+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 16.19 КоАП РФ. Несоблюдение таможенной процедуры

1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарии к ст. 16.19 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с регулированием требований и условий пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами.

В ТК ТС и Законе о таможенном регулировании понятие таможенный режим» заменено понятием «таможенная процедура».

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из нее, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством РФ (ст. 203 ТК ТС).

Не подлежат помещению под таможенные процедуры товары, происходящие с таможенной территории ТС; выпущенные для свободного обращения на таможенной территории ТС; изготовленные из товаров, происходящих с территории ТС или выпущенных для свободного обращения на территориях государств — членов ТС.

Виды таможенных процедур установлены ст. 202 ТК ТС. Таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза (см. комментарий к ст. 16.15 КоАП РФ).

2. ТК ТС определяет таможенную процедуру как совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в несоблюдении условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений, за исключением без применения мер нетарифного регулирования.

Условия помещения товаров под таможенные режимы установлены разделом 6 «Таможенные процедуры» части II ТК ТС и разделом IV Закона о таможенном регулировании. Транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 48 ТК ТС «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа» и гл. 44 Закона о таможенном регулировании.

К таможенным процедурам, за несоблюдение условий помещения товаров под которые предусмотрена ответственность по данной статье, относятся все таможенные режимы, за исключением выпуска для внутреннего потребления и экспорта (см. ст. 202 ТК ТС).

Способом совершения данного правонарушения является заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах либо представления недействительных документов.

При разграничении данного состава с составами, предусмотренными ч. ч. 2 и 3 данной статьи, следует иметь в виду, что заявленные недостоверные сведения могли послужить основанием для помещения товаров под определенную таможенную процедуру, а также для освобождения от уплаты таможенных платежей и (или) неприменения установленных запретов и ограничений.

4. Объективную сторону по ч. 2 комментируемой статьи составляет пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, либо передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.

Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (ч. 2 ст. 153 ТК ТС). Ограничения, связанные с пользованием и распоряжением товарами, помещенными под определенный таможенный режим, установлены рядом статей раздела 6 части II ТК ТС (например, ст. ст. 241, 266, 279, 287 ТК ТС).

Разрешение или письменное уведомление таможенного органа предусмотрены при передаче прав владения, пользования или распоряжения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (ст. 279 ТК ТС). Сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться без ограничений со стороны таможенных органов (п. 4 ст. 232 ТК ТС).

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в бездействии — незавершении в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.

Требование о завершении установлено в отношении большинства таможенных процедур (ст. ст. 237, 243, 253, 263, 273, 280, 284 Закона о таможенном регулировании). При этом сроки завершения зависят от условий помещения товаров под данную процедуру (например, от срока переработки товаров на таможенной территории). Указанные сроки могут быть продлены (см. напр., ст. 278 Закона о таможенном регулировании).

Следует иметь в виду, что физические лица за нарушение сроков временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств несут ответственность по ст. 16.18 КоАП РФ, содержащей специальные нормы.

6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи выражается в бездействии — неисполнении при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а также неподтверждении факта выполнения такой обязанности.

Статьей 166 ТК РФ было установлено, что условиями помещения товаров под таможенный режим экспорта является, в частности, соблюдение требований и условий, установленных другими федеральными законами. Требование, которое нашло отражение в диспозиции комментируемой нормы, предусмотрено ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

ТК ТС (ст. 213) изменил требования и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, определив только три условия: уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; соблюдение запретов и ограничений; представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран. В этой связи привлечение лиц к административной ответственности по ч. 4 представляется проблематичным.

7. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, является декларант, поскольку именно на него в соответствии со ст. 188 ТК ТС возложена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры. Таможенный представитель не является субъектом правонарушения по данной статье, так как обязанность выполнять установленные ограничения прямо возложена на другое лицо.

8. С субъективной стороны данные правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ст. 28.3).

Статья 16.19 КоАП РФ. Несоблюдение таможенной процедуры

Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 16] [Статья 16.19]

1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Это интересно:  Популярные статьи

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

1 комментарий к записи “Статья 16.19 КоАП РФ. Несоблюдение таможенной процедуры”

Статья 16.19. Несоблюдение таможенного режима

Комментарий к статье 16.19

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с регу-лированием требований и условий пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами.
В ТК ТС и Законе о таможенном регулировании понятие «таможенный режим» заменено понятием «таможенная процедура».
Товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из нее, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством РФ (ст. 203 ТК ТС).
Не подлежат помещению под таможенные процедуры товары, происходящие с таможенной территории ТС; выпущенные для сво-бодного обращения на таможенной территории ТС; изготовленные из товаров, происходящих с территории ТС или выпущенных для сво-бодного обращения на территориях государств — членов ТС.
Виды таможенных процедур установлены ст. 202 ТК ТС. Таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза (см. комментарий к ст. 16.15 КоАП РФ).
2. ТК ТС определяет таможенную процедуру как совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в несоблюдении условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений, за исключением без применения мер нетарифного регулирования.
Условия помещения товаров под таможенные режимы установлены разделом 6 «Таможенные процедуры» части II ТК ТС и разделом IV Закона о таможенном регулировании. Транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 48 ТК ТС «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении меж-дународных перевозок товаров, пассажиров и багажа» и гл. 44 Закона о таможенном регулировании.
К таможенным процедурам, за несоблюдение условий помещения товаров под которые предусмотрена ответственность по данной статье, относятся все таможенные режимы, за исключением выпуска для внутреннего потребления и экспорта (см. ст. 202 ТК ТС).
Способом совершения данного правонарушения является заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах либо представления недействительных документов.
При разграничении данного состава с составами, предусмотренными ч. ч. 2 и 3 данной статьи, следует иметь в виду, что заявленные недостоверные сведения могли послужить основанием для помещения товаров под определенную таможенную процедуру, а также для освобождения от уплаты таможенных платежей и (или) неприменения установленных запретов и ограничений.
4. Объективную сторону по ч. 2 комментируемой статьи составляет пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, либо передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (ч. 2 ст. 153 ТК ТС). Ограничения, связанные с пользованием и распоряжением товарами, помещенными под определенный таможенный режим, установлены рядом статей раздела 6 части II ТК ТС (например, ст. ст. 241, 266, 279, 287 ТК ТС).
Разрешение или письменное уведомление таможенного органа предусмотрены при передаче прав владения, пользования или рас-поряжения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (ст. 279 ТК ТС). Сделки, преду-сматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру тамо-женного склада, могут совершаться без ограничений со стороны таможенных органов (п. 4 ст. 232 ТК ТС).
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в бездействии — незавершении в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.
Требование о завершении установлено в отношении большинства таможенных процедур (ст. ст. 237, 243, 253, 263, 273, 280, 284 За-кона о таможенном регулировании). При этом сроки завершения зависят от условий помещения товаров под данную процедуру (например, от срока переработки товаров на таможенной территории). Указанные сроки могут быть продлены (см. напр., ст. 278 Закона о таможенном регулировании).
Следует иметь в виду, что физические лица за нарушение сроков временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств несут ответственность по ст. 16.18 КоАП РФ, содержащей специальные нормы.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи выражается в бездействии — неисполнении при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Россий-ской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты ин-теллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а также неподтверждении факта выполнения такой обязанности.
Статьей 166 ТК РФ было установлено, что условиями помещения товаров под таможенный режим экспорта является, в частности, соблюдение требований и условий, установленных другими федеральными законами. Требование, которое нашло отражение в диспозиции комментируемой нормы, предусмотрено ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регули-рования внешнеторговой деятельности».
ТК ТС (ст. 213) изменил требования и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, определив только три ус-ловия: уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; соблюдение запретов и ограничений; представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран. В этой связи привлечение лиц к адми-нистративной ответственности по ч. 4 представляется проблематичным.
7. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, является декларант, поскольку именно на него в соответствии со ст. 188 ТК ТС возложена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры. Таможенный представитель не является субъектом правонарушения по данной статье, так как обязанность выполнять установленные ограничения прямо возложена на другое лицо.
8. С субъективной стороны данные правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
9. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 — 3 данной статьи рассматривают должностные лица таможенных органов, а также судьи (ст. 23.8 и ч. 2 ст. 23.1), а по ч. 4 — должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ст. 28.3).

Статья 16.19 КоАП РФ. Несоблюдение таможенной процедуры. Терминологический комментарий

Кодекс об Административных Правонарушениях РФ. Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры. Терминологический комментарий

Пункт 1 Статьи 16.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

1) Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов , если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин , налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев , предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров , явившихся предметами административного правонарушения , или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения ; на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров , явившихся предметами административного правонарушения , или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения .

Пункт 2 Статьи 16.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

2) Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения , пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа , если такое разрешение обязательно, –

Это интересно:  Статья 14.51 КоАП РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров , явившихся предметами административного правонарушения , или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения ; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одной второй до двукратного размера стоимости товаров , явившихся предметами административного правонарушения , с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения .

Пункт 3 Статьи 16.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

3) Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров , явившихся предметами административного правонарушения , или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения .

Терминологический комментарий к статье 16.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

Видеоописание. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ. Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры

Поделиться «Статья 16.19 КоАП РФ. Несоблюдение таможенной процедуры. Терминологический комментарий»

Комментарий к КоАП

Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры

1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение таможенного режима.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 комментируемой статьи, образует несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, совершенное путем:

  • заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах;
  • представления недействительных документов.

При этом обязательным условием привлечения лица к ответственности по рассматриваемой части статьи является несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим вследствие именно заявленных недостоверных сведений и (или) представленных недействительных документов. Несоблюдение соответствующих условий помещения товаров под таможенный режим при его заявлении (декларировании), не связанное с заявлением при декларировании товаров недостоверных сведений или представлением недействительных документов, не образует состав рассматриваемого правонарушения. Так. заявление таможенного режима в отношении товаров, неразре-

шенных к помещению под соответствующий режим (например, п.4 ст.174, п.2 ст.188. п.4 ст.198. п.1 ст.217 ТК), непредставление разрешения на переработку товаров на таможенной территории, для внутреннего потребления, вне таможенной территории (п.1 ст.174. п.1 ст.188, п.1 ст.198 ТК) не влечет административной ответственности. В соответствии со ст.161 ТК обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим возлагается на декларанта, в связи с чем субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ является указанное лицо, в том числе и при декларировании товаров таможенным брокером. Факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые прямо закреплены ТК за лицом, указанным в ст.16 ТК. перевозчиком либо иным лицом (ст.144 ТК).

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за:

  • пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены;
  • передачу права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.

Противоправность указанных деяний обусловлена ст.156 ТК. в соответствии с которой ввоз и вывоз товаров влекут обязанность поместить их под определенный таможенный режим и соблюдать этот режим. Под соблюдением таможенного режима следует понимать пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенный режим, с учетом запретов и ограничений, установленных его правовой регламентацией, а также завершение действия таможенного режима предусмотренным способом. Предметом данного административного правонарушения могут быть только те товары, которые помещены под определенный таможенный режим. Помещение товаров под таможенный режим считается состоявшимся в момент их выпуска таможенным органом (п.3 ст.157 ТК).

Так, ст.176, 190 ТК определены операции, которые могут проводиться с товарами, помещенными под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории, для внутреннего потребления. Статьями 211 и 219 ТК предусмотрены ограничения на пользование и распоряжение временно ввезенными товарами и товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада. Пользование или распоряжение такими товарами в нарушение таможенного режима подлежит квалификации по ч.2 комментируемой статьи. Передача в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения допускается в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы переработки на таможенной территории (п.5 ст.179ТК), временного ввоза (п.2 ст.211 ТК) и таможенного склада (п.4 ст219 ТК). Передача указанных прав другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа также образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 рассматриваемой статьи. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 рассматриваемой статьи, выражается в незавершении в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.

Основным требованием таможенного режима является его завершение определенным способом (ст.185. 195. 208. 214. 223 ТК и др.). Невыполнение лицом установленного требования о завершении таможенного режима или выполнение такого требования с нарушением установленного срока влечет ответственность по ч.3 комментируемой статьи. В частности, по ч.3 данной статьи квалифицируется деяние, выразившееся в невывозе за пределы таможенной территории РФ временно ввезенных товаров либо незаявлении их к иному таможенному режиму по истечении срока временного ввоза. Следует отметить, что в случае, когда нарушенный срок выполнения требования таможенного режима является незначительным, в силу чего деяние не представляет существенной общественной опасности, представляется обоснованным применение ст.2.9 КоАП и освобождение лица от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Невывоз с таможенной территории РФ товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (так называемый псевдоэкспорт), не образует состав рассматриваемого нарушения таможенных правил. Это обусловлено п.3 ст.122 ТК, в соответствии с которым российские товары могут быть вывезены в количестве меньшем, чем заявлено при их помещении под таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. При этом представляется, что указанное положение распространяется как на случаи невывоза части российских товаров, помещенных под таможенных режим экспорта, так и невывоза таких товаров в полном объеме.

Субъектом нарушений таможенных правил, предусмотренных ч.2иЗ комментируемой статьи, следует считать декларанта, лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями законодательства, то есть лицо, поместившее товары под таможенный режим. При передаче разрешения на переработку товаров на основании п.5 ст.179 ТК, передаче временно ввезенных товаров в соответствии с п.2 ст.211 ТК или отчуждении товаров, находящихся на таможенном складе, передачи в отношении них прав владения, пользования или распоряжения в соответствии с п.4 ст.219 ТК ответственность за несоблюдение требований соответствующего таможенного режима несет лицо, которое взяло на себя обязательства по их дальнейшему соблюдению.

Частью 4 комментируемой статьи установлена ответственность за неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта. Обязанность российских лиц при экспорте товаров по внешнеторговым бартерным сделкам в сроки исполнения текущих валютных операций обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию РФ равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, и подтверждение факта выполнения такой обязанности предусмотрена ст.45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Это интересно:  Статья 318 ГК РФ. Увеличение сумм, выплачиваемых на содержание гражданина

Так как понятие текущих валютных операций не определено действующим законодательством, представляется, что привлечение лиц к административной ответственности за неисполнение указанной обязанности по ч.4 комментируемой статьи будет возможным только после внесения изменений в вышеназванный Федеральный закон, уточняющих срок исполнения данной обязанности.

Статья 16.19. Несоблюдение таможенного режима

Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарий к статье 16.19 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок применения таможенных режимов. Таможенный режим определяется как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей (ст. 18 ТК). С помощью таможенного режима определяется статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от причин их ввоза-вывоза.

Каждый таможенный режим содержит перечень требований, распространяющихся на товары, помещенные под данный режим, которые пользователь таможенного режима должен соблюдать .

2. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия: нарушений требований таможенного режима при проведении операций с товарами; изменение состояния товаров, помещенных под определенный таможенный режим; незавершение таможенного режима в установленные сроки; неисполнение требования таможенного режима при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП.

Другой комментарий к статье 16.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с подразд. 2 разд. II Таможенного кодекса РФ установлены основные таможенные режимы, экономические таможенные режимы, завершающие таможенные режимы, специальные таможенные режимы. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам, определены гл. 17 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Сроки действия таможенных режимов и правовые последствия истечения указанных сроков определяются Таможенным кодексом РФ и (или) положениями о конкретном таможенном режиме.

О сроках хранения товаров в режиме таможенного склада см. п. 4 комментария к ст. 16.14.

По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган РФ.

КП: примечание.
ГТК РФ от 17.12.1998 N 01-15/26606 «О направлении рекомендаций» утратило силу с 1 июля 2002 года в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 17.07.2002 N 758 «О действии разъяснений ГТК России в связи со вступлением в силу КоАП России».

2. Согласно письму ГТК России от 17 декабря 1998 г. N 01-15/26606 отчуждение товара, помещенного под таможенный режим временного ввоза, свидетельствует о распоряжении им не в соответствии с одним из условий таможенного режима, предполагающим лишь пользование товаром на таможенной территории с последующим обязательным вывозом в установленные сроки, в связи с чем такого рода действия квалифицируются по ч. 1 комментируемой статьи.

Под пользованием товаром понимается основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования путем извлечения из него полезных свойств. Распоряжение товаром означает определение его юридической судьбы путем изменения его принадлежности, состояния или назначения. Таким образом, к нелегитимным с точки зрения условий таможенного режима временного ввоза, разрешающего лишь пользование товаром, относятся и действия по распоряжению помещенным под таможенный режим временного ввоза товаром, выражающиеся в передаче его другому лицу в форме договора аренды.

По ч. 1 данной статьи КоАП подлежат квалификации и факты так называемого лжеэкспорта, поскольку в данном случае имеет место использование режима в иных, противоречащих законодательству целях.

3. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) при применении комментируемой статьи следует учитывать, что на товары могут распространяться только такие условия, ограничения и требования таможенных режимов, которые действовали на момент выпуска товаров в соответствии с конкретным режимом. Условия, ограничения и требования, установленные в момент помещения товаров под таможенный режим, продолжают распространяться на эти товары, даже если они впоследствии были изменены или отменены.

Несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ (так называемый псевдоэкспорт) также образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за завершение действия таможенного режима с нарушением установленных сроков. Под завершением таможенного режима следует понимать выполнение требований, предусмотренных регламентацией таможенного режима.

Административная ответственность, установленная ч. 2 данной статьи, наступает в случае, когда требование какого-либо таможенного режима выполнено, но с нарушением установленного срока. В противном случае действия лица подлежат квалификации в соответствии с ч. 1 ст. 16.19 КоАП.

В случае, когда нарушенный срок выполнения требования таможенного режима является незначительным, в силу чего деяние не представляет общественной опасности, представляется обоснованным применение ст. 2.9 КоАП и освобождение лица от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Субъектом рассматриваемых нарушений таможенных правил следует считать лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями таможенного законодательства, т.е. лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу РФ. Таможенный брокер, выполнявший для такого лица процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, не может являться субъектом ответственности по ст. 16.19 КоАП. Согласно п. 8 Положения о таможенном брокере, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873, факт совершения таможенным брокером операций по процедуре помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ могут быть возложены только на лицо, перемещающее товары.

4. Любое физическое лицо, приобретшее на территории РФ транспортное средство, в отношении которого таможенное оформление не завершено, вправе обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого оно постоянно проживает и зарегистрировано согласно установленному порядку, с просьбой о применении к такому транспортному средству норм Инструкции о порядке снятия ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами, утвержденной Приказом ГТК России от 25 декабря 2002 г. N 1404 (зарегистрирован в Минюсте России 10 февраля 2003 г. N 4195).

Указанная Инструкция регламентирует действия таможенных органов по порядку снятия на основании Таможенного кодекса РФ ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами, классифицируемыми в товарных позициях 8702 и 8703 ТН ВЭД России, в отношении которых таможенное оформление не завершено, но таможенные платежи уплачены заинтересованными лицами.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2). В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, на рассмотрение судье (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).

Статья написана по материалам сайтов: xn--80aafg4awbfege9o.xn--p1ai, rukak.ru, tvoedelo24-7.ru, isfic.info, rukoaprf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector