+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков: что это такое, какие они бывают и где указываются, а также основания и порядок их смены

Современная классификация видов разрешенного использования участков в России способна запутать людей, далеких от земельного права. Так, помимо основного ВРИ у участка может быть еще условно разрешенный и вспомогательный. Последние два позволяют расширить возможности пользования наделом. Что представляют собой вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и как их получить, читайте в нашей статье!

Содержание

Какие бывают вспомогательные ВРИ?

Их главное отличие — они всегда являются дополнением к основным. Если участок не будет использован в соответствие с целевым назначением, то на владельца будет наложен административный штраф размером до 2 % от кадастровой стоимости.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков расширяют возможности применения земли. Так, наиболее востребованными вариантами являются:

  • хозпостройки;
  • стоянки;
  • детские площадки;
  • гаражи;
  • строения для поддержки коммуникационных сетей;
  • проезды;
  • туалеты;
  • постройки для торговли, питания, бытового обслуживания;
  • объекты для обеспечения безопасности территории;
  • времянки и др.

Процедура получения

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ, владелец участка имеет право самостоятельно выбрать дополнительные ВРИ, если они не противоречат правилам землепользования и застройки и техническим регламентам. Таким образом, в отличие от условно разрешенного вида использования, для получения вспомогательного не придется участвовать в слушаниях комиссии по земельным вопросам. Чтобы добавить вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, достаточно будет подать заявление в органы исполнительной власти. В Москве контролирующей инстанцией является Департамент городского имущества, в городах Московской области подавать ходатайство придется в земельные комиссии при администрациях.

Если вас интересует процедура в Москве, то есть хорошая новость: подать документы можно в электронном виде. Правда, юридическим лицам для этого обязательно нужно иметь электронную подпись. Осуществляется процесс через сайт https://www.mos.ru .

Опишем пошагово процедуру присваивания земельному участку в Москве вспомогательных видов разрешенного использования.

  1. Регистрируемся на сайте или заходим в личный кабинет.
  2. Выбираем нужную услугу.
  3. Заполняем заявление. Потребуется заранее уточнить все ключевые характеристики объекта: его кадастровый номер (и номер всех сооружений на нем), точный адрес. Потребуются паспортные данные для физлиц и реквизиты для предприятий.
  4. Прикладываем необходимые бумаги. Это согласие всех собственников (если их несколько), документы, подтверждающие личность (для организаций — выписка из ЕГРЮЛ), правоустанавливающая документация. Юридическим лицам придется заверить каждый из них электронной подписью. Если документы подает не владелец, то также потребуется документ, который бы подтверждал полномочия представителя.
  5. Спустя 30-45 дней получаем акт о присвоении вспомогательных видов разрешенного использования или отказ. Последний можно оспорить, причем как в досудебном, так и судебном порядке.
  6. Обращается с актом и аналогичным пакетом документов в Росреестр. В течение 15 суток они должны внести изменения в ЕГРН. Только после этого изменения вступят в силу, и вы сможете дополнительно использовать участок в соответствии с вашими нуждами.

Причины отказа

Документы могут вернуть еще до рассмотрения, если найдут в них ошибки. Это могут быть расхождения в сведениях, неправильно заполненные формы, бумаги с закончившимся сроком действия, неполный комплект документации.

Департамент городского имущества Москвы откажет в присвоении земле вспомогательных ВРИ, если это будет противоречить градостроительной документации. Также отказ получат владельцы, которые используют участок не в соответствии с его назначением, и об этом есть акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Также откажут в присвоении ВРИ, если у участка не зарегистрированы должным образом границы, у владельца отсутствуют права на сооружения, которые расположены на земле, либо права на участок оспариваются в судебном порядке.

Услуги RFI consult по получению вспомогательных ВРИ

Юристы нашей компании ставят основной задачей обеспечение взаимодействия с государственными органами и оформление необходимого способа использования земли без участия клиента. Мы собираем необходимые документы, подаем их в госорганы, контролируем сроки рассмотрения дела, получаем решение и выполняем иные операции, не привлекая собственника земли. Это позволяет сэкономить время и силы, освободив их для решения рабочих или личных вопросов.

Воспользоваться услугами наших юристов стоит по нескольким причинам:

  1. Детальный анализ каждого дела. Мы начинаем работу, только после того как проанализируем документы, предоставленные заказчиком, градостроительную документацию и определим, возможна ли процедура получения дополнительного ВРИ. Если есть факторы, которые могут привести к отказу, мы сразу говорим об этом заказчику. После оценки всех рисков и анализа альтернативных вариантов получения нужного способа использования земли мы разрабатываем план действий и утверждаем его с клиентом.
  2. Минимальные сроки получения ВРИ — от 30 дней. За счет тщательной подготовки к процедуре и высокой квалификации юристов нам удается подготавливать бумаги существенно быстрее, чем получилось бы у клиента самостоятельно.
  3. Прозрачность. Наши юристы всегда на связи, чтобы ответить на вопросы клиента и рассказать о ходе работ. Мы работаем по официальному договору, в котором прописаны все наши обязательства, включая сроки и стоимость работ.
  4. Широкий спектр услуг. Если добиться выполнения задачи клиента невозможно при помощи процедуры смены ВРИ, мы найдем альтернативы. Наши услуги включают смену категории, внесение изменений в градостроительные документы и др.

Мы поможем получить вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков в Москве и Московской области быстро и с гарантиями. Обращайтесь в RFI consult для решения любых вопросов с недвижимостью!

Вспомогательный вид использования земельного участка

Главная » Земля » Вспомогательный вид использования земельного участка

Если вы находитесь в процессе поиска землевладения, то понимание его неотъемлемых юридических составляющих, в число которых входят и виды разрешенного использования, особо важно. Не будет лишней подобная информация при планировании смены вида землепользования ввиду определенных целей.

К примеру, надел требуется получить под крестьянское хозяйство, а правоподтверждающий документ на имущество отражает тот факт, что его назначение состоит в размещении объектов коммерческого типа. Вести желаемую деятельность на такой земле невозможно, так как это не допускается действующими правовыми нормами. Участки надлежит эксплуатировать согласно их целевому назначению.

Поэтому при возникновении необходимости сразу подбирайте объект с требуемым видом землепользования, либо уточните возможность замены определенного вида на желаемый, подходящий для выполнения конкретных целей.

В первую очередь, при выполнении процедуры, выясните установленный ВРИ землевладения и возможных действий, допустимых на его территории. Обозначенный вопрос стоит рассмотреть более детально.

Вспомогательный вид разрешенного использования земли

Суть вспомогательного вида землепользования заключается в поддержании применения основного вида пользования земли.

В отношении любых наделов, имеющих основной и условно разрешенный ВРИ, вспомогательный вид используется касательно того имущества, которое имеет технологическую взаимосвязь с недвижимостью, характеризующейся основным и условно разрешенным ВРИ, либо оно направлено на поддержание их безопасности, согласно нормативно-технической документации, включая:

  • осуществление проезда общего пользования;
  • коммунальные объекты (для обеспечения водой, электричеством, гадом, отоплением, устройства для водоотведения, телефонной связи и прочее), требуемые для содержания видов разрешенного землепользования любой категории;
  • стоянки для автотранспорта и строения гаражного типа, включая открытые, подземные, а также многоэтажного плана, в целях предоставления сервиса для местного населения и приезжих граждан, обеих групп допустимого пользования;
  • благоустройство и озеленение площадок для детей, проведения спортивных мероприятий и организации досуга;
  • объекты хозяйственного назначения, включая мусоросборники;
  • туалеты общественного типа;
  • торговые площади, объекты, отведенные под общепит и бытовое обслуживание, которые необходимы для оказания услуг посетителям любых видов землепользования;
  • помещения, обеспечивающие временное проживание, требуемое для оказания услуг посетителям любых ВРИ;
  • прочие сооружения, включая те, целью которых является поддержание безопасности имущества с любым разрешенным землепользованием, в том числе и противопожарного.

Классификатор ВРИ-2015 не выделяет основных, условно разрешенных и вспомогательных видов пользования землей, которые способствуют эксплуатации наделов, ведь они неразделимы с основными видами землепользования и не предполагают самостоятельных мероприятий, ввиду того, что они уже включены в обновленный Классификатор ВРИ-2015.

Нецелевое использование земельного участка

Земельные участки, находящиеся в эксплуатации собственников и арендаторов, неизменно охраняются государством. Если контролирующие органы обнаружили, что пользование наделом осуществляется не в соответствии с целевым назначением, это грозит для нарушителя привлечением к административной ответственности.

Нецелевое использование характеризуется следующим:

  • пользование наделом происходит вразрез с установленным назначением, несогласно имеющейся категории, обязательства исполняются не в полной мере;
  • меры по рекультивации, охране и улучшению свойств участка не принимаются.

Сумма штрафа при обнаружении случаев нецелевого использования землевладений составляет:

  • гражданам (владельцам и арендаторам) — от 2000 до 5000 рублей;
  • юридическим лицам — от 80000 до 100000 рублей.

В некоторых обстоятельствах нарушители могут привлекаться и к иной ответственности:

  • ставка по земельному налогу может быть повышена с 0,3% до 1,5%;
  • лицо может быть лишено правомочий на землевладение в соответствии с судебным решением;
  • арендатора могут лишить права на продолжение землепользования в будущем, при этом договор аренды, который с ним заключался, можно расторгать.

Виды разрешенного использования земель поселений.

Об условно-разрешенном виде использования земли читайте тут.

В качестве примера нецелевого пользования наделом можно привести случай, когда на участке, отведенном для сельскохозяйственных нужд, происходит возведение дачного поселка. Кроме того, в качестве нецелевого использования выступает также неосуществление эксплуатации надела.

Важную роль играет факт основного (преимущественного) пользования участком. К примеру, если на его территории имеется растительность, землепользование можно признать как целевое, если по бумагам оно земля предназначена для ведения подсобного хозяйства.

Как получить вспомогательный вид использования земельного участка

Иногда для владельцев земель возникает необходимость определения ВРИ или смены имеющегося.

Такое может потребоваться, если:

  • планируется возведение на участке строения, назначение которого не соответствует разрешенному землепользованию;
  • нужно заменить назначение уже имеющейся недвижимости;
  • необходимо уточнить ВРИ по той причине, что он изначально установлен неверно или для того, чтобы привести в соответствие с Классификатором.
Это интересно:  Калькулятор пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1.5 лет и размера налогового вычета (в разработке)

Порядок совершения процедуры определяется с учетом факта наличия специальной градостроительной регламентации. Если она имеется, то весь процесс осуществляется именно на основании положений регламента.

При этом, как уже говорилось, алгоритм следующий:

  • выбор основного вида допустимого землепользования сделайте самостоятельно (из списка, зафиксированного Правилами землепользования и застройки). Напишите соответствующее заявление, содержащее сведения об установленном виде пользования и предоставьте его компетентным органам;
  • статья 39 Градостроительного кодекса РФ посвящена условно разрешенным ВРИ. При выборе нужного варианта предъявите заявление, для рассмотрения которого организуются публичные слушания, где и выносится итоговое решение. Если оно будет в вашу пользу, вам выдадут об этом соответствующую бумагу;
  • вспомогательные ВРИ — являются лишь дополнением к основному и условно разрешенному видам. Устанавливают его совместно с указанными ранее.

Если градостроительной регламентации не имеется, установка и замена разрешенного землепользования осуществляется на основании федерального законодательства. Полномочия в данной области могут возлагаться на исполнительную власть (федеральную и региональную) либо на местные органы власти (исходя из конкретных обстоятельств).

Точная последовательность процедуры в таком случае определяется исходя из установленной категории землевладения.

Возможны ситуации, когда изменение вида использования вообще не допускается законом. Например, это относится к участкам, полученных в результате торгов, а также к некоторым объектам, которые охраняются законом.

Исходя из сказанного, следует вывод, что разрешенное пользование землей является одним из основных ее параметров, который следует всегда иметь в виду при ведении какой-либо деятельности. Помните, что при нарушении позиций закона и нецелевом землепользовании, вы рискуете быть привлеченными к установленным мерам ответственности.

Изменения вида разрешенного использования земельного участка

Изменения вида разрешенного использования земельного участка — процедура, которая нередко требуется для строительства загородного дома или дачи. На первый взгляд, процесс непростой, но в этой статье мы подробно разберем, как происходит изменение разрешенного использования земли, в каких случаях это допустимо, какие потребуются документы и действия.

Категории земель — какие они бывают?

Согласно законодательству, все земли разграничены на территориальные зоны. Их перечень, в частности, содержится в Земельном и Градостроительном кодексе РФ.
Эти два нормативных акта определяют следующие категории территориальных зон:

  • общественно-деловые;
  • транспортных и инженерных инфраструктур;
  • жилые; — особо охраняемые территории;
  • производственные;
  • спецназначения;
  • для сельскохозяйственных целей;
  • рекреационные;
  • для размещения военных объектов;
  • другие.

В то же время такое разграничение не подразумевает, что все земельные наделы, входящие в состав какой-либо категории земель, могут использоваться только согласно их первоначальному назначению. Это в первую очередь объясняется тем, что структура некоторых категорий земель неоднородна. Категории в свою очередь делятся на виды и подвиды.

В некоторых случаях законодательство разрешает пользоваться земельными участками не по их целевому назначению, однако в составе той категории, в которой они находятся.

Например, ЗК разрешает строить на сельскохозяйственных землях дачные домики.

Виды разрешенного использования земельных участков

Любой участок земли, помимо целевого указания, имеет определенный вид использования, выбранный среди дозволенных. Он служит ограничением на деятельность, осуществляемую на территории надела.

Один и тот же допустимый вид использования может находиться в различных категориях.

Простой пример: ЛПХ можно заниматься на землях, предназначенных для сельского хозяйства и землях населенных пунктов.

Землю, находящуюся в частной собственности, можно использовать:

  • Для сельскохозяйственной деятельности, включая переработку полученной продукции;
  • С целью создания личного подсобного хозяйства;
  • Для выращивания садов и огородничества;
  • Под постройку малоэтажных дачных домов;
  • Для организации КФХ;
  • Для строительства частного дома, пригодного для круглогодичного проживания.

У некоторых может сложиться впечатление, что отдельные виды обладают поразительным сходством. Однако существенные отличия есть и у них. Земли, на которых разрешено строительство дач, позволяют возвести капитальный дом и прописаться в нем, но запрещают создание огорода.

На участке с разрешенным использованием «садоводство», возвести малоэтажное здание можно, однако, по закону зарегистрироваться в нем не получится.
Земли, предназначенные для строительства индивидуальных домов, имеют свои ограничения: на них обязательно нужно построить дом, а не ограничиваться садово-огородными посадками.

Участки под ЛПХ позволяют заниматься исключительно подсобным хозяйством, а не возведением индивидуальных жилых домов. Разрешение на это использование земли получить можно, но для этого придется перевести участок в иную категорию.

Условие, с которым надел становится, предназначен «для ведения КФХ» — обязательное занятие сельским хозяйством. Ее владелец должен получить статус индивидуального предпринимателя со всеми вытекающими последствиями, в т. ч. уплатой налогов в пользу государства.

Важно, что правом смены категории земельного участка обладает лишь ее владелец. Если на нем не дозволена какая-то деятельность, то возможный выход — смена вида допустимого использования.

Зачем менять назначение земли?

Для каждого участка земли государством установлена цель его использования, и пользоваться этим участком не по назначению нельзя. Нельзя построить на своем приусадебном участке магазин, а на землях сельхозназначения — многоквартирный дом.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка применяется, например, чтобы:

  1. заработать на перепродаже (земли населенных пунктов оцениваются намного дороже земель сельхозназначения);
  2. организовать на своем подсобном участке производственное предприятие или торговую точку;
  3. построить многоквартирный дом на участке, который предназначен для ведения подсобного хозяйства;
  4. застроить участок сельхозназначения жилыми домами.

Если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по назначению, можно оказаться привлеченным к административной ответственности.

Наказанием за это может быть, в соответствии с Административным кодексом, штраф в размере:

  • до 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10000 рублей — за нецелевое использование земли (например, на приусадебном участке построен магазин);
  • до половины процента кадастровой стоимости участка, но не меньше 3000 рублей — за неведение сельхоздеятельности на предназначенном для этого участке (например, пашня давно не используется);
  • до полутора процентов кадастровой стоимости участка, но не меньше 20000 рублей — за то, что на участке, выделенном под индивидуальное жилищное строительство, ничего не строится.

Как определить и изменить вид разрешенного использования земельного участка, на который распространяется утвержденный градостроительный регламент?

В случае если в отношении земель, в состав которых входит земельный участок, градостроительный регламент утвержден, он может предусматривать три категории видов разрешенного использования такого участка:

  1. основные;
  2. вспомогательные;
  3. условно-разрешенные.

Основные виды разрешенного использования предусматривают размещение на участке объектов капитального строительства, назначение которых предпочтительно в рамках данной территориальной зоны и соответствует целям ее выделения.

Правообладатель земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, вправе выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований (п. 4 ст. 37 ГрК РФ).
Вспомогательные виды разрешенного использования также разрешены к выбору правообладателями участков без дополнительных разрешений и согласований, но только в качестве дополнительных по отношению к основным или условно разрешенным видам использования в силу прямого указания п. 1 ст. 37 ГрК РФ.

Это означает, что застраивать земельный участок исключительно объектами, соответствующими вспомогательному виду разрешенного использования, недопустимо. Указанные объекты могут быть размещены на участке только совместно с объектами, соответствующими основным или условно разрешенным видам использования.

Как правило, вспомогательные виды использования допускают размещение на участке объектов, необходимых для использования или обслуживания объектов, построенных в рамках основного вида разрешенного использования участка. При этом в правилах землепользования и застройки обычно предусматриваются ограничения по использованию участка в соответствии со вспомогательными видами его использования.

Например, может быть предусмотрено, что площадь, занятая соответствующими объектами, не может превышать 30% от общей площади земельного участка.

Порядок выбора основных или вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков такими их правообладателями, как органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, в настоящее время законодательством не определен.

Однако согласно п. 56 информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ „О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“», если земельный участок находится в публичной собственности, то выбор основного и вспомогательного видов разрешенного использования осуществляется в особом порядке: уполномоченный орган принимает решение об установлении вида разрешенного использования участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и направляет его в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия.

Аналогичное разъяснение содержится в письме Росреестра от 03.03.2015 № 14-исх/02858-ГЕ/15 «О видах разрешенного использования земельных участков».
Применительно к государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям в письме Росреестра от 03.03.2015 № 14-исх/02858-ГЕ/15 указано на то, что в связи со специальной правоспособностью указанные юридические лица могут осуществлять на земельных участках только предусмотренные учредительными документами виды деятельности.

Следовательно, говорить о выборе названными юридическими лицами вида разрешенного использования земельным участком не приходится: они осуществляют только ту деятельность, которая соответствует целям их создания.
В отличие от основных и вспомогательных, условно-разрешенные виды использования участка не могут быть выбраны правообладателем участка по своему усмотрению. Для осуществления на участке строительства в соответствии с условно разрешенным видом использования правообладателю участка необходимо пройти специальную процедуру согласования, установленную ст. 39 ГрК РФ.

Согласование строительства

В общем виде данная процедура выглядит следующим образом:

правообладатель земельного участка — физическое или юридическое лицо — направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка в комиссию, уполномоченную производить подготовку проекта правил землепользования и застройки территории, на которой расположен участок.

По вопросу предоставления разрешения проводятся публичные слушания в порядке, установленном уставом и/или нормативными правовыми актами муниципального образования. На основании заключения по итогам публичных слушаний и подготовленных комиссией рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения или же об отказе в предоставлении.

В случае предоставления разрешения правообладатель земельного участка вправе размещать на участке объекты в соответствии с условно разрешенным видом использования.
Следует отметить, что в большинстве случаев условно разрешенные виды использования даже после получения разрешения на их применение дают владельцу земельного участка меньше возможностей для его использования по сравнению с аналогичным видом разрешенного использования, если он является основным.

Это интересно:  Как прописать новорожденного ребенка по месту жительства, где и в какие сроки, чтобы избежать штрафа?

Порядок проведения изменения

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка установлен российским Земельным кодексом — ст. 8. По правилам этой статьи решение о смене категории или вида разрешенного использования участка принимается местной администрацией, которая наделена такими полномочиями.
Если в вашей местной администрации есть земельный комитет, то обращаться нужно именно туда. Если нет, то искать его нужно либо в районной, либо в городской или областной администрации. Сейчас к тому же у каждой администрации есть официальный сайт, поэтому основную информацию можно получить не выходя из дома.
И в любом случае перед тем, как изменить вид разрешенного использования земельного участка, нужно уточнить в земельном комитете список документов, необходимых для этого, так как перечень документов, требования к ним и градостроительные регламенты разрабатываются каждой администрацией самостоятельно.

Сроки принятия решения

Все эти бумаги можно как подать лично, так и направить через почту. Про сдаче документов вы должны получить расписку. Если пакет документов подает представитель, то при себе у него должна быть доверенность.

Решение про изменение разрешенного использования земельного участка может рассматриваться в администрации до 45 дней.

За проведение такого изменения также придется заплатить. В каждом отдельном случае стоимость будет разной. Получение разрешения на изменение вида использования земельного участка.
После истечения срока рассмотрения вашей заявки вам выдадут либо решение главы администрации о разрешении сменить вид допустимого пользования, либо же письменный отказ в этом.

Откажут вам в случае, если вы подали неверные документы, или же если будет установлено, что в результате изменения разрешенного вида пользования планируется нецелевое использование земельного участка.
Если вам покажется, что отказ необоснован, вы всегда можете обжаловать постановление в суде. Если будет принято позитивное решение, то вы должны обратиться в государственный кадастр для внесения изменения в Единый реестр прав на недвижимое имущество.

Составление заявления на изменение категории участка

Процесс изменения категории земли подчиняется требованиям Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Для смены категории земли нужно обращаться в земельный комитет вашей администрации с ходатайством, в котором следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • действующую и предполагаемую категорию участка;
  • мотивы перевода;
  • сведения о правах на участок (кто правообладатель, обременения участка).

Пакет документов

К ходатайству обязательно прикладываются:

  1. выписка из ГКН (кадастровый паспорт участка, который можно оформить в кадастровой палате или многофункциональном центре);
  2. копия вашего паспорта (для предпринимателей и предприятий — выписка из налоговой инспекции);
  3. выписка из ЕГРП (документ о зарегистрированных правах на участок, который оформляется в Управлении Росреестра или многофункциональном центре);
  4. заключение экологической экспертизы (уточните в земельном комитете, требуется ли вам его предоставлять);
  5. согласие владельца участка на перевод его в другую категорию.

Попросите в земельном комитете список документов, которые вам нужно представить дополнительно, в письменном виде и методично начинайте собирать, не забывая сравнивать реквизиты. Ведь даже незначительная ошибка или описка может послужить в дальнейшем основанием для отказа в переводе.

Акт о переводе участка в другую категорию должен быть вам выдан не позднее чем через 2 месяца после дня подачи ходатайства с приложенными документами. Если вам откажут в переводе необоснованно, то смело обращайтесь в суд и обжалуйте отказ.

Как производится изменение целевого назначения

Прежде чем приступать к процедуре, необходимо внимательно изучить уже упомянутый закон. Важно твёрдо убедиться, что планируемая смена земельной категории и цели не противоправна в принципе.
Подобным случаем может стать вопрос перевода земли сельхозназначения с повышенной кадастровой стоимостью и значительной продуктивностью. Такой перевод целевого назначения земельного участка законом прямо и однозначно запрещён.

Напротив, земли промназначения практически не ограничены в смене принадлежности к иной категории.

Все ограничения оговариваются во второй главе закона №172-ФЗ. Если хотя бы теоретически смена земельной категории разрешена, можно приступать к подготовке и самой процедуре.

Сбор документов

Состав документов для изменения назначения земельного участка определён 2-й статьёй ФЗ-172. Главная бумага – это ходатайство, именно в нём формулируется обоснование смены земельной категории.
Прилагаемые документы зависят от того, о какой именно смене подаётся ходатайство. Может потребоваться официальное согласие собственника земли (участка), экспертное заключение.
Именно оно может потребоваться, если планируется сменить целевой статус земли сельхозназначения. Экспертиза может показать, что земли уже непригодны для применения по исходному назначению.
Далее мы расскажем о непосредственном порядке изменения целевого назначения земельного участка.

Сроки и расходы

Он зависит от того, кто именно подаёт ходатайство о смене земельной категории. Если собственник – частное лицо либо муниципалитет, то дальше органов местной власти дело не пойдёт. Исключение – рассмотрение ходатайств о землях сельхозназначения, ими ведают субъекты Федерации или Правительство нашей страны.
Если землями любой категории владеет субъект РФ или собственность федеральная, уровень органов, принимающих решения, соответственно повышается.
Рассмотрение ходатайства и прочих документов госорганами никак не расценивается. Совершенно непредсказуемыми могут быть косвенные расходы:

  • проведение экспертиз;
  • разработка проектной документации (например, если необходима рекультивация земли);
  • консультации юристов.

Цена на услуги юридических фирм в отношении изменения целевого назначения земельного участка в 2015 году очень различны и зависят от сложности задачи, региона и ряда других факторов.
Чтобы изменить целевое использование земли, нужно иметь достаточные, серьёзные основания и тщательно подготовиться к процедуре.

Разрешение на условно разрешенный ВРИ

Для получения условно разрешенного ВРИ (вида разрешенного использования), согласно 39 статье Земельного Кодекса, важно выполнить следующие действия:

    • Подайте заявление в специально созданную для этого Комиссию,
    • Пройдите публичные слушания.В них должны участвовать все заинтересованные лица, в качестве которых могут выступать местные жители и правообладатели, владеющие соседними участками.
    • Получите кадастровый паспорт и новое свидетельство о собственности. Оно должно содержать новый условно разрешенный ВРИ.

Комиссия предоставляет свои рекомендации, которые появляются в итоге слушаний.

Они бывают следующими:

  1. Обоснованный отказ,
  2. Предоставление разрешения.

Рекомендации представляют собой документ, направляемый главе администрации. Именно за ним остается окончательное принятие решения. Глава должен вынести решение за три дня и опубликовать его.
Решение можно обжаловать, но для этого придется обратиться в суд. В целом же с момента получения заявления и до опубликования результатов должно пройти не больше 30 дней.
Расходы на организацию и проведение слушаний будет нести в полной мере заявитель

Но есть территории, смена категории которых невозможна, хотя и допускается в исключительных случаях.

К ним можно отнести следующие категории:

  1. Угодья с особой ценностью и продуктивностью;
  2. Земли лесного фонда, которые никогда не предоставляют под огородничество, садоводство и дачное строительство.

Правила зонирования территории

Земельный кодекс устанавливает понятие, которое связано с зонированием территорий. Оно заключается в разделении большой территории на зоны развития не только поселений, но и других территорий. Также определяется вид градостроительного использования. Устанавливаются и ограничения, связанные с использованием некоторых участков.

  • Лесного фонда,
  • Водного фонда,
  • Населенных пунктов,
  • Запаса,
  • Сельскохозяйственного значения,
  • Особо охраняемых объектов и территорий,
  • Радиовещания, промышленного назначения, связи, для обеспечения косметической деятельности, энергетики и обороны, а также некоторые другие категории земель.

Подводим итог

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что земельные участки могут менять виды разрешенного пользования, но вот категорию земли изменить практически нереально.
В целом изменение правого режима земли базируется на таких принципах:

Основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков: принципы функционирования

Виды разрешённого использования земельных участков как одна из форм определения нормативного землепользования установлены в соответствии с положениями Земельного Кодекса Российской Федерации. Они подразумевают определенный порядок эксплуатации существующих земельных участков, за пределы которого выходить нельзя. Какие именно виды разрешённого использования существуют?

Виды разрешённого использования как основание для использования земельного участка

В соответствии с положениями действующего земельного и градостроительного законодательстве на сегодняшний день всем земельным участкам, расположенным на территории Российской Федерации, может быть присвоен основной или условно-разрешённый вид землепользования. Кроме того, существует также и вспомогательный вид использования, который может функционировать только в сочетании с одним из перечисленных видов.

Вид разрешённого использования для земельного участка устанавливается в соответствии с определенной ранее категорией и может изменяться по соответствующему ходатайству собственника или пользователя земельного участка.

Устанавливается вид разрешённого использования одним из уполномоченных органов в зависимости от того, к какому уровню собственности относится конкретный участок.

Именно ранее установленный вид разрешенного использования выступает в качестве специальной совокупности существующих правовых норм, которые следует считать в качестве определенного основания для эксплуатации тех или иных земельных участков.

Основные виды разрешенного использования

Земельный Кодекс Российской Федерации не дает определения, что следует считать под основными, условно-разрешенными и вспомогательными видами использования. Однако, на основании имеющейся практики в сфере земельных правоотношений, можно сделать вывод, что под основными видами разрешенного использования земельных участков следует понимать те правила эксплуатации, которые определены для конкретного участка на основании присвоенной ему категории.

Несмотря на то, что категория и вид разрешенного использования для земельных участков – понятия различного характера, при этом категория выступает в качестве более общего понятия, основной вид разрешенного использования устанавливается именно на основании присвоенной категории автоматически и фиксируется во всех существующих правовых документах, характеризующих конкретный участок.

Для определения качества использования конкретного земельного участка на основании присвоенного ему вида разрешенного землепользования используются экономические показатели эффективности эксплуатации участка. Наиболее активное применение они нашли в сфере анализа качества использования сельскохозяйственных земель, однако и при использовании других категорий также позволяют определить то, насколько верно установлена та или иная категория, а также основной вид использования земельного участка (чаще всего применяются в случае, если речь идет об изменении категории или вида разрешенного использования).

Показатели эффективности использования земельных ресурсов делятся на натуральные и стоимостные. Натуральные показывают получение фактической прибыли от эксплуатации конкретного участка, стоимостные отражают уровень финансовых затрат на использование одного гектара земли.

Условно-разрешенные виды землепользования

Данный вид землепользования устанавливается, как и основной, в соответствии с положениями Земельного Кодекса Российской Федерации в случаях, когда требуется конкретизировать установленную категорию земельного участка и определить с более точных позиций, в каком именно виде должно осуществляться использование того или иного участка с точки зрения действующего законодательства.

Это интересно:  Задолженность по квартплате: как узнать

При определении условно-разрешенного вида использования земельного участка этот вопрос выносится на обязательное рассмотрение в рамках специально проводимых для этой цели публичных слушаний, на которых лицо, заинтересованное в установлении конкретного вида землепользования, должно обосновать свою позицию. Таким является требование законодательства в сфере земельных правоотношений.

Вспомогательные виды разрешенного использования

В отличие от условно-разрешенных видов использования земельных участков, которые могут быть присвоены по итогам проведения специальных публичных слушаний и функционируют в самостоятельном виде, вспомогательные виды разрешенного использования являются дополнительными показателями. Установление вспомогательных видов разрешенного использования возможно только в том случае, если участку был присвоен основной или условно-разрешенный вид использования.

Ни в Градостроительном, ни в Земельном Кодексах Российской Федерации не содержится определения, что следует понимать под вспомогательным видом разрешенного землепользования.

Если опираться на примеры практической реализации видов разрешенного использования, которые существуют на сегодняшний день по всей стране, то складывается следующее понятие: под вспомогательными видами разрешенного землепользования следует понимать дополнительные возможности эксплуатации конкретного земельного участка, осуществляемые в рамках установленных категорий и основного или условно-разрешенного видов использования земельных участков.

На сегодняшний день установления категории для того или иного земельного участка бывает недостаточно. В связи с этим законодателем предусмотрено установление также и специально разработанных основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов землепользования. Каждый из таких видов устанавливается в соответствии с положениями действующего законодательства, а подробное содержание каждого из доступных для присвоения тому или иному земельному участку содержатся в специальном классификаторе видов разрешенного использования.

Виды разрешенного использования

Например, на участке ЛПХ можно выращивать сельскохозяйственную продукцию для собственных целей, но не на продажу в промышленных масштабах.

На участке, выделенном под фермерское хозяйство (КФХ), напротив, можно заниматься сельхоз деятельностью с учетом извлечения прибыли.

Помимо этого ВРИ определяет:

  • Стоимость участка;
  • Возможные границы надела;
  • Требования к возможности возведения зданий и сооружений.

Также от возможного использования надела зависят особенности его предоставления гражданам из государственной и (или) муниципальной собственности.

Например, наделы со статусом КФХ и ЛПХ можно получить в безвозмездное пользование из земель Дальневосточного округа (определено ФЗ № 119).

Что это такое?

Земельный кодекс делит земли по категориям и разрешенному использованию. Категория земли – это более широкое понятие.

Всего существует 7 категорий, это земли:

  • Поселений;
  • Сельхозугодий;
  • Лесного фонда или хозяйства;
  • Спецназначения;
  • Природных территорий;
  • Водного фонда;
  • Национального запаса.

Разрешенное использование – понятие более узкое, необходимое для уточнения целевого использования конкретного надела.

Все виды по каждой из категорий указаны в специальном классификаторе.

Подробней о классификаторе читайте в тематической статье.

Связь категории и ВРИ

Каждая категория земель имеет свой перечень территориальных зон в соответствии с условиями ПЗЗ. Например, статья 85 ЗК РФ определила, что в состав земли поселений могут входить следующие зоны:

  • Жилая;
  • Производственная или промышленная;
  • Гражданско-деловая;
  • Инженерная;
  • Для отдыха;
  • Сельхоз назначения;
  • Спецназначения;
  • Для военных нужд;
  • Для иных нужд.

Также, существуют особо охраняемые и заповедные зоны.

И уже в соответствии с зоной определяется коэффициент возможного использования.

Базовых ВРИ, согласно классификатору, существует всего 12. Но, например декларация «Жилищное строительство» включает в себя сразу 9 уточняющих видов, а таблица «Земли сельхозназначения» включают 14 уточняющих видов.

Перечень разновидностей

Каждому земельному наделу может быть присвоено несколько видов возможного использования:

  • Основной – определяется градостроительным регламентом, является главным ВРИ для участка.
  • Условно-разрешенный – дополнительный вид, может быть добавлен по инициативе владельца, но таковое добавление необходимо согласовать в Комиссии по землепользованию.
  • Вспомогательный – присваивается по умолчанию совместно с любым из вышеперечисленных видов.

Основой определения возможного использования земель является градостроительный регламент. Здесь указаны виды для каждой зоны, находящейся в ведомстве муниципального образования.

До 2015 года не было строгой регламентации основных ВРИ. С 2015 года, после принятия нового классификатора, основные виды возможного использования могут быть выбраны только из данного классификатора.

Местные органы власти могут дать владельцу участка несколько вариантов основных видов на выбор. При этом владелец может в любой момент поменять свое решение и изменить основной ВРИ в заявительном порядке, дополнительно согласовывать изменения не нужно.

Условно-разрешенный

Данный вид не имеет такой жесткой регламентации, как основной. Местными властями может быть составлен собственный классификатор разрешенных видов.

По умолчанию, земельный надел обладает только основным и вспомогательным видом. Условно-разрешенный может быть добавлен по инициативе владельца надела.

Для этого ему необходимо пройти согласование через публичные слушания, к которым привлекаются все заинтересованные лица: владелец надела, его соседи, местные чиновники и т.д.

Указанный ВРИ имеет ту же силу, что и основной. Так, с его помощью на участке, предназначенном под ИЖС, можно построить магазин, кафе и т.д.

Вспомогательный

Вспомогательный ВРИ (один или несколько) всегда идет совместно с основным и разрешенным. Например, для ИЖС вспомогательным видом может быть строительство бытовых построек, строительство хозяйственных построек и т.д.

Владелец надела вправе использовать любой вспомогательный вид, определенный местным градостроительным регламентом. Дополнительного согласования на использование вспомогательного ВРИ не требуется.

Классификатор

Действующий классификатор был утвержден Приказом Минэкономразвития № 540 в 2014 году.

В 2015 году в часть Приказа были внесены поправки, в соответствии с которыми действующий классификатор определяет исключительно основные виды. Иные ВРИ определяются на основе местных градостроительных регламентов.

Таким образом, классификатор – это документ, содержащий в себе группу основных ВРИ земель. Местные органы власти не вправе включать в градостроительный регламент основные ВРИ, не соответствующие действующему классификатору.

Подробную информацию по классификатору читайте в статье.

Самые популярные

Популярность вида использования напрямую зависит от категории земель и от территориальной зоны.

Так, в землях поселений и территориальной зоне «Жилая застройка» наиболее популярны будут виды:

На землях, предназначенных для сельхозугодий, популярны будут ЛПХ и КФХ.

ИЖС – это земельный надел, предназначенный для возведения одноквартирного дома с ограниченным количеством этажей.

Если это позволяют размеры надела, здесь также можно возводить гараж, подсобные помещения и иные, необходимые постройки.

Также на участке можно выращивать цветы, овощные и садовые культуры, заниматься ландшафтным дизайном.

ИЖС может принадлежать только к категории земель поселений.

ЛПХ – это земельный надел, предназначенный для ведения сельхоз деятельности в собственных нуждах.

На таком участке можно:

  • выращивать цветы,
  • садовые и огородные культуры,
  • растить скот,
  • держать домашнюю птицу и т.д.

Следует разделять приусадебный ЛПХ (находится в пределах ЗНП) и полевой ЛПХ (находится в пределах ЗСН).

На приусадебном участке можно возводить дома, гаражи и иные сооружения.

На полевом запрещено всякое строительство, требующее возведения фундамента, но некапитальные постройки (постройки без фундамента) разрешены.

Подробную информацию о строительстве на участках под ЛПХ читайте в тематической статье.

Для дачного строительства

Земли для дачного строительства предназначены для возведения на участке жилого дома и иных хозяйственных и бытовых построек, а также для использования участка в сельскохозяйственных нуждах: выращивание садовых и овощных культур, выращивание скота и домашней птицы и т.д.

Земли для дачного строительства могут быть двух видов: с правом прописки в построенном жилом доме и без права таковой прописки.

Данный ВРИ может быть присвоен наделу в категории земель ЗНП, а также в категории земель сельхоз назначения, но во втором случае владелец участка должен пройти ряд определенных процедур по добавлению условно-разрешенного вида (по умолчанию на землях ЗСН нельзя строить капитальные объекты).

Подробную информацию о землях для дачного строительства читайте в другой статье.

Огородничество

Наделы под огородничество выделяются из земель сельхоз назначения. На таких участках можно выращивать любые овощные культуры, но нельзя строить капитальные сооружения. Теплицы, времянки и иные некапитальные сооружения возводить можно.

Подробную информацию читайте в статье Земли под огородничество.

Изменение ВРИ

Если использование участка не соответствует присвоенному ВРИ, владельца могут привлечь к ответственности. Например, при возведении дома на полевом участке ЛПХ (предназначен только для ведения сельхоз деятельности) таковой дом могут снести, посчитав его самостроем и выдав соответствующий акт.

Поэтому изначально владелец должен позаботиться о смене ВРИ и для этого ему необходимо:

  • Узнать ВРИ, которые может иметь его участок. Данную информацию можно получить из градостроительного регламента.
  • Направить заявление о смене возможного использования в кадастровую службу, если таковой ВРИ числится в списке основных и таковое изменение будет осуществлено. Или направить заявление в Комитет по землепользованию, если таковой ВРИ числится в числе условно-разрешенных.

В данном случае решение о добавлении (не добавлении) нового ВРИ будет приниматься на основе публичных слушаний.

Если градостроительный регламент не указал возможности добавления необходимого вида для данного участка, можно попытаться изменить территориальную зону. Для этого также необходимо обращаться в Комитет по землепользованию.

В некоторых случаях не обойтись без смены категории земли. Подробную информацию читайте в статье «Изменение категории участка«.

Заключение

Возможное использование надела зависит от территориальной зоны и категории земель.

Один участок может иметь несколько видов, все они указываются в местном градостроительном регламенте.

По своему усмотрению владелец может сменить или добавить нужный ему ВРИ.

Вид возможного использования может быть:

  • основным,
  • условно-разрешенным,
  • вспомогательным.

Основной и условно-разрешенный имеют равную силу и могут быть использованы независимо друг от друга. Дополнительный не может быть самостоятельным, и используется только смешанным совместно с основным или разрешенным.

Из всех, самыми популярными видами возможного использования являются те, которые предназначены для возведения жилых построек и ведения сельскохозяйственной деятельности.

Владелец участка должен понимать, что использование надела вопреки возможному использованию грозит определенной ответственностью, поэтому о смене вида возможного использования нужно заботиться заранее.

Статья написана по материалам сайтов: uzakonimvse.com, uropora.ru, lawsexp.com, zakonometr.ru, stroim-domik.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector