+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Всеобщего избирательного права принцип

Принципы избирательного права – это основополагающие начала, имеющие руководящее значение, при проведении выборов в органы государственной власти и органы МСУ.

5 основных принципов:

1) Принцип свободных выборов.

2) Принцип всеобщего избирательного права.

3) Принцип равного избирательного права.

4) Принцип прямого избирательного права.

5) Принцип тайного голосования.

Принцип свободных выборов

Этот принцип нашел свое закрепление в ч. 3 ст. 3 К РФ и также в ч.3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» 2002 года. Он устанавливает, что участие граждан РФ в выборах является свободным и добровольным и никто не вправе оказывать давление с целью принудить граждан РФ к участию в выборах, либо воспрепятствовать в его свободном волеизъявлении. Данный принцип тесно связан с принципом альтернативности выбора.

Данный принцип обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного или нескольких кандидатов, по средствам волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном, многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему, либо если в едином избирательном округе будет один кандидат, то голосование в таком округе может быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов.

Принцип всеобщего избирательного права

В соответствии с ним гражданин, достигший определённого возраста, имеет право избираться по достижении этого возраста (18 лет), а также при условии закрепления данного ценза в законодательстве. Все граждане обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти (ОГВ) и органы МСУ. Однако в законодательстве содержаться ограничения, по которым не все граждане могут быть избранными и избираться.

Ч. 3 ст. 32 К РФ устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему судебному приговору.

Также законодательством могут быть установлены дополнительные определенные цензы. В соответствии со ст. 10 Закона 2002 года, а также на основании международных договоров, в РФ в порядке установленным законодательством иностранные граждане постоянно проживающие на территории РФ, на территории соответствующих муниципальных образований могут обладать правом избирать и быть избранным в органы МСУ. Первым шагом было подписание устава союза Белоруссии и России, где было определено, что граждане Белоруссии, проживающие на территории РФ, могут быть избраны в органы МСУ, также как и граждане РФ, проживающие на территории Белоруссии.

Возрастной ценз, предполагает, что правом избирать и быть избранным, обладают лишь лица, достигшее определенного возраста. А для пассивного избирательного права: депутат ГД – 21 год, Президент РФ – 35 лет. Субъекты РФ вправе устанавливать свой возрастной ценз, при проведении выборов в ОГВ и органы МСУ в определенных рамках. Минимальный возраст кандидата не может быть меньше 21 года при проведении выборов в законодательные, представительные органы власти субъектов РФ, а также при проведении выборов в органы МСУ. Законодательством РФ, избирательным законодательством установление максимального возраста кандидатов не допускается.

Ценз оседлости. Он предполагает требования проживания на определённой территории в течении определенного срока. Президентом РФ может стать гражданин, которые постоянно проживает на территории РФ не менее 10 лет. В региональном законодательстве могут содержаться другие модификации данного ценза, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию.

Также могут быть и иные цензы:

1. Языковой ценз, который заключается в требовании знания государственных языков субъекта федерации, где наряду с русским языком является титульной нации республики. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане и других республиках.

2. Образовательный ценз, который предусматривает наличие у кандидата высшего образования. Примеры: Самарская область, Хабаровский край.

3. Ценз судимости. Граждане не могут избираться в ОГВ, которые имеют судимость. Пример: Республика Саха.

4. Ценз предыдущего избрания, означает, что не может быть избранно лицо, которое непосредственно перед выборами занимал выборную должность в течении нескольких сроков полномочий (ст. 81 ч. 3 К), которая закрепляет, что лица не может занимать пост президента более 2х сроков подряд.

Принцип равного избирательного прав

Закреплен в ст. 5 Закона 2002 года. Данный принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях и обеспечиваются тем, что все они обладают идентичной с юридической т.з. возможностью, для выдвижения кандидата. Имеют равные условия для голосования, на один и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство достигается, прежде всего, тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней и его волеизъявление имеет такое же значение, как волеизъявление таких же граждан РФ.

Если на выборах в законодательные, представительные органы субъекта РФ или представительные органы муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом, либо один голос. Благодаря этому правилу на выборах в многомандатных округах исключается возможность обладания избирателями различного числа голосов.

Также существенным значением обеспечения данного принципа имеет положение содержащиеся в законодательстве о том, что образуемое для проведения выборов избирательные округа должны быть равными по численности избирателей. За счет этого достигается сопоставимое, примерно равная значимость голосов избирателей, исключающая ситуации, при которых их вес будет заметно различаться.

Принцип прямого избирательного права

Он подразумевает, что граждане голосуют на выборах в ОГВ и ОМСУ «за» или «против» кандидатов. В списках кандидатов данный принцип предполагает не только непосредственное, но и личное участие в голосовании. В ст. 64 Закона 2002 года закрепляется, что каждый избиратель голосует лично. Голосование других избирателей не допускается.

Принцип тайного голосования

Данный принцип исключает возможность контроля каких-либо органов, ДЛ, а также общественных организаций за волеизъявление граждан. Законодательство рассматривает соблюдение тайного голосования как одну из главных обязанностей избирательной комиссии, в том числе и при досрочном голосовании.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Принципы избирательного права

Принципы избирательного права — это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Принципы избирательного права могут быть поделены на две большие группы. Всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное и добровольное участие гражданина в избирательной кампании относятся к группе принципов, характеризующих участие граждан в выборах. Обязательность, периодичность, альтернативность, состязательность и гласность следует отнести к другой группе принципов — отражающих организацию и проведение выборов. Такая классификация принципов избирательного права в различных вариантах встречается в литературе. Без сомнения, всеобщее, равное и прямое избирательное право, тайность голосования занимают в иерархии принципов главенствующее положение. Они являются основными, универсальными принципами. Таким статусом их наделяют международно-правовые документы, национальные конституции многих государств. Согласно п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичная норма содержится в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — СБСЕ) 1990 г. заключает в себе положения, согласно которым государства-участники: гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право; обеспечивают, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщения о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы.

Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права Иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса. Они не являются субъектами избирательного права. Вместе с тем со времени принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имели право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Появление такой нормы в российском законодательстве отнюдь не случайно. Она не является эксклюзивной, а продиктована правилами Европейского Сообщества. Согласно Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне, подписанной в Страсбурге 5 февраля 1992 г., каждому жителю-иностранцу предоставляется право избирать и быть избранным на местных выборах, если он подпадает под те же условия, которые применяются к гражданам государства. Маастрихтский договор, заключенный государствами — членами Европейского Союза в 1992 г., учредил так называемое европейское гражданство. Это позволяет любому европейцу, в какой бы стране — участнице Европейского Сообщества он ни находился, иметь возможность участвовать в выборах органов местного самоуправления.

Идея всеобщего избирательного права, воспринимаемая в настоящее время как обыденность, на самом деле с большим трудом пробивала себе дорогу. Доказывать ее необходимость приходилось не только в тиши кабинетов политиков, но порой и на баррикадах. Признание ее в международных правовых документах сделало всеобщее избирательное право фундаментальным принципом политической жизни.

Принцип равного избирательного права указывает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Иначе говоря, он имеет непосредственное отношение к осуществлению как активного, так и пассивного избирательного права. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов. Применительно к выборам в одномандатных округах принцип равенства находит воплощение в формуле «один избиратель — один голос». В многомандатных округах с разным числом мандатов каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. В полной мере принцип равного избирательного права касается кандидатов в депутаты, на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. По общему правилу они участвуют в выборах на равных основаниях, обладая равными правами и неся равные обязанности.

Конституционный Суд в связи с этим отметил, что равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Подчеркнуто, что это обеспечивается включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными способами, гарантирующими действительное представительство народа в выборных органах публичной власти. избирательный право голосование российский

Принцип равенства избирательных прав многолик. Он находит проявление во множестве эпизодов, на разных этапах избирательного процесса. Конституционный Суд РФ отметил, что изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права, а подобное отступление ставит под сомнение легитимность решений законодательного органа.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), за или против кандидата (в ред. Федерального закона от 12 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), против всех кандидатов (списков кандидатов)») (ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п. 4 ст. 64). Посредством прямого волеизъявления в Российской Федерации избираются Президент, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, главы муниципальных образований, депутаты региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Это интересно:  Езда без прав: штраф 2019 года за вождение без водительского удостоверения

Тайное голосование как принцип избирательного права исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой волеизъявления избирателей, которая во всех нюансах регулируется избирательным законодательством. Один из ключевых моментов этой процедуры — заполнение избирательного бюллетеня в специально предназначенной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования. Заполнение бюллетеня без захода в кабину для голосования не является нарушением закона, поскольку тайное голосование для гражданина есть право, а не обязанность. М. В. Баглай называет его абсолютной привилегией избирателей. Нарушением избирательного законодательства будет ситуация, исключающая возможность голосования в кабинах или же в специальных помещениях. Международная общественность всегда предъявляет повышенные требования к соблюдению данного принципа. Вот как эти требования раскрываются в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Государства-участники призваны обеспечить, чтобы закон и государственная политика допускали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не мешали бы избирателям голосовать свободно, не опасаясь наказания. На обеспечение такого права как раз и нацелена процедура тайного голосования.

Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах — еще один принцип избирательного права. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следующим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это право проистекает из соответствующих положений международных правовых документов: Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, ратифицированных или поддержанных Российской Федерацией в разные годы. Ряд европейских государств (Бельгия, Люксембург, Италия, Греция и др.) рассматривают право избирать в качестве обязанности своих граждан. Крайне любопытно решается этот вопрос в Италии. Согласно ст. 18 итальянской Конституции голосование является личным и равным, свободным и тайным. Правда, тут же делается оговорка: его осуществление является гражданским долгом. Европейские официальные структуры нашли оправдание тому несоответствию, которое сложилось между декларированным в международных правовых документах принципом свободных выборов и сформулированной в национальном законодательстве ряда государств юридической обязанностью избирателей участвовать в голосовании. По их мнению, свободные выборы — это не выборы, участие в которых носит добровольный характер, а выборы, при которых (обязательный) акт голосования дает возможность свободного выбора.

Подобные инициативы набирают силу и в Российской Федерации.

Принципы избирательного права, регулирующие участие граждан России в выборах, закрепляются Конституцией РФ только применительно к выборам Президента РФ.

В отношении иных выборных органов власти эти принципы находят выражение в специальном избирательном законодательстве. Тем не менее это не снижает их высокой ценности.

Ко второй группе принципов российского избирательного права, которыми следует руководствоваться при организации и проведении выборов, отнесены обязательность и периодичность выборов, их альтернативность, состязательность и гласность.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплены в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Источником этих принципов служат также международные документы. К примеру, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принимая во внимание различную продолжительность сроков полномочий выборных органов, осторожно говорит о необходимости разумной периодичности выборов. Их отражение в законе вполне обоснованно, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Кроме того, появление указанных положений в нашем законодательстве стало реакцией на неоднократно имевшие место случаи уклонения от проведения выборов.

Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность как необходимое условие свободных выборов относится к самому существу избирательного права. Вот почему без проведения голосования по нескольким кандидатурам это право теряет реальное содержание. При том, что общие выборы всегда должны быть альтернативными, возможно проведение повторного голосования по одной кандидатуре. Эта норма разрешена Федеральным законом от 12 июня 2002 г., получила одобрение Конституционного Суда РФ.

Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства.

Гласность выборов — неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Чтобы не перечислять их, сошлемся на новшества Федерального закона от 12 июня 2002 г. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Историко-правовой анализ содержания принципа всеобщего избирательного права Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — И. В. Минникес,

Текст научной работы на тему «Историко-правовой анализ содержания принципа всеобщего избирательного права»

историко-правовой анализ содержания принципа всеобщего избирательного права

И.В. Минникес, доктор юридических наук

Один из важнейших вопросов, определяющих характер выборов, а также основные черты государственного строя и политического режима в целом, — это вопрос о принципах, на которых базируются выборы.

Когда речь идет о принципах избирательного права, подавляющее большинство источников упоминает один и тот же комплекс основных начал избирательного права: оно должно быть всеобщим, равным, прямым, осуществляться путем тайного голосования.

Данные принципы хорошо известны, но их содержание не всегда четко обозначено. Это утверждение особенно применимо к принципу всеобщего избирательного права.

Принцип всеобщего избирательного права был зафиксирован Конституцией СССР 1936 г. Было объявлено, что выборы депутатов во все Советы «. производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 134) [1]. При этом законодатель, а вслед за ним и государствоведы совершенно не считали, что исключение из избирательного корпуса лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав, как-то влияет на провозглашенный этой статьей принцип всеобщего избирательного права. То же обещание всеобщности выборов дает и следующая Конституция СССР 1977 г.

Конституции зарубежных государств предпочитают несколько иные формулировки. В соответствии с конституцией Италии избирательными правами пользуются итальянцы, достигшие совершеннолетия и не лишенные избирательных прав по предусмотренным ею причинам. По испанской конституции являются избирателями и могут быть избраны все испанцы, пользующиеся своими политическими правами в полном объеме.

Множественные дополнительные требования к кандидатам на выборный пост — возрастные, оседлости, моральные (например, в Исландии — хороший образ жизни и добрый нрав), религиозные (в Иране — обязательность исламского вероисповедания для кандидатов в Парламент) и даже своеобразные имущественные (избираемые не должны пользоваться благотворительной помощью) — ограничи-

вают пассивное избирательное право еще более узким кругом лиц.

Какое же содержание реально вложено в принцип всеобщего избирательного права, если, провозглашая в законе этот принцип, мы заранее знаем, что даже при самом минимальном количестве цензов оно не означает поголовного права участия в выборах всего населения страны?

Б.А. Страшун и В.В. Маклаков дают следующее определение всеобщности в избирательном праве: «Этот принцип означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами» [2]. Но очевидно, что даже применительно к активному избирательному праву это не все предусматриваемые законодательством ограничения.

Наиболее распространенная трактовка всеобщности состоит в том, что провозглашение всеобщего избирательного права нацеливает на максимально возможный охват населения избирательными правами.

Но такое понимание неизбежно влечет за собой некоторые трудности оценки. В частности, непонятно, когда избирательное право перестает соответствовать данному принципу: сколько цензов и каких именно должно быть установлено, чтобы всеобщее избирательное право перестало быть таковым; какое число граждан государства должно быть исключено из электорального поля, для того, чтобы всеобщность превратилась в свою противоположность?

Ответить на данные вопросы с помощью конкретных цифр и норм невозможно. Так, приведенные выше авторы называют принцип всеобщности «максимумом возможного и разумного» [3], который на деле практически нигде не достигается.

Но уточнять содержание принципа всеобщего избирательного права, оперируя оценочными понятиями, — не совсем удачное решение. То, что в одном государстве рассматривается как вполне разумное ограничение избирательных прав, в другой стране расценивается как мера неоправданная и антидемократическая.

Возможно, к определению содержания принципа всеобщего избирательного права можно подойти с несколько иных позиций, не пользуясь оценочными понятиями.

Представляется, что уточнить содержание данного принципа поможет обращение к истории вопроса. Следует проанализировать, каким образом определялись качественные и количественные характеристики избирательного корпуса в практике российских выборов на разных этапах исторического развития.

I этап охватывает выборы на ранних стадиях развития Русского государства (ХХ—ХУ вв.).

В древнерусском государстве довольно частым явлением были выборы князя, а в Новгороде и Пскове — и иных лиц, в частности, владыки, посадника, тысяцкого, всей местной администрации.

Выборы производились на общем сходе -вече, поэтому избирателями были те, кто участвовал в вече.

Право участия в вече, а следовательно, и в выборах, регламентировалось обычаями.

Акты, принятые вечем, ясно указывают на различную социальную принадлежность его участников. Древнейшие из дошедших до нас вечевых грамот (середина XIII в.) упоминают просто «старейших и молодших», а более поздние дают точную социальную характеристику состава веча: «. от бояр, и от жи-тьих людей, и от купцов, и от черных людей и от всего Великаго Новгорода на вече» [4]. Судя по дошедшим до нас сведениям, участники веча должны были соответствовать ряду требований — мужской пол, совершеннолетие, свободное состояние и проживание на данной территории [5].

Поскольку вече представляло собой институт, возникший до образования государства, оно унаследовало многие черты родового строя и периода военной демократии. Отсюда и определение круга вечников-избирателей происходило в соответствии с принципом участия всех полноправных жителей за исключением женщин (правда, женщины-вдовы с малолетними детьми временно считались главами семейств и, следовательно, имели те же права, что и мужчины), малолетних и холопов. Такую формулировку в соответствии с теорией права можно назвать общедозволительной.

Таким образом, круг участников древнерусских выборов определялся по общедозволительной схеме: «участвуют все, кроме. » и характеризовался широким представительством жителей.

II этап начинается с электоральной практики сословно-представительного управления (ХУ1-ХУП вв.).

На данном этапе принцип комплектования избирательного корпуса существенно трансформировался. Во-первых, на смену обычаю пришло нормативное правовое регулирование вопроса об участниках выборов, а во-вторых, как общегосударственные, так и местные выборы проходили по иным канонам.

Достаточно привести несколько примеров. При формировании земского собора 1613 г. воеводы получали указание привлечь к выборам вполне конкретные группы избирателей — «из духовново чину. да ис посадцких и из уездных людей. ис стрельцов.» [6]. Призывная грамота на собор 1651 г. прямо предписывала воеводе «указ соловлянам дворянам и детям боярским» [7] сообщить. В приговоре о выборах новосильцев указано, что выбор осуществляли «новосильцы дворяне и дети бояр-ския» [8].

Нетрудно заметить, что в данном случае принцип комплектования избирательного корпуса диаметрально противоположен древнерусскому вечевому. Вместо формулировки «все, за исключением.» господствует практика перечисления определенных групп населения, которые имеют право участвовать в данных выборах.

Этот принцип декларировался подавляющим большинством актов о выборах как общегосударственного, так и местного масштаба. Однако в редчайших случаях законодатель использует более свободную формулировку.

Так, устанавливая рамки избирательного корпуса для выборов губных старост, законодатель как обычно перечислил нужные категории населения. Однако список был оставлен открытым, что допускало возможность дополнения избирательного корпуса иными группами населения. Губная Белозерская грамота 1539 г. адресована «князем и детем бояр-скым, отчинником и помесчиком, и всем служилым людем, и старостам, сотцкым, и десят-цким, и всем крестьяном моим великого князя, и митрополичим, и монастырскым, и черным, и псарем, и осочником, и перевестником, и бортником, и рыболовем, и бобровником, и оброчником и всем. чей кто нибоди» (курсив мой. — И.М.) [9].

Однако открытый список избирателей являлся редким исключением из общего правила, в соответствие с которым к выборам допускались только перечисленные в актах катего-

рии населения. Этот вариант можно назвать разрешительным.

Это интересно:  Справка ндфл с работы

Таким образом, на данном этапе участие в выборах определялось в соответствие с разрешительной формулировкой «не участвует никто, кроме. », которую дополнял социально структурированный список допущенных к выборам групп населения.

Аналогичным образом строились выборы XVIII, XIX вв. и начала XX в.

Несмотря на более широкое представительство сословий, способ формирования круга избирателей не менялся. Единственным отличием было то, что законодатель вообще исключил из практики открытые списки избирателей, максимально четко перечислив те сословия, которые допускаются к выборам, и указав критерии включения в избирательный корпус.

Так, Манифест 1766 г. о выборах в комиссию содержал три особые части — три Обряда выборов. Каждый Обряд имел собственное название, например, «Обряд выбора из Дворян Депутатов к сочинению проэкта новаго Уложения», «Обряд выбора Жителям городским для присылки Депутатов в Комиссию о сочинении проэкта новаго Уложения» [10], и предусматривал порядок выборов в конкретной законодательно оформленной группе избирателей.

Выборы Государственной думы в начале XX в. подчинялись тому же принципу: «Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям. производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется. из выборщиков, избираемых в каждом уезде: 1). съездом землевладельцев; 2). первым съездом городских избирателей; 3). вторым съездом городских избирателей; 4). съездом уполномоченных от волостей и 5). съездом уполномоченных от казачьих станиц. » [11].

Таким образом, на данном этапе максимально четко зафиксировано правило о том, что в выборах участвуют лишь те, кто перечислен в законодательном акте.

III этап был значителен по содержанию, хотя и весьма краткосрочен по времени. Он охватывал лето и осень 1917 г. и базировался на Положении о выборах в Учредительное собрание.

В отличие от множества предшествовавших актов Положение определяло круг избирателей не посредством перечисления всех групп населения, допущенных к выборам, а

установив фиксированный список тех, кто лишен избирательных прав:

«3. Правом участия в выборах в Учредительное собрание пользуются российские граждане обоего пола, коим ко дню выборов исполнится 20 лет.

4. В выборах не участвуют признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой.

5. Права участия в выборах лишаются:

1) присужденные вступившими в законную силу судебными приговорами, если они не восстановлены ранее в правах состояния.

2) осужденные за кражу. мошенничество, присвоение или растрату вверенного имущества.

3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными.

4) военнослужащие, самовольно оставившие ряды войск.» [12].

Таким образом, Положение 1917 г. о выборах в Учредительное собрание изменило многовековую практику. И дело не только в том, что законодатели предоставили право голоса максимально широкому контингенту населения, впервые признав полноправными избирателями женщин, военных и лиц, не достигших полного гражданского совершеннолетия.

Важно еще и то, что вновь, как и в выборах на раннем этапе, к избирательному корпусу стали применять общедозволительную формулировку «участвуют все, кроме. ». Восстановление данного принципа было важнейшим достижением российского избирательного права.

Однако этому достижению не суждена была долгая жизнь. Как известно, проиграв выборы в Учредительное собрание, большевики объявили его антинародным учреждением и распустили, а точнее, разогнали депутатов, избранных на действительно демократической основе.

IV этап охватывает советские выборы до 1936 г. и представляет собой в известной мере возвращение к прежнему способу определения избирательного корпуса, правда, с некоторыми уточнениями.

В Конституции РСФСР 1918 г. использована сложная схема формирования избирательного корпуса. Она основана на двойном списке.

Первый, основной список, в соответствии с традициями XVI — начала XX в., перечисляет тех, кто имеет право голоса: «Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты советской армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность»[13].

Несмотря на то, что список построен на обновленных признаках, прямо не опирающихся на сословную принадлежность, его суть не меняется: в нем заложен принцип: не голосует никто, кроме тех, кого назвал законодатель.

Но закон не останавливается на обычном уполномочивающем списке. Конституция содержит еще один список.

Второй список перечисляет тех, кто лишен права голоса: «Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и поро-

чащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором» [14].

Второй список, хотя и строится по общедозволительной схеме (участвуют все, кроме.), не может рассматриваться как демократический, поскольку его цель — дополнение первого, разрешительного, списка отобранных законодателем избирателей.

V этап характеризуется провозглашением в 1936 г. в СССР всеобщего избирательного права и обращением к общедозволительной формулировке «участвуют все, кроме.» в Конституциях и иных нормативных правовых актах.

Таким образом, история участия населения в выборах демонстрирует два варианта подхода к избирательному корпусу.

Первый подход (общедозволительный) допускает к участию в выборах всех, за исключением тех, кто согласно закону или обычаю лишен этого права (несовершеннолетние, недееспособные и т.п.). Именно этот подход и соответствует принципу всеобщего избирательного права.

Второй подход (разрешительный) указывает те группы населения, которым прямо разрешено участвовать в выборах, исключая всех остальных. Это тоже принцип избирательного права, но совершенно иного характера. В противоположность всеобщему его можно назвать принципом селективного избирательного права. Этот принцип характерен для обществ с низким уровнем демократии, построенных, как правило, на основе права-привилегии.

1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. Утверждена VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР 5 декабря 1936 г. Ст. 134.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2. Общая часть. М., 1996. С. 328.

4. Памятники истории Великаго Новгорода / под ред. С.В. Бахрушина. М., 1909. С. 36-37.

6. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX -начала XX в. / под ред. А.А. Вешнякова. М., 2001. С. 151.

7. Латкин В.Н. Земские Соборы Древней Руси, их история и организация сравнительно с западно-европейскими представительными учреждениями. Историко-юриди-ческое изследование. СПб., 1885. С. 91.

9. Российское законодательство X-XX вв. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 213.

11. Положение о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 г. Ст. 6 // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. М., 1994. С. 59.

13. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. Ст. 64.

14. Там же. Ст. 65.

роль общественной экспертизы в повышении качества

и эффективности избирательного законодательства

Выборы — важнейший институт, легитимизирующий политическую систему современной Российской Федерации. Отсюда наиболее актуальной на сегодняшний день является проблема совершенствования и дальнейшего развития избирательного законодательства Российской Федерации с целью устранения нарушения правил юридической техники, правовых пробелов и норм, затрудняющих реализацию гражданами своих избирательных прав в полном объеме, поскольку без надлежащего и всестороннего правового регулирования избирательных отношений как в период выборов, так и в межвыборный период сложно говорить о подлинной демократии в Российской Федерации как о компоненте гражданского общества.

ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии сотрудничают с отдельными институтами гражданского общества. Одним из таких институтов является Общественная палата. Данное взаимодействие позволяет обеспечить открытость и гласность избирательного процесса, учитывать общественное мнение при подготовке и проведении выборов, повышать правовую и политическую культуру избирателей, а также защиту конституционных прав граждан избирать и быть избранным. Одним из ведущих направлений деятельности Общественной палаты является проведение общественной экспертизы путем привлечения общественности и профессионального экспертного сообщества.

Современное избирательное законодательство Российской Федерации большое внимание уделяет процедурным аспектам организации и проведения выборов, предъявляет ряд требований к содержанию избиратель-

ных документов (бюллетени, решения избирательных комиссий и т.д.), что не случайно, так как через выборы граждане реализуют свое право участвовать в управлении делами государства, закрепленное п.1 ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в целях укрепления демократии, гарантированности избирательных прав граждан и их защиты полагаем необходимо комплексное независимое исследование нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов путем общественной экспертизы избирательного законодательства.

Необходимо отметить, что ни Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», ни ее Регламент не дают определение общественной экспертизе, но зато оно содержится в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Обратимся к Закону «Об общественной палате Тверской области», который дает четкое определение общественной экспертизе. В соответствии со ст. 18 данного Закона общественная экспертиза — проводимое по решению Совета Общественной палаты комплексное независимое исследование проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных органов и органов местного самоуправления [1].

Данный перечень объектов экспертизы расширяет полномочия региональной общественной палаты, закрепляя за ней право проведения общественной экспертизы не только проектов нормативных правовых актов, но и действующих нормативных правовых актов, причем как органов государственной власти и местного самоуправления, так и государственных органов, к которым, бесспорно, относятся и избирательные комис-

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Под принципами избирательного права понимаются основополагающие начала, исходные идеи, которые делают выборы подлинным институтом народовластия. Основными принципами избирательного права являются:

• принцип всеобщего избирательного права;

• принцип равного избирательного права;

• принцип прямого избирательного права;

• принцип тайного голосования;

• принцип свободного и добровольного участия в выборах.

Впервые в России принципы всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании были закреплены в Конституции РСФСР 1937 г.

Принцип всеобщего избирательного права. Суть принципа заключается в том, что все граждане РФ, достигшие определенного возраста, могут избирать и быть избранными, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип всеобщего избирательного права предполагает установление для граждан ряда условий (цензов).

Ценз гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти принадлежит только гражданам РФ. Российское законодательство предусматривает возможность участия в выборах иностранных граждан. Иностранные граждане могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления. Для этого иностранный гражданин должен постоянно проживать в Российской Федерации (т.е. иметь вид на жительство). Также необходим соответствующий международный договор РФ. Следует отметить, что в настоящее время таких международных договоров у России нет ни с одним государством.

Возрастной ценз. Означает признание избирательных прав только за лицами, достигшими определенного возраста. Причем для активного и для пассивного избирательного права установлен разный возрастной ценз:

• для активного избирательного права (права избирать) — с 18 лет;

• для пассивного избирательного права (права быть избранным) минимальный возраст зависит от органа, в который избирается гражданин: кандидат в Президенты РФ не может быть моложе 35 лет; кандидат в депутаты Государственной Думы — 21 года; депутат представительного органа муниципального образования — 18 лет. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и выборного должностного лица местного самоуправления не может превышать 21 год на день голосования. Установление максимального возраста кандидата на всех видах выборов не допускается.

Это интересно:  Отказ в выплате премии работнику должен быть обоснованным

Особо следует сказать о цензе оседлости. Под цензом оседлости понимается требование продолжительности и срока проживания кандидата на конкретной территории. В Российской Федерации ценз оседлости может устанавливаться только Конституцией РФ. В настоящее время Конституция РФ устанавливает требование к сроку проживания только для кандидата на должность Президента РФ. По ч. 2 ст. 81 Конституции РФ Президентом РФ может быть избран лишь гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Помимо специальных условий (цензов) федеральным законом устанавливается ряд ограничений избирательного права граждан. Не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ:

а) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

б) признанные судом недееспособными.

Ряд ограничений законом установлен только для пассивного избирательного права. Не имеют права быть избранными граждане РФ:

а) имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ;

б) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

г) подвергнутые административному наказанию за совершение таких административных правонарушений, как пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; производство и распространение экстремистских материалов, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

д) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт распространения экстремистских материалов, публичных призывов экстремистского характера, если такие нарушения совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

е) в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока.

Кроме того, в законодательстве могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Например, такое требование установлено Конституцией РФ в отношении кандидата на должность Президента РФ.

Гарантии всеобщего избирательного права — это факторы, которые должны обеспечить возможность всем гражданам избирать и быть избранными. Такими гарантиями являются:

• включение всех граждан, удовлетворяющих требованиям закона, в списки избирателей. При этом гражданин вправе обжаловать любые неточности в списке избирателей, а также факт невключения его в список;

• возможность проголосовать вне помещения для голосования, если гражданин по уважительным причинам (болезнь, инвалидность) не может прибыть на избирательный участок;

• возможность досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, на полярных станциях, на судах, находящихся в плавании;

• возможность получения открепительного удостоверения;

• организация голосования в местах временного пребывания граждан: в больницах, домах отдыха, санаториях;

• создание специальных условий для голосования инвалидам, лицам с ограниченными возможностями.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане РФ имеют равную возможность воздействовать на результат выборов. Данный принцип включает два элемента:

• количественное равенство голосов избирателей, которое означает наличие у каждого избирателя равного с другими избирателями количества голосов, т.е. применяется принцип «один человек — один голос»;

• участие граждан РФ в выборах на равных основаниях. Это означает, что голос каждого гражданина имеет такой же вес, как и голоса других избирателей.

Гарантией соблюдения принципа равного избирательного права является включение избирателя только в один список избирателей с тем, чтобы он мог проголосовать только один раз и только на одном избирательном участке.

Равное избирательное право гарантируется созданием равных по числу избирателей избирательных округов в том случае, если выборы проводятся по одномандатным или многомандатным округам.

и Образование избирательных округов имеет важное значение для соблюдения принципа равного избирательного права. Появилась даже отдельная отрасль научного знания — электоральная география. В рамках электоральной географии существует термин «джерримендеринг» — это избирательная технология, предполагающая такую «нарезку» избирательных округов, при которой искусственно изменяется соотношение политических сил. Таким образом, принцип равного избирательного права нарушается. Впервые технология была применена в 1812 г. в США губернатором штата Массачусетс Э. Джерри, по имени которого и была названа.

Кроме того, принцип равенства гарантируется наличием равных для всех способов защиты избирательных прав.

Принцип равного избирательного права проявляется и в отношении пассивного избирательного права. Так, на всех стадиях избирательного процесса всем кандидатам предоставляются равные права и обязанности. Например, равный доступ к средствам массовой информации при проведении предвыборной агитации; равные условия создания избирательных фондов; равные возможности направлять наблюдателей для контроля за ходом голосования и т.п.

Принцип прямого избирательного права означает, что на выборах в органы государственной власти или местного самоуправления граждане голосуют непосредственно за кандидата или список кандидатов. Таким образом, устанавливается прямая взаимосвязь между избирателями и кандидатами, так как избранные депутаты получают свой мандат непосредственно от народа. В Российской Федерации не предусмотрено проведение косвенных или многоступенчатых выборов.

Под косвенными выборами в мировой практике понимается формирование первоначально коллегий выборщиков, которые затем избирают непосредственно депутатов. В качестве примера можно привести выборы президента в США. Многоступенчатые выборы означают формирование вышестоящего органа нижестоящим. Так, например, формировалась система Советов в нашем государстве в советский период.

Гарантией принципа прямых выборов является то, что гражданин на избирательном участке получает избирательный бюллетень с именами кандидатов или наименованиями партийных списков. Гражданин голосует только лично и непосредственно за или против кандидата (список кандидатов). При этом российское законодательство не допускает голосования по доверенности через представителя, т.е. голосование за другого избирателя также не допускается.

Принцип тайного голосования. Суть принципа заключается в том, что никто кроме избирателя не вправе знать о содержании его волеизъявления, т.е. должен быть исключен какой-либо контроль над волеизъявлением избирателя или давление на него. Цель этого — обеспечение полной свободы выбора.

Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция РСФСР 1925 г. не определяли порядок голосования. На практике выборы могли проводиться как путем открытого, так и тайного голосования. Итог такому разнообразию подвела Инструкция ВЦИК от 13 октября 1925 г., которая предусмотрела только открытое голосование. Объяснялось это тем, что «в порядке создания советского представительства пролетариат организуется в класс, чтобы уничтожить всякое классовое деление общества. Этот процесс нелепо было бы делать “тайно образующее”, коммунистам в период рабочей диктатуры не нужны попутчики, которые пошли бы с ним лишь под покровом тайны» [1] .

Соблюдение данного принципа гарантируется следующими мерами.

Во-первых, избирательные бюллетени не нумеруются, не имеют каких-либо специальных знаков с тем, чтобы не было возможности идентифицировать избирателя, заполнившего данный бюллетень.

Во-вторых, предусмотрены специально оборудованные места для голосования. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Исключение составляет случай, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень (например, из-за инвалидности). В таком случае он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. Избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

В-третьих, соблюдение принципа тайного голосования гарантируется тем, что заполненные бюллетени опускаются избирателями в специальные ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

В-четвертых, должен быть исключен контроль над волеизъявлением избирателя в случае голосования вне помещения для голосования.

В-пятых, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, а также иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Для обеспечения принципа тайного голосования при проведении выборов вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке урегулирован Центральной избирательной комиссией РФ в Постановлении Центризбиркома РФ от 25 сентября 2007 г. № 31/219-5 «Об Инструкции о порядке использования комплексов для электронного голосования на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации». При этом комплексы для электронного голосования используются только на избирательных участках.

Следует отметить, что не являются нарушением принципа тайного голосования опросы избирателей о том, как они собираются голосовать, если такие опросы проводятся с соблюдением принципов анонимности и добровольности участия и ответов избирателей [2] .

Принцип свободного и добровольного участия в выборах заключается в том, что граждане участвуют в выборах добровольно, без всякого принуждения. Гражданин сам принимает решение — участвовать или не участвовать в выборах. При этом гражданин не должен опасаться какого-либо наказания или иного воздействия за неучастие в выборах. Запрещено использовать какие-либо формы принуждения с целью побудить гражданина участвовать или не участвовать в выборах, голосовать тем или иным образом. Запрещено требовать от гражданина сведения о том, как он намерен голосовать.

[РПц Для справки

Абсентеизм — неучастие избирателей в выборах. Причины абсентеизма могут быть политическими, социальными, экономическими. Возможен и так называемый аполитичный абсентеизм, когда граждане не участвуют в выборах из-за безразличия, отсутствия интереса либо по каким-то бытовым причинам.

В Российской Федерации не устанавливается никакой ответственности за неучастие избирателя в выборах. Кроме того, в настоящее время на всех видах выборов отменен нижний порог явки избирателей, который позволял считать выборы состоявшимися. Для преодоления абсентеизма существуют различные правовые механизмы. Так, законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте. Явку избирателей на выборах можно повысить через использование дистанционного электронного голосования. Такая система предоставляет избирателям возможность голосовать не только на избирательном участке по месту жительства, но и в ином месте. В особенности это актуально для граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных местностях и за пределами государства. Вместе с тем в настоящее время федеральное избирательное законодательство не предусматривает возможности дистанционного электронного голосования. В нем предусмотрена возможность использования технических средств подсчета голосов и комплексов для электронного голосования на избирательных участках вместо стационарных ящиков для голосования.

Помимо принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании исследователи называют и такие принципы избирательного права, как законность выборов, альтернативность выборов, периодичность выборов, открытость и гласность выборов и др.

  • [1]Михайлов С.Г. Советское представительство и избирательное право. М., 1992. С. 16.
  • [2] Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. М.: Норма, 2003. 896 с.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studwood.ru, cyberleninka.ru, studref.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector