+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 155.2 Семейного кодекса РФ

Новая редакция Ст. 155.2 СК РФ

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона Об опеке и попечительстве».

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 155.2 СК РФ

1. Указанные в п. 1 комментируемой статьи организации имеют определенные права и обязанности, которые возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

Следует иметь в виду, что ребенка могут принимать в эти организации и временно, до принятия решения об их дальнейшей судьбе. В последнем случае у указанных организаций права и обязанности по законному представительству в отношении ребенка не возникают.

2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей. В частности, речь идет как о правах и обязанностях гражданско-правового характера, так и правах и обязанностях опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных, которые регулируются семейным законодательством.

Говоря о правах и обязанностях гражданско-правового характера, необходимо отметить, что в соответствии со статьями 32 и 33 ГК опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Применительно к гражданским правам и обязанностям, осуществляемым опекунами и попечителями, необходимо сразу указать на ограничения этих прав в части совершения определенных сделок. Так, следует учитывать, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).

Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Кроме того, можно отдельно выделить процессуальные права и обязанности опекунов и попечителей. Так, согласно п. 2 ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. При этом опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Все эти права и обязанности, как уже отмечалось, распространяются и на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Что касается ответственности опекунов и попечителей, то согласно ст. 26 Закона об опеке и попечительстве она может быть гражданской, уголовной и административной (в последних двух случаях речь идет об ответственности руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Однако основной ответственностью опекунов и попечителей (а соответственно и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) является гражданская ответственность. Такая ответственность является по своей сути имущественной и выражается в двух основных формах: возмещение убытков и взыскание неустойки.

По непонятной причине законодатель отдельно говорит об ответственности по сделкам, совершенным от имени подопечных, ответственности за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, ответственности за ненадлежащее исполнение опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного). Все это охватывается понятием гражданско-правовой ответственности.

В ст. 26 Закона об опеке и попечительстве говорится о специальной процедуре принятия мер по охране имущественных интересов подопечного в случае обнаружения фактов ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества и управлению имуществом подопечного. Если органом опеки и попечительства выявлены порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и т.п., то об этом составляется акт.

Следует также упомянуть об ответственности за вред, причиненный подопечным личности или имуществу третьих лиц. Последний из указанных видов ответственности не указан в ст. 26 Закона об опеке и попечительстве, однако этой ответственности посвящены положения ст. 26 (п. 3), 1073, 1074 и 1076 ГК РФ. Так, согласно п. 2 ст. 1073 ГК, если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

Общее правило об ответственности опекунов и попечителей за вред, причиненный подопечным личности или имуществу третьих лиц, сводится к тому, что опекун или попечитель за такое причинение вреда отвечает, если не докажет, что вред возник не по его вине. В то же время в ряде случаев в соответствии со ст. 1073 и 1076 ГК РФ вред может быть возмещен и за счет имущества подопечного, причинившего такой вред.

3, 4. Дети могут временно передаваться из организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при условии, что речь идет о семьях совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что гражданство не является условием передачи детей в такие организации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 утверждены Правила такой передачи. Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

Это интересно:  Статья 33 закона об ОСАГО. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Согласно п. 5 Правил передачи возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка.

Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.

Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 1 месяц.

При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяца.

Временно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, помещаются в указанные организации, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка. Законодатель не уточняет, какие причины являются уважительными (это оценочное понятие). Обычно к таким причинам относят тяжелую болезнь, длительную командировку и т.д.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи установлен запрет гражданам, в семью которых временно передан ребенок, на вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В п. 6 комментируемой статьи сделана ссылка на п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». В свою очередь, в этом пункте сделана отсылка к Правилам временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Согласно п. 8 Правил организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:

обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;

информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.

Другой комментарий к Ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 155.2 СК в процессе написания. Заходите позже.

Комментарии к СТ 155.2 СК РФ

Статья 155.2 СК РФ. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов

Комментарий к статье 155.2 СК РФ:

1. Если орган опеки и попечительства не смог передать ребенка на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную (патронатную) семью, он издает акт об устройстве этого ребенка в соответствующую образовательную, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, либо в некоммерческую организацию, деятельность которой это допускает (см. п. 1 ст. 155.1).

Права и обязанности таких организаций в отношении передаваемых под их надзор детей возникают с момента принятия указанных актов.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи ребенку, который передан под надзор одной из таких организаций, опекун (попечитель) не назначается, поскольку его обязанности автоматически возложены на администрацию последних. О правах, обязанностях и ответственности опекунов и попечителей см. комментарий к ст. 148.1.

3. Пункт 3 ст. 155.2 узаконил многочисленные случаи временной передачи детей, содержащихся в детских домах, проживающим по соседству (и не только) гражданам. Так, один из детских домов Краснодарского края на время ремонта передал всех проживающих в нем детей-сирот в обычные семьи. После того как ремонт был закончен, более половины этих семей изъявили желание усыновить (удочерить) детей, которых им передали.

Очевидно, законодатель имел в виду (в том числе) и это обстоятельство, когда разрешил перечисленным выше организациям временно передавать детей в семьи граждан. При этом:

1) ребенок может быть передан только гражданам, проживающим на территории РФ постоянно;

2) временная передача не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется:

а) по распоряжению администрации, т.е. без согласия с органом опеки и попечительства;

б) в интересах ребенка;

в) с целью обеспечить его воспитание и гармоничное развитие;

г) на срок не более чем один месяц (каникулы, выходные и праздничные дни, период реабилитации после болезни и проч.).

4. Указанный срок может быть продлен:

— при наличии исключительных обстоятельств;

— с согласия органа опеки и попечительства.

При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не должен превышать трех месяцев.

Эти жесткие сроки установлены с учетом особенностей психики ребенка. Дело в том, что далеко не всех детей, временно переданных в семьи, эти семьи захотят усыновить, взять под опеку и т.п., а пребывание у них ребенка более длительное время может обернуться глубокой психической травмой в момент возвращения в организацию.

5. Временная передача детей в семью осуществляется под ответственность организаций, в которых они пребывают. Поэтому п. 6 комментируемой статьи обязывает органы опеки и попечительства предоставлять, по просьбе этих организаций, информацию о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведут указанные органы (п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона об опеке и попечительства).

Передача детей в семьи именно этих граждан позволит обезопасить каждого ребенка от угрозы причинения вреда его здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2581.

«5. Возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка.

Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.

Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

6. Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

7. Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме федеральных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в федеральных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

8. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:

обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;

информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.

9. Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

Это интересно:  Статья 537 ГК РФ. Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих на момент временной передачи в их семью ребенка (детей) судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

10. Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, и следующие документы:

а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

в) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;

г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте «е» пункта 9 настоящих Правил, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (-ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением».

Статья 155.2 СК РФ. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 155.2 СК РФ

1 — 2. При невозможности передачи ребенка на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью орган опеки и попечительства издает акт об устройстве этого ребенка в соответствующую образовательную, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, либо в некоммерческую организацию, деятельность которой это допускает (см. п. 1 ст. 155.1 СК РФ). Права и обязанности таких организаций в отношении передаваемых под их надзор детей возникают с момента принятия указанного акта.

Ребенку, который передан под надзор одной из таких организаций, опекун (попечитель) не назначается, поскольку исполнение обязанностей опекуна (попечителя) по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов непосредственно возлагается на эти организации. Соответственно в своей деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны руководствоваться нормами законодательства об опеке и попечительстве, относящимися к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3 — 6. Комментируемая статья установила правовые основы временной передачи детей, содержащихся в детских домах и подобных организациях, в семьи граждан.

Временную передачу ребенка в семью граждан не следует отождествлять с передачей ребенка в приемную семью. В отличие от приемной семьи временная передача ребенка не является формой устройства ребенка в семью. Также следует разграничивать временное пребывание ребенка в семье и временное пребывание детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Временное пребывание детей в семьях граждан имеет целью обеспечение их воспитания и гармоничного развития, приобретения детьми социальных навыков. Использование временной меры может послужить предпосылкой для последующего устройства ребенка в семью на постоянной основе, в качестве усыновленного, подопечного или приемного ребенка. В связи с этим п. 6 ст. 155.2 СК РФ предусматривает право организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведут указанные органы. Передача детей в семьи именно этих граждан, прошедших соответствующую проверку, позволит обезопасить каждого ребенка от угрозы причинения вреда его здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

Ребенок может быть передан только в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и только в его интересах. Во избежание возможных злоупотреблений законодатель устанавливает императивное правило, в соответствии с которым граждане, в семью которых ребенок передан, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации (п. 5 ст. 155.2 СК РФ).

Передача ребенка осуществляется по распоряжению администрации. Для этого согласия органа опеки и попечительства не требуется.

Пребывание ребенка в семье носит временный характер: на период каникул, выходных, праздничных дней, на период устранения аварий в системе отопления, энергоснабжения, водоснабжения детского учреждения, период реабилитации после болезни и т.п. По общему правилу срок временного пребывания ребенка в семье граждан не может превышать одного месяца. Лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлен. Однако для этого нужно получить предварительное согласие органа опеки и попечительства. В любом случае непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не должен превышать трех месяцев (п. 4 ст. 155.2 СК РФ).

Установление столь жестких сроков диктуется особенностями детской психики. Как справедливо отмечается специалистами, далеко не всех детей, временно переданных в семьи, эти семьи захотят усыновить, взять под опеку и т.п., а пребывание у них ребенка более длительное время может обернуться глубокой психической травмой в момент возвращения.

Порядок и условия временной передачи ребенка, а также требования к гражданам, в семью которых передаются дети, должны определяться Правительством РФ.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ ст 155.2 (ред. от 29.07.2018)

Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

Это интересно:  Статья 196 КАС РФ. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 155.2. Семейного кодекса РФ. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 155.2 СК РФ

1 — 2. При невозможности передачи ребенка на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью орган опеки и попечительства издает акт об устройстве этого ребенка в соответствующую образовательную, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, либо в некоммерческую организацию, деятельность которой это допускает (см. п. 1 ст. 155.1 СК РФ). Права и обязанности таких организаций в отношении передаваемых под их надзор детей возникают с момента принятия указанного акта.

Ребенку, который передан под надзор одной из таких организаций, опекун (попечитель) не назначается, поскольку исполнение обязанностей опекуна (попечителя) по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов непосредственно возлагается на эти организации. Соответственно в своей деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны руководствоваться нормами законодательства об опеке и попечительстве, относящимися к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3 — 6. Комментируемая статья установила правовые основы временной передачи детей, содержащихся в детских домах и подобных организациях, в семьи граждан.

Временную передачу ребенка в семью граждан не следует отождествлять с передачей ребенка в приемную семью. В отличие от приемной семьи временная передача ребенка не является формой устройства ребенка в семью. Также следует разграничивать временное пребывание ребенка в семье и временное пребывание детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Временное пребывание детей в семьях граждан имеет целью обеспечение их воспитания и гармоничного развития, приобретения детьми социальных навыков. Использование временной меры может послужить предпосылкой для последующего устройства ребенка в семью на постоянной основе, в качестве усыновленного, подопечного или приемного ребенка. В связи с этим п. 6 ст. 155.2 СК РФ предусматривает право организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведут указанные органы. Передача детей в семьи именно этих граждан, прошедших соответствующую проверку, позволит обезопасить каждого ребенка от угрозы причинения вреда его здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

Ребенок может быть передан только в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и только в его интересах. Во избежание возможных злоупотреблений законодатель устанавливает императивное правило, в соответствии с которым граждане, в семью которых ребенок передан, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации (п. 5 ст. 155.2 СК РФ).

Передача ребенка осуществляется по распоряжению администрации. Для этого согласия органа опеки и попечительства не требуется.

Пребывание ребенка в семье носит временный характер: на период каникул, выходных, праздничных дней, на период устранения аварий в системе отопления, энергоснабжения, водоснабжения детского учреждения, период реабилитации после болезни и т.п. По общему правилу срок временного пребывания ребенка в семье граждан не может превышать одного месяца. Лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлен. Однако для этого нужно получить предварительное согласие органа опеки и попечительства. В любом случае непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не должен превышать трех месяцев (п. 4 ст. 155.2 СК РФ).

Установление столь жестких сроков диктуется особенностями детской психики. Как справедливо отмечается специалистами, далеко не всех детей, временно переданных в семьи, эти семьи захотят усыновить, взять под опеку и т.п., а пребывание у них ребенка более длительное время может обернуться глубокой психической травмой в момент возвращения.

Порядок и условия временной передачи ребенка, а также требования к гражданам, в семью которых передаются дети, должны определяться Правительством РФ.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья написана по материалам сайтов: skodeksrf.ru, www.semkod.ru, rulaws.ru, fzrf.su, consultant-mos.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector