+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 234 КАС РФ. Рассмотрение административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации

1. Рассмотрение административных дел в судебном заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально в составе трех ее членов.

2. В судебном заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов Дисциплинарной коллегии. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.

3. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании Дисциплинарной коллегии в случаях и порядке, установленных статьей 11 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Содержание

Комментарий к статье 234 КАС РФ

2. Судебное заседание начинается с объявления председательствующим, какое административное дело слушается.

3. Председательствующий проверяет явку в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве секретаря, представителей сторон, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права, в том числе право заявлять отводы.

4. В ходе судебного заседания заслушивается выступление докладчика по административному делу, который излагает суть поступившей жалобы (обращения), обстоятельства административного дела, содержание имеющихся материалов по административному делу, а также сообщает о действиях, предпринятых в рамках подготовки административного дела к судебному заседанию. Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами Дисциплинарной коллегии.

5. Докладчиком по административному делу является член Дисциплинарной коллегии, вынесший определение о принятии жалобы (обращения) к производству Дисциплинарной коллегии.

6. В судебном заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, председатель суда, направивший в квалификационную коллегию судей представление о досрочном прекращении полномочий судьи, и другие лица, приглашенные в судебное заседание, по существу жалобы (обращения), исследуются доказательства по административному делу, разрешаются ходатайства, проводятся прения сторон.

7. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.

Комментарий к части 3
1. Разбирательство административного дел в Дисциплинарной коллегии открытое.

2. Закрытое заседание Дисциплинарной коллегии проводится в случае необходимости сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

3. Закрытое судебное заседание может быть проведено также по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле, и их представителей.

4. О разбирательстве административного дела в закрытом судебном заседании Дисциплинарная коллегия выносит мотивированное определение.

5. В открытом заседании присутствующие лица вправе вести записи, в том числе с использованием средств аудиозаписи. Использование фотоаппаратов, кино- и видеоаппаратуры или иных средств фиксации и записи изображений допускается с согласия Дисциплинарной коллегии (ст. 6 Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ).

Комментарий к части 4
1. При наличии оснований Дисциплинарная коллегия вправе принять решение об отложении рассмотрения административного дела.

2. Заседание Дисциплинарной коллегии подлежит отложению в случаях:
1) отсутствия в судебном заседании докладчика по административному делу ввиду болезни, отпуска или командировки;
2) удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, его представителя об отводе докладчика по административному делу;
3) удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, его представителя об отложении рассмотрения административного дела в связи с невозможностью его присутствия в судебном заседании по уважительным причинам;
4) необходимости истребования дополнительных доказательств по административному делу, привлечения к участию в административном деле иных лиц, помимо определенных докладчиком по административному делу на стадии подготовки административного дела к судебному заседанию, вызова в судебное заседание свидетелей;
5) неявки в судебное заседание лиц, присутствие которых признано Дисциплинарной коллегией необходимым для правильного разрешения административного дела;
6) в иных случаях, препятствующих рассмотрению административного дела в данном судебном заседании.

3. Об отложении заседания выносится определение, в котором устанавливается дата нового заседания с учетом времени, необходимого для устранения обстоятельств, послуживших основаниями для его отложения.

4. Копии определения об отложении судебного заседания по административному делу направляются лицам, участвующим в административном деле, а также их представителям, в том числе по электронной почте. В случае присутствия данных лиц в судебном заседании им объявляется о времени и месте судебного заседания под роспись.

5. Разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала.

6. В случае, когда состав членов Дисциплинарной коллегии не изменился и лица, участвующие в административном деле, их представители не настаивают на повторении процессуальных действий, совершенных до отложения судебного заседания по административному делу, Дисциплинарная коллегия вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы (ст. 15 Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ).

7. См. также комментарий к ст. ст. 11, 97 КАС РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 234 КАС РФ

Если у вас остались вопросы по статье 234 КАС РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 234 КАС РФ. Рассмотрение административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (действующая редакция)

1. Рассмотрение административных дел в судебном заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально в составе трех ее членов.

2. В судебном заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов Дисциплинарной коллегии. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.

3. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании Дисциплинарной коллегии в случаях и порядке, установленных статьей 11 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 234 КАС РФ

1. Как показывает анализ судебной практики, наибольшее количество дел, рассматриваемых Дисциплинарной коллегией ВС РФ (а до ее создания — Дисциплинарным судебным присутствием), связано с обжалованием решений ККС о досрочном прекращении полномочий судей.

Соблюдение надлежащей процедуры рассмотрения дела о наложении на судью дисциплинарной ответственности является необходимой составной частью правового статуса судьи, одной из основ его независимости, несменяемости и неприкосновенности.

Согласно ч. 2 ст. 121 Конституции РФ прекращение полномочий судьи допускается не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Гарантией соблюдения данных конституционных требований является производство в Дисциплинарной коллегии ВС РФ.

Конституционный Суд РФ в одном из своих решений отметил, что из заключения Консультативного совета европейских судей для Комитета министров Совета Европы О принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности этические нормы, несовместимое с должностью поведение и беспристрастность» следует, что нарушения, которые могут повлечь за собой дисциплинарное производство в отношении судьи, должны определяться как можно более конкретно (Постановление от 20 июля 2011 г. N 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко»).

В соответствии с Законом о статусе судей к дисциплинарному проступку относится виновное действие (бездействие) судьи при исполнении им служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения данного Закона и (или) Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло за собой умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона).

При этом фактически под дисциплинарным поступком понимается не только нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики, но и нарушение общепринятых норм морали и правил поведения при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности, что обусловлено положениями ч. 2 ст. 4 названного Кодекса.

За совершение дисциплинарного проступка на судью, за исключением судей КС РФ, может быть наложено одно из предусмотренных названным Законом дисциплинарных взысканий: замечание, предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи.

При этом дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, в том числе за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия, если такое нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства, грубое нарушение прав участников процесса, свидетельствует о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлено вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (п. 5 ст. 12.1 Закона о статусе судей).

Таким образом, досрочное прекращение полномочий судьи может иметь место в тех случаях, когда исчерпаны все иные средства воздействия на судью, направленные на предупреждение дальнейших нарушений с его стороны, либо когда допущенное судьей нарушение норм закона и (или) этических норм весьма существенно и по своему характеру с очевидностью несовместимо с высоким званием судьи, явно противоречит социальному назначению судебной власти, носителем которой является судья.

Большое значение для определения меры дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка имеют также его последствия для граждан или организаций, когда допущенное судьей нарушение подрывает у граждан доверие к данному судье как представителю судебной власти и не дает оснований рассчитывать на то, что это доверие в отношении судьи будет восстановлено при дальнейшем выполнении им служебных обязанностей.

Несложно заметить, что указанные квалифицирующие признаки весьма расплывчаты и относятся к категориям оценочным.

На данный факт также обращено внимание в Постановлении КС РФ от 20 июля 2011 г. N 19-П. В данном решении КС РФ отметил, что Закон о статусе судей не дает исчерпывающую характеристику поведения, которое можно было бы считать несовместимым со званием судьи или не соответствующим его статусу, что требует особой тщательности от органов, уполномоченных на применение дисциплинарных санкций к судье, при определении наличия либо отсутствия таких оснований в каждом конкретном случае.

Изучение судебной практики также показывает, что характеристики поведения судьи соответствующей ККС и Дисциплинарной коллегии (ранее — Дисциплинарного судебного присутствия) не всегда совпадают; различная оценка может иметь место и среди судей проверочной инстанции, что находит отражение в особых мнениях ее членов.

Анализ положений Закона о статусе судей, правовых позиций КС РФ, выраженных им в решениях по жалобам судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности, и судебной практики по данной категории дел свидетельствует, что дисциплинарный проступок может выражаться в нарушениях норм Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики, как связанных с осуществлением судебной деятельности, так и допущенных за рамками рассмотрения конкретного дела.

Это интересно:  Статья 110 УК РФ. Доведение до самоубийства

К последним относятся аморальное поведение судьи, например распитие алкогольных напитков в здании суда, размещение в социальных сетях фотографий, порочащих честь судьи, факты внепроцессуальных обращений к своим коллегам и др.

При этом, как следует из вышеприведенной нормы Закона о статусе судей, нарушения, допущенные в рамках рассмотрения судебного дела, т.е. судебные ошибки, должны быть установлены судом вышестоящей инстанции.

На необходимость строгого соблюдения данного требования также не раз обращал внимание КС РФ в своих решениях. Так, в вышеназванном Постановлении от 20 июля 2011 г. N 19-П КС РФ указал, что установление нарушения судьей при вынесении судебного акта норм материального или процессуального права, которое по своему характеру и тяжести может являться основанием для привлечения его к ответственности, по сути подразумевает необходимость проверки законности и обоснованности самого судебного акта, которая может осуществляться лишь в специально установленных процессуальным законом процедурах, прежде всего посредством рассмотрения дела вышестоящим судом. Иная, кроме судебной, процедура ревизии судебных актов с целью оценки наличия оснований для применения к судье дисциплинарной ответственности, в частности путем проведения внутрикорпоративной проверки, принципиально недопустима.

При этом необходимо особо отметить, что не любая судебная ошибка влечет наложение дисциплинарной ответственности.

Так, при осуществлении судебной деятельности возможны неумышленные ошибки ординарного характера, не дискредитирующие априори лиц, их допустивших, которые возникают в ходе разрешения конкретного дела при толковании и применении норм материального или процессуального права и подлежат исправлению вышестоящими судебными инстанциями.

Таким образом, сам факт принятия незаконного и необоснованного судебного акта, если он обусловлен судебной ошибкой, явившейся следствием в том числе неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения нормы права, и если допущенные судьей нарушения закона не носят систематического характера и не обусловлены намеренным отступлением от общепризнанных морально-этических норм и не дискредитируют судебную власть, не может расцениваться как проявление недобросовестного отношения судьи к своим профессиональным обязанностям и служить основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания.

Но существует другой тип судебных ошибок, приводящих к искажению фундаментальных принципов судопроизводства и грубому нарушению прав участников процесса, когда вынесение неправосудного судебного акта хотя и не содержит признаки состава преступления, тем не менее может служить основанием для применения к судье мер дисциплинарной ответственности (Постановления КС РФ от 28 февраля 2008 г. N 3-П и от 20 июля 2011 г. N 19-П).

При этом под данное понятие подпадают как однократное грубое нарушение, допущенное в процессе рассмотрения дела и вынесения судебного акта (например, нарушение правил подсудности), так и систематические нарушения, которые могут и не носить характера грубых, но в совокупности давать основания для вывода о профессиональной некомпетентности судьи или о его явной недобросовестности.

К числу последних относится, например, волокита. Как следует из ряда судебных актов, допущенная судьей волокита при рассмотрении судебных дел оценивается как свидетельство безответственного и пренебрежительного отношения судьи к своим профессиональным обязанностям, нежелания надлежащим образом организовать свою работу по отправлению правосудия и работу своих непосредственных подчиненных, приводящего к нарушению прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на доступ к правосудию в разумные сроки, что причиняет ущерб репутации судьи и тем самым умаляет авторитет судебной власти, подрывает доверие граждан к правосудию.

С учетом отсутствия на законодательном уровне и в судебной практике четких критериев квалификации действий (бездействия) судьи для целей решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности от Дисциплинарной коллегии требуется особая тщательность при рассмотрении каждого конкретного дела, в том числе при определении наличия оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

В связи с этим правовое регулирование деятельности Дисциплинарной коллегии направлено на обеспечение полноты, объективности и беспристрастности рассмотрения подсудных ей дел, в том числе за счет коллегиального состава суда, призванного обеспечить и гарантировать обоснованность выносимых решений.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 226 КАС административное дело рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления жалобы (обращения) в ВС РФ.

Судебным заседанием Дисциплинарной коллегии руководит председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов Дисциплинарной коллегии.

На председательствующего возложено общее ведение процесса, в том числе определение порядка проведения и очередности процессуальных действий.

Судебному заседанию предшествует подготовительная стадия, в ходе которой устанавливается возможность проведения судебного заседания по рассмотрению дела по существу.

Судебное заседание начинается с объявления председательствующим, какое дело слушается, проверяется явка, разъясняются лицам, участвующим в деле, их процессуальные права. Затем заслушивается выступление докладчика по делу, который излагает суть поступившей жалобы (обращения), обстоятельства дела, содержание имеющихся материалов по делу, а также сообщает о действиях, предпринятых в рамках подготовки дела к судебному заседанию. Докладчиком по делу является судья, вынесший определение о принятии жалобы (обращения) к производству.

В судебном заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, в том числе председатель суда, направивший в ККС представление о досрочном прекращении полномочий судьи, и другие лица, приглашенные в судебное заседание, исследуются доказательства по делу, разрешаются ходатайства, проводятся прения сторон.

В судебном заседании Дисциплинарной коллегии ведется протокол, в котором отражается ход заседания, а также обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, и осуществляется аудиозапись.

Дисциплинарной коллегией может быть принято решение об отложении рассмотрения дела.

Данное решение принимается в случаях отсутствия в судебном заседании докладчика по делу ввиду болезни, отпуска или командировки, необходимости истребования дополнительных доказательств по делу, привлечения к участию в деле иных лиц, помимо определенных докладчиком по делу на стадии подготовки дела к судебному заседанию, вызова в судебное заседание свидетелей или удовлетворения ходатайств лица, участвующего в деле, его представителя об отводе докладчика по делу или об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, а также в иных случаях, препятствующих рассмотрению дела в данном судебном заседании.

Об отложении заседания выносится определение, в котором устанавливается дата нового заседания с учетом времени, необходимого для устранения обстоятельств, послуживших основаниями для его отложения. Разбирательство дела после его отложения начинается сначала.

Производство по делу в Дисциплинарной коллегии на любой его стадии может быть прекращено при наличии к тому оснований, к числу которых относятся: отказ заявителя от жалобы (обращения); установление факта подачи жалобы недееспособным лицом; смерть лица, решение ККС в отношении которого подлежит проверке, или объявление его умершим (в случае, если его правопреемники, а также иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются решением ККС, не изъявили желания вступить в дело).

О прекращении производства по делу выносится мотивированное определение. В случаях прекращения производства по делу в связи с отказом заявителя от жалобы или отказом правопреемников умершего лица, решение в отношении которого подлежит проверке, вступить в дело, повторное обращение в Дисциплинарную коллегию не допускается.

В ходе судебного разбирательства Дисциплинарной коллегии надлежит проверить законность и обоснованность обжалуемого решения.

Например, незаконность обжалуемого решения о досрочном прекращении полномочий судьи может быть связана с различными нарушениями порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

Так, анализ судебной практики показывает, что нарушения могут быть допущены на стадии возбуждения дисциплинарного производства, в частности, дело могло быть возбуждено по инициативе не уполномоченного на это субъекта (совета судей или председателя районного суда) или за рамками срока давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Также нарушения могут быть связаны с порядком и сроками рассмотрения дела. Изучение конкретных дел свидетельствует, что нередко соответствующая ККС при рассмотрении дела о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, по сути, подменяет собой вышестоящую судебную инстанцию, анализируя вопросы законности вынесенных судьей судебных актов. Помимо этого, имеют место случаи нарушения порядка вынесения решения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности (например, несоблюдение процедуры голосования) и др.

Необоснованность обжалуемого решения может быть выражена, например, в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности за решение, принятое в рамках судейского усмотрения, или в нарушении принципа соразмерности наложенной дисциплинарной ответственности совершенному деянию.

3. Разбирательство административного дела в Дисциплинарной коллегии открытое.

Проведение судебного заседания Дисциплинарной коллегии в закрытом режиме возможно по инициативе суда в случае необходимости сохранения государственной или иной охраняемой законом тайны, а также в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, или его представителя, ссылающихся на необходимость сохранения охраняемой законом тайны или иной конфиденциальной информации, неприкосновенности частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина.

О разбирательстве административного дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение суда. Оно выносится в отношении всего судебного разбирательства или его части.

В закрытом судебном заседании административное дело рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил административного судопроизводства.

4. Дисциплинарная коллегия вправе рассматривать жалобу (обращение) без присутствия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, или их представителей, если они надлежащим образом извещены и не явились на заседание без уважительной причины.

В случае заявления лицом, участвующим в деле, или его представителем об отложении дела в связи с невозможностью присутствовать в судебном заседании по уважительным причинам заседание откладывается.

Данное правило предусмотрено для предоставления возможности лицам, заинтересованным в правильном рассмотрении дела, дать объяснения по существу дела в судебном заседании, а Дисциплинарной коллегии всесторонне и полно проверить все обстоятельства, имеющие значение для принятия решения.

Статья 234. Рассмотрение административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации

1. Рассмотрение административных дел в судебном заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально в составе трех ее членов.

2. В судебном заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов Дисциплинарной коллегии. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.

3. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании Дисциплинарной коллегии в случаях и порядке, установленных статьей 11 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Комментарий к статье 234 КАС РФ

2. Судебное заседание начинается с объявления председательствующим, какое административное дело слушается.

3. Председательствующий проверяет явку в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве секретаря, представителей сторон, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права, в том числе право заявлять отводы.

4. В ходе судебного заседания заслушивается выступление докладчика по административному делу, который излагает суть поступившей жалобы (обращения), обстоятельства административного дела, содержание имеющихся материалов по административному делу, а также сообщает о действиях, предпринятых в рамках подготовки административного дела к судебному заседанию. Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами Дисциплинарной коллегии.

5. Докладчиком по административному делу является член Дисциплинарной коллегии, вынесший определение о принятии жалобы (обращения) к производству Дисциплинарной коллегии.

6. В судебном заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, председатель суда, направивший в квалификационную коллегию судей представление о досрочном прекращении полномочий судьи, и другие лица, приглашенные в судебное заседание, по существу жалобы (обращения), исследуются доказательства по административному делу, разрешаются ходатайства, проводятся прения сторон.

7. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.

Комментарий к части 3
1. Разбирательство административного дел в Дисциплинарной коллегии открытое.

2. Закрытое заседание Дисциплинарной коллегии проводится в случае необходимости сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Это интересно:  Статья 1295 ГК РФ. Служебное произведение

3. Закрытое судебное заседание может быть проведено также по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле, и их представителей.

4. О разбирательстве административного дела в закрытом судебном заседании Дисциплинарная коллегия выносит мотивированное определение.

5. В открытом заседании присутствующие лица вправе вести записи, в том числе с использованием средств аудиозаписи. Использование фотоаппаратов, кино- и видеоаппаратуры или иных средств фиксации и записи изображений допускается с согласия Дисциплинарной коллегии (ст. 6 Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ).

Комментарий к части 4
1. При наличии оснований Дисциплинарная коллегия вправе принять решение об отложении рассмотрения административного дела.

2. Заседание Дисциплинарной коллегии подлежит отложению в случаях:
1) отсутствия в судебном заседании докладчика по административному делу ввиду болезни, отпуска или командировки;
2) удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, его представителя об отводе докладчика по административному делу;
3) удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, его представителя об отложении рассмотрения административного дела в связи с невозможностью его присутствия в судебном заседании по уважительным причинам;
4) необходимости истребования дополнительных доказательств по административному делу, привлечения к участию в административном деле иных лиц, помимо определенных докладчиком по административному делу на стадии подготовки административного дела к судебному заседанию, вызова в судебное заседание свидетелей;
5) неявки в судебное заседание лиц, присутствие которых признано Дисциплинарной коллегией необходимым для правильного разрешения административного дела;
6) в иных случаях, препятствующих рассмотрению административного дела в данном судебном заседании.

3. Об отложении заседания выносится определение, в котором устанавливается дата нового заседания с учетом времени, необходимого для устранения обстоятельств, послуживших основаниями для его отложения.

4. Копии определения об отложении судебного заседания по административному делу направляются лицам, участвующим в административном деле, а также их представителям, в том числе по электронной почте. В случае присутствия данных лиц в судебном заседании им объявляется о времени и месте судебного заседания под роспись.

5. Разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала.

6. В случае, когда состав членов Дисциплинарной коллегии не изменился и лица, участвующие в административном деле, их представители не настаивают на повторении процессуальных действий, совершенных до отложения судебного заседания по административному делу, Дисциплинарная коллегия вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы (ст. 15 Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ).

7. См. также комментарий к ст. ст. 11, 97 КАС РФ.

Другой комментарий к статье 234 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

В комментируемой статье закреплен порядок рассмотрения административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ.

Административные дела указанной категории рассматриваются в следующем порядке:

— проводятся в судебном заседании;

— осуществляются коллегиально в составе трех членов;

— председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов;

— возможно проведение закрытого судебного заседания с учетом положений ч. 3 комментируемой статьи.

Помимо этого, не является препятствием к рассмотрению административного дела указанной категории неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам.

Производство по административным делам, рассматриваемым дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ

Закон о статусе судей устанавливает для судей особые квалификационные требования, к числу которых относятся и специальные требования к порядку прекращения полномочий судьи, в том числе к досрочному прекращению полномочий, применяемому в качестве меры дисциплинарной ответственности. Решение квалификационной коллегии судей о наложении на судью дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в суд.

До 6 февраля 2014 г. жалобы на решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей в качестве меры дисциплинарной ответственности либо об отказе в применении данной меры дисциплинарной ответственности рассматривались Дисциплинарным судебным присутствием, состоявшим из судей ВАС РФ и ВС РФ (по три судьи соответственно).

С 6 февраля 2014 г. функции по судебному контролю за законностью и обоснованностью решений квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей (кроме судей КС РФ) возложены на Дисциплинарную коллегию ВС РФ (далее по тексту настоящей главы — Дисциплинарная коллегия), состоящую из шести судей ВС РФ и заместителя Председателя ВС РФ.

До вступления в силу КАС процессуальный порядок рассмотрения дел данной категории регулировался гл. 23 и 25 ГПК (оспаривание ненормативных правовых актов), Законом о Дисциплинарном судебном присутствии, а также разработанным в соответствии с указанными нормативными актами Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

На сегодняшний день процессуальный порядок регламентируется гл. 22 КАС с особенностями, установленными гл. 23 данного Кодекса.

Компетенция Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ

Дисциплинарная коллегия рассматривает дела:

1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС) и квалификационных коллегий судей субъектов РФ (ККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя ВС РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если ВККС или ККС отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

2) по жалобам на решения ВККС о наложении дисциплинарных взысканий на судей;

3) по жалобам на решения ВККС о результатах квалификационной аттестации судей.

Особенности возбуждения производства по административному делу, рассматриваемому Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ

1. Право на обращение в суд. Правом на обращение в Дисциплинарную коллегию обладают:

  1. лицо, судейские полномочия которого досрочно прекращены решением ВККС или ККС за совершение им дисциплинарного проступка;
  2. Председатель ВС РФ по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка в случаях, если ВККС или ККС отказано в удовлетворении представления о прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

2. Объект обжалования. Объектами обжалования являются:

  1. решение ВККС или ККС о досрочном прекращении полномочий судьи в качестве меры дисциплинарной ответственности;
  2. решение ВККС или ККС об отказе в удовлетворении представления о прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка;
  3. решение ВККС о наложении на судью дисциплинарного взыскания (не связанного с досрочным прекращением полномочий);
  4. решение ВККС о результатах квалификационной аттестации судьи.

3. Особенности содержания административного искового заявления. Особенности содержания жалобы (обращения) в Дисциплинарную коллегию немногочисленны. В основном требования к жалобе (обращению) аналогичны общим требованиям к административному исковому заявлению, установленным в ст. 125 КАС. Так, в жалобе (обращении) в Дисциплинарную коллегию должны быть указаны:

  1. Дисциплинарная коллегия в качестве органа, в который подается жалоба (обращение);
  2. лицо, подающее жалобу (обращение), его почтовый адрес, адрес электронной почты (при его наличии) для направления почтовой корреспонденции, номер телефона;
  3. объект обжалования — решение, с которым не согласен административный истец, а также наименование квалификационной коллегии судей, принявшей данное решение;
  4. требование, обращенное к Дисциплинарной коллегии;
  5. обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  6. сведения о представителе;
  7. перечень прилагаемых к заявлению документов;

8) иные сведения, которые могут быть изложены в жалобе по усмотрению административного истца.

4. Принятие жалобы к производству. Срок решения вопроса о принятии жалобы (обращения) к производству составляет 10 рабочих дней со дня ее поступления в Дисциплинарную коллегию.

Вопрос о принятии жалобы к производству решается членом Дисциплинарной коллегии и оформляется определением.

КАС не предусматривает возможности оставления жалобы (обращения) без движения. Если заявителем не соблюдены требования, предъявляемые к жалобе, то жалоба подлежит возвращению. Также жалоба возвращается административному истцу в случае, если ее рассмотрение не относится к полномочиям Дисциплинарной коллегии. Представляется, что жалоба подлежит возвращению и по общим основаниям, указанным в ч. 2 ст. 129 КАС, например в случае, если до вынесения определения о принятии жалобы к производству в Дисциплинарную коллегию поступит заявление административного истца о возвращении жалобы или если в производстве Дисциплинарной коллегии уже имеется дело, возбужденное по тождественной жалобе, и др. Кроме того, полагаем, что при наличии оснований, предусмотренных ст. 128 КАС, в принятии жалобы (обращения) к производству должно быть отказано (например, если жалоба подана в чужом интересе лицом, не обладающим правом на обращение в суд, или в случае наличия решения Дисциплинарной коллегии по тождественной жалобе).

В определении о принятии жалобы к производству указываются время и место проведения судебного заседания, круг лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, а также действия, которые следует совершить в порядке подготовки дела к рассмотрению. При этом отдельное определение о подготовке дела к судебному разбирательству может не выноситься.

Особенности рассмотрения административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ

1. Состав суда. Дела данной категории рассматриваются коллегиальным составом из трех членов Дисциплинарной коллегии.

КАС закрепляет дополнительное основание для отвода (самоотвода) члена Дисциплинарной коллегии — это предшествующее участие судьи — члена коллегии в рассмотрении данного административного дела в качестве члена квалификационной коллегии судей.

2. Срок рассмотрения дела. Указанный срок определяется в соответствии с ч. 1 ст. 226 КАС и составляет два месяца со дня поступления жалобы (обращения) в Дисциплинарную коллегию.

3. Временная остановка производства по делу. Статья 237 КАС фиксирует дополнительное к общим правилам (гл. 16 данного Кодекса) специфическое факультативное основание для приостановления производства по делу, рассматриваемому Дисциплинарной коллегией: рассмотрение жалобы (обращения) может быть приостановлено в случае необходимости проведения проверки материалов и сведений по ним, а также наличия иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению административного дела в течение длительного времени.

Очевидно, что понятие «длительное время», равно как и понятие «иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела», носит оценочный характер, реализация данной нормы находится в сфере судебного усмотрения.

Срок приостановления производства по делу по указанным специфическим основаниям не может превышать шести месяцев.

При рассмотрении дела в Дисциплинарной коллегии могут применяться и иные формы временной остановки судебного разбирательства, предусмотренные общими правилами производства в суде первой инстанции (разд. III КАС).

4. Лица, участвующие в деле. Как пояснял Пленум ВС РФ в Постановлении «Об утверждении Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации», лицами, участвующими в деле, являются заявитель и заинтересованные лица, под заинтересованными лицами понимая квалификационную коллегию судей, принявшую оспариваемое решение, а при рассмотрении обращения — также судью, в отношении которого отказано в прекращении полномочий судьи (ст. 7 названного Положения).

С учетом вступления в силу КАС терминология изменилась, однако суть осталась та же. Лицами, участвующими в делах данной категории, являются административный истец и административный ответчик, а также заинтересованные лица. Административным истцом является лицо, направившее жалобу в Дисциплинарную коллегию, а административным ответчиком — квалификационная коллегия судей, вынесшая решение, с которым не согласен административный истец.

Принимая во внимание ч. 4 ст. 38 КАС, полагаем, что в случае обращения в Дисциплинарную коллегию Председателя ВС РФ по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка, если ВККС или ККС отказано в удовлетворении представления о прекращении полномочий судьи, административным ответчиком будет выступать судья, а не соответствующая квалификационная коллегия судей, поскольку именно судья является субъектом спорного материального правоотношения публично-правового характера и вопрос о его правах и обязанностях (о статусе судьи) составляет предмет разбирательства в Дисциплинарной коллегии. В то же время с учетом ст. 37, 47, а также ч. 4 ст. 232 КАС, закрепляющей обязанность квалификационной коллегии судей представить отзыв на жалобу (обращение) административного истца, представляется, что соответствующая квалификационная коллегия в лице полномочного представителя участвует в деле о досрочном прекращении полномочий судьи по обращению Председателя ВС РФ в качестве заинтересованного лица.

Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, и их представителей, не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия по уважительным причинам, не препятствует рассмотрению дела.

Это интересно:  Статья 156 КАС РФ. Начало рассмотрения административного дела по существу

5. Предмет доказывания. Специфика предмета доказывания обусловлена нормами материального права, фиксирующими основания для дисциплинарной ответственности судей, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи в качестве меры дисциплинарной ответственности.

Фактическим основанием дисциплинарной ответственности судьи является совершение судьей дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое со званием судьи нарушение положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, в том числе при осуществлении правосудия, если такое нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства, грубое нарушение прав участников процесса, свидетельствует о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлено вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

При определении предмета доказывания необходимо учитывать позицию КС РФ, согласно которой положения ст. 12.1 Закона о статусе судей не предполагают привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку, если судья действовал в рамках судейского усмотрения и не допустил грубого нарушения при применении норм материального или процессуального права; судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью.

Наконец, Закон о статусе судей требует учитывать при наложении дисциплинарного взыскания характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность судьи, совершившего проступок, и степень нарушения в результате проступка прав, свобод, законных интересов граждан и организаций.

Таким образом, в зависимости от объекта обжалования предмет доказывания по делам данной категории может включать в себя следующие юридические факты:

1) факт совершения судьей дисциплинарного проступка;

2) существенность допущенных судьей нарушений правовых норм;

3) вину судьи в совершении дисциплинарного проступка;

4) обстоятельства совершения дисциплинарного проступка;

5) последствия дисциплинарного проступка в виде умаления авторитета судебной власти, причинения ущерба репутации судьи, а в случае обжалования решения о досрочном прекращении полномочий судьи либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий — последствия в виде грубого нарушения прав участников процесса либо искажения принципов судопроизводства;

6) причинную связь между действием (бездействием) судьи и наступившими последствиями;

7) степень нарушения прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в результате дисциплинарного проступка судьи;

8) другие факты, послужившие основанием для принятия решения квалификационной коллегией судей (например, результаты квалификационной аттестации судей);

9) наличие вступившего в законную силу судебного акта суда высшей инстанции, судебного акта, принятого по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, устанавливающего соответствующее нарушение, если речь идет о досрочном прекращении полномочий за дисциплинарный проступок, совершенный при осуществлении правосудия;

10) соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности;

11) соблюдение правил о компетенции квалификационной коллегии судей, разрешившей вопрос о прекращении полномочий судьи;

12) соразмерность примененной меры дисциплинарной ответственности характеру дисциплинарного проступка.

В предмет доказывания могут включаться и иные факты, обусловленные содержанием жалобы (обращения) и отзыва на нее.

6. Распределение бремени доказывания. Распределение бремени доказывания зависит от того, кто является административным истцом. Если административным истцом является гражданин, то обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием к принятию обжалуемого решения, а также его законности возлагаются на принявшую решение квалификационную коллегию судей. В случае же если административным истцом является Председатель ВС РФ, обязанность по доказыванию незаконности и необоснованности решения квалификационной коллегии судей возлагается на административного истца.

7. Пределы проверки жалобы (обращения). Таким же образом определяются пределы проверки жалобы Дисциплинарной коллегией. Если административным истцом является гражданин, то Дисциплинарная коллегия не связана основаниями и доводами административного истца. В случае же если административным истцом является Председатель ВС РФ, пределы проверки ограничены основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Глава 23. Производство по административным делам, рассматриваемым дисциплинарной коллегией верховного суда российской федерации

Статья 229. Вопросы применения правил настоящей главы

1. Производство в Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее также — Дисциплинарная коллегия) осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой.

2. Для целей настоящей главы административным истцом является лицо, направившее в Дисциплинарную коллегию жалобу (обращение).

Статья 230. Право на обращение в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

1. Лицо, судейские полномочия которого досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее — Высшая квалификационная коллегия судей) или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение им дисциплинарного проступка, вправе обратиться с жалобой на указанные решения квалификационных коллегий судей в Дисциплинарную коллегию.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации вправе обратиться в Дисциплинарную коллегию по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации отказано в удовлетворении представления о прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

3. В Дисциплинарную коллегию могут быть обжалованы решение Высшей квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарного взыскания на судью и решение Высшей квалификационной коллегии судей о результатах квалификационной аттестации судьи.

Статья 231. Требования к жалобе (обращению), подаваемой в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

1. В жалобе (обращении), подаваемой в Дисциплинарную коллегию, должны быть указаны:

1) Дисциплинарная коллегия в качестве органа, в который подается жалоба (обращение);

2) лицо, подающее жалобу (обращение), его почтовый адрес, адрес электронной почты (при его наличии) для направления почтовой корреспонденции, номер телефона;

3) решение, с которым не согласен административный истец, а также наименование квалификационной коллегии судей, принявшей данное решение;

4) требование, обращенное к Дисциплинарной коллегии;

5) обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) сведения о представителе;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов.

2. В жалобе (обращении) также могут содержаться иные сведения, которые могут быть использованы для направления корреспонденции.

Статья 232. Принятие жалобы (обращения) к производству Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

1. Член Дисциплинарной коллегии в течение десяти рабочих дней со дня поступления жалобы (обращения) в Дисциплинарную коллегию рассматривает вопрос о принятии ее к производству.

2. Член Дисциплинарной коллегии, которому передана поступившая жалоба (обращение), выносит определение о принятии жалобы (обращения) к производству в случае ее соответствия предъявляемым требованиям или выносит мотивированное определение о возвращении жалобы (обращения), если ее рассмотрение не относится к полномочиям Дисциплинарной коллегии, а также в случае несоблюдения административным истцом требований, предъявляемых к жалобе (обращению).

3. В определении о принятии жалобы (обращения) к производству указываются время и место проведения судебного заседания, круг лиц, подлежащих вызову в судебное заседание Дисциплинарной коллегии, а также действия, которые следует совершить при подготовке административного дела к рассмотрению.

4. Квалификационная коллегия судей, вынесшая решение, с которым не согласен административный истец, направляет отзыв на жалобу (обращение), принятую к производству Дисциплинарной коллегии, в десятидневный срок с момента получения определения, указанного в части 3 настоящей статьи, в том числе по электронной почте.

5. Материалы и сведения, запрошенные Дисциплинарной коллегией, подлежат представлению в срок, определенный в запросе, в том числе по электронной почте.

Статья 233. Основания для отвода (самоотвода) члена Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Помимо случаев, указанных в статьях 31 и 32 настоящего Кодекса, член Дисциплинарной коллегии не вправе рассматривать административное дело по поступившей в Дисциплинарную коллегию жалобе (обращению) в случаях, если он участвовал в рассмотрении данного административного дела в качестве члена квалификационной коллегии судей.

Статья 234. Рассмотрение административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации

1. Рассмотрение административных дел в судебном заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально в составе трех ее членов.

2. В судебном заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов Дисциплинарной коллегии. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.

3. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании Дисциплинарной коллегии в случаях и порядке, установленных статьей 11 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Статья 235. Распределение обязанностей по доказыванию по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации

1. В случае, если административным истцом является гражданин, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, с которым не согласен административный истец, а также законности данного решения возлагаются на квалификационную коллегию судей, его принявшую.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, обратившийся в Дисциплинарную коллегию, обязан доказать незаконность и необоснованность решения квалификационной коллегии судей, с которым он не согласен.

Статья 236. Пределы проверки Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации жалоб (обращений)

1. При рассмотрении административного дела по жалобе (обращению) административного истца Дисциплинарная коллегия не связана основаниями и доводами, изложенными в жалобе (обращении).

2. При рассмотрении административного дела по обращению Председателя Верховного Суда Российской Федерации Дисциплинарная коллегия проверяет решение квалификационной коллегии судей, с которым не согласен административный истец, в пределах оснований и доводов, изложенных в обращении.

3. При рассмотрении жалобы (обращения) Дисциплинарная коллегия вправе истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения административного дела.

Статья 237. Основания приостановления производства по административному делу

Рассмотрение принятых к производству Дисциплинарной коллегией жалоб (обращений) может быть приостановлено на срок до шести месяцев в случае необходимости проведения проверки материалов и сведений по ним, а также наличия иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению административного дела в течение длительного времени.

Статья 238. Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

1. По результатам рассмотрения жалобы (обращения) Дисциплинарная коллегия принимает одно из следующих решений:

1) об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части;

2) об удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;

3) об отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

2. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему может быть выдана копия резолютивной части решения Дисциплинарной коллегии в день его принятия.

3. Копии решения Дисциплинарной коллегии вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям либо направляются им в течение пяти рабочих дней со дня изготовления мотивированного решения.

4. Решение Дисциплинарной коллегии может быть обжаловано сторонами в апелляционном, надзорном порядке, а также пересмотрено ввиду вновь открывшихся или новых обстоятельств.

Статья написана по материалам сайтов: okasrf.ru, www.zakonrf.info, rukasrf.ru, be5.biz, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector