+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

Государственную политику в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних следует рассматривать как целенаправленную, систематическую, специально организованную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, общественных организаций, образовательных учреждений, различных институтов гражданского общества, направленную на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В Федеральном законе от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены цели государственной политики в интересах несовершеннолетних. Установление данных целей определяет социальную природу государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Определяются следующие основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

— охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

— обеспечение качественного образования и воспитания детей;

— улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

— повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Осуществление прав детей обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав — это и Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Управление по делам молодежи в Министерстве образования и науки РФ и многие другие учреждения и организации.

Защиту прав несовершеннолетних осуществляют суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и институт социальных работников. Комиссии занимают особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно они — головной орган, координирующий и контролирующий деятельность всех других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальные работники оказывают социальную, психологическую, юридическую и другую помощь несовершеннолетнему правонарушителю в рамках судопроизводства.

Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. (далее — Конвенция) Конвенция о правах ребенка: Международный договор от 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. выпуск XLVI. является основой в установлении прав и основных гарантий несовершеннолетнего или ребенка. Статья 1 Конвенции устанавливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. См.: Там же. Также очень важно, что Конвенция провозглашает основные и неотъемлемые права именно ребенка и вместе с этим возлагает на государство-участника Конвенции обязанность соблюдения и защиты этих прав. Плюс данного документа состоит в том, что он позволяет защищать права и интересы несовершеннолетнего на международном уровне. Однако источники международного права, хотя и имеют примат над государственным правом, часто государствами воспринимаются с точки зрения декларативности, не обладающей прямым действием.

Конституция РФ раскрывает положения Конвенции более детально. Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность». Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка — это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2т. М.: Юрист, 1997. Т. 2. С. 19.

В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. См.: Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый». См.: Н.Е. Борисова и др. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М.: Норма, 1998. С. 10. Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Федеральный закон 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет принципы содержания и меры дополнительной государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Среди дополнительных гарантий права на образование предусмотрены: бесплатное обучение на курсах подготовки к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования; бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования; полное государственное обеспечение до окончания государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; выплата повышенной стипендии; бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, а в период каникул — к месту жительства и обратно.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание включают: бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях; предоставление бесплатных путевок в школьные, студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха.

Дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение: сохранение права на жилье в период обучения, службы в Вооруженных Силах, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы; внеочередное предоставление жилой площади.

Дополнительные гарантии права на труд: выплата пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области.

Важно отметить, что криминализация подростковой среды продолжает оставаться тревожным явлением современного общества. Это результат неблагополучия в социально-экономической и духовно-нравственной сфере нашего общества, вызванного целым рядом причин: от падения жизненного уровня значительной части населения и криминализации общества до распространения жестокого обращения с детьми в семьях, при снижении ответственности за их судьбу, и либерализации законодательной базы.

Одной проблем является несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности, ее либерализация.

Так, законодательством не предусмотрена возможность постановки на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, уклоняющихся от обучения, а также временная изоляция их на реабилитационный период в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при УВД. См.: Миронова Е.О. Направления, формы и методы профилактики детской безнадзорности и беспризорности // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 44. Работа с данной категорией несовершеннолетних возложена на социальные службы, однако на практике эта система не действует. Требует решения на законодательном уровне вопрос о принудительном стационарном лечении несовершеннолетних от наркомании, токсикомании и алкоголизма. Имеются проблемы в организации взаимодействия органов внутренних дел, суда, прокуратуры по вопросу профилактики повторной преступности несовершеннолетних. С 2006 г. отмечен рост повторной подростковой преступности, в том числе удельного веса несовершеннолетних преступников, ранее совершавших преступления и уже судимых. Из общего числа подростков, совершивших преступления в 2008 г., 17,6% ранее совершали преступные деяния, 13% — были судимы. В первом полугодии 2009 г. данные показатели составили соответственно 18,3% и 12,6%. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2010. № 1. С. 32. Это свидетельствует о крайне низкой эффективности применяемых к несовершеннолетним мер предупреждения повторных преступлений и ненадлежащей деятельности органов и учреждений, в обязанности которых входит профилактика преступности несовершеннолетних. См.: Шадрин Т.Н. Детки в клетке // Ваше право. 2007. № 4. С. 8.

Правовое регулирование защиты прав ребенка

Международные и Российские документы по правам ребенка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей [22].

Однако время и положение детей — будущего всего человечества — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. [22].

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

Другим документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:

Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем [22].

Учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка. Признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты. Такие, как кафала в мусульманском праве. Которые предусматривают замену семейной заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители. Признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института. И что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление и провозгласила основные принципы, касающиеся:

· общего благополучия семьи и ребенка;

· передачи детей на воспитание;

Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является так же Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы» [22]:

1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.

2. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.

3. Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.

4. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.

5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать [22]:

· обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

· специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;

· вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

· обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;

· учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,

· осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «нарушителя», «правонарушителя» или «начинающего правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей [27].

6. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.

Российские документы о правах ребенка. Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

В котором устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ [27].

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

· К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

· Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

· К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

· Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

· Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

Это интересно:  Можно ли вернуть стабилизатор напряжения в магазин

· И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие — нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей [27].

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка [27].

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса [27].

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия) [23].

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка [23].

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя [23].

Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законные представители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, то сделка признается недействительной.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки [17].

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии достигших оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельного распоряжения своим заработком, стипендией и иными доходами и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Однако сделать это может только суд, по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.

Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние дети в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителям или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Таким образом, малолетний в возрасте от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители (усыновители, опекуны) имеют право принять в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. ст. 164, 57У ГК РФ) такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации [17].

Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокат велосипед (самокат) или другую вещь и доплатить за это деньги, подаренные ему кем-либо; фактически принять наследственное имущество, тем, что свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель.

В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (ст. 60 Семейного законодательства РФ).

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи [28].

Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63).

В первую очередь на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях, нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда [4].

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №841 удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме [32].

Закон предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (ст. 83 Семейного кодекса РФ). В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.

При установлении размера твердой денежной суммы алиментов судьи должны исходить из учета материального и семейного положения лиц, которые должны платить алименты. Поэтому размер алиментов должен устанавливаться в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда [32].

В соответствии с действующим законодательством средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Однако, если несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению суда взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ прекращается.

Иски лиц, с которых взыскивается алименты на детей, а такие иски об изменении размера алиментов подсудны суду по месту жительства ответчика (взыскателя) [31].

Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы.

Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, — истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, — мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции — судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.

Это интересно:  Повышение таможенных пошлин в 2019 году

В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации — традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка — к сожалению, не всегда действуют должным образом.

Билет 9. Нормативно-правовые основы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

1.Дети, оставшиеся без попечения родителей-лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений.

2.Дети-сироты-лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

3. Социальный сирота — это ребенок , который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка , не заботятся о нем.

1.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных , федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения

Закон создан в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи

5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 2409 раз

Библиографическое описание:

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей по современному гражданскому законодательству, а также предложены пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.

Ключевые слова: правовое положение, несовершеннолетние, государство, возраст, защита прав детей

Проблема правового положения несовершеннолетних детей в РФ актуальна, главным образом потому, что государство, гарантируя имущественное обеспечение для детей, не уделяет вместе с тем, по нашему мнению, должного внимания проблемам охраны нормального развития и благополучия ребенка.

Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к основным проблемам современного мира, так как она определяет дальнейшую судьбу общества. Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции РФ) [1, с 65]. Без иждивения, обеспечиваемого родителями, а в случае, когда нет родителей, опекунами, попечителями, а также органами государства, на которые возложены функции по опеке над несовершеннолетним ребенком, ребенок не получит должного воспитания, не сможет стать достойным представителем общества.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что основной целью данной статьи является анализ правового положения несовершеннолетних детей в России.

На современном этапе развития государства и его правовой системы, с позиции глобализации в политико-правовой, социально-экономической, нравственно-культурной сферах жизни общества, все более актуальным становится повышение эффективности такой правовой модели, которая обеспечит охрану и защиту основных прав и законных интересов человека, включая детей. Отражение универсальных принципов и норм международного права в Конституции РФ предопределило признание высшей ценностью прав и свобод человека, соблюдение и защита которых гарантируется государством.

Провозглашение в ст. 7 Конституции России социальным государством обуславливает создание в рамках национальной политики такого государственного механизма, который обеспечит достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим, одним из важнейших аспектов правовой политики проводимой государством является улучшение механизма надзора за соблюдением прав семьи и ребенка.

Направления, имеющие особое значение в сфере охраны прав ребенка, определились в процессе становления и развития зарубежной и отечественной правовых систем, а результатом этого развития стало появление основных принципов и норм международного права [2, с. 273].

Признание прав семьи и ребенка в российском праве объектом государственно-правовой защиты, повлекло за собой внесение в уголовное законодательство поправок, которые содержат в себе соответствующие составы преступлений и меры уголовно-правового воздействия.

Производя исследование вопросов, касающихся правового положения несовершеннолетних детей в России, хочу обозначить, что права и обязанности по воспитанию ребенка в соответствии с действующим законодательством содержатся в большом количестве нормативных актов о правах несовершеннолетних и обязанностях родителей или опекунов.

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации основывается на универсальных принципах и нормах международного права, которые отразились на нормах Конституции РФ и законодательных актов соответствующей отрасли права.

В соответствии с Конституцией РФ, одним из важнейших направлений правовой политики государства является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание. Основываясь на положениях Конституции РФ, Семейный кодекс [3, с. 53]. (далее — СК РФ) содержит принципы политики государства, направленной на защиту интересов семьи, определяя: обязанности родителей в отношении детей; обязанности совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных родителей; защиту прав и законных интересов ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом; алиментные обязательства членов семьи, порядок уплаты и взыскания алиментов.

Несовершеннолетние дети, так же как и взрослые, обладают личными неимущественными правами, такими как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и т. д. Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

Проводя анализ правового положения детей, можно одновременно заметить снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей; недостаточная развитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей очень малы); рост безработицы и т. д. [4, с. 325]. Органы государства соответствующего профиля, как правило, обращают свое внимание на ребенка и действуют в отношении него принудительными мерами воздействия только тогда, когда он уже совершил какое-то правонарушение или преступление. Но в это время воздействие уже становится запоздалым.

Указанные проблемы можно решить в том случае, когда установленные и санкционируемые государством правила поведения обеспечиваются мерами юридической ответственности за их неисполнение. Это касается и гарантий защиты прав несовершеннолетних детей.

Важнейшим упущением в обеспечении исполнения родителями конституционных обязанностей является то, что обычно государство игнорирует качественную сторону процесса воспитания, пока дело не приобретает слишком серьезный оборот. Это может выражаться в отсутствии заботы со стороны родителей, оставлении ребенка без еды на несколько дней, долговременном непосещении ребенком школы и т. д.

Немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то, что зачастую родители, воспитывая ребенка, уделяют внимание лишь тем аспектам его формирования как личности, которые непосредственно направлены на несовершеннолетнего (обучение ребенка в школе, сопровождение его в различные кружки и секции), а культурно-нравственное воспитание отходит на второй план. Тем не менее, культурное и нравственное развитие ребенка главным образом зависит от личных качеств родителей, их моральных ценностей. Сегодня эта сторона в процессе воспитания не учитывается. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. [6, с. 123] допускал лишение родительских прав, если поведение родителей негативно влияло на детей (ст. 59.). И, на мой взгляд, это было правильным решением.

С правами одного лица соотносятся обязанности другого. А поскольку психическое и умственное развитие ребенка заведомо уступает взрослому, то государство, от имени общества, берет на себя обязательство по контролю над родителями [5, с. 372]. Это значит, что родители имеют обязанности по воспитанию ребенка не только перед детьми, но и перед государством. Поэтому необходимо конкретно определить меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, касающихся воспитания ребенка и заботы о нем, так как в СК РФ эти меры носят общий характер.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что лишь внимательное отношение к проблемам практического применения норм, которые регулируют права несовершеннолетних и внесение в законодательство изменений, которые создадут реальные условия по ликвидации беспризорности среди несовершеннолетних, а также уменьшат факты жестокого обращения с детьми, снизит возможность негативного влияния родителей на формирующуюся психику ребенка.

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Сравнительное право: Учебно-методический комплекс / под ред. В. В. Безбаха, К. М. Беликовой, А. Н. Кирсанова. М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  4. Леженин В. Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. – Воронеж, 2012.
  5. Нечаева А. М. Семейное право: Учеб. пособие. – М.: Приор, 2014.
  6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

Семейно-правовая сущность принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних

Н.С. Шерстнева, кандидат юридических наук.

Для выявления сущности принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних прежде всего необходимо выяснить: из чего исходил законодатель, устанавливая нормы, в которых находит выражение этот принцип, и что представляет собой «руководящая идея», определяющая в данном случае одну из особенностей правового регулирования семейных отношений с участием детей?

Поставленные вопросы обусловливают необходимость раскрыть специфику правовых терминов и категорий, включенных в наименование исследуемого принципа. В частности, это приоритетность, интерес, права ребенка и защита.

Термин «приоритетность» впервые включен в Семейный кодекс РФ 1996 года. Государство придает важное и первостепенное значение обеспечению прав и интересов детей, их защите. Оно берет детей под свою охрану, избирая пути удовлетворения потребностей ребенка. Критерием этих потребностей служит «интерес».

Интерес — это осознанная потребность. Прежде всего он должен осознаваться самим обществом, самим государством и быть выраженным в соответствующих правовых средствах. Регулируя общественные отношения по охране детства, государство при помощи правовых норм устанавливает, какие интересы детей охраняются законом и какой путь удовлетворения потребностей ребенка избирается государством. Интересы ребенка в первую очередь предполагают позитивное закрепление в законе субъективных прав детей и обязанностей родителей, других лиц по отношению к детям, а также закрепление гарантированного законом поведения, которое предоставляет возможность осуществления этих прав и обязанностей. Как видно, речь должна идти об охране интересов детей.

Если же субъективное право ребенка нарушается, а возложенные на родителей и других лиц обязанности не исполняются, применяются меры защиты. Однако из содержания п. 3 ст. 1 СК РФ следует, что законодатель предусматривает только защиту прав и интересов детей. Поэтому в наименование данного принципа необходимо включить охрану наряду с защитой. Это объясняется тем, что удовлетворение интересов ребенка осуществляется в первую очередь созданием определенных условий его жизни и воспитания, даже если сам ребенок не осознает этого.

Придавая интересам детей приоритетное значение, законодатель возлагает в первую очередь на родителя обязанность выразить действительный интерес ребенка и обеспечить его удовлетворение, ибо ребенок, не достигший совершеннолетия, подчас не способен правильно понять и оценить свои поступки. Интерес такого ребенка будет им самим не осознан. Поэтому реализация конкретного интереса ребенка осуществляется в основном не носителями интересов, а другими лицами (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями). Охраняемый законом интерес ребенка удовлетворяется непосредственно поведением этих лиц. Но обязанные лица могут неверно представлять себе интересы детей, преуменьшая их (тогда интерес нуждается в государственной защите) либо преувеличивая в ущерб интересам общества и личности самого ребенка (в этом случае требуется ограничительное воздействие).

Отнесение того или иного интереса к числу юридически значимых (охраняемых) влечет определенные правовые последствия: он берется под государственную защиту.

Таким образом, понятие «интересы ребенка» имеет емкое и многогранное содержание. В связи с этим представляется оправданным отсутствие в семейном законодательстве нормативного определения интересов ребенка. Е.М. Ворожейкин справедливо отмечал, что «интересы детей не есть раз и навсегда определенная категория. Содержание данного понятия меняется в зависимости от возраста детей, от состояния их развития и других факторов» .

Ворожейкин Е.М. Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних субъектов семейных правоотношений // Советская юстиция. 1972. N 16. С. 16.

Субъективное право неизменно связано с вопросом о том, в чьих интересах оно предоставлено и осуществляется. Когда речь идет о гарантиях реализации субъективных прав и обязанностей, охватываемых содержанием принципа обеспечения приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних, то имеются в виду гарантии того интереса, который отражен в принципе и на удовлетворение которого направлены субъективные права и субъективные обязанности. Так, в п. 2 ст. 54 СК РФ предусмотрено субъективное право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Из приведенной нормы следует, что интерес ребенка определяет пути осуществления субъективных прав родителей и других лиц. Юридическая природа субъективного права родителей по отношению к детям может быть выявлена только после выяснения того, интересам каких лиц оно служит. Именно субъективное право имеет решающее значение для достижения определенных интересов ребенка. В то же время было бы неправильно говорить о том, что субъективное право родителей на воспитание служит только интересам ребенка либо осуществляется в собственных интересах воспитателя. Цель, которая преследуется субъективным родительским правом, заключается в удовлетворении, с одной стороны, интереса ребенка, с другой — интереса родителя, а также интересов государства.

Интерес находится во взаимосвязи с правами и обязанностями. Закрепленные законом права и обязанности обеспечивают и общественные, и личные интересы. Последние чрезвычайно динамичны и как бы проникают друг в друга. Определяющими в их характеристике являются единство и взаимосвязь. Это означает, что личные интересы несут в себе элементы общественного интереса. В то же время общественный интерес зачастую опосредуется (конкретизируется) через интересы отдельных лиц. Следовательно, единство общественных и личных интересов в полной мере обеспечивает удовлетворение имущественных и личных неимущественных потребностей ребенка. Сочетание личных и общественных интересов должно служить критерием формирования прав и обязанностей участников семейных правоотношений.

Таким образом, не все права и интересы охраняются государством. Но когда государство заинтересовано в наилучшем обеспечении удовлетворения признаваемых обществом потребностей лица, а удовлетворение интересов осуществляется средствами, не противоречащими интересам общества и других граждан, оно берет интерес этого лица под свою охрану. Такая охрана интересов осуществляется при помощи правового регулирования общественной жизни и проявляется в двух формах: путем наделения одних членов общества субъективными правами и возложения на других юридической обязанности и путем предоставления лицам права прибегнуть к помощи компетентного органа для удовлетворения своих интересов .

Это интересно:  Как взять кредит, если все банки отказывают: советы юриста

См.: Чечот Д.М. Проблема защиты субъективных прав и интересов в порядке неискового производства: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Л., 1969. С. 11; Гукасян Р.Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном прайс. Саратов, 1970. С. 38.

В СК РФ указание на охрану содержится лишь в одной норме. Так, согласно п. 1 ст. 70 СК РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлению органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.). Сравнительный анализ приведенной нормы с правилами п. 1 ст. 145 СК РФ (речь идет о детях, над которыми устанавливается опека или попечительство) выявляет некоторые противоречия. В частности, в п. 1 ст. 145 СК РФ говорится о защите прав и интересов детей, а в п. 1 ст. 70 СК РФ предусмотрена охрана прав несовершеннолетних, хотя речь идет об одном и том же субъекте — органе опеки и попечительства. Между тем следует исходить из того, что охрана — это более широкое понятие и его необходимо рассматривать как основное положение семейного права. Однако законодатель пошел по пути преимущественного закрепления защиты семейных прав и интересов (см. статьи 8, 56, 64, 68, 121, 145, 148, 149 СК РФ). Считаем, что при таком подходе деятельность в обеспечении прав и интересов детей ограничена.

Как известно, при всей близости понятий «охрана прав» и «защита прав» они все же не тождественны. Целесообразно рассматривать их в качестве хотя и тесно связанных, но относительно самостоятельных явлений. Этот вопрос является предметом давних научных дискуссий.

Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних происходит прежде всего посредством добровольного соблюдения юридических норм, без всяких элементов принуждения со стороны государственных органов. Кроме того, охрана препятствует использованию права (например, родительского) не по назначению. Так, в соответствии с п. 2 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотребления со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что злоупотребления предполагают наступление вредных последствий. Вместе с тем, когда речь идет о несовершеннолетних, их права и интересы подлежат охране независимо от вредного результата. Поэтому целесообразно внести изменения в п. 2 ст. 56 СК РФ, указав на обеспечение охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних. Дело в том, что акцент в охране детей переносится на активное содействие государства в осуществлении закрепленных в законе прав и обязанностей.

Следовательно, введение в СК РФ положений не только о защите, но и об охране прав и интересов несовершеннолетних свидетельствовало бы о том, что государство устанавливает меры, обеспечивающие фактическую возможность совершать определенные действия для удовлетворения интересов ребенка. Права и интересы несовершеннолетних охраняются и защищаются. Юридическая сущность защиты прав и интересов несовершеннолетних в рамках исследуемого принципа семейного права не может быть определена без анализа мер ответственности в семейном праве наряду с мерами защиты.

Защита имеет свои задачи, свои способы и свою сферу применения. Задача — восстановление нарушенных субъективных прав лица. Нарушение права является тем признаком, который свидетельствует о необходимости вмешательства юрисдикционных органов с целью устранения нарушения силами принудительного воздействия. На государственные органы возлагается обязанность принять специальные меры, направленные на создание управомоченному лицу (ребенку) обстоятельств, при которых возможно надлежащее осуществление им субъективных прав. И в этом основная цель защиты. Возможность применения мер защиты сама по себе способствует воздержанию от нарушения прав. В этом смысле меры защиты по своей цели являются и средствами предупреждения правонарушений.

Обычно защита вытекает из уже существующего правоотношения и не является результатом поведения лиц, не участвующих в нем (и в то же время средства защиты могут иметь абсолютный характер: например, возможность принудительного изъятия ребенка у любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения). Отсюда следует, что защита прежде всего распространяется на такие субъективные права, которые существуют в рамках конкретных правоотношений. Вместе с тем не следует рассматривать защиту как свойство самого субъективного права, которое в результате нарушения находится в особом состоянии. Защита — это реакция государства в лице его специальных органов на обращение управомоченного лица в интересах других лиц о невозможности осуществления права без вмешательства власти. Когда ставится вопрос о защите, ясно, что речь идет не об абстрактной возможности, а о конкретных спорах о праве. В действующем СК РФ впервые предусмотрены способы защиты нарушенных семейных прав конкретным лицом .

Ранее в семейном праве применялись способы защиты, предусмотренные ст. 6 ГК РСФСР, позже — ст. 12 ГК РФ, за некоторыми исключениями.

Способы (меры) защиты прав и интересов детей весьма многочисленны. Они охватывают большую совокупность регулируемых семейным правом общественных отношений. Применение соответствующих мер защиты зависит от содержания нарушенного права и характера нарушения. Из содержания ст. 8 СК РФ следует, что способы защиты семейных прав имеют собирательное значение. Они могут быть выведены в результате анализа норм всех институтов семейного права (см., например, статьи 52, 64, 68 и 121 СК РФ). Совершенно очевидно, что личные права и интересы ребенка могут быть защищены путем признания этих прав (например, установление правовой связи между отцом и ребенком); пресечения действий, нарушающих право (требование о передаче ребенка лицу, имеющему преимущественное право на воспитание или лучшие условия для этого; отобрание ребенка в случае невиновного поведения родителя, если оставление ребенка опасно для него; лишение родителя права на общение с ребенком, если это отрицательно сказывается на ребенке при невиновном поведении родителя); восстановления положения, существовавшего до нарушения права (истребование ребенка у любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения).

Защита имущественного права ребенка может производиться такими способами, как присуждение к исполнению обязанности в натуре (взыскание алиментов с родителей и других лиц) и изменение или прекращение правоотношения (отмена усыновления по вине усыновителя).

Перечисленные способы защиты конкретизируются нормами семейного права и составляют соответствующие охранительные институты. Они вполне соответствуют природе защищаемых субъективных прав ребенка.

Все способы защиты можно назвать формами материальной защиты, так как они означают признание органом, разрешающим спор, факта существования нарушенного субъективного права и предписание о принудительном восстановлении его. При этом не имеет значения, от кого это нарушение исходит. При реализации принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних защита прав не ставится в зависимость от желания или нежелания субъектов правоотношения. Когда речь идет о ребенке, праву свободного усмотрения нет места.

Защита права допустима при наличии одного объективного факта нарушения. Вина правонарушителя здесь значения не имеет, т.е. в данном случае речь идет о необходимости обеспечения защиты прав и интересов ребенка, об устранении препятствий для осуществления управомоченным своего объективного права. Каких-либо дополнительных обязанностей на лицо, нарушившее или оспорившее право, не возлагается. Сложность отношений по защите прав детей определяется особенностями интересов ребенка, спецификой его субъективных прав и обязанностей. Наличие в семейном законодательстве соответствующих мер защиты расширяет сферу борьбы с правонарушениями, особенно в тех случаях, когда право ребенка нуждается в защите при отсутствии оснований для применения мер ответственности (например, при установлении отцовства).

Как известно, ответственность представляет собой один из охранительных правовых институтов, в рамках которого осуществляется защита прав и реализуется предусмотренное санкцией неблагоприятное для виновного лица последствие. Цель ответственности заключается, с одной стороны, в применении к правонарушителю определенной санкции, в результате чего виновный лишается имеющихся у него субъективных прав либо вынужден принять какие-то новые (дополнительные к имеющимся) обременительные обязанности, с другой — в обеспечении защиты прав управомоченного лица.

Доминирующей является трактовка ответственности как меры государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушителя и выражающейся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений (лишений личного или имущественного характера) .

См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2001. С. 316; Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 74; Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955. С. 17.

Говоря об ответственности в семейном праве, следует заметить, что ее ядром также является общественное и государственное осуждение правонарушителя. В то же время ответственность в семейном праве обладает специфическими чертами. Она может быть оговорена соглашением сторон лишь в случаях, предусмотренных законом (например, соглашение об уплате алиментов). Здесь не может идти речи о компенсационно-восстановительном характере неблагоприятных последствий. Предметом семейно-правового регулирования обусловлен способ воздействия на правонарушителей. Ответственность может выражаться в лишениях как имущественного (лишение родителей права на получение содержания от своих детей), так и личного порядка.

Для привлечения правонарушителя к ответственности по нормам семейного законодательства не всегда требуется наличие полной совокупности элементов состава правонарушения. Ответственность в семейном праве может возникнуть и при так называемом усеченном, неполном составе правонарушения. Так, не требуется наступления вредных последствий для ребенка при лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ), отмены усыновления (ст. 141 СК РФ). Задача применения мер принудительного воздействия состоит не в том, чтобы наказать правонарушителя, а прежде всего в том, чтобы обеспечить защиту прав и интересов ребенка. Сам по себе вредоносный результат настолько опасен, что меры ответственности должны применяться своевременно, до тех пор пока они не повлекли отрицательных последствий для ребенка.

Между юридической ответственностью и мерами защиты существуют качественные отличия, прослеживающиеся прежде всего по основаниям. Для применения мер защиты не требуется наличия вины. Институт защиты и институт ответственности имеют различные задачи и выполняют различные функции. Если первый направлен на восстановление нарушенных субъективных прав, то второй — на наказание виновного, стимулирование надлежащего исполнения родительских обязанностей в будущем.

Учитывая различия мер ответственности и мер защиты, следует подчеркнуть, что в семейном праве и юридическая ответственность, и меры защиты используются для защиты нарушенных прав и интересов детей. Оба вида государственного принуждения могут действовать одновременно. Тем не менее существует необходимость их разграничения — не только потому, что для применения одних не надо устанавливать вину, а для применения других вина выступает в качестве неотъемлемого условия, но и с точки зрения развития законодательства, ибо эти два института могут иметь разную судьбу.

Меры ответственности можно разделить на меры личного неимущественного и имущественного характера. К первым относятся:

а) лишение родительских прав;

б) отобрание ребенка у родителей при виновном поведении последних;

в) отстранение опекуна, попечителя от исполнения обязанностей по опеке (попечительству);

г) отмена усыновления вследствие виновного поведения усыновителя;

д) лишение родителя, уклоняющегося от воспитания ребенка, права дачи согласия на усыновление;

е) лишение права на общение с детьми родителя, дедушки, бабушки, если они оказывают на ребенка вредное влияние;

ж) отказ в возврате детей от другого лица родителю, поведение которого признано аморальным (антиобщественным).

К мерам имущественного характера относятся:

а) лишение родителей права на получение содержания от своих совершеннолетних детей;

б) лишение права на алименты отчима (мачехи).

Защита субъективных прав осуществляется средствами, которые предусмотрены охранительными нормами. Последние не являются самостоятельной структурой — они рассыпаны по всем институтам семейного права, что способствует должной реализации регулятивных норм.

Приведенное разделение мер принуждения условно, ибо меры ответственности в семейном праве, как и в некоторых других отраслях, выполняют роль средств защиты нарушенных субъективных прав. Имеются, однако, и такие меры (их в семейном праве большинство), которые являются исключительно мерами защиты, но не ответственности. Вместе с тем нельзя отрицать всякое практическое значение такой классификации мер принуждения, поскольку она облегчает работу административным и общественным органам, а также суду при выявлении конкретных нарушений прав ребенка, способов защиты, оснований их применения.

В семейном праве, на наш взгляд, есть и меры превентивного характера, например: обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (п. 3 ст. 56 СК РФ); медицинское обследование лиц, вступающих в брак (ст. 15 СК РФ), а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи.

Таким образом, санкции в семейном праве выступают прежде всего как способ обеспечения защиты прав и интересов детей. Они отличаются большим своеобразием. Многочисленность семейно-правовых санкций и их тесная взаимосвязь служат цели обеспечения свободного и беспрепятственного осуществления принципа приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Семейный кодекс РФ закрепляет две основные формы защиты семейных прав: судебную и административную. Так, согласно п. 1 ст. 8 защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в предусмотренных СК РФ случаях — государственными органами или органами опеки и попечительства. Из данной нормы видно, что законодатель разграничивает судебную и административную подведомственность. Ведущая роль в защите прав несовершеннолетних отводится судебному порядку. Административная защита личных неимущественных прав несовершеннолетних имеет существенное значение, хотя не обладает той гарантированностью, которая присуща судебной форме защиты.

Анализ норм СК РФ позволяет сделать вывод о том, что все меры принудительного воздействия сводятся либо к исполнению добровольно невыполненной обязанности (ст. 115), либо к ограничению права (ст. 73), отказу в его защите (ст. 92), пресечению нарушения права (п. 3 ст. 66), восстановлению нарушенного права (ст. 72), либо к лишению права (ст. 69).

Расширение диспозитивного начала в СК РФ способствует более широкому применению норм Гражданского кодекса РФ, свободе распоряжения принадлежащими гражданам семейными правами, в том числе правом на защиту. Примером проявления этих положений являются алиментные правоотношения родителей и несовершеннолетних детей.

Права и интересы детей подлежат защите и тогда, когда брак признается недействительным. В законе четко определен круг лиц, которые могут обратиться с иском в суд о признании брака недействительным. Эти лица дифференцированы в зависимости от возраста (преимуществом обладают несовершеннолетние), характера нарушений условий заключения брака, наличия препятствий к заключению брака. Кроме того, устранены те спорные вопросы, которые возникали в период действия Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года. Например, сам супруг мог быть истцом и одновременно скрывать обстоятельства, препятствующие заключению брака; или один супруг мог действовать фиктивно и обладать правом предъявления иска о признании брака недействительным.

Важным проявлением приоритета защиты прав и интересов детей является правило о привлечении органа опеки и попечительства к участию при рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным судом недееспособным.

Таким образом, из анализа отдельных норм некоторых институтов семейного права следует, что законодателем значительно усилена защита прав и интересов несовершеннолетних, имеются определенные достижения в правовом регулировании судебной и административной подведомственности брачно-семейных споров, а также бесспорной юрисдикции.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studwood.ru, studfiles.net, moluch.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector