+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 189.88 закона о банкротстве

1. Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, для денежных средств в валюте Российской Федерации — основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также в зависимости от количества имеющихся у кредитной организации видов иностранной валюты — необходимое количество счетов кредитной организации для денежных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банком России порядке.

2. При осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего счета кредитной организации в ходе конкурсного производства открываются в Агентстве.

Для целей осуществления функций конкурсного управляющего Банк России открывает Агентству счета для денежных средств в валюте Российской Федерации.

3. Счета кредитной организации, открытые в иных кредитных организациях (в том числе обнаруженные в ходе конкурсного производства), за исключением счетов, открытых в связи с осуществлением кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, и залоговых счетов, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств кредитной организации должны быть перечислены с указанных счетов на счета кредитной организации в ходе конкурсного производства.

4. После принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства Банк России в течение десяти дней со дня получения от конкурсного управляющего соответствующего требования перечисляет на счета кредитной организации в ходе конкурсного производства средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, а также иные денежные средства кредитной организации, размещенные в Банке России.

5. На счета кредитной организации в ходе конкурсного производства зачисляются денежные средства кредитной организации, поступающие в ходе конкурсного производства.

6. С основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляются выплаты кредиторам, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи кредитной организации, оплачиваются иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

7. Информацию о расходовании денежных средств кредитной организации с ее счетов в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, комитет кредиторов и Банк России по их требованию, но не чаще одного раза в месяц.

Судебная практика

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 16, 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)», проверив наличие и размер задолженности должника перед заявителем, исходил из того, что лицо, являясь поручителем, исполнило кредитное обязательство должника, в связи с чем само стало кредитором должника. При этом факт исполнения поручителем обязательств перед кредитором по основному обязательству никем из сторон не оспаривался.

Признавая сделку недействительной, суды руководствовались статьями 61.2 и 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и разъяснениями, содержащимися в пунктах 5, 6 и 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы 111.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» при рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом,

Банкротство — общие положения.

Настоящая статья содержит общий обзор положений действующего российского законодательства о несостоятельности (банкротстве), в первую очередь — федерального закона от 26.10.2002. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Практические вопросы несостоятельности и рекомендации по прохождению банкротства рассматриваются в отдельной статье.

Действие вышеуказанного закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением:

  • казенных предприятий;
  • учреждений;
  • политических партий;
  • религиозных организаций.

Кроме того, отдельным законом от 25.02.1999. №40-ФЗ регулируется банкротство кредитных организаций.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены № 127-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К регулируемым законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения закона № 127-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ СТОРОНА БАНКРОТСТВА

В соответствии со статьей 65 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявления о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКОНЕ О БАНКРОТСТВЕ

Для целей закона №127-ФЗ используются следующие основные понятия:

  • несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство);
  • должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом №127-ФЗ;
  • денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию;
  • обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
  • руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;
  • кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
  • конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  • уполномоченные органы — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;
  • наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
  • финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
  • внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
  • конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
  • мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;
  • представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства;
  • представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства;
  • представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;
  • представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;
  • арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом №127-ФЗ полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;
  • временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с законом №127-ФЗ;
  • административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с законом №127-ФЗ;
  • внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных законом №127-ФЗ полномочий;
  • конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных законом №127-ФЗ полномочий;
  • мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;
  • представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур банкротства;
  • саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;
  • регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль над деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Это интересно:  Статья 45 ГК РФ. Объявление гражданина умершим

ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА

Банкротство — это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.

Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.

Обязательные платежи — это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Кредиторы — это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.

Основным признаком банкротства является следующее обстоятельство.

Если у организации появились признаки банкротства, то руководитель данной организации обязан сообщить об этом учредителям.

Учредители, в свою очередь, обязаны принять меры, чтобы восстановить платежеспособность организации и не допустить банкротства. Данные меры называются досудебная санация.

Закон о банкротстве выполняет следующие функции:

  • устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом);
  • регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);
  • устанавливает порядок и условия проведения процедуры банкротства;
  • регулирует прочие отношения, которые возникают при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Задолженность перед кредиторами делится на две группы:

Первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кредиторов;

Вторая группа платежей включает в себя текущие платежи — это денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

  • размер задолженности за переданные товары;
  • выполненные работы;
  • оказанные услуги;
  • суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
  • размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;
  • размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);
  • обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
  • обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;
  • обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Размер обязательных платежей определяется без учета штрафов, пеней и других финансовых санкций.

Процесс банкротства состоит из следующих процедур банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии , что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей , а также имеются перечисленные выше признаки банкротства.

Подать заявление в арбитражный суд о банкротстве имеет право :

  • уполномоченные органы;
  • конкурсный кредитор;
  • сам должник.

ОБРАЩЕНИЯ В СУД УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ

Уполномоченные органы имеют право обратиться через 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов и предъявить его копию должнику.

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должны быть приложены:

  • решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника;
  • сведения о задолженности по обязательным платежам, по данным уполномоченного органа.

Обратите внимание!

Если у организации есть задолженность по налогам, этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.

На основании статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу — исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать:

  • фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
  • дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
  • наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, на чье имущество обращается взыскание;
  • резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;
  • дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;
  • дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом — исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
  • сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  • имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  • другого имущества.

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента — организации за счет вырученных сумм.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.

ОБРАЩЕНИЯ В СУД КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА

Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация задолжала по различным хозяйственным договорам или имуществу которых организация – должник нанесла вред.

В состав конкурсных кредиторов не входят:

  • уполномоченные органы;
  • учредители (участники) должника;
  • граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;
  • имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Конкурсный кредитор, для того чтобы возбудить дело о банкротстве, должен подтвердить свои требования. Для этого он обязан представить в арбитражный суд решение суда, которое уже вступило в силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов, а копия передана должнику.

Заявление конкурсный кредитор составляет в письменной форме, и подписывает его руководитель кредитора. Если данное заявление подписывает уполномоченный представитель, то в таком случае необходимо приложить доверенность.

Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику.

ОБРАЩЕНИЯ В СУД ДОЛЖНИКА

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в следующих случаях, если:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • в иных предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ случаях.

Должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Это интересно:  Статья 333.22 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее, чем через месяц от даты возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник должен приложить документы, которые подтверждают наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Также к заявлению необходимо приложить подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:

  • учредительные документы должника – юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженностей с указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
  • бухгалтерский баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • решение собственника имущества должника об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
  • протокол собрания работников должника, на котором избран председатель работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если это собрание проведено до подачи заявления должника;
  • отчет о стоимости имущества должника подготовленный независимым оценщиком.

Должник направляет копии своего заявления конкурсным кредиторам, уполномоченным органам, учредителям должника.

Комментарий к статье 154 закона о банкротстве. Судебная практика: Особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства

Статья определяет особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства. Так, в соответствии с п. 1 статьи решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим. Данный пункт согласуется с нормой п. 1 ст. 129 Закона, устанавливающей, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом.

На случай, когда мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), п. 2 статьи аналогично п. 2 ст. 151, п. 2 ст. 152 и п. 2 ст. 153 Закона предусматривает необходимость до принятия решения о заключении мирового соглашения от имени должника принять соответствующее решение органами управления должника или получить соответствующее согласование (одобрение). Речь идет о совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью, сделок по приобретению 30% и более акций открытых акционерных обществ (см. комментарий к ст. 151 Закона).

В пункте 3 статьи аналогично п. 4 ст. 151, п. 4 ст. 152 и п. 3 ст. 153 Закона установлено дополнительное требование к содержанию мирового соглашения, заключаемого с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, конкурсному управляющему или конкурсному кредитору: такое мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности. Данная норма направлена на обеспечение реализации положения п. 2 ст. 129 Закона, устанавливающего, что конкурсный управляющий обязан заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов. О лицах, признаваемых заинтересованными, см. ст. 19 Закона.

Пункт 4 статьи определяет, что мировое соглашение, заключенное в ходе конкурсного производства, распространяется на все требования кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения. В отношении данного пункта, как и соответствующих положений ст. ст. 151, 152 и 153 Закона, в п. 21 Постановления Пленума ВАС России от 8 апреля 2003 г. N 4 даны следующие разъяснения: мировое соглашение, заключенное по правилам комментируемого Закона, распространяется только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения; конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в реестр, а также кредиторы по текущим платежам и неденежным обязательствам вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу без учета условий мирового соглашения в общем порядке.

Соответственно, в п. 1 информационного письма Президиума ВАС России от 20 декабря 2005 г. N 97 изложена рекомендация о том, что мировое соглашение может распространяться только на кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Эта рекомендация проиллюстрирована следующим примером: поскольку податель жалобы не обращался с заявлением об установлении его требований в деле о банкротстве, он не приобрел статуса конкурсного кредитора на момент проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения; это означает, что на него условия мирового соглашения не должны распространяться в силу прямого указания комментируемого Закона; таким образом, утверждение судом мирового соглашения, содержащего условие о распространении его действия на все обязательства должника перед кредиторами, которые возникли до даты введения в отношении должника конкурсного производства, нарушает требования данного Закона.

Закон о банкротстве

Банкротство является одним из важнейших элементов рыночной экономики, поэтому Федеративный закон «О банкротстве» осуществляет контроль над порядком и обстоятельствами применения мер, направленных на предупреждение финансовой несостоятельности, условий и последовательности их проведения.

Распространяется Федеральный закон на юридические лица, которые согласно указаниям Гражданского кодекса Федерации принадлежат к числу банкротов.

Важная миссия

Проведение процедуры банкротства является уникальным инструментом, способствующим решению сложнейших задач, связанных с производством бизнеса, если его использовать квалифицированно.

Данный закон имеет цель упорядочить процедуру банкротство и препятствовать мошенничеству отдельных субъектов.

Федеративный закон «О банкротстве» в качестве законодательного акта позволяет разрешить вопросы, связанные с:

  • ликвидацией, то есть прекращением хозяйственной деятельности экономических субъектов, имеющих значительные долги кредиторам либо бюджетe;
  • предохранением бизнеса, от возможных нападений со стороны кредиторов;
  • осуществлением расчетов с кредиторами путем распродажи имущества юрлица в принудительном порядке или предоставлением дебитору вероятности восстановления своей платежеспособности.

История изменений

За время существования в закон о банкротстве вводились поправки, способствующие более рациональному его применению в экономическом обороте хозяйствующих субъектов для регулирования их деятельности.

Версия закона, изданного в 1992 году, предусматривала применение единых нормативов к предприятиям-банкротам. В нем не присутствовали механизмы, защищающие как кредитора, так и должника от противоправных махинаций, направленных друг на друга. Например, до объявления арбитражным судом юридического лица банкротом кредитор мог внести предложение, чтобы арестовали его имущество, вследствие которого должник был не в состоянии спасти свой бизнес.

Субъектам, заинтересованным в том, чтобы дебитор не смог восстановить свой бизнес, сложившаяся ситуация была выгодна.

Действительным расценивались сделки, осуществляемые должником, поэтому он распоряжался по своему усмотрению имуществом до момента публичного установления банкротства. Система мер, позволяющая улучшить финансовое положение дебитора, предотвращающая состояние банкротства, повышающая конкурентоспособность принадлежала к сфере судебной практики. Заключение мирового соглашение можно было осуществить только после возврата долгов согласно установленной нормами очередности, 35 % иных требований необходимо было погасить в течение двух недель.

В федеративный закон 1998 года были введены изменения, к которым причислены:

  • предоставление банкроту условий, способствующих оздоровлению бизнеса и позволяющих возместить как можно большое число требований, предъявляемых кредиторами;
  • были отменены указания, касающиеся организаций по выдаче кредита в связи с утверждением для них специальных актов;
  • разделение хозяйственной деятельности с применением обособленных мер, зависящих от вида деятельности юрлица;
  • применение ко всем типам организаций, предусматривающих в условиях рыночной экономики получение дохода, за исключением государственных;
  • применение к физическим лицам состояния неплатежеспособности;
  • назначение арбитражного управляющего;
  • полное прекращение действия прав, которыми должником были наделены органы управления;
  • заключение мирового соглашения с удовлетворением требований, которые были выставлены кредиторами в порядке очередности, создание гибких условий погашения долгов с прочими;
  • основанием для огласки сведений по делу о банкротстве служит решение, которое вынесет арбитражный суд;
  • введение процесса «наблюдение» по резолюции, которое принимает арбитражный суд по истечении недельного срока с начала приема заявлений с претензиями от кредиторов;
  • упразднение положения, по которому производилась оплата долгов в период осуществления внешнего управления;
  • размер задолженности должен составлять 500 МРОТ;
  • осуществление работы арбитражного управляющего производится по лицензии, выданной Федеральной службой, занимающейся оздоровлением финансов и банкротством юрлиц.

Следующий вариант закона был принят в 2002 году. Его номер 127-ФЗ и он вместе с поправками, введенными в 2018 году, действует до сих пор.

Скачать 482-ФЗ о внесении изменений можно здесь:

В число правок вошли:

  • учет особенностей в установлении состояния банкротства у отдельных хозяйствующих субъектов, включая ИП;
  • величина МРОТ, применяемая для юрлиц должна быть равна 1000 руб;
  • осуществление мероприятий по предотвращению банкротства юрлиц и его санацией;
  • регламентирование деятельности управляющему по арбитражу возлагалась некоммерческую организацию, которая из числа своих участников назначает управляющего.

Существуют и другие способы альтернативной ликвидации ООО. Подробнее в статье.

Что нового в 2018?

Вновь подписанный закон за номером 482-ФЗ федерального значения направлен на повышение эффективности процедуры банкротства.

Основные поправки, введенные в первоначальный вариант, состоят из положений:

  1. Если требование к юридическому лицу составляет более 300 тыс. рублей, то арбитражным судом возбуждается дело о банкротстве.
  2. Арбитражный управляющий утверждается судом.
  3. Конкурсные кредиторы имеют право возбудить дело по банкротству с момента его наступления, вменяется в обязанность включение сообщения должника в список Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц за 15 дней до подачи заявления в суд.
  4. Кредиторы по залогам приобрели право голоса на общем собрании, где решаются вопросы по кандидатуре арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, устранения управляющего по арбитражу, прекращению конкурсного производства с переходом на внешнее управление.
  5. Конкретизирован порядок церемониала продажи имущества, находящегося в залоге, регламентирован режим решения разногласий среди залогового кредитора и арбитражного управляющего, введено правило, касающееся расходов, обеспечивающих сохранность объекта залога, которые будут покрываться за счет средств, полученных в результате реализации объекта залога.
  6. Установлена система, позволяющая просчитать состав и размер денежных обязательств, обязательных платежей.
  7. Компенсационный фонд саморегулируемой организации по новой редакции закона должен составлять не менее 20 млн. рублей, размер взноса, вносимого в СРО членами, установлен в размере 50 тыс. рублей, введен предельный размер выплат, производимых третьим лицам, чтобы возместить убытки.
  8. Временный управляющий обязан определить основания по опровержению сделок, совершенных должником.
  9. Арбитражный управляющий обрел право затребовать более полную информацию о должнике и обо всех участниках его деятельности.
  10. Обязательной публикации подлежат требования кредиторов.
  11. Внедрены новые нормы, контролирующие степень ответственности оператора электронной площадки, осуществляющего торги по реализации имущества должника, введено распоряжение об их обязательном членстве в саморегулируемой организации.
Это интересно:  Статья 23.3 закона N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве ..

Смотрите видео о банкротстве

Новый закон о банкротстве

Сведения о банкротстве

Кредиторы и хозяйствующие субъекты крайне заинтересованы в информации об осуществлении процедуры банкротства физических и юридических лиц, поэтому она должна публиковаться в периодической печати.

К ним относятся сведения, содержанием которых является:

  • установление стадий несостоятельности;
  • прекращение производства по делу о банкротстве;
  • назначение, устранение, освобождение управляющего по арбитражу;
  • осуществление торгов, их результат;
  • удовлетворение требований по процессу погашения обязательств третьими лицами.

Также необходимо напечатать информацию о банкроте, включая идентифицирующие данные.

Помимо этого, в публикации оглашаются данные об арбитражном суде и расписание проведения судебных заседаний. Информация о несостоятельности должника заносится в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, для чего проводится ее размещение в базе данных электронного портала реестра.

Действия кредиторов

Если должник не исполняет свои обязательства по окончанию трех месяцев с момента наступления срока, когда он должен быть погасить задолженность, то кредитор имеет право подать на него в суд. Но, он должен попытаться разрешить спор до судебного разбирательства.

Его содержанием является требование о выполнении обязательств в течение одной недели. Он подает иск в суд, к нему прилагает документы, удостоверяющие требования к должнику. Кредитор при желании может отозвать свой иск до того, как будет возбуждено дело против должника.

Полномочия арбитражного управляющего

При проведении процедуры банкротства возникает необходимость назначения арбитражного управляющего, который проводить финансовый анализ деятельности дебитора, устанавливает саморегулируемую организацию, из числа членов которых назначается временный управляющий.

В его полномочия входит осуществление обязанностей временного, внешнего, конкурсного управляющего на отдельных этапах производства процедуры банкротства.

Арбитражный управляющий действует в пользу должника, удовлетворяет претензии кредиторов, анализирует хозяйственную деятельность и составляет отчет по его результатам, предоставляет информацию в арбитражный суд.

Отчуждение имущества

Согласно указаниям Гражданского права в процессе отчуждения имущество собственника передается в собственность стороннему лицу, включая его активы, акции, ценные бумаги.

При процедуре банкротства имущество отчуждается с целью погашения долгов, имеющихся у должника, что носит вполне законный характер.

Сделать это можно различными способами, но наиболее популярный сегодня — аукционы.

Особые субъекты

В применении конкурсного права для обычных субъектов не имеет существенного значения характер деятельности, когда рассматривается дело банкротстве. Однако существуют субъекты, характер деятельности которых либо другие факторы весьма важны в его проведении.

К ним относятся субъекты хозяйствования:

  • градообразующие, состояние банкротства, которых влечет за собой социальные и экономически негативные последствия, как для отдельного населенного пункта, так и всего региона;
  • сельскохозяйственные, критериями выделения их в особую категорию являются производство сельскохозяйственной продукции и выручка от его реализации;
  • финансовые организации, к ним отнесены кредитные, страховые организации, лица, профессионально связанные с оказанием услуг на рынке ценных бумаг;
  • стратегические или унитарные организации и субъекты естественных монополий, взаимодействующие в условиях отсутствия конкуренции с большим числом клиентов, связанных с ними практическими интересами в производстве товаров, выполнении работ и оказания услуг. Для них вводится льготный режим, максимально препятствующий применение конкурсных мер, исходя из важности деятельности.

К объектам применяются особенные правила в законе, которые зависят от сущности отношений и их статуса.

Особый статус обусловлен спецификой их положения в экономике страны либо влиянием сторонних обстоятельств, например, социальных. Для таких субъектов разработаны отдельные нормы прохождения процедуры банкротства.

Как открыть мясной магазин правильно? В статье есть полная инструкция.

Могут ли уволить беременную на испытательном сроке? Ответ здесь.

Стоимость и временные рамки процедуры

Федеральным законом предусмотрено осуществление из средств банкрота оплаты стоимости расходов соразмерных с фактическими тратами.

В него входят затраты на:

  • оказание почтовых услуг;
  • выполнение работ или услуг на регистрацию права на собственность, сделок с собственностью;
  • производство судебного заседания;
  • оплаты услуг, которые оказаны оценщиком, реестродержателем, аудитором, оператором электронной площадки согласно указаниям закона;
  • занесение данных в список ЕФРСБ;
  • публикацию сведений в журналах, СМИ;
  • оплату государственной пошлины.

Помощь юридических фирм увеличит сумму минимум на 20 %, но минимизирует риск неудачи и негативных последствий.

Процедура носит затяжной характер, длиться в некоторых случаях до полугода.

ФЗ о банкротстве

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выступает одним их основополагающих нормативно-правовых актов для целого правового сегмента, регулирующего экономические правоотношения. Ниже пойдёт речь о структуре закона, последних изменениях, особенностях законодательства касательно процедуры банкротства и многих других нюансах.

Так, закон абсолютно не регулировал процедуру и порядок признания банкротом частных предпринимателей, которые становились неотъемлемым элементом экономики.

Затем поочерёдно были приняты несколько правовых актов, регулирующих банкротство для организаций в отдельных отраслях (например, кредитных и финансовых учреждений, монополистических предприятий топливно-энергетического комплекса и прочее).

Что представляет собой закон о банкротстве

Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят 2 декабря 2002 года. Разработкой данной сферы правительство РФ занялось ещё в 1992 году, когда экономика страны начала переходить на принципы рыночного регулирования. Тогда был принят первый закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», однако ввиду быстрых темпов развития экономики и появлениях новых сфер он не мог охватить все нюансы.

Спустя 10 лет наконец был принят унифицированный закон, регулирующий сферу банкротства. Закон привнёс множество позитивных изменений, поэтому акт является действующим по сей день. Из наиболее значимых особенностей следует выделить следующее:

  • Детально регламентирован судебный порядок – теперь данными вопросами занимаются исключительно арбитражные суды. Закон предусмотрел пре нюансы на каждой стадии арбитражного процесса.
  • При злостном несоблюдении процедуры банкротства виновная сторона теперь может подвергаться уголовной ответственности.
  • Процедура стала содержать множество детально прописанных стадий, теперь исключена возможность ранее популярного «внезапного» банкротства.
  • Был расширен перечень лиц, которых может затронуть процедура банкротства. Определённые сферы экономики, банкротство которых ранее регулировалось отдельным законом, теперь унифицировано в едином нормативно-правовом акте.
  • Детально расписана правомочность организаций, регулирующих процесс банкротства, им предоставлена большая автономия (раньше они ввиду недочётов законодательства часто зависели от самих должников, что сказывалось на объективности процедуры).

Содержание закона

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» состоит из 233 статей, подразделяемых на следующие 13 глав:

  1. Общие положение – предусматривает основные взаимоотношения, регулируемые ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливает права и обязанности участников дел о банкротстве, устанавливает правомочность контролирующих лиц и организаций при проведении процедуры банкротства.
  2. Меры касательно предупреждения банкротства, в том числе санация – получения материальной помощи с целью предотвращения банкротства.
  3. Судебный (арбитражный) порядок рассмотрения дел о банкротстве.
  4. Оспаривание договоров и сделок, заключённых должником.
  5. Процедура временного наблюдения и управления имуществом банкрота в ходе проведения процедуры банкротства; правомочность временных управляющих в процедуре банкротства.
  6. Финансовое оздоровление должника.
  7. Внешнее управление имуществом должника; порядок распоряжения имуществом.
  8. Нормы касательно конкурсного производства вследствие решения арбитражного суда.
  9. Мировое соглашение между должником (лицом, подвергающимся процедуре банкротства) и взыскателями. Участие и правомочность третьих лиц. Основания для расторжения соглашения.
  10. Особенности порядка банкротства для определённых категорий должников – юридических лиц: градообразующие и сельскохозяйственные предприятия, финансовые и кредитные учреждения, предприятия стратегического предназначения, монополистические предприятия, предприятия-застройщики, клиринговые организации.
  11. Процедура банкротства для физических лиц. Глава рассматривает как банкротство обычных граждан, так и физических лиц-предпринимателей в общем и отдельных категорий. Особенности процесса банкротства в случае смерти физического лица, являющегося должником.
  12. Упрощённая процедура банкротства
  13. Заключительная глава, предусматривающая правила и порядок вступления в законную силу этого закона и отдельных его норм, обязательность применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражными судебными инстанциями.

Банкротство физического лица

Существенное изменение в законодательстве закон «О несостоятельности (банкротстве)» привнёс в октябре 2015 года, когда были приняты очередные дополнения. Теперь банкротом может быть признано не только юридическое лицо (организация) но и обычный гражданин – физическое лицо. Ранее закон касался только физических лиц, занимающихся частной предпринимательской деятельностью.

Физическое лицо имеет как право обращения в арбитражную инстанцию с целью признания себя банкротом в случае, когда он явно не может исполнять взятые на себя материальные обязательства.

Также любой должник имеет обязанность подачи соответствующего заявления о признании себя банкротом в ряде случаев.

Аналогично правом обращения в арбитражную инстанцию согласно ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обладает кредитор, которому должник не в силах выполнить взятые на себя материальные (финансовые) обязанности.

Прочие изменения

Также существенные изменения коснулись правосубъектности работников должника. Закон теперь предоставляет возможность работникам требовать признания такого работодателя должником в судебном порядке. Ранее работник не имел данных прав, хотя в случае признания своего работодателя должником ему выплачивались причитающиеся суммы в установленном порядке, который с тех пор не претерпел изменений.

Изменения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2016 года

Буквально несколько недель назад были приняты очередные изменения, коснувшиеся процедуры банкротства:

  • В состав арбитражных управляющих процессом банкротства теперь не могут входить лица, временно замещающие муниципальные или государственные должности (ранее запрет касался только постоянных государственных и муниципальных служащих).
  • Сведения о банкротстве теперь публикуются в специальных изданиях, принятых Правительством.
  • Организатор проведения торгов теперь не уведомляет об их проведении в местных печатных изданиях, а публикует их только Едином Федеральном реестре и официальном издании, предусмотренным контролирующим органом.

Кто должен знать закон

Ввиду недавних изменений, согласно которым банкротом теперь может быть признано не только юридическое лицо, но и физическое лицо знать нормы Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» теперь полезно будет не только различным предприятиям и организациям (юридическим лицам), но и простым гражданам.

Важным знание закона будет для работников предприятия, поскольку теперь они имеют дополнительные рычаги влияния на работодателя в случае невыплаты с его стороны заработной платы либо иных причитающихся сумм.

Также знание закона потребуется и наследникам умершего лица, признанного гражданином, поскольку законодательные нормы регулируют и данную сферу.

Статья написана по материалам сайтов: iddp.ru, avtonomia-spb.ru, arbir.ru, ipopen.ru, kreditadvo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector