+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Закон о ликвидации снт

Ликвидация СНТ полностью зависит от волеизъявления его участников. Учитывая, что ликвидация в данном случае будет иметь некие характерные черты, схожие с таким процессом, как ликвидация АО, допускается использование альтернативных методик прекращения работы учреждения.

Для того, чтобы иметь возможность контролировать все процессы, а также в кратчайшие сроки эффективно решать все вопросы, многие граждане решают создать некоммерческое учреждение, которое и будет заниматься всеми делами. В случае с владельцами дачных участков создается такое учреждение, как садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ), которое осуществляет свою работу на основании согласованного со всеми членами кооператива устава.

В соответствии с законами, учреждение СНТ характеризуется полным контролем со стороны его активных участников. Тем не менее, нередко из-за разногласий с руководством структуры и прочих обстоятельств, возникает необходимость в таком процессе, как ликвидация садоводческого учреждения. Данный вопрос имеет массу особенностей, и отличается значительными хлопотами и сложностями, в отличии от такой операции, как ликвидация ИП, где все будет относительно быстро и просто.

Изначально учреждение СНТ подразумевает отсутствие действия коммерческого характера. По сути, СНТ выполняет роль посредника между владельцами дачных наделов и компаниями, предоставляющими им определенные услуги (поставка воды, электроэнергии и т.д.). При всем этом, такое учреждение вполне может иметь на своем балансе определенное имущество, в частности земельные владения, офисную технику и многое другое.

Если возникает необходимость в инициации такой процедуры, как ликвидация СНТ, то прежде всего стоит обратить внимание, что это довольно длительный процесс, имеющий свои характерные черты. В данном случае он будет иметь общие черты с такой операцией, как ликвидация ООО с долгами.

Как указано в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для того чтобы ликвидация могла быть осуществлена, необходимо наличие определенных оснований:

  1. Завершение срока действия соглашения, по которому и было создано СНТ;
  2. Достижение основных задач сообщества;
  3. Невозможность исполнения всех целей учреждения СНТ;
  4. Возникающие разногласия с руководством СНТ;
  5. Передача дачного поселения на баланс населенным пунктам, или же его преобразование в самостоятельное муниципальное образование.

Также в нормативном документе оговорено, что такое учреждение, как СНТ может прекратить свое существование лишь в тех ситуациях, когда все его участники согласны с данным решением. Как правило, этот пункт и вызывает появление дополнительных сложностей. Поскольку многие владельцы попросту игнорируют общие собрания, и не всегда имеется возможность оповестить их о целях проводимых консультаций.

Тем не менее, законодатель дает добро на такую процедуру, как ликвидация СНТ, даже если не было получено согласие всех участников учреждения. Но тут развитие будет проходить в судебном порядке, что автоматически увеличит количество проблем.

Учреждение СНТ изначально предполагает отсутствие интересов коммерческого характера. Однако это не мешает руководству получать определенные финансовые вливания, которые представлены добровольными взносами учредителей. Дачное учреждение аккумулирует собранные средства и может направлять их как на модернизацию инфраструктуры (строительство новых дорог, замена коммуникаций и т.д.) так и на заработную плату членам правления.

Речь идет о реорганизации, в результате которой товарищество будет присоединено к другой аналогичной структуре, или произойдет слияние учреждений подобного образца. Если же данная возможность отклонена на собрании владельцев имущества в дачном поселении, и они планируют дать старт такому процессу, как полноценная ликвидация, то стоит привлечь на свою сторону адвокатов.

Говоря об имуществе, контроль над которым имеет садоводческое учреждение, то ликвидация передаст его в управление всех собственников земельных паев. Это означает, что оно может быть реализовано, а средства, полученные за него. Будут в равных долях распределены между собственниками.

Ликвидация СНТ — последствия

Ликвидация СНТ сама по себе несет за собой определенные последствия. И потому, в случае ликвидации такой структуры, как садовое учреждение, стоит заранее спрогнозировать все положительные и отрицательные моменты данного дела.

Учреждение товарищества предусматривает, что оно будет выполнять функции буфера и заключать соглашения с поставщиками и прочими юридическими лицами. Ликвидация в данной ситуации приведет к автоматическому разрыву договоренностей.

Ликвидация садоводческого учреждения некоммерческого образца будет иметь следующие последствия:

  1. Всем владельцам земли придется самостоятельно заключать договора с ресурсоснабжающими фирмами;
  2. Все обязательства, возложенные на СНТ и указанные в его уставе, прекратят свое существование;
  3. Создание СНТ предусматривает наличие имущественных ценностей, и потому, если ликвидация будет идти полным ходом, владельцам придется договариваться еще и с новым хозяином тех ресурсов, которыми владело общество;
  4. Учреждение дачного объединения также предусматривает, что в случае наличия долгов обязанность по их уплате может быть предложена участникам бывшего товарищества.

Как показывает практика, практически все СНТ, которые подлежат ликвидации, имеют финансовые проблемы. ФЗ указывает, что кредиторы не могут требовать с членов такого учреждения, как СНТ, уплаты задолженностей, однако вправе предложить им сделать это без принуждения. В противном случае общее имущество может быть пущено на торги, и тогда в деле появится новое действующее лицо, которое может все только осложнить.

В любом случае, добровольная ликвидация юридического лица, коим и является СНТ, будет проходить при полном и всеобъемлющем контроле со стороны его участников. Можно много говорить о целесообразности подобного решения, его положительных или негативных моментах, но все должны решить люди. Именно на них базируется учреждение и управление сообществом, и только в их праве решить, что с ним будет дальше.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Выберите нужную специализацию юриста!

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Статья 41 66-ФЗ — Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.

5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.

6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.

8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).

9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Гпк разъяснение решения суда

10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.

11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.

12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.

Как ликвидировать СНТ. Кто может быть инициатором. Что нужно учесть при ликвидации СНТ.

Как ликвидировать СНТ. Кто может быть инициатором. Что нужно учесть при ликвидации СНТ.

Инициаторами ликвидации СНТ может быть налоговый орган по месту нахождения товарищества или сами члены СНТ.

Ликвидация СНТ по решению налоговой инспекции.

Если инициатором ликвидации выступает налоговая инспекция, то скорее всего, товарищество уже несколько лет не сдает отчетность, не платит налоги, на письма и запросы не реагирует.

Правление товарищества может несколько лет исправно исполнять свои обязанности: продолжать собирать взносы, оплачивать электричество, косить траву на ЗОП, вывозить мусор и даже строить основные средства (дороги, заборы, электрические сети). И только на этапе внесения в ЕГРЮЛ сведений или обращении в банк узнает, что СНТ, как юридического лица уже давно нет.

Какие проблемы стоит ожидать простым садоводам в связи с ликвидацией товарищества, в том числе при ликвидации по инициативе налоговой инспекции.

  • Если право собственности у садоводов не оформлено, межевание не сделано, могут быть серьезные проблемы, так как нужно согласование и справки от СНТ, как смежного землепользователя. А СНТ – нет.
  • Если в товариществе есть неплательщики, то у ликвидированного СНТ нет ни единого шанса взыскать долги с членов (или индивидуалов) в судебном порядке. Нет СНТ – нет Истца и нарушенного права. В результате с каждым годом должников будет все больше, состояние инфраструктуры будет ухудшаться, в результате велика вероятность, что однажды электричество пропадет навсегда, а проехать к участкам станет невозможно.
  • Как отнесется ресурсоснабжающая организация, когда узнает, что СНТ больше нет? Нет юридического лица, в случае возникновения задолженности взыскать нет с кого. Как вариант – переход на прямые договора. Но процедура перехода занимает определённое время, да и как получить справки и согласование от собственника сети, если его уже нет.
  • Нет СНТ, значит у каждого собственника участка должен быть договор на вывоз мусора. В противном случае территория вокруг поселка превратится в свалку.
  • При ликвидации СНТ, вне зависимости от инициатора, садоводы теряют инструмент взаимодействия, который регулирует и контролирует взаимодействие и степень участия садоводов в процессе создания и содержания имущества общего пользования. Какими бы хорошими не были отношения между садоводами в СНТ, денежные вопросы в любом случае лучше решать, имея за спиной юридический рычаг. Чем больше товарищество, тем меньше шансов все финансовые вопросы решать миром и не доводить до суда.

Ликвидация СНТ регламентируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст.40-44), гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.

Имущество ликвидируемого СНТ
Если, несмотря на все аспекты, перечисленные выше общее собрание членов пришло к выводу, что СНТ нужно ликвидировать, то к процедуре этой стоит подготовиться. Речь о имуществе общего пользования.

Электрические сети.
Договор на поставку электроэнергии в 90% СНТ заключен между ресурсоснабжающей компанией (Мосэнергосбыт в Московской области) и СНТ. Далее садоводы по индивидуальным приборам учета оплачивают электричество в СНТ. СНТ перечисляет эти денежные средства с ссылкой на договор СНТ в Мосэнергосбыт. Есть конечно случаи, когда садоводы или члены правления вносят платежи за электричество напрямую в Мосэнергосбыт (если расчетный счет у СНТ не открыт). Но и такие товарищества пойдут на риск, если не наладят процесс потребления электроэнергии между Мосэнергосбытом и собственниками участков напрямую, до ликвидации. Процесс компенсации потерь, отсутствие задолженности и ремонт сетей будет некому контролировать. Приведет это к отключению электричества всем садоводам за неуплату или к неремонтируемым поломкам. Поэтому, перед ликвидацией заключаем прямые договора на оплату электроэнергии. В идеале передаем сети электросетевой компании.

Земли общего пользования.
В идеале оформить участок под ЗОП на всех в долях, пропорционально площади земельных участков в собственности. Тут есть нюансы: будут проблемы с оформлением, так как нужно как минимум доверенность и письменное согласие каждого. Следующий момент, что со сменой собственника индивидуального участка, вносить соответствующие изменения в «свидетельство» (сведения в ЕГРН) на ЗОП никто не будет. Но, с вступлением в силу 217-ФЗ с 2019 года должен появиться регламент, регулирующий данные моменты.

Если предварительно с земельным участком общего пользования ничего не делать, то он станет «условно выморочным». Выморочный, потому, что собственника больше не будет, при этом юридически право на него никому не передано. Условно, потому что выморочным имущество может по суду признать Администрация по месту нахождения земли. Никто этим заниматься не будет.

Что касается негативных последствий, которых боятся все садоводы: вдруг его купит некто и поставит шлагбаумы, будет брать деньги за проезд к собственному участку. Такое действительно может быть, но не на законных основаниях. То есть до первого приезда полиции. В случае если некий собственник действительно появится и будет препятствовать доступу к земельным участкам садоводов, нужно будет обратиться в суд и оформить сервитут (право ограниченного пользования и проезда чужим земельным участком).

Иное имущество общего пользования.
Что касается дорог (как слоя дорожного покрытия, а не земельного участка), заборов, КПП, колодцев и прочего, то покупатели на них едва ли найдутся. Либо они станут «условно выморочными», либо, как вариант, попытаться продать за символическую плату забор собственникам крайних участков. Вырученные средств разделить между садоводами в равных долях, если что-то останется после погашения долгов перед ресурсоснабжающими и прочими организациями. В любом случае, без поддержания в рабочем состоянии очень скоро инфраструктура придет в упадок.

Порядок ликвидации СНТ по инициативе общего собрания членов СНТ.

Доликвидационные мероприятия проведены. Приступаем к самой процедуре ликвидации. Общие собрания проводим максимально ответственно. Так как решение о ликвидации затрагивает абсолютно всех собственников земельных участков, расположенных на территории товарищества, уведомлены о предстоящем собрании (на котором планируется принимать данное решение) должны быть все, всеми законодательно предусмотренными способами с соблюдением сроков.

Условно процедуру ликвидации СНТ можно разделить на следующие этапы:

  1. Общее собрание членов СНТ принимает решение о ликвидации и назначает ликвидационную комиссию
  2. Налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что СНТ находится в процессе ликвидации.
  3. Публикация данных в органах печати о ликвидации СНТ.
  4. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации СНТ.
  5. Утверждение общим собранием промежуточного ликвидационного баланса СНТ.
  6. В порядке очередности производится выплата средств кредиторам ликвидируемого СНТ.
  7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов СНТ.

Завершение ликвидации СНТ

Ликвидация СНТ считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ и сообщается о ликвидации в органах печати.

Документы и бухгалтерская отчетность ликвидированного СНТ передаются на хранение в государственный архив.

Изменения после вступления в силу с 01 января 2019г.

Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ст.28): при ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества, за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.

ВНИМАНИЕ!

Если СНТ ликвидировано по решению ФНС, то шансы в судебном порядке восстановить СНТ, как юридическое лицо есть. Все зависит от того, вело ли фактически товарищество хозяйственную деятельность и чем это можно подтвердить.

Возможна ли ликвидация СНТ по инициативе его членов?

Подскажите, каким образом можно ликвидировать снт по инициативе членов? Необходимо ли 100% согласие членов СНТ?

Ответы юристов (3)

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения. Только при сосздании ликвидационной комиссии.

Есть вопрос к юристу?

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в статье 41. устанавливает лишь то, что процедура ликвидации СНТ должна быть определена на общем собрании участников СНТ. Это означает, что кворум на собрании и количество участников, которые принимают решения на собрании должны быть определены уставом СНТ. Кроме того, возможно, что уставом предусмотрен другой орган управления СНТ, который вправе принимать решение о его ликвидации.

Это интересно:  Как рассчитать среднесписочную численность работников за год - для ИФНС, формула, определить

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.

Добрый день, Елена.

Как указано в Федеральном законе от 15.4.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для того чтобы ликвидация могла быть осуществлена, необходимо наличие определенных оснований:

1) Завершение срока действия соглашения, по которому и было создано СНТ;
2) Достижение основных задач сообщества;
3) Невозможность исполнения всех целей учреждения СНТ;
4) Возникающие разногласия с руководством СНТ;
5) Передача дачного поселения на баланс населенным пунктам, или же его преобразование в самостоятельное муниципальное образование.

Также в нормативном документе оговорено, что такое учреждение, как СНТ может прекратить свое существование лишь в тех ситуациях, когда все его участники согласны с данным решением. Как правило, этот пункт и вызывает появление дополнительных сложностей. Поскольку многие владельцы попросту игнорируют общие собрания, и не всегда имеется возможность оповестить их о целях проводимых консультаций.

Тем не менее, законодатель дает добро на такую процедуру, как ликвидация СНТ, даже если не было получено согласие всех участников учреждения. Но тут развитие будет проходить в судебном порядке, что автоматически увеличит количество проблем.

Если вам нужна более подробная консультация, то пишите мне в чат рядом с моей фотографией.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Закон о ликвидации снт

Модератор: admin

Добровольная ликвидация СНТ

На основании чего сделано такое предположение?
Расходы резко не снизятся. Принципиально — нет причин к их снижению

Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Комментарий к статье 41

1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано в порядке, установленном ст. 62, 63, 116 (п. 4) ГК РФ, ст. 18, 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и настоящей статьей.
2. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения проводится по специальной достаточно длинной процедуре под контролем органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или собрание уполномоченных назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и определяет порядок и сроки ликвидации объединения в соответствии с нормами ГК РФ и настоящего Федерального закона.
В случае принудительной ликвидации объединения эти обязанности выполняются судом, принявшим решение о его ликвидации. Суд в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ вправе возложить обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на членов ликвидируемого объединения.
3. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в процессе ликвидации не утрачивает своей дееспособности. Поэтому ликвидационная комиссия в ходе ликвидации выполняет функции по управлению внутренними и внешними делами объединения. Ликвидационная комиссия вправе совершать от имени объединения лишь такие сделки, которые необходимы для завершения текущих дел и осуществления расчетов с кредиторами.
4. Сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации, подлежит внесению в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
5. Ликвидационная комиссия в целях извещения кредиторов помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческого объединения, порядке и сроках предъявления требований кредиторов.
6. Кроме того, ликвидационная комиссия выявляет кредиторов и уведомляет их в письменной форме о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия выявляет должников и взыскивает дебиторскую задолженность, а также рассчитывается по обязательствам объединения.
7. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества и денежных обязательств объединения, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен отражать состав имущества ликвидируемого объединения, а также содержать перечень требований кредиторов и их характеристику как правомерных, то есть подлежащих удовлетворению, так и неправомерных, то есть в удовлетворении которых следует отказать. Утвержденный в установленном порядке промежуточный баланс служит основанием для расчетов с кредиторами.
8. Ликвидационная комиссия принимает меры по погашению задолженности по взносам членов объединения.
9. Если денежные средства у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества, находящегося в собственности такого товарищества или партнерства как юридического лица, с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в соответствии с п. 3 ст. 63 ГК РФ.
Особенность расчетов с кредиторами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива состоит в следующем.
Если имеющихся денежных средств у такого потребительского кооператива недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива имущества общего пользования недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то они вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет садовых, огородных или дачных земельных участков и недвижимого имущества на них, принадлежащих членам такого кооператива.
10. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
11. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который отражает имущественное и финансовое положение ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Это интересно:  Задать вопрос главная дорога

Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в совместной собственности либо в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть с согласия бывших членов такого объединения проданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а вырученные средства за указанные земельный участок и недвижимое имущество переданы членам такого объединения в равных долях.
2. При определении выкупной цены земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в нее включаются рыночная стоимость указанных земельного участка и имущества, а также все убытки, причиненные собственнику указанных земельного участка и имущества их изъятием, в том числе убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Комментарий к статье 42

1. В случае если после выплат по обязательствам объединения в его распоряжении осталось какое-либо имущество, то по общему правилу, установленному ст. 63 ГК РФ и ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях», такое имущество передается учредителям (членам) такого объединения для распределения между ними в порядке и на условиях, предусмотренных уставом объединения.
Пунктом 1 ст. 42 настоящего Закона установлено, что земельный участок и иное недвижимое имущество, находящиеся в совместной собственности членов объединения либо в собственности объединения и оставшиеся в распоряжении объединения, могут быть проданы, а выручка от продажи передана членам такого объединения в равных долях.
2. Пунктом 2 ст. 42 настоящего Закона установлено, что выкупная цена земельного участка складывается из его рыночной стоимости, убытков, причиненных собственнику (объединению) изъятием его земельного участка и иного недвижимого имущества, расположенного на таком земельном участке, а также убытков, причиненных объединению в связи с досрочным прекращением обязательств такого объединения перед третьими лицами, включая упущенную выгоду (примером может служить случай досрочного прекращения прав аренды земельного участка, переданного на основании соответствующего договора из состава земель объединения).
К сожалению, указанный выше порядок временно не действует, поскольку ст. 239 ГК РФ, регулирующая порядок принудительного изъятия земельного участка и другого недвижимого имущества, непосредственно связана со статьями ГК РФ, входящими в состав главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Согласно ст. 13 Федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ» от 30 ноября 1994 года глава 17 Гражданского кодекса вводится со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. До настоящего времени Земельный кодекс Российской Федерации не введен в действие. Поэтому пока необходимо руководствоваться положением ст. 55 Земельного кодекса РСФСР.

Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считается завершенной, такое объединение — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц, и орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сообщает о ликвидации такого объединения в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.
2. Документы и бухгалтерская отчетность ликвидированного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения передаются на хранение в государственный архив, который обязан в случае необходимости допускать для ознакомления с указанными материалами членов ликвидированного объединения и его кредиторов, а также выдавать по их просьбе необходимые копии, выписки и справки.

Комментарий к статье 43

1. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ и ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Статья 43 настоящего Закона устанавливает также, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обязан сообщить о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в печати.
2. Все документы ликвидированного объединения передаются на хранение в государственный архив.

Статья 44. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:
заявление о внесении записи о ликвидации (при добровольной ликвидации) либо заявление о прекращении деятельности такого объединения, подписанное лицом, уполномоченным общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных);
решение соответствующего органа о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо о прекращении деятельности такого объединения;
устав такого объединения и свидетельство о его государственной регистрации;
ликвидационный баланс;
документ об уничтожении печати такого объединения.

Комментарий к статье 44

Запись о ликвидации объединения производится на основании документов, перечисленных в ст. 22 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 44 настоящего Закона.

Статья написана по материалам сайтов: advocate-service.ru, kodeks.systecs.ru, xn—-otbqjgbfb6h.xn--p1ai, pravoved.ru, forum.selnov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector