+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Жилищное и земельное право — знаем ответ на все вопросы

Главная » Земля » Решение земельных вопросов

Земельные участки представляют собой ценное имущество, и поэтому нередко в их отношении возникают конфликтные ситуации. Землевладение может находиться в собственности либо пользовании и предназначаться для различной деятельности: содержания садов и огородов, ведения сельского хозяйства, отдыха, возведения строений для проживания или коммерческой деятельности.

Таким образом, отношения, связанные с земельными наделами, являются особой категорией, важной как для физических, так и юридических лиц. Их регулирование происходит посредством положений, установленных земельным законодательством.

Куда обращаться с земельными вопросами

Зачастую у граждан складываются такие ситуации, при которых им неизвестно куда обращаться за решением вопроса и с чего начать. Причиной этому становится юридическая неосведомленность и отсутствие опыта подобных правоотношений. Устранению проблемы может помочь квалифицированный специалист, обладающий нужными навыками, который подскажет оптимальный выход.

К числу специалистов по решению земельных вопросов относят:

  • юристов, специализирующихся на земельном праве;
  • адвокатов, занимающихся разрешением спорных ситуаций, связанный с землей;
  • специалистов земельного кадастра;
  • сотрудников землеустроительной сферы;
  • специалистов, занимающихся правоустанавливающими документами;
  • специалистов по вопросам аренды и прочее.

Конечно, при возникновении определенных обстоятельств, желательно обратится к услугам юриста, компетентного в земельном праве. Возможно, после консультации вы сможете разрешить свою проблему. Именно для этой цели существует бесплатная юридическая консультация. Можно обратиться за помощью посредством интернета и задать свой вопрос в режиме онлайн.

Правоведы таким образом не только практикуются и расширяют свои познания, но и привлекают клиентуру. Для граждан это удобно, так как подобным способом можно разобраться в интересующей ситуации, а также выяснить свои права, не выходя из дома.

Занимающиеся земельными вопросами юристы при необходимости окажут вам представительские услуги как до суда, так и непосредственно в процессе, а также разъяснят интересующие вас моменты.

Юридические услуги разнообразны, они состоят в следующих действиях:

  • установлении границ землевладений, разрешение споров в сфере межевания;
  • правовой экспертизе в области земельного права;
  • оформлении прав на самовольные постройки или получении разрешений на снос;
  • оформление наделов в собственность, осуществление их приватизации;
  • разделение землевладений, определение права эксплуатации подобных наделов;
  • работе с земельными сервитутами;
  • признании сделок с землевладениями недействительными;
  • оформлении наследственных прав на участки;
  • совершение сделок с землей;
  • исполнение процедур по выделению долей и разделу жилой недвижимости.

Кроме того, юрист, занимающийся земельными вопросами, может сопровождать весь процесс разрешения вашей ситуации, вплоть до устранения возникшей проблемы.

При участии юриста в судебном разбирательстве, им производится сбор требуемой документации, и осуществляется представительство интересов непосредственно в заседании.

Как свидетельствуют данные практики, чаще всего спорные ситуации происходят при наследовании землевладений, оформлении наделов в собственность, а также в процессе предоставления участков под жилую застройку. Также распространены затруднения при разделе наделов и установлении порядка их использования.

Судебные разбирательства в отношении земли имеют свои юридические особенности, свойственные лишь для определенных территорий. К примеру, процедура проведения земельной экспертизы. Наибольшая часть решений, вынесенных в пользу истца, приходится на дела, в которых интересы участников процесса представляли адвокаты либо юристы по земельным спорам.

В связи с этим, при возникновении такой необходимости, обращайтесь к специалистам как можно раньше. Таким образом вы сможете урегулировать вопрос без помощи суда, значительно ускорив разрешение проблемы.

Значение земельного кадастра на данный момент довольно велико для сельскохозяйственной деятельности и ведения строительных работ, так как возведение загородных построек сегодня очень популярно – инвесторы выкупают землевладения для последующего отчуждения, также часто покупают наделы и частные застройщики. Помните, что на сегодняшний день в собственность приобретаются как участки, отнесенные к землям поселений, так и сельскохозяйственные наделы.

Землевладения представляют собой главный источник производства для сельскохозяйственной деятельности. Поэтому участки важно подвергать учету при помощи земельного кадастра. Эксплуатировать наделы следует разумно, ведь это важно для получения урожая, что играет важную роль, учитывая грядущий продовольственный кризис.

Для разработки комплексной программы, предусматривающей четкую организацию производства сельскохозяйственной продукции, требуется особое внимание и серьезное отношение к земельным ресурсам и улучшению плодородности почв.

Помимо отмеченного, важное значение должно отводиться оптимальным способам эффективного землепользования с учетом климата и экономической ситуации каждой рассматриваемой территории.

Ведение Государственного земельного кадастра в России датировано серединой 70-х годов прошлого столетия, но происходило это в пределах одной республики, входящей в состав Советского Союза. После того, как образовалась Российская Федерация, произошли определенные преобразования государственного кадастра, но при этом его цели и главные положения остались неизменны.

Под Земельным кадастром следует понимать некую систему мер, предусмотренных государством, которые направлены на комплексное изучение состояния землевладений с юридической точки зрения, а также со стороны их природного и хозяйственного состояния.

В этих целях применяют регистрацию землепользования, участок при которой подлежит качественному и количественному учету. Наделы в обязательном порядке оценивают, это необходимо для учреждения разумного землепользования при ведении сельского хозяйства.

Консультация юриста по земельным вопросам бесплатно.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка, читайте тут.

Учет земельных ресурсов и проведение землеустроительных работ ранее относились исключительно к компетенции государственных комитетов по месту расположения земли. В настоящее время все большее распространение получают частные фирмы, оказывающие подобные услуги, при этом качество их становится все выше.

Также такие организации осуществляют процедуры по геодезическому обеспечению земельного кадастра, что имеет серьезное значение при рассмотрении проблем с земельными участками или формирования новообразованных наделов.

Осуществление такой землеустроительной процедуры, как межевание, возложено на кадастровых инженеров, исполняющих обязанности в специально созданных организациях. Они ответственны за выполнение мероприятий и формирование межевого дела, которое подразумевает наличие печати и подписи специалиста, поэтому именно он ответственен за указание верной информации.

Услуги по исполнению межевальных работ в наше время представлены на рынке в избытке. Как правило, большинство подобных компаний выступает в качестве посредников, заказывающих исполнение работ такого рода в иных фирмах, после чего производит перепродажу готовых документов обратившемуся лицу, но за большую стоимость. Таким образом, выбирая землеустроительную организацию, отнеситесь к этому с вниманием и осторожностью, ведь от этого зависят качество и сроки работ.

Решение земельных споров

Под земельными спорами понимаются особые правоотношения, связанные с конфликтными ситуациями, возникшими в результате определенных действий арендодателей и собственников наделов. Также в них могут принимать участие и другие субъекты.

К примеру, государственные органы или муниципалитет. Исключить местную власть из этих отношений невозможно в принципе, ведь в их полномочия входит непосредственное управление земельными ресурсами.

Полезные свойства землевладений следует применять рационально. Охрану наделов и их эксплуатацию производят для удовлетворения нужд народа, ведь именно ему принадлежит земля. Человечество не сможет жить и развиваться, не имея плодородных почв. Право собственности на землю бывает различно: она может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной собственности.

Лицо, у которого земля находится в собственности, вправе пользоваться ей по своему усмотрению, однако это не предполагает возможность нанесения вреда окружающей среде. Также необходимо принимать во внимание законные интересы третьих лиц. Осуществляйте землепользование разумно и грамотно.

Участие компетентного юриста в судебном разбирательстве по земельному спору может решить многие проблемы.

Обратитесь за услугами специалиста, в случае если:

  • требуется подготовка процессуальных документов (например, иска или отзыва на него);
  • необходимо получить устную или письменную консультацию по вопросу, связанному с землей;
  • возможно разрешить вопрос в отношении недвижимости в досудебном порядке;
  • нужно подтвердить, что вы являетесь собственником конкретного земельного надела;
  • в определенные сроки требуется собрать документацию;
  • вы желаете привлечь юриста к участию в процессе (это возможно на любом этапе рассмотрения дела);
  • нужно минимальные сроки оформить любую разрешенную законодательством сделку с землевладением;
  • вам требуется помощь в проведении регистрации недвижимости;
  • вы не можете лично посещать компетентные органы и для этого вам нужен представитель.

Право собственности зафиксировано в нашей стране относительно недавно, это произошло в 1990 году. С того момента правовые акты претерпели серьезные изменения. Компетенция муниципальных органов изменялась путем издания нового законодательства. Этим и объясняется сложность разрешения земельных споров.

Для того, чтобы разбираться в земельных вопросах, необходимо обладать достаточными юридическими познаниями, и быть осведомленным с действующими подзаконными актами.

Нередко граждане оказываются не в состоянии без помощи профессионала понять все действующие на текущий момент правила документооборота, ведь это не так просто, так же как и разобраться в регистрации прав на землю или установлении границ надела, весьма затруднительно.

Не исключено, что разрешение подобных споров, будет происходить в судебном процессе. Если конфликтная ситуация касаемо землевладения произошла при участии сразу нескольких лиц, обращайтесь за помощью юриста, только он сможет оказать квалифицированную помощь.

Конфликты в отношении земельных участков довольно распространены. Оказание юридической помощи поможет избежать многих неприятностей. Таким образом вы можете исключить возможные затруднения или хотя бы снизите риск их возникновения.

Обращайтесь к правоведам своевременно, это поможет быстро найти оптимальный выход из ситуации и устранить проблему. Юристы окажут вам помощь в оформлении договоров и разрешении вопросов о принадлежности территорий.

Зачастую участниками спорных ситуаций становятся различные субъекты указанных правоотношений. Основанием для этого может быть любое правомочие по распоряжению наделами. Нередко конфликты случаются между владельцами соседних участков, что приводит к утрате хороших отношений между людьми.

При нанесении ущерба пользователю земельного участка или его владельцу, ответственность за это возлагается на виновное лицо. При нарушении соседями установленных границ землевладения, обращайтесь за помощью к юристу.

При оформлении прав на земельный надел затруднения тоже возникают нередко. Уполномоченные органы могут отказать в изготовлении кадастрового паспорта на участок. Определение габаритов землевладения – тоже сложное мероприятие.

Если вы хотите получить надел в аренду, знайте, что это возможно далеко не в каждом случае, тем более если это аренда долгосрочная. Органы власти не всегда имеют возможность по удовлетворению ходатайств каждого обратившегося лица.

Бывают и случаи бездействия со стороны уполномоченных органов, когда вместо удовлетворения законной просьбы о передаче земли в собственность, они неправомерно отказывают. В таком случае потребуется помощь юриста, который поможет найти выход из любой ситуации, сложившейся в отношении надела. Помните, что важно прибегнуть к его услугам как можно быстрее.

Это интересно:  Прокуратура какие дела рассматривает

Комиссия по земельным вопросам

Указанный орган действует постоянно, он подотчетен главе муниципального образования либо сельской администрации. Комиссия по земельным вопросам осуществляет свою деятельность на основании федерального законодательства и внутренних нормативных актов.

Данная комиссия основана в рекомендательных целях. Для принятия коллегиальных решений, связанных с регламентацией правоотношений с землей, проводятся специальные заседания в конкретном городе или поселении.

Функционирование Комиссии по земельным вопросам происходит при сотрудничестве с различными органами городских и сельских образований, организациями общественного типа, гражданами и юридическими лицами.

Принимая решения, указанный орган основывается на Правилах землепользования и застройки, Генеральном плане поселения, информации из государственного земельного кадастра и прочих аспектах землепользования в пределах конкретной территории.

Каждое вынесенное комиссией решение выступает в качестве предпосылки для оформления землевладений и передаче их физическим лицам, организациям, предпринимателям. Это возможно и посредством конкурса либо торгов, направленных на вынесение постановления о предоставлении прав на землевладение и недвижимость, связанную с ним, а также на изъятие надела, обоснованное муниципальными нуждами.

Что входит в компетенцию комиссии?

В ведении данного органа находятся вопросы, касающиеся:

  • создания надлежащих условий по передаче наделов для эксплуатации, обоснованной разными целями;
  • согласования схем размещения землевладений на кадастровом плане, согласно статье 11.10 Земельного кодекса РФ;
  • рассмотрения предложений о формировании новых наделов, отнесенных к собственности муниципалитета;
  • разрешения ситуаций в отношении ограничений землепользования чужой землей (сервитут), включая публичные сервитуты, необходимость которых обусловлена интересами муниципального образования;
  • разработки предложений и рекомендаций в отношении исполнения контроля за землями со стороны государства и муниципалитета;
  • распространения сведений о предстоящей покупке наделов или их частей посредством размещения информации на специальных стендах в пределах муниципальных образований;
  • рассмотрения ходатайств по землевладениям, являющимся собственностью муниципалитета:
  • о передаче надела в бессрочное пользование;
  • об отчуждении землевладения посредством аукциона либо без него;
  • о передаче надела в аренду посредством аукциона либо минуя его;
  • о передаче земли в эксплуатацию на безвозмездной основе;
  • подготовки документации для аукциона по отчуждению землевладений, являющихся собственностью муниципалитета либо по заключению соглашений об аренде данных наделов, согласно положениям действующего федерального и местного законодательства;
  • подготовки бумаг по результатам рассмотрения ходатайств (протоколов по результатам заседаний, постановлений о передаче землевладений (отчуждении их частей) либо отказе в передаче с приведением оснований, разработка проектов договоров об отчуждении);
  • рассмотрения и внесения предложений по резервированию и изыманию земель, обоснованному государственными и муниципальными нуждами;
  • рассмотрения прочих вопросов в отношении земельных участков.

Жилищное и земельное право — знаем ответ на все вопросы

3 апреля 2009, 16:19

Ответ эксперта

При ответе на поставленный вопрос необходимо знать: на каком праве и для какой цели был предназначен соседний земельный участок, который не используется и не обрабатывается. В целом следует отметить, что принудительное прекращение прав на землю, а особенно права собственности представляет собой достаточно сложную и зачастую практически мало реализуемую процедуру. Так, подобная процедура в отношении земельного участка, предназначенного для целей сельскохозяйственного производства или жилищного строительства и находящегося в частной собственности гражданина предусмотрена Гражданским кодексом РФ.

Так, в соответствии со ст.284 земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Статьей 285 предусмотрена возможность изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

В соответствии со статьей 286 установлен порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, который включает в себя следующие действия:

— орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 Гражданского кодекса, принимает решение только после заблаговременного предупреждения;

— если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов;

— если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Таким образом, окончательное решение о прекращении права собственности принимается судом.

Порядок прекращения иных прав на землю (пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование) предусматривается Земельным кодексом РФ. В соответствии со статья 54 принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка только после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Возможно приобретение земельного участка после прекращения права собственности или иных прав после добровольного отказа от прав на земельный участок. Порядок добровольного отказа от права собственности урегулирован ГК РФ ст.236 и 225, в отношении иных прав на землю — ЗК РФ ст.53.

Вызывает так же сомнения и размер земельного участка. Земельный участок как объект прав не может быть меньше размеров, чем минимальные нормы предоставления земель для определенных целей, которые установлены законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4.12. 2008 г. (Ст.15).

С. Великанова — Земельное право. Ответы на экзаменационные билеты

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Земельное право. Ответы на экзаменационные билеты»

Описание и краткое содержание «Земельное право. Ответы на экзаменационные билеты» читать бесплатно онлайн.

Светлана Евгеньевна Великанова

Земельное право, ответы на экзаменационные билеты

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

1. История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права

В основу кардинальных изменений отношений земельной собственности легла наиболее популярная среди крестьян аграрная программа партии социалистов-революционеров (эсеров). В соответствии с ней был составлен Крестьянский наказ о земле, а впоследствии приложен к Декрету «О земле».

Эта партия выступала за изъятие земли из частной собственности отдельных групп и лиц и ее передачу в общенародное достояние на следующих принципах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов; пользование землей должно быть уравнительно-трудовым; рента должна быть обращена на общественные нужды; земля обращается во всенародное достояние без ее выкупа.

Анализ первых советских законодательных актов свидетельствует о том, что в условиях тех лет национализация земли осуществлялась поэтапно.

Земельное право в качестве самостоятельной отрасли права возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г. В то время была проведена национализация всей имеющейся земли, которая привела к выделению самостоятельной совокупности отношений, связанных с земельной собственностью. Тем самым произошло обособление в системе российского права отрасли земельного права.

Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т. е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства производства. Это регулирование осуществляется в целях организации рационального использования и охраны земли, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений.

Как отрасль земельное право наиболее удобно рассматривать с трех сторон. С одной стороны, первоначальной формой земельного права является идеология, которая объединяет систему однородных правовых норм. Вторичной формой данного права непосредственно являются сами нормы права. Третья сторона – это земельные правоотношения, итогом которых является применение норм земельного права в реальности.

Правовая идеология объединяет множество земельно-правовых норм в единую систему, которая выглядит как концептуальная государственная политика, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель. Нормы земельного права, обеспечивая правовую основу земельного строя Российской Федерации, организацию рационального использования и охраны земель, закрепляют земельную политику государственных органов в общеобязательных правилах поведения по отношению к земле.

Множество земельно-правовых норм находят свое материальное выражение в реальной действительности в виде земельных правоотношений и их основами являются: государственное управление землей путем контроля за ее использованием и охраной; привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства и причинение вреда земельным ресурсам либо правам на них; стимулирование рационального использования и охраны земель и др.

Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль права в российской правовой системе.

Земельное право как отрасль права:

– исходит из множественности субъектов права собственности на землю и видов прав на земельные участки;

– регулирует поведение субъектов земельных правоотношений;

– устанавливает порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель;

– защищает конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанные с использованием участков во всех сферах жизнедеятельности.

Это интересно:  Инструкция по межеванию земельного участка в 2019 году - стоимость, в СНТ, бесплатно новый закон, пошаговая

2. Предмет земельного права. Методы земельного права

Предмет правового регулирования земельной отрасли права – волевые общественные отношения, имеющие своим объектом такую категорию, как земля. Земля – это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Понятие земли как природного объекта и как природного ресурса состоит в следующем. Компонентами окружающей природной среды являются природные объекты, находящиеся в состоянии естественной взаимосвязи. Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природным ресурсом является определенная совокупность запасов природных веществ, природной энергии, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Как природный ресурс, она выполняет две функции: выступает как средство производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственно-территориальный базис – место размещения зданий, строений и сооружений.

Также право рассматривает землю как недвижимость, объект права собственности и иных имущественных прав.

Для того чтобы земельный участок был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Земельный участок – это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Земельное право как самостоятельная отрасль правовой системы имеет метод правового регулирования земельных правоотношений. В соответствии с общими принципами теории государства и права метод правового регулирования в земельном праве – это соответствующие характеру земельных правоотношений способы и приемы воздействия на участников данных отношений и складывается он из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении участниками земельно-правовых норм.

В зависимости от содержания земельных правоотношений их правовое регулирование осуществляется либо на основе императивного, либо на основе диспозитивного метода. Императивный метод правового регулирования – организационное воздействие на участников земельных правоотношений посредством установления обязательных к исполнению предписаний и запретов.

Диспозитивный метод предполагает воздействие на участников земельных правоотношений посредством определения лишь пределов поведения данных участников и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

3. Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки

В систему отрасли земельного права входит совокупность земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных правоотношений. К примеру, те земельно-правовые нормы, которые регулируют ведение земельного кадастра, составляют институт земельного кадастра, нормы, регулирующие отношения в области землеустройства, – институт землеустройства и т. д.

Земельный участок: вопросы и ответы

Авторский коллектив

Боголюбов Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий отделом аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП);

Бондаренко Денис Сергеевич, кандидат юридических наук, юрисконсульт;

Галиновская Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП;

Жариков Юрий Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП;

Минина Елена Леонидовна, кандидат юридических наук, заместитель заведующего отделом аграрного и экологического законодательства ИЗиСП;

Носков Евгений Анатольевич, кандидат юридических наук, юрисконсульт.

Руководитель авторского коллектива С.А. Боголюбов.

Предисловие

Земельные отношения регулируются рядом федеральных законов и законов субъектов РФ. Головным среди них является Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вступивший в действие 30 октября 2001 г. – в день его официального опубликования в «Российской газете». К этому нормативному правовому акту нами и другими авторами написано и издано немало комментариев.

В соответствии с ЗК РФ земельные отношения регулируют федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», а также кодексы РФ: Градостроительный, Жилищный, Водный, Лесной и др.

Однако у правоприменителей возникло немало практических вопросов, связанных непосредственно с использованием и охраной земельных участков. Это вопросы, ответы на которые найти не всегда просто. Ответы потребовали конкретного знания и постоянного, текущего учета самых различных законов и отраслей российского законодательства, понимания законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Несколько лет назад нами была издана работа с ответами на вопросы по поводу использования земельных участков, получившая признание читателей. Однако понадобилось настоящее новое переиздание, которое должно учесть изменения, внесенные в законодательство в последнее время. Уяснению законодательных требований способствуют также административная, прокурорская, судебная, арбитражная практика, ее осмысление и использование в процессе толкования земельного законодательства.

За последнее время накопились новые вопросы, связанные с применением норм земельного законодательства. Не на все из них нашлись развернутые и аргументированные ответы, но участие в подготовке и обсуждении законопроектов и иных правовых актов, в предоставлении консультаций, выступления с лекциями по земельному праву помогли авторам, занимающимся не только научной, педагогической, но и практической работой, найти некоторые подходы к решению возникших проблем.

Актуальность нового подобного издания обусловлена и продолжением в стране процессов административной реформы, реформы местного самоуправления.

Особенности приобретения и использования земельных участков зависят также от подписанных Россией и вступивших в силу международных договоров, от состояния и перераспределения полномочий по управлению земельными ресурсами между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, которые постоянно подвергаются реорганизациям и перестройкам.

Землевладельцы в большинстве своем заинтересованы в стабилизации земельного правопорядка и укреплении единого правового пространства и законности на территории страны. Этому способствуют в том числе и доходчивые (на основе законов) ответы на наиболее часто возникающие в процессе реализации прав на землю правовые вопросы.

Слова благодарности надо высказать издательству «Юстицинформ», которое бережно собирает и активно публикует работы об охране окружающей среды: комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации, Водному кодексу Российской Федерации, к федеральным законам «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире» (под ред. С.А. Боголюбова), а также комментарии к федеральным законам «О государственном земельном кадастре» (под ред. Е.А. Галиновской), «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (под ред. М.В. Пономарева), «О континентальном шельфе Российской Федерации» (авторы С.А. Боголюбов и Е.Г. Краюшкина), «Об экологической экспертизе» (авторы Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев, А.Ю. Семьянова), «Об особо охраняемых природных территориях» (авторы Е.А. Галиновская, Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев); учебники А.Ю. Семьяновой «Экологическое право», Е.В. Сырых «Земельное право» и др.

Глава 1
Право собственности на земельные участки

Соблюдение каких правовых условий требуется для возникновения права государственной (федеральной, субъекта РФ) или муниципальной собственности на земельный участок?

Законодательством установлены особенности возникновения государственной или муниципальной собственности на земельные участки. Право государственной или муниципальной собственности может возникнуть по тем же основаниям, что и право частной собственности. Например, выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании судебного решения, за которым следует заключение договора с гражданином или юридическим лицом – прежним владельцем участка.

Специфика возникновения государственной или муниципальной собственности заключается в особых процедурах приобретения этого права различными публичными образованиями: Российской Федерацией, субъектами РФ, местным самоуправлением (муниципальными образованиями).

Так, если земельный участок приобретается в государственную или муниципальную собственность из собственности граждан или юридических лиц, приобретение может осуществляться по взаимному согласию сторон, и тогда заключается соответствующая сделка. В то же время земельный участок может перейти в публичную собственность и без согласия частного собственника. Это возможно при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ) или в связи с нарушением собственником требований по использованию земельного участка (ст. 44 ЗК РФ), установленных законодательством, а также при конфискации земельного участка (ст. 50 ЗК РФ) или его реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). В данном случае, как уже говорилось, в основании возникновения права государственной собственности лежат решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Одной из наиболее существенных процедур, за которой следует возникновение федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, является разграничение государственной собственности на землю. В основе этого разграничения лежат положения ЗК РФ, а также Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Разграничение государственной собственности на землю в общих границах заключается в осуществлении формирования земельного участка и государственной регистрации права собственности на него государственного или муниципального образования. Основанием для осуществления этих действий являются нормы ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установившие критерии отнесения земель к федеральной собственности, собственности субъекта РФ, или муниципальной собственности. Так, согласно указанной статье, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Это интересно:  Украли номера с машины что делать

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности населенных пунктов, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

К собственности субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в п. 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов РФ.

Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.

Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом возникновения права собственности на земельный участок во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Какие органы уполномочены выступать от имени государства и муниципальных образований как собственников земельных участков?

В земельных отношениях Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают не только как носители властных полномочий на соответствующей территории, но и как собственники земельных участков. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности; субъекты РФ – земельными участками, находящимися в их собственности; органы местного самоуправления – земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В настоящее время управление и распоряжение федеральным имуществом, в том числе земельными участками, осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» 1 оно, в частности, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю); принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности; осуществляет в порядке, установленном федеральными законами, разграничение государственной собственности на землю.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 15 марта 2005 г. № 295) 1 Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Когда государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) выступает в качестве собственника земельных участков, оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков. В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

По какому принципу земли, до сих пор находившиеся в государственной собственности, делятся на собственность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований?

Земельный кодекс выделяет три способа возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю.

1. Специальное указание в федеральном законе на принадлежность земельных участков.

Таким федеральным законом, которым установлены основные критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, является Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Статьей 3.1 этого Закона, введенной Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. № 53-Ф3, установлены следующие признаки, по которым определяется принадлежность земельных участков одному из указанных субъектов права собственности:

а) право собственности на здания, строения, сооружения, которыми занят данный земельный участок: если они находятся в собственности Российской Федерации, то и земельный участок относится к федеральной собственности, если в собственности субъектов РФ – то к собственности субъектов, а если в собственности соответствующих муниципальных образований, то земельные участки, соответственно, находятся в собственности населенных пунктов, городских округов, муниципальных районов;

б) земельные участки были предоставлены соответствующим органам власти и созданным ими предприятиям, организациям:

земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, относятся к федеральной собственности;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ, относятся к собственности субъектов РФ;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, относятся к собственности населенных пунктов, городских округов, муниципальных районов;

в) отнесение земель и земельных участков к соответствующей собственности федеральными законами, а в отношении муниципальной собственности – также принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» в ст. 13 установил, что исключительно к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий.

2. Возникновение права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. № 53-Ф3 отменен Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который предусматривал в качестве основания государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю. Указанные перечни земельных участков готовились в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 140[1] 1
В настоящее время утратило силу.

[Закрыть] Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, Минимуществом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований и утверждались распоряжением Правительства РФ. Был принят ряд подобных распоряжений, касающихся федеральной собственности, например распоряжение от 17 марта 2003 г. № 339-р «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территориях Республики Мордовия, Удмуртской Республики, Владимирской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Оренбургской, Тамбовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности». В соответствии с Законом о введении в действие Земельного кодекса такие акты Правительства РФ, изданные до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.

3. Приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов РФ, муниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-правовым основаниям. В государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников для государственных (муниципальных) нужд (ст. 49 ЗКРФ), конфискованные (ст. 50), реквизированные (ст. 51). Государственной собственностью становятся земли, национализированные в установленном порядке (ст. 235 ГК РФ), муниципальной собственностью – бесхозяйные земельные участки (ст. 225 ГК РФ).

Какие земельные участки не могут быть предоставлены в частную собственность (собственность граждан или юридических лиц)?

Прежде всего напомним, что, согласно ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Кодексом специально подчеркивается, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Статья написана по материалам сайтов: uropora.ru, faq.pravo.ru, www.libfox.ru, bookz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector