+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 257 КАС РФ. Подготовка к рассмотрению административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство..

1. При подготовке административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее — административное дело о присуждении компенсации) к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, и устанавливает срок для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно административного искового заявления о присуждении компенсации. Лица, привлеченные к участию в административном деле о присуждении компенсации, обязаны представить объяснения, возражения и (или) доводы относительно административного искового заявления о присуждении компенсации в срок, установленный судом. Непредставление или несвоевременное представление объяснений, возражений и (или) доводов является основанием для наложения судебного штрафа в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

2. В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска названного срока без уважительных причин суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о присуждении компенсации без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Содержание

Комментарий к статье 257 Кодекса административного судопроизводства РФ

В комментируемой статье закреплен порядок подготовки к рассмотрению административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В задачи суда при подготовке к рассмотрению административного дела данной категории входит:

— определение круга лиц, участвующих в деле, в том числе органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

— установление срока для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно административного искового заявления о присуждении компенсации;

— при необходимости выяснение причин пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд.

В случае если судом будет установлен факт пропуска срока обращения в суд без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о присуждении компенсации без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано.

Аналогичная статья в утратившей силу гл. 22.1 ГПК РФ отсутствовала.

Статья 257 КАС РФ. Подготовка к рассмотрению административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (действующая редакция)

1. При подготовке административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее — административное дело о присуждении компенсации) к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, и устанавливает срок для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно административного искового заявления о присуждении компенсации. Лица, привлеченные к участию в административном деле о присуждении компенсации, обязаны представить объяснения, возражения и (или) доводы относительно административного искового заявления о присуждении компенсации в срок, установленный судом. Непредставление или несвоевременное представление объяснений, возражений и (или) доводов является основанием для наложения судебного штрафа в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

2. В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска названного срока без уважительных причин суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о присуждении компенсации без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 257 КАС РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок действий судьи при подготовке к рассмотрению дела о присуждении компенсации.

Прежде всего суд должен определить круг лиц, участвующих в деле. Для решения данной задачи суд определяет и привлекает к участию в деле орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов. Как говорилось выше, данная задача решается только по делам о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. При подготовке к делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок соответствующие должностные лица органов судебной власти, допустившие такое нарушение, и сами органы судебной власти к участию в деле не привлекаются. В последнем случае суд, рассматривающий административное исковое заявление о присуждении компенсации, на основании представленных административным истцом документов сам определяет, имело ли место нарушение права на судопроизводство в разумный срок без учета позиции судьи, допустившего, по мнению заявителя, соответствующее нарушение его прав.

2. Суд также устанавливает срок для представления должностными лицами, органами или организациями, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, объяснений, возражений и доводов относительно поданного административного искового заявления.

В связи с этим актуальными являются положения ст. 44 КАС, согласно которой в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизованы, суд производит замену этой стороны ее правопреемником. В случае если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Это интересно:  Разбой. Комментарии статьи. Рекомендации адвоката по уголовным делам — Статьи и очерки по уголовному праву

В случае если в период рассмотрения административного дела должностное лицо, являющееся стороной в административном деле, освобождено от соответствующей замещаемой (занимаемой) должности, суд производит замену этой стороны другим лицом, замещающим (занимающим) эту должность на момент рассмотрения административного дела, либо иным должностным лицом или соответствующим органом, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Соответствующий административный ответчик, указанный выше, обязан предоставить соответствующее объяснение, возражения или доводы относительно административного искового заявления о присуждении компенсации под угрозой применения штрафных санкций, предусмотренных КАС.

3. Также закон определяет, что в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного КАС срока обращения в суд (ст. 250). При установлении факта пропуска названного срока без уважительных причин суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о присуждении компенсации без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу, которое может быть обжаловано в установленном порядке. Данная общая превентивная мера призвана повысить дисциплину участников судебных разбирательств и исполнительного производства, что будет заключаться в соблюдении установленных законом сроков на обращение в суд.

4. Представляется, что в рамках подготовки к рассмотрению дела и проведения предварительного судебного заседания судом должны быть решены и иные задачи, стоящие перед ним в ходе подготовки дела в целом:

1) уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

2) определение достаточности доказательств по административному делу;

3) процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

4) выяснение возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Статья 257. Подготовка к рассмотрению административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

1. При подготовке административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее — административное дело о присуждении компенсации) к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, и устанавливает срок для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно административного искового заявления о присуждении компенсации. Лица, привлеченные к участию в административном деле о присуждении компенсации, обязаны представить объяснения, возражения и (или) доводы относительно административного искового заявления о присуждении компенсации в срок, установленный судом. Непредставление или несвоевременное представление объяснений, возражений и (или) доводов является основанием для наложения судебного штрафа в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

2. В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска названного срока без уважительных причин суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о присуждении компенсации без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 257 КАС РФ

1. При рассмотрении судом административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на:
1) судопроизводство в разумный срок интересы Российской Федерации представляет Министерство финансов РФ;
2) уголовное судопроизводство в разумный срок в досудебном производстве интересы Российской Федерации представляют Министерство финансов РФ и главный распорядитель средств федерального бюджета;
3) исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган;
4) исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ч. 9 ст. 3 Федерального закона О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

2. См. также комментарий к ст. ст. 122, 123, 250, 254, 258 КАС РФ.

Другой комментарий к статье 257 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

В комментируемой статье закреплен порядок подготовки к рассмотрению административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В задачи суда при подготовке к рассмотрению административного дела данной категории входит:

— определение круга лиц, участвующих в деле, в том числе органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

— установление срока для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно административного искового заявления о присуждении компенсации;

— при необходимости выяснение причин пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд.

В случае если судом будет установлен факт пропуска срока обращения в суд без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о присуждении компенсации без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано.

Аналогичная статья в утратившей силу гл. 22.1 ГПК РФ отсутствовала.

Особенности рассмотрения дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке административного производства (Кузнецов Е.Н.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

Это интересно:  Статья 153 жк рф с комментариями

Копии решения суда по делу о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, в орган, организацию или должностному лицу, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также заинтересованным лицам. В такой же срок направляется судебное решение по делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в адрес административного истца.
Законом также урегулирован вопрос о законной силе судебного решения по делу о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Такое решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и подлежит исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Литература

1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011.
2. Зарубина М.Н. Производство по гражданским делам о возмещении вреда, причиненного судом (судьей) вследствие осуществления правосудия: Монография / Под ред. С.Ф. Афанасьева. Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.
3. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Яркова. 3-е изд. М., 2011 (комментарий к главе 27.1 АПК (автор — Е.Н. Кузнецов)).
4. Кузнецов Е.Н. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в порядке административного судопроизводства и практика Европейского суда по правам человека // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 10.
5. Кузнецов Е.Н. Применение категории «разумный срок» при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в рамках административного судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 12.

Особенности порядка присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в рамках КАС РФ

Котомина И.В.
студентка 2 курса магистратуры
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
(Приволжский филиал)

Первоочередная задача, которая стоит перед заинтересованным лицом – это определение суда, уполномоченного рассматривать соответствующее заявление. Статья 251 Кодекса административного судопроизводства РФ [1] определяет, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в суд, уполномоченный рассматривать такое заявление, через суд, принявший в первой инстанции решение (определение, постановление), вынесший приговор, либо через суд, рассматривающий дело в первой инстанции.

Определенный круг судебных органов, уполномоченных рассматривать административные исковые заявления о присуждении компенсации, отражен в ст. 20 (п. 14 – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа), ст. 21 (п. 12 – Верховный Суд Российской Федерации) КАС РФ, для системы военных судов необходимо руководствоваться положениями п. 2 ч. 3 ст. 9 и ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должно отвечать требованиям закона о содержании административного искового заявления, отраженных в ст. 125 КАС РФ с учетом положений ст. 252 КАС РФ.

Применение отдельных аспектов содержания административного искового заявления по рассматриваемой категории дел может вызвать определенные сложности.

Можно выделить некоторые особенности административного искового заявления о присуждении компенсации, которое должно содержать следующее (ч. 2 ст. 252 КАС РФ):

  1. Сведения о судебных актах, принятых по делу, и прежде всего о том акте, в отношении которого ставится вопрос о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; наименования судов, рассматривавших дело. Таким образом, речь идет о наименовании суда, рассматривавшего дело, в отношении которого возбуждается дело о присуждении компенсации. Если в конкретной ситуации дело было предметом рассмотрения не только в первой, но и в вышестоящих инстанциях, в заявлении целесообразно указать все судебные акты, принимавшиеся по данному делу, поскольку в п. 4 ч. 2 ст. 252 КАС РФ говорится о необходимости указания на продолжительность судопроизводства по рассмотренному судом делу, исчисляемую со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу[2].
  2. Следует обратить внимание и на то, что в административном исковом заявлении необходимо указать на предмет спора, явившегося основанием для судебного рассмотрения дела в первой и последующих инстанциях, а также на сведения об актах и о действиях органа, организации или должностного лица, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта. Данное условие касается только дел о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  3. Отдельный вопрос возникает в отношении общей продолжительности судопроизводства по рассмотренному судом делу, которая исчисляется со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по гражданскому или административному делу, общей продолжительности производства по исполнению судебного акта.

Если проанализировать вышеуказанные положения, то обращает на себя внимание неопределенность относительно того, какой момент является отправным при отсчете данных сроков – обращение в канцелярию соответствующего суда или принятие заявления к производству суда.

На первый взгляд, таким моментом является принятие заявления в канцелярии соответствующего суда, т.е. поступление заявления, искового заявления, административного искового заявления в суд первой инстанции. Однако содержание термина «право на судопроизводство» подразумевает под собой установленную законом совокупность процессуальных (процедурных) норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, права участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы).

Возникает вопрос – включает ли «судопроизводство» в себя тот временной промежуток, который проходит с момента принятия заявления в канцелярии до принятия заявления к производству суда, в который осуществляются служебные, непроцессуальные действия сотрудников суда.

Это интересно:  Статья 50 Основ. Регистрация нотариальных действий

Традиционно порядок производства по делу в судах общей юрисдикции включает в себя в том числе действия с момента обращения в суд до возбуждения производства по делу. Исходя из данной логики рассуждений, отправной точкой для исчисления общей продолжительности судопроизводства по делу является день поступления заявления (искового, административного) в суд и принятия его в канцелярии данного суда. Однако в чистом виде судопроизводство начинается все же только после возбуждения производства по делу.

Если же принять во внимание практику Европейского суда по правам человека, в том числе послужившую образцом введения в российское законодательство института компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, то отправным моментом здесь является момент возбуждения производства по делу, а не момент поступления заявления в суд [3].

Европейский суд по правам человека предполагает под соблюдением «разумного срока» период времени с момента возбуждения производства по делу в суде и до исполнения принятого по делу окончательного решения . Например, такой подход утверждается в решении от 10 февраля 1995 г. по делу «Аллене Де Рибемон (Allenet De Ribemont) против Франции»[4]; решении от 19 марта 1997 г. по делу «Хорнсби (Hornsby) против Греции» [5]; Постановлении от 07 мая 2002 г. по существу и в отношении справедливой компенсации по делу «Бурдов (Burdov) против России»[6]; решении от 18 июня 2002 г. «Окончательное решение по вопросу о приемлемости жалобы № 48757/99 «Валерий Филиппович Шестаков (Shestakov) против России» [7].

Кодекс административного судопроизводства РФ и Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» различают две ситуации: отдельно говорится о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, т.е. по смыслу Кодекса речь идет о сроке с момента поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции и до момента вступления в законную силу судебного акта по делу, принятого той инстанцией, в ходе рассмотрения дела которой было нарушено право на судопроизводство в разумный срок, и о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

4. В административном исковом заявлении необходимо указать на обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации, и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу или на длительность исполнения судебных актов. Например, необоснованное, по мнению заявителя, назначение экспертизы в целях затягивания производства по делу либо действия других лиц, участвующих в деле, направленные на затягивание производства по делу (безосновательное заявление отводов, ходатайств и т.д.).

Таким образом, должны учитываться требования заявителя, обстоятельства дела, по которому были допущены нарушения, а также продолжительность нарушения и значимость его последствий для заявителя.

5. Кодекс административного судопроизводства РФ требует, чтобы в административном исковом заявлении о присуждении компенсации были четко сформулированы доводы административного истца с указанием основания для присуждения компенсации и ее размера. Сложность возникает в отсутствии четкой регламентации того, что считать основанием для присуждения компенсации, а также из чего складывается размер компенсации. Это позволяет достаточно широко толковать конкретные нарушения.

Основным вопросом, который возникнет в судебной практике, станет вопрос о размере соответствующей компенсации в связи с отсутствием четких указаний в законе на соответствующие размеры. Возможно, такой размер будет зависеть от конкретных обстоятельств дела, общих идей о разумности, рациональности заявленного требования о компенсации, исключении любого злоупотребления правом со стороны административного истца и иных заинтересованных лиц.

6. Административному истцу необходимо указать, в чем для него состоят последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, и подтвердить их значимость. Например, идет ли речь о причинении заявителю реального ущерба и (или) упущенной выгоды. Соответствующие последствия должны подтверждаться документами и иными материалами, прилагаемыми к административному исковому заявлению, иначе суд объективно не сможет сделать вывод о наличии таких последствий для административного истца, а также это позволит снизить возможные злоупотребления правом со стороны различных участников административного судопроизводства.

Таким образом, проанализировав положения Кодекса административного судопроизводства РФ по вопросу о специфике содержания административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, можно прийти к выводу о том, что его правовая регламентация учитывает специфику данной категории дел, а также фактически уже сложившуюся в России судебную практику по делам о присуждении компенсации.

[1] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 49.

[2] Кузнецов Е.Н. Особенности подачи административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: отдельные аспекты регламентации Кодекса административного судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 3. С. 50.

[3] Кузнецов Е.Н. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в порядке административного судопроизводства и практика Европейского суда по правам человека // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 10. С. 37.

[6] Постановление (по существу дела и в отношении справедливой компенсации) по делу «Бурдов (Burdov) против России». URL: http://base.consultant.ru/

[7] Решение ЕСПЧ от 18 июня 2002 г. «Окончательное решение по вопросу о приемлемости жалобы № 48757/99 «Валерий Шестаков (Shestakov) против России» // Журнал российского права. 2002. № 11.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, www.zakonrf.info, rukasrf.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, femida-science.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector