+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 26 Федерального закона N 499-ФЗ О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты..»»

Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства

Также установлено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, содержащие текстовое и графическое описания местоположения ее границ и перечень координат их характерных точек в установленной системе координат.

Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются Росреестром.

Подготовка описаний местоположения границ этих зон обеспечивается правообладателями объектов, для эксплуатации которых они установлены, или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.

Правообладатели должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение 15 дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны.

Кроме того, установлено, что с 1 января 2018 года для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требуются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны.

Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.

Начало действия документа — 13.07.2015 (за исключением отдельных положений).

13 июля 2015 года

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июля 2015 года

8 июля 2015 года

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 50, ст. 5282; N 52, ст. 5498; 2008, N 30, ст. 3597; 2011, N 27, ст. 3880; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418) следующие изменения:

1) в подпункте 5 пункта 3 статьи 11.3 слово размещения» заменить словами «строительства, реконструкции»;

2) в пункте 4 статьи 39.7 слова «пункта 1» исключить;

3) в подпункте 7 пункта 4 статьи 39.11 слово «размещения» заменить словом «расположения»;

4) в статье 39.24:

а) в пункте 1 слова «настоящим пунктом» заменить словами «настоящей статьей»;

б) в пункте 2 слово «, организация» исключить;

5) в пункте 3 статьи 56.4 слова «строительство которых планируется» заменить словами «строительство, реконструкция которых планируются»;

Пункт 6 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2016 года.

6) статью 87 дополнить пунктами 5.1 — 5.3 следующего содержания:

«5.1. Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

5.2. Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.

5.3. Правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Статья 2 вступает в силу с 1 января 2016 года.

В абзаце третьем статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2582; 2008, N 20, ст. 2251; 2014, N 43, ст. 5799) слова «зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,» исключить.

Внести в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 31, ст. 3442; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4195; N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4591; N 49, ст. 7015; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2014, N 43, ст. 5799) следующие изменения:

а) дополнить пунктом 12 следующего содержания:

«12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;»;

Подпункт «б» пункта 1 статьи 3 вступает в силу с 1 января 2018 года.

б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Предоставление предусмотренных настоящим пунктом документов не требуется в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства и в результате указанной реконструкции местоположение границ ранее установленной охранной зоны не изменилось.»;

2) в части 3.3 слова «7 и 8» заменить словами «7, 8, 12 и 13»;

3) дополнить частью 10.1 следующего содержания:

«10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».»;

Пункт 4 статьи 3 вступает в силу с 1 января 2018 года.

4) дополнить частью 10.2 следующего содержания:

«10.2. В случае, предусмотренном пунктом 13 части 3 настоящей статьи, обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию являются представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.».

Статья 4 вступает в силу с 1 января 2016 года.

Внести в статью 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2009, N 52, ст. 6410; 2011, N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; 2013, N 30, ст. 4083; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558) следующие изменения:

1) в части 5 слова «пунктами 2 — 5» заменить словами «пунктами 2, 3 и 5»;

2) дополнить частью 5.2 следующего содержания:

«5.2. Обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны.».

Часть 1 статьи 5 вступает в силу с 1 января 2018 года.

1. Действие положений пункта 13 части 3 и части 10.2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поданные до 1 января 2018 года.

2. Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункт 6 статьи 1, статьи 2 и 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года.

3. Подпункт «б» пункта 1, пункт 4 статьи 3, часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия

23 июня 2014 года был подписан Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступающий в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений. Закон устанавливает порядок образования земельных участков и регулирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Что этот закон означает для нас с вами?

Введение в проблематику

Чем определяется успешное выживание народа и его государственности? Ростом населения, ростом его культурного уровня, который выражается в повышении эффективности управления жизненно важными процессами, его достаточным материальным обеспечением, посредством 1) роста промышленности (т.к. она обеспечивает население потребительскими товарами), 2) роста темпов строительства (жилья и той же промышленности), 3) роста производительности сельского хозяйства (ибо никакая промышленность не нужна, и никакой космос недоступен, если населению нечего есть).

Все это – объекты инфраструктуры. Они не подвешены в воздухе, все они возводятся на земле. Дома и инженерные сети к ним надо строить быстро и с наименьшими затратами. А не тратить годы на бумажную волокиту вокруг прав на пустырь. Промышленность нужно строить быстро, не рискуя, что возведенные здания отнимут, сославшись на неправильно оформленную землю. Все от земли. Все вопросы упираются в землю. Потому земельный вопрос актуален всегда. Решает ли его новый закон?

С 1 марта 2015 года в России вступит в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ввиду того, что земля всегда есть основа любой хозяйственной деятельности, как сельскохозяйственной, так и промышленной, а также того, что сейчас в России преобладающая часть земли находится в государственной собственности, то указанный Федеральный закон № 171-ФЗ имеет ключевое значение.

Нюансы в данном вопросе заключены в словах «находится в государственной собственности». То есть чтобы на ней что-то делать, надо ее получить у государства — в большинстве случаев. Но как ее получить? Этот вопрос до настоящего момента оставался открытым.

Чтобы получить землю у государства, нужно иметь прописанное в законе право на это. Иначе чиновник, не найдя соответствующую норму, прямо указующую на его обязанность что-то сделать, ничего делать не будет. Далее, если у вас есть такое право, но не прописан порядок предоставления вам земли — результат будет тот же.

Но даже если и право у вас есть, и порядок такой прописан, то все равно этот механизм работать не будет, ибо он не говорит о том, как определить, сформировать земельный участок, который вы хотите получить и который чиновник вам должен предоставить. До настоящего момента в такую проблему и упирался существовавший порядок предоставления земли.

Дело в том, что в соответствии с настоящим законодательством, земля может попасть в хозяйственный оборот только как земельный участок, то есть как объект, который:

— имеет четкие границы (сформирован),

— имеет кадастровый номер (поставлен на государственный учет (ГКН)),

— имеет юридический статус — на него зарегистрированы права (поставлен на учет в государственный реестр прав (ЕГРП).

В настоящий момент большинство земель в «государственной собственности» не существуют, они как бы в статусе «держим в уме». Это выражается в белых пятнах на кадастровой карте Росреестра.

Более того, конкретного определения земельного участка как объекта хозяйственного оборота, не существовало.

Новый закон пытается решить эти проблемы:

— уточняется понятие «земельный участок»,

— устанавливается порядок формирования земельных участков,

— устанавливается порядок приобретения лицами земельных участков,

— вносятся корректирующие нормы в ряд других законов, связанных с земельными отношениями.

Ключевые положения нового порядка

1. Определены признаки земельного участка как объекта хозяйственного оборота и порядок его формирования.

В юридической практике (и не только в ней) почти все зависит от определения термина, которым оперирует закон. Вначале это может показаться только узко юридическим вопросом, не имеющим отношения к реальной деятельности, к сути проблемы, однако это не так. Нельзя управлять неопределенным и обсуждать неопределенное, как нельзя двум индивидам обсуждать слово «лук», не определившись, что они оба имеют в виду под этим словом — растение или оружие. Законодатели с третьей попытки (вначале определения земельного участка не было вообще), наконец, продемонстрировали элементы научного подхода, и для начала определились в терминах, что обещает разрешить множество вопросов, сейчас возникающих в судах.

«Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных… (законом) прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи» (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ)).

2. Определен порядок формирования земельного участка.

Законодатель указал полный и закрытый перечень документов, на основе которых можно формировать земельные участки, положив конец неразберихе, порождаемой противоречием нескольких законов, регулирующих земельные отношения, как это и указывалось в пояснительной записке к законопроекту. В частности, это были противоречия между Земельным, Лесным, Градостроительным кодексами и законом о садоводческих объединениях граждан (ст. 11.3 ЗК РФ):

Это интересно:  Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

«Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (только в случае, если нет проекта межевания территории).

Кроме этого указывается, когда возможно формирование земельного участка только при наличии проекта межевания:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (т.е. комплексной застройки);

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (то есть, например, в случае, когда надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое);

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала);

5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.).

Как видно, все завязывается на проект межевания, и в особенности на него замыкаются такие масштабные вопросы, как комплексная застройка и строительство линейных сооружений. Что это значит?

Это означает, что законодатель сделал шаг в сторону концепции распоряжения землей на основе документов комплексного территориального планирования и удаляется от идеи «лоскутного одеяла». Это можно назвать положительным явлением. Дело в том, что проект межевания в соответствии с Градостроительным кодексом, готовится на основе проекта планировки (или зачастую, как его часть), смысл которого есть комплексное рациональное размещение на определенной территории объектов инфраструктуры, призванное не допустить строительства «шанхаев», никак не обеспеченных ни дорогами, ни инженерной инфраструктурой, ни транспортом. Кроме того, проект планировки напрямую связан с назначением земельных участков, их видом разрешенного использования.

Итого: сначала планирование использования территории, потом — предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как это было с наболевшим фактом точечной застройки.

Хотя для полноты следует отметить, что механизм внесения изменений в проект планировки и в документ «над ним» — правила землепользования и застройки, никто не отменял.

Значит, нуждающемуся в земле лицу нужен один из этих документов: либо проект межевания (порядок его принятия регулируется Градостроительным кодексом), либо схема расположения земельного участка (СЗУ). Лесные участки пока не рассматриваем, это совершенно отдельный вопрос.

Здесь видна нерешенная проблема. Законодатель переносит все заботы, в том числе и расходы по подготовке СЗУ (а во многих случаях, и проекта межевания, а соответственно, и проекта планировки) на нуждающееся в земле лицо. Статья 11.10 ЗК в новой редакции изобилует словом «может» по отношению к лицу, что по-русски означает «должен сделать». Это же распространяется и на случаи, когда участок предоставляется на аукционе: лицо рискует оформить участок за свой счет, но не выиграть этот аукцион. Порядок же возмещения расходов не предусмотрен. Есть только одно исключение — на территории Москвы и Петербурга это все же должен делать город сам.

Итого: нуждающийся опять оформляет документы сам, мы видим стандартную для российского законодательства ситуацию, когда попытка сделать «все как на Западе» опять приобретает неповторимый «российский» (именно такой, а не русский) колорит, который уничтожает всю задумку.

Законопроект подавался как попытка решения вопроса упрощения обеспечения землей инфраструктурных проектов и физических лиц по образу моделей, существующих на Западе. Такое решение вопроса сокращало бы сроки строительства, расходы строительства, урезало поле для коррупции и создания проволочек. Однако если анализировать опыт Финляндии или Германии, то можно смело сказать, что эта попытка не удалась. Чтобы не раздувать статью до размеров диссертации и не описывать опыт Запада, который, стоит отдать ему должное даже на фоне «Заката Европы», создал весьма комфортные для ведения бизнеса условия, этот опыт можно описать так:

— лицо определяется с местом и количеством земли,

— государство само в течение четко определенного срока формирует участок, ставит его на учет. Готовит все необходимые документы,

— лицо получает участок в соответствии с утвержденной процедурой к заранее известной дате и по заранее известной цене.

У нас же лицо все опять делает все само. Фраза в той же статье 11.10 о том, что оно не должно проводить согласования подготовленной СЗУ, не сильно спасает ситуацию, это ясно практикующим специалистам.

3. Подробно определены случаи и порядок предоставления земельных участков.

А. Установлен закрытый перечень документов-оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету (ст. 39.1 ЗК РФ):

— решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

— договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

— договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

— договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Б. Установлены способы перехода прав на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету:

— в собственность за плату: только на торгах в форме аукционов за исключением перечисленных случаев (ст. 39.3 ЗК РФ);

— в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ);

— в аренду (платное временное пользование): только на торгах в форме аукционов за исключением перечисленных случаев (ст. 39.6 ЗК РФ);

— в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ);

— в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).

В. Установлен порядок:

— предоставления ЗУ гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества, дачного хозяйства и фермерства (ст. 39.18 ЗК РФ);

— предоставления ЗУ гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ);

— предоставления ЗУ под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).

Г. Установлен порядок использования земельного участка без передачи прав — посредством сервитута или без него.

Любой закон — это программа, алгоритм действий. Это установленный и легализованный порядок, последовательность действий, которые должно сделать в определенных случаях. Это указание о том, как надо поступать в определенных случаях. Соответственно, при анализе закона надо исходить из того, какие цели преследует законодатель, и на этой основе сделать вывод о том, насколько хорошо у него получилось эти цели достичь. При этом следует иметь в виду, что есть цели декларируемые, оглашаемые, и цели реальные, которые не оглашаются, но которые в полной мере отражаются в тексте закона. Которые в дальнейшем могут посчитать ошибкой, недосмотром законодателя, но которые таковой не являются.

Исходя из этого, не вдаваясь в нюансы формулировок и лазеек в тексте закона, подытожим, какое управляющее влияние окажет новый закон на земельные отношения.

1. Ясность. Безусловно, наконец, эта проблема решена, и с неразберихой и противоречиями покончено. Установлен четкий порядок действий во всех случаях, которые опять же четко предусмотрены и сформулированы. Однако сделать отличный автомобиль, это еще не решить задачу, куда он поедет.

2. Все по плану. Формирование и предоставление земельных участков полностью замыкается на документы территориального планирования, что создает среду для рационального и гармоничного развития территорий.

3. Легче строить комплексно. Устранение проблем с формированием земельных участков в случаях комплексной застройки и развития застроенных территорий. До настоящего момента строители тратили до трети времени и половины бюджета на решение вопроса о земле, не занимаясь своей прямой функцией. Существенным пробелом было то, что аукцион на предоставление земельного участка участники строительного процесса вынуждены были проходить даже тогда, когда это было полностью нецелесообразно, в результате строительство существенно обогащалось рисками и дорожало. То же с разработкой недр: выиграв право на разработку участка недр, нужно было еще и выиграть право на использование земли над этим участком. Получался абсурд. Теперь все подобные нюансы очерчены и прописаны в разделе исключений как случаи предоставления земли без торгов.

4. Легче строить линейные сооружения. Установлены нормы, решающие множество вопросов по земле, относительно строительства инженерной инфраструктуры — дорог, трубопроводов, линий связи. Для их строительства теперь не обязательно формировать несуразные змеевидные земельные участки для выполнения требований Градостроительного кодекса. Теперь для этого достаточно установления сервитута, который ставится на учет в ГКН. Для ремонта же достаточно просто получения разрешения, выдаваемого государственным органом. Кстати, его теперь достаточно и для проведения инженерных изысканий для строительства вместо необходимости арендовать для этого землю, что существенно снижает организационные и финансовые издержки строительства.

5. Легче оформить землю дачникам. Именно оформить, а не получить бесплатно. Облегчение выражено исключительно в организационной форме — более четко прописанном порядке оформления земли и предоставления ее в собственность. Абсолютному большинству граждан бесплатно получить землю не получится. Такой порядок касается садоводов, огородников, дачников, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, фермеров. Все это — разные статусы землепользователя и регулируются они разными специальными законами

6. Специалистам и многодетным — бесплатно. Предусмотрены случаи бесплатного предоставления земли отдельным категориям специалистов (эти категории еще должны быть установлены) и многодетным семьям (критерии предоставления также не уточнены). Следует заметить, что положение про «землю — многодетным» приняли уже давно, но оно было полностью саботировано всеми без исключения губернаторами субъектов Федерации. Признаться, данный случай позволяет каждого из них обвинять, как минимум, в препятствовании решению демографического вопроса. Дело в том, что федеральный закон имел (и имеет сейчас в данной части) чисто декларативный характер. Он объявляет о такой возможности предоставить землю многодетным семьям, отдавая на откуп регионам создание и внедрение механизма ее реализации. Понятно, что это невыгодно всем тем, кто мыслит исключительно в категориях прибыли. Соответственно, этот механизм не был реализован, и вызывает сильные сомнения, что он будет реализован и в данном случае.

Любое поручение, не имеющее цели, конкретных сроков, конкретной формулировки результата и конкретного ответственного лица является имитацией работы.

7. Купить может не каждый. В принципе закон предполагает, что любой желающий может купить или взять в аренду любую свободную землю у государства на торгах. Однако подробный анализ закона и, в частности, п. 8 ст. 39.11 показывает, что существует гигантский перечень препятствий, который полностью перекрывает идею свободной распродажи земли (которая содержалась в проекте земельной реформы Прохорова, о которой мы писали ранее) и который обеспечивает государству полный контроль над вопросами предоставления земли:

желаемый участок заинтересованное лицо должно формировать и ставить на учет само и за свой счет, без гарантий приобрести его на аукционе;

участок должен соответствовать множеству условий территориального планирования, которые соблюсти весьма сложно;

предусмотрен ряд возможностей для отказа от продажи государством земли. Например, наличие уже поданного заявления о предварительном согласовании в предоставлении участка. Такое заявление может быть легко подано кем угодно, в том числе «своей организацией». В результате, будет основание оттягивать момент расставания с землей сколь угодно долго;

продажа участка под застройку вообще запрещена, кроме конкретно оговоренных случаев;

Все это позволяет сделать вывод о том, что государство отказалось от идеи тотальной распродажи земли и ее неконтролируемого несистемного использования.

В данном случае становится понятным факт задержки рассмотрения законопроекта об отмене категорий земель. В случае если он будет принят в предложенном Правительством виде, весь смысл данного, уже принятого закона, теряется, ибо будет ликвидирован принцип системного использования территорий.

Проанализировав закон, теперь следует вернуться к вопросам, обозначенным в начале данной статьи, и понять, помогает ли в их решении новый закон. Надо учитывать, что данный закон регулирует только один из аспектов решения указанных вопросов. Совершенно понятно, что одним правом на землю никак нельзя решить ни продовольственную проблему, ни демографическую, ни проблему промышленности. Для производства необходимы помимо земли финансовый ресурс, трудовой, а самое главное — рынки сбыта. Однако земельный вопрос является одним из оснований решения проблем выживания страны.

— сделано существенное облегчение строителям в части организационных мероприятий, связанных с оформлением прав на землю,

— сделано некоторое облегчение фермерам, дачникам, садоводам и огородникам ТОЛЬКО в части организационных мероприятий,

— вопрос свободного доступа населения к земле для строительства жилья остается открытым, за исключением пока неопределенного круга специалистов.

По последнему вопросу идет борьба. Эта борьба хорошо иллюстрирует многоаспектность и взаимосвязь всех сфер экономики. С одной стороны, мы имеем внесенный недавно КПРФ законопроект о родовых поместьях, который призван обеспечить землей каждого россиянина бесплатно. Это вторая попытка после ЛДПР. С другой стороны, Правительство готовит существенное повышение налогов и лишение домохозяек прав на бесплатную медицинскую страховку. Вроде бы, как это связано с землей? Это связано так, что полностью закрывает вопрос о земле для многодетных, ибо многодетные — это трое и более детей. А до того момента, чтобы родить третьего, надо еще дожить с двумя старшими. В условиях же, когда оба родителя работают, а домохозяйки лишены поддержки, это невозможно. Таким образом, по совокупности признаков — закона об отмене категорий, закона о повышении налогов, мы имеем дело с прямой подрывной деятельностью Правительства, в частности, его экономического блока, деятельностью, направленной на сокращение роста населения нашей страны и подрыв ее экономики.

Мы имеем дело с противоборством идей, группировок в структурах государственной власти, что выражается в непоследовательном, рваном, концептуально и управленчески неопределенном законотворческом процессе.

Мы имеем дело с автомобильным движением на улицах Индии, а не стройным порядком танковых колонн, уверенно продвигающихся вперед. Движение есть, но суперсистемы, примером которой является российское государство, никогда не могут существовать в условиях броуновского движения.

Это интересно:  Статья 54 ФЗ № 229-ФЗ. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства

Новый закон уточнил технологию, но не исправил суть проблемы: производство, являющееся общественно значимым явлением, находится в руках частных лиц и служит в угоду частным интересам, вредоносность противоборства которых для благосостояния общества государство «Вашингтонского консенсуса» пытается безуспешно прикрыть косметическими средствами.

Такие законы являются четким подтверждением вывода классиков социалистической идеологии (если перевести на русский о благе для всего общества, в отличие от капиталистической идеи о благе только для капитала) о том, что в условиях конкурентного противоборства никогда нельзя задействовать ресурс системы полностью для достижения блага всей системы.

Закон «О внесении изменений в ЗК РФ»

В 2001 году в Российской Федерации был разработан и обрел законную силу ФЗ под номером 136 или Земельный кодекс. Настоящий нормативно — правовой акт был разработан с целью регулирования земельных отношений на территории России, а также с целью контроля использования земельных ресурсов и совершенствования мер по их охране. К 2014 году в РФ появилась необходимость в пересмотре некоторых положений 136 Федерального закона. В настоящей статье будет представлена информация об изменениях, внесенных в ЗК РФ, а также проанализирован специальный законодательный акт, принятый в связи с внесением поправок в 136-ФЗ.

Основные положения 171-ФЗ

Разработанный проект закона под номером 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой РФ 10 июня 2014 и одобрен Советом Федерации 18 июня 2014. Датой вступления Федерального закона в силу было выбрано 1 марта 2015. Настоящий законодательный акт состоит из 35 статей. При этом статьи под номерами 5 и 16 на сегодняшний день утратили законную силу.

171-ФЗ о земле был принят с целью внесения изменений в Земельный кодекс РФ, а именно для пересмотра ряда статей 136 Федерального закона, представления более детального определения понятия земельный участок, а также повышения уровня прозрачности в области земельных правоотношений. По мнению специалистов в области земельного права, обозначенный закон несет в себе кардинальные изменения, что позволит реформировать и гармонизировать взаимодействие ЗК РФ в соответствии с ГК РФ и отдельными Федеральными законами. Поскольку поправки, которые привнес собой 171-ФЗ носят глобальный характер, следует уделить особое внимание их изучению и анализу:

  • Принятие 171-ФЗ ознаменовало собой введение в оборот нового, более детального определения понятию «земельный участок». Теперь под соответствующим определением понимается — недвижимость, находящаяся на поверхности земли и имеющая признаки, на основании которых данная часть может быть определена в качестве объекта, на который распространяется право собственности;
  • Пересмотрен и усовершенствован порядок передачи прав собственности физическим и юридическим лицам в отношении государственных и муниципальных земель. В соответствии с внесенными изменениями, запрещается продажа участков для проведения строительных работ, за исключением физических лиц, желающих построить частный дом. В отношении юридических лиц, участки земли будут передаваться в аренду. Теперь согласно изменениям, внесенным в Земельный кодекс, арендовать землю у государства можно будет только после участия в специально организованном аукционе;
  • Упрощена процедура передачи прав собственности на земельный надел для физических лиц. Отдельного внимания заслуживает возможность отдельных категорий граждан получить участок в малонаселенных регионах в пользование на безвозмездной основе. В соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ, по прошествии шести лет на данный участок можно оформить право собственности;
  • Граждане, располагающие участками земли, смогут оформить в собственность прилегающие к ним бесхозные наделы. Отмечается, что речь не идет о соседском участке или о территории общего пользования. Стоимость процедуры оформления прав собственности согласно изменениям в Земельном кодексе не будет превышать рыночную цену;
  • Федеральный закон под номером 171 привнес с собой обязанность уполномоченных органов информировать заинтересованных граждан о наличии свободных территорий посредством публикации сведений на официальном сайте. Если появился претендент на покупку свободного участка, ему следует оформить заявление с просьбой о продаже земли. После публикации объявления о продаже участка и, при наличии хотя бы двух конкурентов, проводится аукцион. Согласно Земельному кодексу РФ стартовой ценой является кадастровая стоимость объекта;
  • Претендовать на получение участка без предварительных торгов смогут льготные категории граждан. В зависимости от региона список льготников может меняться;
  • По условиям 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты», федеральные территории будут переданы в собственность муниципалитетов. Подобное изменение позволит провести аукцион по передаче земель муниципалитетам для строительства социальных и культурных объектов;
  • Настоящий закон дополнил Земельный кодекс новой главой. Согласно данному изменению предусмотрена возможность обмена объекта земли, который относится к государственной собственности, на участок, принадлежащий частному лицу. Такой вариант возможен, если территория изымается на нужды государства или муниципалитета, или если частный участок земли предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры. Кроме того, согласно вступившим в силу изменениям в Земельном кодексе РФ, обмениваемые участки обязательно должны быть равноценными по стоимости;
  • 171-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в ЗК РФ, дополнил настоящий кодекс новой главой, которая будет регулировать процесс перераспределения наделов. В соответствии с содержанием новой главы, допускается перераспределение объектов земли, принадлежащих государству или муниципалитету. Такая возможность станет реальной при наличии основания для перераспределения, прописанного Земельным кодексом. Перераспределение участков земли производится на основании соглашения, заключенного между уполномоченным гос органом и собственником участка.

Важно обратить внимание, что вступление в законную силу 171-ФЗ, привнесло с собой изменения не только в Земельный кодекс Российской Федерации, но также настоящий закон внес поправки в более чем 30 нормативно-правовых актов, среди которых:

  • Градостроительный кодекс РФ или 191-ФЗ от 29 декабря 2004;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • 122-ФЗ от 21 июля 1997 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • 201-ФЗ от 4 декабря 2006 или Лесной кодекс РФ;
  • 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”;
  • 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском хозяйстве)”;
  • Жилищный кодекс РФ.

Содержание статьи номер 34

Поскольку одним из ключевых изменений, которое было внесено в Земельный кодекс РФ после вступления в силу 171-ФЗ, является оптимизация процесса передачи прав собственности в отношении земель, принадлежащих государству или муниципалитету, следует проанализировать статью 34 настоящего закона. В содержании статьи под номером 34 представлена информация об особенностях передачи прав собственности на земельный участок частным или юридическим лицам.

Со вступлением в силу нового закона и редакции Земельного кодекса, участок, ранее относящийся к государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен лицу в аренду или для использования на постоянной основе безвозмездно. Получить землю можно будет только в том случае, если она является свободной и не изъятой из оборота. По прошествии шести лет земельный участок может быть оформлен в собственность.

В соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс, для получения земли в собственность, требуется:

  • Изучить предложенные местной администрацией свободные территории;
  • Выбрать участок земли, который понравился заинтересованному лицу;
  • Подготовить план, определяющий границы земельного участка. Для этого необходимо обратиться в Кадастровую палату;
  • Оформить заявление и передать его в местную администрацию для согласования передачи прав собственности на землю, в соответствии с изменениями внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в Земельный кодекс РФ, в обязанности работников администрации входят:

  • Изучение предоставленной заявителем схемы земельного участка на кадастровом плане;
  • Публикация информации о передаче в собственность конкретного надела;
  • При отсутствии претендентов на землю, объект передается заинтересованному лицу в аренду за определенную плату, в пользование бесплатно, в собственность за определенную плату (при оформлении договора купли-продажи) или в собственность бесплатно (если заявитель относится к льготной категории граждан).

Решение о согласовании передачи земли в собственность или аренду конкретному лицу представители местной администрации обязаны принять в течение месяца с момента обращения гражданина.

Скачать закон о внесении изменений в Земельный кодекс РФ

Вступивший в силу в 2015 году Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 N 171-ФЗ, существенно расширил возможности граждан в вопросе оформления объектов земли в собственность. Кроме того, в настоящем законодательном акте особое внимание было уделено федеральным и муниципальным землям, а также процессам перераспределения, обмена и оформления в собственность данных наделов.

POSELKISPB.RU

Изменения в Земельном кодексе – 2015 и дачная амнистия

Снова говорим о дачной амнистии. Тема актуальна и затрагивает не одного собственника. Ранее портал Poselkispb.ru уже писал о сроках дачной амнистии. В данной статье мы рассмотрим самые свежие изменения в земельном законодательстве.

Суть изменений

С 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Он регулирует вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, а также меняет действующий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Отметим, что изменения значительны и касаются как основных положений ЗК РФ, так и норм Гражданского кодекса. Фактически это самые крупные изменения земельной реформы за последние 14 лет. Рассмотрим поправки более детально.

1. Исключены избыточные согласования. Теперь не нужно долго согласовывать акт выбора участка, который дублирует градостроительную документацию. С этой процедурой были связаны неформальные отношения власти и граждан. В 2015 году в России должен завершиться процесс утверждения правил землепользования и застройки. То, какие объекты и с какими параметрами можно построить на отдельно взятой территории, теперь определяет градостроительный регламент. Таким образом, заработает режим чёткого и однозначного планирования земельных ресурсов.

В новых условиях гражданин или юридическое лицо смогут понять, на какие земли они имеют право претендовать и, сделав выбор, требовать от органов местного самоуправления выставления на продажу этих участков. Обязанность властей удовлетворять такие запросы теперь зафиксирована законом.

2. Установлена обязанность органов госвласти и местного самоуправления выставлять на торги свободные земли. Муниципалитеты должны выставлять участки на торги по заявлению граждан и юридических лиц. Исключения составляют случаи, когда земли зарезервированы для государственных нужд или ограничены в обороте (например, на них будут строиться автомобильные развязки). За начальную цену на аукционе принимается кадастровая стоимость участка.

Существует и другая ситуация: если участки, находящиеся в собственности у граждан, расположены на землях муниципального или государственного назначения, власти могут их изымать. При этом муниципалитет обязан предоставить равнозначный альтернативный вариант, после чего происходит обмен без доплат. До 1 марта 2015 года у государства было право лишь выкупать участки у собственника (на практике предлагаемая цена граждан часто не устаивала — она была невысокой).

3. Предусмотрено предоставление гражданам участков в безвозмездное пользование. Имеются в виду участки с видом разрешённого использования «под индивидуальное жилое строительство» (ИЖС) и «для ведения личного подсобного хозяйства» (ЛПХ). Если такие участки использовались гражданами более 5 лет, то могут быть получены ими в собственность бесплатно. Такая норма призвана стимулировать людей переселяться в районы, нуждающиеся в притоке людских ресурсов.

4. Установлен срок для застройки на участке. Если на участке, предназначенном для строительства, долго ничего не строится — его могут изъять. В разных районах и регионах этот срок свой, в среднем он составляет 3 года. Это распространяется как на частных лиц, так и на застройщиков.

ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ

Дачная амнистия хороша тем, что позволяет собственникам зарегистрировать право собственности на самовольно возведённые или реконструированные строения без разрешения на строительство. Это согласуется со статьёй 25.3 Закона «О государственной регистрации…».

К каким объектам применяется дачная амнистия?

Граждане получили возможность за плату легально оформлять так называемые прирезки к своим участкам, если они не находятся в чьей-либо собственности. Таким образом, можно на законных основаниях присоединить к своему участку дополнительную территорию. Однако есть ограничение — не более 10% от площади участка, находящегося в собственности.

Какие документы нужны?

Регистрацию права собственности согласно дачной амнистии, можно проводить по кадастровым паспортам. При этом сделки законны и без обмеров геодезистов.

Кроме того, дачная амнистия даёт право заполнить декларацию, которая наряду с документом на право собственности на землю является основанием для регистрации строений. Декларация пишется самим собственником по установленной форме (её можно получить в Росреестре).

Что важно — по дачной амнистии можно приватизировать неограниченное число земельных участков (в отличие от приватизации квартир).

Сроки

Поправками к закону, вступившими в силу с 1 марта 2015 года, дачная амнистия продлена до декабря 2020 года.

Стоимость

Садовые участки, расположенные на землях населённых пунктов, поступившие в пользование или собственность до декабря 2001 года, приватизируются бесплатно. Участки, полученные после этого времени, выкупаются за определённый процент от кадастровой стоимости, который определяет местная администрация (от 3 до 60%).

Что касается участков ИЖС, то вы можете бесплатно приватизировать жилые строения на этих наделах. Для этого есть условие — вы должны получить из БТИ технический паспорт, в котором объект будет признан жилым. Кроме того, необходимо следующее: документ на земельный участок, а также выданный на основании техпаспорта кадастровый паспорт. Все документы подаются в Росреестр, после чего вы получите свидетельство о праве собственности на жилой дом.

Произошедшие изменения в земельном законодательстве, описание которых заняло сотни страниц, стали действительно масштабными. Мы дали пояснения по изменениям, относящимся к частным землевладельцам и землепользователям, и уделили особое внимание дачной амнистии — теме, актуальной для многих дачников. Следуйте за нами и оставайтесь в курсе событий.

Новая земельная реформа 2015 — комментарии

фотографии

документы

сколько земли в России

кому принадлежит земля

сколько земли легализовано до 2015 года

кто может получить землю безвозмездно после 1 марта 2015 года

перечень льготных категорий граждан

перечень льготных категорий граждан (продолжение)

Президент РФ Путин В.В. подписал закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ. «

Это интересно:  Статьи и комментарии ПЦ Логос""

Разделы статьи:

В конце июня 2014 года Президент РФ Путин В.В. подписал закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (№171 — ФЗ от 23.06.2014 г.), который вступил в силу с 1 марта 2015 года.

Как отмечают эксперты, внесенные поправки ведут к крупнейшей за последние 14 лет земельной реформе в стране.

Новый закон регулирует вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, обеспечивает прозрачность действия и равный доступ к земельным ресурсам, сокращает избыточные административные процедуры, устанавливает ограниченное число случаев предоставления земельных участков без проведения торгов.

На языке закона основные нововведения звучат так:

  • Установление нового порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  • Определение особенностей приобретения указанными лицами земельных участков на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.
  • Регулирование отношений в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.
  • Возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.
  • Уточнение правовых норм, определяющих понятие «земельный участок», устанавливающих порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.
  • Внесение новой статьи в Гражданский кодекс РФ, предусматривающей отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
  • Приведение Лесного кодекса, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ряда других федеральных законов в соответствие с изменениями, внесенными федеральным законом в Земельный кодекс.

Закон направлен на создание возможностей для людей более эффективного распоряжения своими наделами — продавать, сдавать в аренду, закладывать и передавать в залог.

Перейдём к комментариям к новому закону, опираясь, в частности, на некоторые мнения заместителя министра экономического развития Павла Королева, представлявшего от имени правительства РФ законопроект в Федеральном Собрании («Российская газета» от 24.06.2014 г.).

Земля без аукционов

Предоставлена возможность получения некоторыми категориями граждан земли без аукционов. Касается это, прежде всего, льготников, нуждающихся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства.

Кто относится к льготникам? — Например, специалисты в малонаселенных местностях. Понятно, что продавать участки с торгов в глубинках — занятие бессмысленное. На эти торги просто никто не придёт. А специалистов нужно привлекать – учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, фермеров и других, — тех, кого не хватает на селе. Не забыты и многодетные семьи 3-мя и более детьми.

Перечень таких территорий и категорий граждан, специалистов нужных профессий устанавливается отдельно региональным законодательством.

С основным составом категорий можно ознакомиться с материале, представленном в разделе «документы» в правой колонке страницы.

По новому закону, льготники смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении 6 лет — в собственность, причём, начальная цена участков будет устанавливаться из кадастровой стоимости.

Для обеспечения льготников жильем и заведения ими личного подсобного хозяйства муниципалитеты получили право бесплатного предоставления земельных участков.

Получить землю без торгов смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты — дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки, или же такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия.

Максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, сократится для них с нынешних 3-х лет до 3-х месяцев.

Новый закон облегчил процедуру получения земли для предпринимателей, владельцев киосков, ларьков и магазинов «на колесах», владельцев рекламных конструкций. Они будут освобождены от обязательного заключения договоров аренды на земельные участки.

Сохраняется возможность предоставления участков без аукциона, но по закрытому перечню оснований — под объекты государственного и муниципального значения, сельхозпроизводителям после трех лет аренды и т. д.

О дачных участках

Государство, решившись пустить в оборот огромное количество пустующих земель, которые находятся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, будет в более простом порядке предоставлять их гражданам под массовую застройку как для садово-дачных нужд, так и под строительство собственного дома.

Толчком к такому решению послужили, в частности, малорезультативные итоги “дачной амнистии”, когда большинство участков так и остались неприватизированными, поскольку многие из них оказались вне действия преслувотой «амнистии», распространившей свои «блага» только на участки, предоставленные до 2001 года.

Введённые поправки в Земельный кодекс позволяют теперь оформить в свою собственность садовые земельные участки независимо от того, когда люди стали членами садового товарищества или кооператива, или те, что были куплены в 2000-е годы «без документов» по садовой книжке.

Иными словами, граждане, владеющие земельными участками на основании советских нормативных актов, избавятся от судебных процедур по их оформлению в собственность.

Таким же порядком может решаться и проблема заброшенных участков в садоводствах, когда кто-то когда-то получил участок, но потом ни этой землей, ни ее оформлением в собственность не занимался. Получить или даже купить такую землю желающих достаточно.

И если ранее порядок получения земли не был установлен, новый закон позволяет решить вопрос — вступайте в товарищество и заручайтесь поддержкой общего собрания.

Таким образом, для оформления наделов, приведённых в качестве примера, нужно заручиться решением общего собрания садоводства и с ним обратиться в орган местного самоуправления.

Такой порядок действует только до 31 декабря 2020 года — статья 11, пункт 2.7 Закона.

В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.

О прирезках к участкам

Речь пойдёт о «самозахватах», встречающихся сплошь и рядом.

Новый закон предоставил возможность и беспроблемного, но за плату оформления прирезок к дачным и садовым участкам, участкам под жилыми домами.

Следует, тем не менее понимать, что эти куски не должны быть землёй общего пользования или, тем более, участком соседа.

Проверить состояние границ своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка помогут советы, представленные здесь.

Выкупить землю будет выгодно: цена на неё будет значительно ниже рыночной.

Чем объясняется? — Тем, что использовать её никаким другим образом уже нельзя, тем что, по факту, это давно используемые и огороженные земли.

Для многих это означает реальный шанс приобрести за очень небольшие деньги полоски примыкающей земли, которыми они пользуются в реалии. А государство получает больше земли, вовлеченной в оборот.

С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.

О налогах и возможности изъятия участков

Обязанность платить налоги и использовать земельный участок по назначению — требование нового закона, оставшееся навечно.

Неиспользуемые в течение 3-х лет участки будут изыматься.

Такая норма была принята ранее, но в поправках уточнена процедура изъятия, что делает его осуществимым.

Орган местного самоуправления может лишить прав на неиспользуемый земельный участок через суд, а в некоторых случаях и без него.

Закон определил и процедуру добровольного отказа от земли, если нет желания или возможности ее обрабатывать или продать.

Если участок находится в пользовании, в случае отказа от него необходимо написать заявление в орган местного самоуправления, если же участок в собственности, то в Росреестр.

Как купить землю у муниципалитета — аукцион или без него?

Землю нужного назначения по кадастровой стоимости теперь можно купить не только у других собственников или застройщиков, но и непосредственно у муниципалитета.

Администрации сельских и городских поселений обязаны представлять на своих официальных сайтах и на публичной кадастровой карте, которую каждый желающий может увидеть в интернете, сведения о продаваемых участках.

Если участок подходит по своим параметрам, устраивает его предполагаемая стоимость, останется лишь подать заявку.

Далее местные власти должны делают в прессе и на своём сайте в интернете объявление о том, что, в соответствии с вашей заявкой, участок выставлен на продажу.

Если других желающих на этот участок не будет, участок предоставляется вам.

Если же появятся другие претенденты, проводятся торги.

Отказать в продаже участка, если он действительно свободен, администрация уже не имеет права.

Всё это касается и потенциальных садоводов-дачников, которые могут стать индивидуалами, без вступления в садовое или дачное товарищество. Они могут купить землю у местной администрации.

Обязательность публичного предоставления местными властями сведений о свободных участках и запрет для них на отказ в предоставлении участков предполагает законом резкое сокращение возможностей откатов ведающим землей чиновникам.

О стоимости земельных участков, покупаемых у муниципалитетов

Вопрос, волнующий всех, — будут ли участки дешевле, чем на рынке?

Новый закон гласит: единственному желающему участок продается не дороже кадастровой стоимости.

Если же участок всё-таки будет продан с торгов, то, понятно, стоимость может оказаться выше.

Такие меры, предусмотренные новым законом, могут серьёзно сбить рыночные цены на землю, поскольку на рынок попадут новые участки из госземель, да и свой рынок земель муниципалитеты планируют пополнять за счёт изъятия неиспользуемых участков.

Если участок не сформирован

В распространённых ситуациях, когда участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, заявитель за свой счёт разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую власти должны согласовать в течение 30 дней. Это — прямая норма нового закона.

А далее, как уже было сказано выше, муниципалитет обязан объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой будет кадастровая стоимость участка.

Граждане, которые претендуют на участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (ЛПХ), будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок.

Для юридических лиц такой риск существует, но он несопоставим с полной невозможностью подойти к торгам, как это происходит сегодня.

Порядок предоставления муниципальной земли

В этом вопросе предусмотрены весьма существенные перемены.

Сейчас система распределения земельных ресурсов обременена излишними согласованиями и тянется слишком долго, иногда до трех лет, непрозрачна, во многом противоречива.

Существующая ситуация известна многим:

  • вопрос о том, выставлять свободный муниципальный участок на продажу или нет, решается произвольно местными властями,
  • нет исчерпывающего перечня причин для отказа в предоставлении участка,
  • нет установленных сроков для принятия органами власти необходимых решений,
  • определены только сроки кадастрового учета и регистрации права собственности.
  • всё остальное — на усмотрение чиновников.
  • потенциальные покупатели земли поставлены в положение просителей, вынужденных «договариваться» с местной властью.

Новый закон детально прописал процедуру прямого действия, с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения — они не должны превышать трех месяцев.

Кстати, о детализации: объём закона — свыше 300 страниц, он обобщил почти 25-летний опыт выстраивания рыночных правоотношений в землепользовании и готовился 5 лет.

В новом законе чётко сформулированы особенности земельных аукционов, на которые муниципальные власти будут обязаны выставлять свободные земельные участки по заявлениям физических лиц. Единственная поправка — если на эти земли не претендуют крупные застройщики, которые намерены заниматься комплексным развитием территорий.

Акт выбора участка не нужен

Почему отпала отпала необходимость в подготовке и согласовании актов выборов участков? Причин много. Основной же можно назвать завершение в 2014 году утверждений правил землепользования и застройки (ПЗЗ) по всей территории страны.

Теперь вопрос о том, какой объект и с какими параметрами можно построить, уже не будет предметом переговоров. Это должно быть определено в градостроительном регламенте.

Согласовывать акт выбора участка, который дублирует градостроительную документацию, стало ненужной процедурой. Тем более, что именно с актом выбора сегодня связаны почти все неформальные отношения с органами власти при предоставлении участка.

При подготовке акта выбора орган власти по своему усмотрению решал, какой объект и с какими параметрами построить. В реалии же такая ситуация служила основой “переговорного процесса” между недобросовестными главами муниципальных образований и заявителями.

Соответственно, теперь, по новому закону, порядок предоставления земельных участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территорий.

Закон вступил в силу 1 марта 2015 года

До этого времени разрабатывался ряд подзаконных нормативных актов правительства РФ, синхронизированы принятые федеральные акты с рядом ведомственных, а также региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами, а органы местного самоуправления подготовятся к реализации полномочий.

Полезно знать

  • Выпуск ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
  • С 1 января 2017 года одним из главных документов для получения разрешения на строительство дома и его регистрации в ЕГРН стал технический план.
  • В 2017 году Выписки из ЕГРП заменены на Выписки из ЕГРН, так как с 1 января 2017 года вступили в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц. Произойдёт замена Выписок из ЕГРП на Выписки из ЕГРН. Ознакомиться с подробностями можно здесь.
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь.

Статья написана по материалам сайтов: kadastrovik.com, rusrand.ru, lawlinks.ru, www.poselkispb.ru, www.zemvopros.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector