдена процедура прекращения полномочий третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и в соответствии с которой вопрос о прекращении полномочий передан на разрешение суда;

2) имеются основания для прекращения полномочий третейского судьи, установленные федеральным законом.

Статья 427.5. Определение суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

1. По результатам рассмотрения заявления о содействии суд выносит определение по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса для вынесения определения.

2. В определении суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда должны содержаться следующие сведения:

1) сведения о составе третейского суда, рассматривающего спор, его месте нахождения;

2) наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

3) наименования сторон третейского разбирательства;

4) изложение обстоятельств, являющихся основанием для обращения заявителя в суд за содействием в отношении третейского суда, а также указание норм федерального закона или принятых в соответствии с ним правил, которые предусматривают выполнение судом тех функций, за выполнением которых обращается заявитель;

5) указание на удовлетворение требований заявителя полностью или в части либо отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части с приведением мотивов, по которым суд удовлетворил требования заявителя или отказал в их удовлетворении;

6) в случае удовлетворения требований заявителя сведения о третейском судье (третейских судьях), вопросы об отводе, о назначении или прекращении полномочий которого разрешены.

3. Определение суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда не может быть обжаловано.

Это интересно:  Статья 1472 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства

Выполнение судами функций содействия в отношении третейских судов (Терехова Л.А.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Изменения в законодательстве о третейских судах и их необходимость

К сожалению, именно «огосударствление» становится ключевой идеей реализации Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Примечательно, что от третейских судов, с одной стороны, хотят надежности и гарантий против злоупотреблений, отсюда и крен в сторону государственной поддержки. Отметим, например, возможность получить в государственном суде обеспечение иска, рассматриваемого в третейском суде, возможность получить исполнительный лист для исполнения решения третейского суда. Не секрет, что третейские суды были менее привлекательным институтом, пока не получили такой возможности. Но, с другой стороны, привлекательность третейских судов в целом все же в их автономности, в договорных, частных основах деятельности. Поэтому поддержка государственного суда необходима, но во всем нужно знать меру. Иначе из «карманного частного» можно легко превратиться в «карманный государственный».

Содействие или контроль?

Действительно, «наблюдатель» будет один. И в его деятельности можно будет выделить три уровня (или этапа):
1) оказание содействия при создании арбитражей (третейских судов);
2) оказание содействия уже созданным третейским судам;
3) контроль за решениями третейских судов: обжалование решений, выдача исполнительных листов для исполнения решений.
Функция содействия проявляет себя на двух первых этапах.
К делам, связанным с выполнением судами функций содействия в отношении третейского суда, § 3 гл. 30 АПК РФ и гл. 47.1 ГПК РФ, а также ст. 74.1 АПК РФ, ст. 63.1 ГПК РФ относят:
1) разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;
2) разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;
3) разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи (ст. 240.1 АПК РФ, ст. 427.1 ГПК РФ);
4) запросы третейского суда о содействии в получении доказательств (ст. 74.1 АПК РФ, ст. 63.1 ГПК РФ).
Первые три касаются любых третейских судов, а вот содействие последнего вида (связанное с получением доказательств) — только постоянно действующих арбитражных учреждений.
Все нормы о выполнении судами функций содействия в АПК РФ и ГПК РФ унифицированы. Они были внесены в одно время, одним Законом, по причине коренного изменения законодательства о третейских судах (арбитражах).
Прежде всего отметим совпадение требований к заявлению, подаваемому в суд (ст. 240.2 АПК РФ, ст. ст. 427.1, 427.2 ГПК РФ). Исключения составят только два обстоятельства: в ГПК РФ указано о подсудности таких дел районному суду (ст. 427.1), в то время как в АПК РФ — суду субъекта Федерации. АПК РФ (ч. 5 ст. 240.2), кроме того, упоминает возможность подачи заявления в электронном виде.
Заявление о содействии рассматривается единолично судьей по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления о содействии в суд. Стороны третейского разбирательства извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Сложность представляет ситуация, когда к моменту рассмотрения судом заявления о содействии для решения вопроса об отводе арбитра будет вынесено решение третейского суда по соответствующему спору. В этом случае заявление о содействии необходимо оставить без рассмотрения в связи с завершением третейского разбирательства.
В то же время небольшой «бонус» от такой ситуации сторона третейского разбирательства, подававшая заявление о содействии, все же получит. Впоследствии она сможет ссылаться на обстоятельства, являющиеся основанием заявления о содействии, при рассмотрении судом заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по тому же спору (ч. 4 ст. 240.3 АПК РФ, ч. 4 ст. 427.3 ГПК РФ). Применительно к таким делам также действует правило о недопустимости участия судьи, выполнявшего функции содействия в отношении третейского суда, в рассмотрении заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по соответствующему спору в соответствии с общим правилом о недопустимости рассмотрения дела лицом, ранее участвовавшим в рассмотрении данного дела в качестве судьи (п. 1 ч. 1 ст. 21 АПК РФ, ст. 17 ГПК РФ).
Заявления по таким вопросам, как отвод третейского судьи, назначение третейского судьи, прекращение полномочий третейского судьи, подлежат удовлетворению судом при наличии одновременно двух обстоятельств: 1) соблюдения процедуры (соответственно отвода третейского судьи, назначения третейского судьи, прекращения полномочий третейского судьи) и 2) наличия оснований для отвода (назначения, прекращения полномочий).
В АПК РФ применительно к процедуре назначения третейского судьи есть еще дополнительное условие — в соответствии с федеральным законом арбитражный суд должен иметь полномочие решить вопрос, связанный с назначением третейского судьи (п. 2 ч. 2 ст. 240.4).
Отметим, что определение суда по делу о выполнении функций содействия в отношении третейского суда не может быть обжаловано (ст. 240.5 АПК РФ, ст. 427.5 ГПК РФ).
Содействие получению доказательств, несмотря на то что нормы об этом расположены в главах о доказательствах, следует отнести еще к одной форме оказания содействия третейским судам. Из этой процедуры исключены арбитражи для разрешения конкретного спора (ч. 1 ст. 74.1 АПК РФ, ч. 1 ст. 63.1 ГПК РФ).
Третейский суд с местом арбитража на территории Российской Федерации в случае возникновения необходимости получения доказательств, требующихся для разрешения спора, вправе обратиться в суд, на территории которого находятся истребуемые доказательства, с запросом о содействии в получении этих доказательств. Имеется в виду, что суд истребует эти доказательства по общим правилам совершения данного действия. Необходим запрос от третейского суда, который выдается стороне, и уже этот участник непосредственно обращается в государственный суд. Это арбитражный суд субъекта Федерации или районный суд в системе судов общей юрисдикции.
Запрос к арбитражному суду допустим для получения письменных доказательств, вещественных доказательств и иных документов и материалов (ч. 3 ст. 74.1 АПК РФ). Запрос, направляемый в суд общей юрисдикции, возможен для получения письменных доказательств, вещественных доказательств и аудио- и видеозаписей (ч. 3 ст. 63.1 ГПК РФ). Срок исполнения судом подобного запроса — 30 дней со дня получения.
Запрос не подлежит исполнению в следующих случаях:
1) запрос направлен для получения доказательств, не предусмотренных законом;
2) исполнение запроса может нарушить права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в третейском разбирательстве;
3) запрос направлен в отношении спора, который не подлежит рассмотрению в третейских судах (ч. 2 ст. 33 АПК РФ, ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ);
4) запрос позволяет обеспечить доступ к информации, составляющей государственную тайну;
5) запрос позволяет обеспечить доступ к информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, в отношении лиц, не участвующих в третейском разбирательстве.
У функций «содействия» можно усмотреть сразу несколько признаков «контроля»:
1) при решении вопросов, связанных с отводом третейского судьи, назначением третейского судьи, прекращением полномочий третейского судьи, фактически речь идет о контроле за составом арбитров;
2) запрос доказательств ограничен по категориям судов, по видам средств доказывания, по характеру истребуемой информации; в последнем случае контролируется, чтобы стороны не получили «лишней» информации: нарушающей права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в третейском разбирательстве; составляющей государственную тайну; составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, в отношении лиц, не участвующих в третейском разбирательстве;
3) суд контролирует, не направлен ли запрос на получение доказательств, не предусмотренных законом, либо в отношении спора, который не подлежит рассмотрению в третейских судах (ч. 2 ст. 33 АПК РФ, ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ).
Таким образом, можно констатировать, что функция «содействия» не является содействием в чистом виде, здесь присутствуют (и, очевидно, они необходимы) и элементы контроля. Подобный подход правомерен и позволяет вовремя реагировать на возможные незаконные действия или злоупотребления правами.
Однако заметим, что на всех подобных этапах произойдет потеря времени (выбор арбитров, вопросы их полномочий, получение доказательств и др.). Это не будет способствовать повышению привлекательности третейских судов, поскольку одной из ее составляющих была быстрота производства.

Выводы

В ситуации, когда имеется настоятельная необходимость разгрузки судов (эта проблема существует долгие годы), когда сам законодатель с очевидностью ищет пути такой разгрузки (расширение сферы применения приказного и упрощенного производств тому пример), создавать искусственно проблемы в деятельности третейских судов по меньшей мере непродуктивно.

Производство по делам, связанным с выполнением судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов

Решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей с местом арбитража на территории Российской Федерации (третейские суды) могут быть оспорены сторонами третейского разбирательства, а также иными лицами, в отношении прав и обязанностей которых вынесено решение третейского суда, путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса. С заявлением об отмене решения третейского суда вправе обратиться прокурор, если решение третейского суда затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно оспорить решение третейского суда.

Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. По соглашению сторон третейского разбирательства заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в районный суд по месту жительства или месту нахождения одной из сторон третейского разбирательства.

Лицо, которое не является стороной третейского разбирательства и в отношении прав и обязанностей которого вынесено решение третейского суда, а также прокурор в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе подать заявление об отмене этого решения в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня, когда указанное лицо узнало или должно было узнать об оспариваемом им решении третейского суда.

Это интересно:  Статья 189.88 закона о банкротстве

Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных настоящей главой, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в суд.

При подготовке дела об отмене решения третейского суда к судебному разбирательству по ходатайству лиц, участвующих в деле, суд может истребовать из постоянно действующего арбитражного учреждения или органа, уполномоченного на хранение материалов третейского дела в соответствии с законодательством Российской Федерации, материалы дела, решение по которому оспаривается в суде, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для истребования доказательств.

При рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда лица, которое не является стороной третейского разбирательства и в отношении прав и обязанностей которого вынесено решение третейского суда, суд обязан привлечь к участию в деле все стороны третейского разбирательства.

Лица, участвующие в деле об отмене решения третейского суда, извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

Сущность производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Подведомственность дел, возникших из публичных правоотношений.

Сущность данного вида судопроизводства предопределяет его самостоятельность в системе гражданского процессуального права. По правилам данного производства судами рассматриваются и разрешаются дела не только из административно-правовых отношений в собственном смысле, но и из государственно-правовых (избирательных), финансово-правовых (налоговых) и некоторых других отношений.

Общее для всех дел заключается в том, что они связаны с деятельностью различных управленческих и законодательных структур либо с работой различных должностных лиц.

В гражданском судопроизводстве в юридических отношениях, с одной стороны, обязательно участвуют орган управления, законодательный орган или должностное лицо и гражданин — с другой. Предметом их разбирательства является правовой спор в сфере публичных правоотношений (субординации).

В судебном рассмотрении возникшего конфликта стороны занимают равноправное процессуальное положение, поэтому в данном случае имеет место спор о праве имущественного или неимущественного характера, и его своеобразие состоит в том, что он подлежит разрешению на основании норм административного (избирательного, налогового) права в порядке гражданского судопроизводства.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению и разрешению судом, перечислены в ст. 245 ГПК и к ним относятся:

— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

— по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила о заочном производстве. Кроме того, при рассмотрении и разрешении дел данной категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Суд может признать обязательной явку должностных лиц и в случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 246 ГПК).

Уровень гражданской процессуальной регламентации данного производства в целом значительно выше, чем у искового производства. Так, законом определены сроки обращения в суд заинтересованных лиц и судебного разбирательства, состав участников, предмет, средства и распределение обязанностей по доказыванию, полномочия судьи и др.

Специальная компетенция (подведомственность):

Дела об оспаривании НПА полностью или в части, если это не отнесено к компетенции иных судов (уставных судов субъектов)

Дела об оспаривании решений, действий органов гос власти, о.м.с. и т.д.

Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

Иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные ФЗ к ведению суда.

53. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Предмет: ненормативные акты (решения), действия (бездействие) субъектов, наделенных властными полномочиями в социальной сфере и прямо указанных в ст. 245. Действия иных субъектов не могут быть оспорены в этом производстве.

Спора о защите субъективного прав здесь нет. Непосредственным объектом защиты выступают законные интересы конкретного гражданина или организации (но не публичный интерес).

К решениям, действиям гос органов, омс ГПК относить коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых:

Нарушены права и свободы граждан

Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

На гражданина незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности

По данной категории дел устанавливается смешанная подведомственность: гражданин впрве обратиться с заявлением непосредственно в суд или в вышестоящий орган; последнее не препятствует последующему обращению в суд.

ВС РФ дела об оспаривании ненормативных актов Президента, палат ФС, Правительства РФ

Верховный суд субъекта заявления об оспаривании отказа в разрешении на выезд из РФ в связи с тем, что заявитель является носителем гос тайны

Территориальная подсудность – альтернативная: заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа

Особенность: право суда приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (ч.4 ст 254)

Срок обращения с заявлением: 3 месяца, начиная со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод; его пропуск не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться причиной в удовлетворении заявления. Суд вправе восстановить пропущенный срок, если найдет причины уважительными.

Рассмотрев дело по существу и признав заявление обоснованным, суд выносит решение об обязанности органа устранить в полном объеме допущенное нарушение права или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В резолютивной части указывается конкретное действие, которое должен совершить обязанный субъект. Судебное решение является основанием для действия обязанного субъекта.

Решение суда в течении 3х дней с момента вступления в законную силу направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа. Указанные субъекты должны сообщить суду и гражданину об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. В случае неисполнения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяют в отношении органа меры, предусмотренные ФЗ.

Судебные решения вступают в силу по общим правилам.

Статья написана по материалам сайтов: www.gpkod.ru, razvodideti.ru, www.bibliotekar.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, studopedia.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector