+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Налог на роскошь статья

Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

Статья 333.43. Налогоплательщики налога на объекты роскоши

1. Налогоплательщиками налога на объекты роскоши (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие имуществом, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса, на праве собственности.

2. Не признаются налогоплательщиками:

инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

лауреаты государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;

лауреаты Нобелевской премии.

Статья 333.44. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;

2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;

3) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;

4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) общее имущество в многоквартирном доме

3) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства;

4) находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;

5) транспортные средства, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

6) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), и другая сельскохозяйственная техника;

7) самолеты и вертолеты санитарной авиации, медицинской и пожарной службы;

8) строительная техника.

Статья 333.45. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 настоящего Кодекса имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом принципов, указанных в статье 333.46 настоящей главы, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.

2. Оценку имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, для целей обложения налогом на объекты роскоши проводят органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства РФ, с учетом положений настоящей главы.

Статья 333.46. Принципы формирования методики оценки

1. Оценка объектов налогообложения, указанных в статье 333.44 настоящего Кодекса осуществляется в порядке, определяемом актами Правительства РФ, исходя из оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

2. Для целей налогообложения имущества, указанного в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.

3. Оценка рыночной стоимости объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, определяется на основе применения методов массовой оценки с учетом:

сбора и анализа рыночных данных (цен сделок, предложений к продаже, оценок рыночной стоимости объектов недвижимости);

установления статистически достоверной зависимости цен от учетных характеристик объектов недвижимости;

проведения массовой оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, на основе учетных характеристик объектов на дату переоценки;

проведения регулярного мониторинга качества оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения не реже одного раза в год.

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создают реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, представляются органами, ведущими реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Факт нахождения имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, в долевой или совместной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости.

7. Неотделимые улучшения объекта недвижимости и земельного участка не могут являться основанием для снижения оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

Статья 333.47. Налоговый период

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. В отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог на объекты роскоши уплачивается налогоплательщиками один раз при приобретении налогоплательщиком права собственности на объект налогообложения и постановке на учет в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.

Статья 333.48. Налоговые ставки

Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:

1) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей

От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей

От 100 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0,3 процента

2) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, находившихся в собственности у физического лица на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или которые были переданы ему по безвозмездному договору аренды в период до 1991 года, и приватизировавшего указанное имущество:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0 процентов

3) в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 3 млн. рублей до 5 млн. рублей

От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей

От 20 млн. рублей до 60 млн. рублей

Свыше 60 млн. рублей 1 процент

Статья 333.49. Порядок исчисления и уплаты налогов.

1. Исчисление налога на объекты роскоши производится налоговыми органами.

Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

2. За имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких налогоплательщиков, налог уплачивается каждым из налогоплательщиков соразмерно их доле в этом имуществе.

За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких налогоплательщиков без определения долей, налог уплачивается одним из указанных налогоплательщиков по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из налогоплательщиков в равных долях.

3. Органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган реестр объектов налогообложения по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения о регистрации имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговая база для каждого налогоплательщика определяется налоговыми органами на основании реестров, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

6. За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, в котором оценочная стоимость указанного имущества превысила 30 млн. рублей.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено приобретение или регистрация права собственности на него.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено), на основании документов, подтверждающих уничтожение (утрату) имущества, выданных уполномоченными органами. Документы, подтверждающие уничтожение (утрату) имущества, предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика, а также в органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Анализ законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Это интересно:  Гк рф статья 169

Статья просмотрена: 684 раза

Библиографическое описание:

Статья посвящена анализу законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации. Проанализированы основные положения законопроектов о введении налога на роскошь на территории Российской Федерации, выделены их слабые и сильные стороны. Дана оценка эффективности применения положений законопроектов. Рассмотрены основные проблемы введения налога на роскошь в Российской Федерации.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налог на роскошь, предметы роскоши, сверхдоход, законопроект, закон.

Вариантом борьбы с социальным неравенством общества, а так же в целях пополнения федерального бюджета в наиболее кризисные периоды, государства применяют специальные меры, направленные на выравнивание уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь для специальной категории граждан, имеющих в собственности предметы роскоши и получающих сверхдоход. В Российской Федерации вопросы применения налога на роскошь рассматриваются на протяжении более 10 лет (с 2003 года), но только сейчас делаются первые шаги к его реальному использованию.

В рамках настоящей статьи, на основе положений законопроектов о введении налога на роскошь на территории Российской Федерации делается попытка осуществить общий анализ каждого из законопроектов, выделить их сильные и слабые стороны; а также дать оценку возможной эффективности применения положений данных законопроектов.

1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью более 15 млн. рублей;

2) автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью более 2 млн. рублей;

3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью более 300 тысяч рублей.

Налоговой базой признавалась рыночная стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года. Налоговая ставка варьировалась исходя из предмета налогообложения и рассчитывалась по прогрессивной шкале. При этом все поступления от уплаты данного налога засчитывались бы в федеральный бюджет.

К положительным факторам в случае применения данного налога можно отнести то, что введение данного налога являлось бы эффективным средством корректирования общей системы налогов, особенно в условиях отсутствия прогрессивной шкалы подоходного налога, и способствовало бы развитию Российской Федерации как социального государства, путем внесения большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению более состоятельных лиц.

Однако данный законопроект не учитывал то, что выбранные объекты налогообложения уже являлись налогооблагаемыми (по налогам на имущество для физических и юридический лиц), и, таким образом, реализация предлагаемых изменений привела бы к двойному налогообложению имущества, а также к увеличению налоговой нагрузки на физических и юридических лиц. Кроме того законопроект не содержал положений, определяющих порядок исчисления налога на такие предметы роскоши как драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры. Реализация предлагаемых изменений привела бы к возникновению различного рода нелегальных схем ухода от уплаты налога на предметы роскоши, к занижению стоимости различного вида имущества, подпадающего под понятие «предметы роскоши», к расширению теневого рынка. В связи с вышеизложенным, было принято решение об отклонении данного законопроекта.

Следующая попытка введения налога на роскошь на территории Российской Федерации была реализована в 2012 году, путем внесения на рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации законопроекта № 28997–6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на объекты роскоши)» [2]. Налог на роскошь должен был стать платой за отказ от инвестиций в развитие — в пользу сверхпотребления и тщеславия и не должен был затронуть средний класс.

Согласно положениям законопроекта организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие предметами роскоши на праве собственности, признавались налогоплательщиками. Отдельно в законопроекте был поименован закрытый перечень категорий граждан, не являющихся плательщиками налога на объекты роскоши. В рамках нового законопроекта предметами роскоши (объектами налогообложения) признавались расположенные на территории РФ:

1) жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

2) дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки (а так же доли в них) стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

3) объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства стоимостью от 30 млн. рублей и выше;

4) автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера стоимостью от 3 млн. рублей и выше.

Налоговой базой в новом законопроекте была определена рыночная стоимость имущества, с учетом принципов, осуществления государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на основе метода массовой оценки, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода. Налоговая ставка, так же как и в первом рассматриваемом законопроекте, варьировалась исходя из предмета налогообложения и рассчитывалась по прогрессивной шкале.

Данный законопроект по оценкам экспертов мог бы дополнительно обеспечить доходы казны в размере 200 млрд. рублей. Кроме того введение нового налога являлось бы эффективным средством борьбы с социальным неравенством общества.

Однако законопроект не был одобрен Советом Государственной Думы Российской Федерации в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а именно: «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты… могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации» [3].

Стоит отметить, что в 2013 году к вышеуказанным законопроектам присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития РФ и членов Российского союза промышленников и предпринимателей, где параметры нового вводимого налога примерно совпадали с параметрами налога в рассмотренных выше законопроектах. Однако они так же не имели особого успеха в принятии нового закона, так как существовали определенные недоработки в виде исключения из предметов роскоши драгоценностей, одежды, мебели из-за сложности администрирования; имущества, попадающего под определение роскоши, которым владеет государство и так далее [4].

С 1 января 2014 года на территории Российской Федерации начал действовать новый закон на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. То есть законодатель определил повышенные коэффициенты расчета налога в зависимости от года выпуска таких автомобилей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 применяется для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога умножается в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 — возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор взимают с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличился для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.

Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам. Таким образом, данный закон, с нашей точки зрения, требует определенных доработок для выполнения его социальной функции.

Последнюю попытку введения налога на роскошь предприняли законодатели от партии «Справедливая Россия», доработав законопроект № 66360–6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на объекты роскоши)» от 2012 года [5]. Тем не менее, 23 апреля 2014 года Государственная Дума РФ отклонила его. Против принятия законопроекта выступил думский комитет по бюджету и налогам. В частности, в заключении было отмечено, что к объектам налогообложения налогом на роскошь относятся, например, жилые дома, квартиры, земельные участки. Однако указанное имущество является объектом налогообложения другими налогами (налогом на имущество физических лиц, налогом на имущество организаций, земельным налогом). Таким образом, указанный выше законопроект предполагает введение двойного налогообложения на соответствующие виды имущества. Кроме того, предварительная оценка предложенных авторами законопроекта критериев предметов роскоши дает основания сомневаться в их справедливости. При таких обстоятельствах принятие рассматриваемого законопроекта привело бы к существенному увеличению налогового бремени не только на состоятельных граждан, но и в гораздо большей степени затронуло бы интересы среднего класса и малообеспеченных категорий населения. Не учитывается то обстоятельство, что собственниками так называемых «объектов роскоши» зачастую могут являться представители отмеченных выше категорий населения, которым такое имущество (жилые дома, квартиры, дачи и т. д.) перешло в порядке наследования. Представляется недопустимым введение указанного налога в отношении пенсионеров, инвалидов, членов многодетных семей и иных социально наименее защищенных категорий населения, которые в силу своего социального статуса не способны нести дополнительное налоговое бремя. Введение налога в отношении данных лиц, а также иных лиц со средними и низкими доходами не соответствовало бы принципу справедливости налогообложения. Более того, так как было принято решение о введении налога на дорогие автомобили, о переходе к налогообложению недвижимости исходя из кадастровой стоимости, а также учитывая, что прорабатывается вопрос, касающийся введения налога на недвижимое имущество, то смысла в этом законопроекте никакого нет.

Таким образом, в России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной. Необходимо детально проработать вопрос о предметах роскоши, дать им четкое определение, оценить их рыночную стоимость исходя из индивидуальной оценки (а не массовой), поднять вопрос о борьбе со схемами ухода от уплаты данного нового налога, оценить самих налогоплательщиков. Анализ законопроектов введения налога на роскошь в Российской Федерации позволил выявить основные проблемы, существующие в данной сфере, которые необходимо решить в ближайшее время с целью социального выравнивания и перенаправления денежный средств в реальный сектор экономики. К ним относятся:

— соотнесение налога на роскошь с другими уже применяемыми налогами (на имущество физических и юридических лиц, земельный налог, транспортный налог) с целью исключения двойного налогообложения;

— конкретное разделение налогоплательщиков по критерию приобретения предметов роскоши с целью исключения из налогообложения новым налогом среднего класса;

Это интересно:  Гражданский кодекс статья 142

— определение оптимального уровня налоговой нагрузки для налогоплательщиков, попадающих под вводимый налог, с целью устранения возникновения нелегальных схем ухода от уплаты данного налога;

— обеспечение оптимального администрирования с целью повышения экономической целесообразности вводимого налога.

Таким образом, введение налога на роскошь на территории Российской Федерации, на наш взгляд, способно решить задачи социального выравнивания общества, однако, очевидно, что перед введением необходимо проделать очень большую работу, в том числе и на законодательном уровне.

Налог на роскошь

С 1 января 2014 г. в Налоговый Кодекс РФ внесены существенные изменения в части порядка исчисления транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 млн. руб.

Согласно пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации каждый владелец автомобиля, попадающего под действие данного законодательного акта, обязан уплачивать повышенный транспортный налог.

В народе ее назвали «налогом на роскошь».

Таким образом, собственники дорогостоящих автомобилей должны рассчитывать транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов.

Их размер зависит от стоимости автомобиля и от его года выпуска.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. должен ежегодно не позднее 1 марта размещаться на официальном сайте Минпромторга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

И только на этот перечень и нужно ориентироваться.

Цель введения повышающих коэффициентов к транспортному налогу на дорогостоящие легковые автомобили

Введение с 2014 г. так называемого налога на роскошь, то есть повышение транспортного налога в отношении ТС стоимостью более 3 млн руб., призвано решить несколько задач.

Во-первых, речь идет о социальной политике, а именно: богатые должны заплатить за свое «роскошное» потребление.

Во-вторых, тем самым у региональных бюджетов появляются дополнительные средства.

В-третьих: параллельно разрешается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с импортным замещением — отечественные автомобили под «роскошное» налогообложение не подпадают.

Льготная группа граждан

Существует несколько социальных слоев населения, которые полностью освобождаются от уплаты налога на роскошь.

Под это правило попадают следующие граждане:

родители многодетных семей;

инвалиды (независимо от присвоенной степени);

ветераны Великой Отечественной войны;

участники боевых действий;

герои Российской Федерации и СССР.

Данной льготой можно воспользоваться только в том случае, если мощность автомобиля не превышает 200 л.с.

Причем транспорта, соответствующего этим требованиям со стоимостью более 3 млн. рублей, достаточно мало в России.

Размер повышающих коэффициентов к транспортному налогу на дорогостоящие легковые автомобили

Налоговый Кодекс РФ предусматривает следующие коэффициенты:

— 1,1 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

— 1,3 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

— 1,5 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

— 2 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

— 3 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом собственник транспортного средства уплачивает транспортный налог только за те месяцы, когда он фактически владеет автомобилем (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия автомобиля с регистрации принимаются за полные месяцы.

Порядок расчета налога на роскошь

Чтобы рассчитать повышенный транспортный налог, нужно кол-во лошадиных сил умножить на ставку транспортного налога и повышающий коэффициент:

Налог на роскошь (повышенный транспортный налог) = Количество лошадиных сил Х Региональная ставка транспортного налога Х Повышающий коэффициент;

Организация имеет легковой автомобиль 2015 г. выпуска с мощностью двигателя 250 л. с.

Налоговая ставка в соответствии с законом субъекта РФ — 80 руб./л. с.

Автомобиль включен в Перечень дорогостоящих автомобилей, в отношении которых при исчислении транспортного налога применяется повышающий коэффициент.

Стоимость автомобиля — от 3 до 5 млн. руб.

В отношении «роскошного» автомобиля имеем следующее.

Повышающий коэффициент (Кп) равен 1,3, поскольку возраст ТС — от 1 до 2 лет и его стоимость — от 3 до 5 млн. руб.

Тогда, авансовые платежи по «роскошному» автомобилю составят:

Порядок представления организациями декларации по транспортному налогу

В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса декларация по транспортному налогу может быть представлена в налоговый орган одним из следующих способов:

на бумажном носителе — лично налогоплательщиком или через его представителя;

по почте с описью вложения;

в электронном виде может передаваться по телекоммуникационным каналам связи.

При этом важно, что право выбора любого из названных способов имеют только организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

В противном случае отчитаться перед налоговой компания должна исключительно по установленным форматам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налог на роскошь статья

Для системы налогообложения имущества граждан РФ — это значимое событие.

Возможность введения налога на роскошь обсуждалась несколько лет. Законопроект о налоге на роскошь впервые был вынесен на рассмотрение Госдумы в 2012 году.

Предложенный тогда налог на роскошь предполагал создание финансового резерва на базе налоговых платежей, начисляемых на следующие виды имущества:

  • имущество класса «люкс», включая транспортные средства (автомобили) и недвижимость,
  • табачные и алкогольные изделия.

Но проект Госдумой был отклонен, да и само понятие «налог на роскошь» не было определено.

Видоизмененный закон на роскошь от 2014 г. также не был принят, но в 2015 году к нему снова вернулись, просто определив ряд транспортных средств и недвижимости «люксового класса», облагаемых повышенными налоговыми платежами.

Значение удержания налогов на роскошь

Главная задача, которую должен выполнить налог на роскошь, во всяком случае, так было продекларировано, – это:

  • регулировка финансовых потоков внутри страны и их перенаправление на поддержку реального сектора экономики,
  • борьба с коррупцией и увеличение налоговых отчислений в казну государства.

А что же получилось на самом деле? Каким будет налог на роскошь в 2018 году и кого затронет повышение налогов на автомобили и недвижимость? Так ли это касается исключительно нашей элиты? А как это отразится на нас с вами? Попытаемся в этом разобраться.

За что взимается налог на роскошь в 2018 году

Законодательство о налоге на роскошь касается двух частей:

первая часть налогового законодательства затрагивает собственников дорогих транспортных средств (автомобилей, яхт и так далее),

вторая часть налогового законодательства касается владельцев недвижимости.

Налог на роскошь: налог на транспортные средства

устанавливается главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

Порядок оплаты транспортного налога гражданами РФ в 2018 году был подробно рассмотрен в материале «Транспортный налог в 2018 году: Ставка, расчет и оплата налога на автомобиль».

С 2016 года новая система налогообложения на роскошь и престижное потребление особо сильно коснулась транспортных средств:

автомобили с ценой 3-20 млн. руб. (ставка различная, зависит от стоимости, года выпуска);

морской/речной транспорт (катера, яхты и прочие средства, налог составляет 10% от размера прожиточного минимума, исключением являются лодки обычные и скоростные с длиной корпуса до 6 м);

летательные аппараты (облагаются по ставке 10% от прожиточного минимума, никаких льгот не предусмотрено).

Внимание: Список транспортных средств, подпадающих под налог на роскошь, пересматривается Минпромторгом 1 марта ежегодно, например, в 2015 г. он насчитывал 280 позиций только в части легковых автомобилей, а в 2017 году уже 708 моделей.

п. 2 статьи 362 «Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу» Налогового кодекса РФ

Особенности и расчеты налога на роскошь в части автомобилей в 2018 году

Рассчитывая налог на автомобили в 2017 году необходимо помнить, что налоговый платеж не отдельный, а выступает в качестве ставки, умножаемой на транспортный сбор.

Информацию для расчета можно получить в представительстве компании-производителя транспортного средства или из каталога с рекомендуемыми ценами. Средняя стоимость рассчитывается также ежегодно Минпромторгом.

Внимание: Средняя установленная цена на автомобиль может отличаться от оплаченной за транспортное средство в реальности!

При самостоятельном расчете налога на роскошь в 2018 году, список автомобилей разделяется на следующие группы:

при цене 3-5 млн. рублей, год выпуска автомобиля до 3-х лет назад, повышающий коэффициент равен 1,1;

при цене 3-5 млн. рублей, год выпуска автомобиля не более 2-х лет назад, повышающий коэффициент равен 1,3;

для автомобиля, стоимость которого составляет 3-5 млн. рублей и год выпуска не позже года, повышающий коэффициент устанавливается на уровне 1,5;

повышающий коэффициент 2 используется для 5-тилетних автомашин с ценой 5-10 млн. рублей;

Для расчета налога на роскошь надо размер базовой ставки транспортного налога умножить на повышающий коэффициент, соответствующий стоимости и году выпуска транспортного средства. Подробности смотрите в статье «Транспортный налог в 2018 году: Ставка, расчет и оплата налога на автомобиль».

Кто освобождается от налога на роскошь в части автомобилей и есть ли пути обойти нововведение

Согласно принятым нормам, ставка налога на роскошь начисляется на новые и подержанные авто, поэтому всем владельцам транспортных средств рекомендуется ежегодно проверять, имеются ли их автомашины в обновленном списке.

Но некоторые категории налогоплательщиков все же освобождены от выплат налога на роскошь:

  • инвалиды (касается всех степеней);
  • ветераны ВОВ;
  • участники любых боевых действий;
  • герои РФ, СССР;
  • многодетные родители.

Можно ли избежать выплат налога на роскошь?

Есть несколько советов ( но не моих рекомендаций ), позволяющих обойти новый налоговый сбор на роскошь:

подать заявление об угоне авто (все время, что автомашина находится в розыске, оплата не начисляется);

транспортное средство можно переоборудовать для специального использования гражданами с ограниченными возможностями, то есть инвалидами (необходимо подтверждение такого переоборудования);

транспортное средство можно зарегистрировать на любую организацию, принимающую участие в подготовке проведения ЧМ по футболу 2018 года.

Налог на роскошь в части недвижимости

Подробно вопрос налогообложения недвижимости рассматривается в материале «Налог на имущество физических лиц: Льготы по налогу на имущество».

Порядок исчисления налога на недвижимость с 2015 года осуществляется с учетом положений Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками налога на недвижимость в соответствии с Главой 32 Налогового кодекса признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Это интересно:  Выплаты при увольнении по статье

(статья 400 «Налогоплательщики» и статья 401 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ).

Статьей 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц, предусмотрены категории граждан, освобождаемые от уплаты налога на недвижимость, в том числе пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Нормами указанной статьи Налогового кодекса предусмотрено предоставление полного освобождения от уплаты налога на недвижимость в отношении одного объекта недвижимости по следующим видам недвижимости по выбору налогоплательщика:

квартира или комната;

помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса;

хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса;

гараж или машиноместо.

В соответствии с пунктом 2 статьи 401 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ, жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

То есть, гражданин, имеющий право на применение налоговой льготы на недвижимость, с 2016 года имеет право на освобождение от уплаты налога в полном объеме в соответствии с федеральным законодательством только, например, в отношении одного жилого дома, по своему выбору, вне зависимости от количества жилых домов, принадлежащих ему на праве собственности.

Уведомление о выбранных объектах недвижимости, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Форма данного уведомления утверждена приказом ФНС России от 13.07.2015 № ММВ-7-11/280@ «Об утверждении формы уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц» и размещена на сайте ФНС России в подразделе — «Нормативные правовые акты, изданные и разработанные ФНС России» раздела «Налоговое законодательство и разъяснения ФНС России».

В соответствии со статьей 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса в случае непредставления налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения

  • налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога на имущество физических лиц .

В соответствии с положениями главы 32 «Налог на имущество физических лиц» при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований:

могут также устанавливаться дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные статьей 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса РФ,

основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Важнейшей особенностью введения нового налога на роскошь является то, что касается он практически всех.

Налог на роскошь в части недвижимости касается большей части населения, так как, по сути, является дополнительной формой налога на имущество и на землю.

До 2015 года размеры налога на землю определялись по инвентаризационной и рыночной стоимости. Теперь при формировании суммы налога к этим двум значениям прибавится и третий показатель:

  • кадастровая стоимость участка, на котором построена та или иная недвижимая собственность.

Сама же кадастровая цена будет определяться не материалом или площадью сооружения, но и его местоположением. Поэтому в «роскошь» может превратиться вполне себе захудалое жилье, просто «удачно» расположенное в дорогом месте, и оно будет облагаться налогом значительно большим, чем комфортабельная и значительно большая по площади квартира в отдаленных районах.

Единой точной ставки налога на роскошь в части недвижимости НЕТ, в регионах она устанавливается на уровне 0,1-1,5% от общей кадастровой стоимости объекта. Но налоговым законодательством определено, что налоговая ставка рассчитывается районными властями, то есть может различаться для отдельных регионов.

Список объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц , установленный с 2016 года, охватывает:

жилые/нежилые помещения и здания;

объекты, находящиеся в недостроенном состоянии;

Поскольку районные администрации имеют право самостоятельно определять объемы налоговых сборов на недвижимость, это привело к тому, что поборами облагается имущество со стоимостью уже от 1 млн руб., платить придется не только единичным обладателям престижных пентхаусов и особняков, но и обычным гражданам, кому «не повезло» иметь старенькую «трешку» или небольшой дом за городом.

В ряде регионов уже реально в 2016 году ставки налога на недвижимость подняли в 2-3 раза и заметьте не с олигархов, а с простых граждан. Это стало просто неподъемным для людей с низким и средним уровнем дохода. Особенно актуальна ситуация для социально незащищенных слоев населения – пенсионеров и инвалидов, получивших квартиры еще в советское время и сейчас проживающих на небольшие пенсии и пособия.

Подобная ситуация уже вызвала массу протестов, что заставило власти пообещать пересмотреть ставки. Однако уже полученные извещения по настоянию чиновников придется оплатить!

Схема расчета налога на недвижимость в 2018 году

Схема расчета суммы налога на недвижимость станет выглядеть следующим образом:

если кадастровая цена на недвижимую собственность не превышает 7 миллионов рублей, то налог будет рассчитан по коэффициенту в 0,1 процента;

при кадастровой стоимости недвижимой собственности от 7 до 20 миллионов рублей коэффициент возрастает до 0,15 процента.

Недвижимость, цена которой превышает сумму в триста миллионов рублей, считается объектом роскоши, и налог на роскошь исчисляется в размере двух процентов от кадастровой стоимости этой недвижимости.

Первые налоговые извещения, обязывающие к выплате налога на недвижимость по такой схеме, россияне получат в 2018 году. Нужно заметить, что намеренное занижение стоимости недвижимости не поможет избежать налоговых выплат. Данные будут проверяться в Росреестре, и при обнаружении нарушений налог будет взиматься в принудительном порядке.

Налог на роскошь

Вопрос о введении в России налога на роскошь обсуждается ещё с 2001 года. Тогда инициаторы идеи отмечали, что реализация подобной инициативы позволит стране не только покрыть бюджетный дефицит, но и приблизиться в вопросах фискального регулирования к уровню развитых стран мира.

История вопроса

В 2014 году в стране начали облагаться налогом автомобили, стоимость которых выше 3 миллионов рублей. Однако окончательного перехода на налог на роскошь в России так и не произошло.

Положительные и отрицательные стороны введения налога на роскошь

Сторонники нововведения утверждают, что это повлечет за собой множество благоприятных последствий для экономики, в том числе:

2) Изменится характер денежных трат состоятельных людей, которые теперь будут вкладывать средства не на излишнее потребление, а на инвестирование в важные отрасли российской экономики;

3) Снизится социальная напряженность;

4) Возрастет совокупный спрос, в связи с тем, что налоговое бремя переместится с бедных слоев населения на более состоятельных граждан.

Несмотря на все приведенные выше преимущества введения налога на роскошь в России, по мнению ряда экспертов, принятие подобного закона может привести к возникновению многочисленных проблем, в числе которых наиболее острыми являются:

• Для введения сбора на богатство потребуется четко установить, какое имущество и с какой стоимостью будет рассматриваться как роскошь, а какое не попадет в данную категорию. В частности, самые обычные квартиры в центре Москвы могут по стоимости оказаться больше, чем особняки в отдаленных регионах. К тому же для одного человека – четырехкомнатная квартира – это роскошь, а для многодетной семьи – обоснованная необходимость.

• Весьма болезненным является вопрос об установлении стоимости облагаемого налогом имущества. Ведь одно дело, когда речь идет о земле и недвижимости, налог на которые начисляется по кадастровой стоимости, и совсем другое, когда дело доходит до ювелирных украшений, драгоценных металлов и предметов искусства.

• Существует опасность обложения налогом среднего класса, ведь его представители в отличие от олигархов не покупают недвижимость за рубежом и не переводят свои капиталы в оффшорные зоны. Уничтожение среднего класса – куда более опасное для страны явление, чем большой разрыв между богатыми и бедными.

• Невыясненным остается администрирование налога: налоговым органам будет сложно не только обязать состоятельных граждан РФ платить налог за их имущество, находящееся за рубежом, но и даже выявить его наличие. Кроме того, всегда существует возможность оформления собственности на объекты на третьи лица, указание особняков в налоговых декларациях в качестве недостроенных объектов и т.п.

• Порядок сбора налога также не установлен: будут ли граждане обязаны осуществлять платеж в бюджет, если их собственность превысит по стоимости установленный в законодательстве предел, или же налог будет взиматься с тех, кто будет приобретать дорогие машины, яхты и элитную недвижимость.

• Инициаторы налога ещё не определились, куда именно будут направляться средства от такого платежа. Если цель использования средств граждан в бюджете не определена, следует ставить вопрос о целесообразности введения такого налога.

• Может быть нарушен принцип однократности платежа, который действует в отношении всех налогов на территории РФ. В частности, недвижимость, земельные участки, доходы граждан, автомобили уже облагаются отдельными видами налогов. Налог на роскошь затрагивает все эти объекты повторно.

Почему введение налога на роскошь представляется несвоевременным?

Великий сторонник регулирования рынка конкуренцией А. Смит отмечал в свое время, что для уменьшения фискального бремени на своих граждан правительство выигрывает больше, чем от формирования дополнительных налогов. По его мнению средства, не переданные в казну в форме налогов, фирмы инвестируют, а граждане тратят на приобретения товаров и услуг. В итоге в последующие периоды эти средства в двойном размере возвращаются в казну с уже существующими налогами.

Принимая во внимание все приведенные выше аспекты, стоит с уверенностью сказать, что в настоящее время введение налога на роскошь в России нецелесообразно. Дополнительным барьером такого рода налоговой реформы является также и экономическая стагнация, в состоянии которой, как отмечают эксперты и финансовые аналитики, Россия еще пробудет довольно долго.

Заключение

Создание эффективной системы налогообложения не всегда выражается во введении новых налогов. Что же касается налога на роскошь, то его сущность и вовсе весьма противоречива. В современных условиях этот сбор может оказаться дополнительным налоговым бременем и вызвать социальное недовольство и отток капиталов за рубеж. Кроме того, вопросы, касающиеся администрирования данного налога, установления его объекта, порядок расчета стоимости имущества остаются невыясненными, что ещё раз доказывает несвоевременность перехода к данному налогу.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, moluch.ru, www.audit-it.ru, kolesovgb.ru, utmagazine.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector