+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Увольнение без предоставления жилья

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: «Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.»

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым «Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.». Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

— оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Увольнение без предоставления жилья

Уважаемый Владимир Владимирович! 1. В отношении военнослужащих всегда проводится активная социальная политика. Данной категории граждан предоставлен ряд социальных гарантий и компенсаций, в том числе гарантия обеспечения жилищных условий.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию порядка увольнения военнослужащих и их прав на предоставления жилья, есть ситуации, которое ставят военнослужащих в затруднительное положения. Подобный случай произошёл со мной. Я-Саликов Александр Викторович, старший прапорщик запаса, проходил военную службу по контракту на должности старшины роты охраны батальона охраны и обслуживания войсковой части 14272. Я был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» и статьёй 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237, я был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста. Общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении при увольнении по состоянию на 25.

05. 2017 г. (выписка из приказа главнокомандующего воздушно-космическими силами №163 от 22. 05.

В настоящее время в списках указанной войсковой части я не числюсь. Жильем по избранному месту жительства не обеспечен. Я заявлял командованию части о незаконности их действий, основываясь на статье 23 ФЗ « О статусе военнослужащих». На что мне был дан ответ: раз я обеспечен служебным жильем, они могут меня уволить.

Командование части при принятии решения об увольнении меня с военной службы руководствовалось разъяснениями, которые дал Верховный суд в своем решении N ВКАПИ16-44 от 14 сентября 2016 г. Абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона» О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ, который указывает, что военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона, суд толкует таким образом: « … законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы.

Это интересно:  Консультация юриста по приставам, нарушение прав судебным приставом

В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства. Военнослужащие, пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания. Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона» О статусе военнослужащих», не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона» О статусе военнослужащих», имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения…». То есть следуя логике суда, поскольку я обеспечен служебным жильем по месту прохождения службы и пожелал получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы меня можно увольнять.

При этом в отопительный сезон за квартиру оплачиваешь 7000 рублей. В уже упоминавшемся постановлении, Верховный суд говорит о том, что для той категории военных, к которой отношусь я, предусмотрены иные гарантии, а именно выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909″ О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (в редакции от 18 сентября 2015 г.), в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.

Я пытался воспользоваться указанной гарантией. Обратился в жилищный департамент МО РФ. Там мне было сказано, что да, я могу взять поднаем, для этого мне нужно сдать служебное жилье. На вопрос, а где же я и члены моей семьи будут прописаны?

Мне был дан ответ: Ну пропишитесь где-нибудь в Москве…Интересно, кто же меня и членов моей семьи пропишет у себя в квартире. По сути, нам предложили стать лицами без определенного места жительства. Вроде бы механизм решения проблемы той категории военнослужащих, к которой принадлежу я, а именно избравших иное место жительства, назван, но на деле он никак не работает. Получается, придётся жить в закрытом военном городке неизвестное количество времени до получения жилья без возможности работать.

Это только то, что касается меня, но есть и другие моменты что происходит в регионах. А постоянно писать президенту то же не выход. Можно создать структуру в регионах от президента, где рассмотрели жалобы.

Автоправозащита.RU

Автоправозащита.RU

Порядок увольнения военнослужащих без предоставления жилья

Военнослужащие имеют право на жилье, гарантированное государством. Реализация данного права осуществляется путем получения денежной субсидии, либо приобретения в собственность на безвозмездной основе жилого помещения, находящегося в государственной собственности.

Законодательство

Порядок обеспечения военнослужащих служебными и иными помещениями регламентируется ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года “О статусе…” (далее – Закон).

Правила исчисления размеров денежной субсидии, выделяемой в целях компенсации расходов на приобретение жилья, представлены в Постановлении Правительства России № 76 от 3 фев. 2014 года “Об утверждении…”.

Определения

О тех гражданах, которые имеют статус военнослужащих, сказано в ст. 2 Закона.

Так, в соответствии с ч. 1 вышеуказанной статьи, к таковым относятся те, кто проходит срочную службу или по контракту согласно нормам 53-ФЗ от 28 мар. 1998 года “О воинской…”.

К лицам, проходящим срочную или контрактную службу, относятся:

  • офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты;
  • сержанты, старшины, солдаты, матросы.

Основная информация

О праве военнослужащих, проходящих воинскую службу на контрактной основе, на обеспечение жилыми помещениями, говорится в ст. 15 Закона.

Так, в ч. 1 указанной статьи сказано, что государством гарантируется предоставление контрактникам жилья в собственность, либо же выплата денежных средств в целях компенсации расходов на поиск и приобретение жилья.

При этом изначально военному выдается только служебное жилье – в течение 3 месяцев, как он со своей семьей прибудет к месту несения воинской службы. Военным, имеющим 3-х или более детей, служебное жилище предоставляется во внеочередном порядке.

И лишь после определенной выслуги лет полагается выдача квартиры в собственность.

Какие права на жилье имеет военный

Право на жилье имеет военнослужащий, который заключил контракт до 1 янв. 1998 года и стоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

В таком случае, согласно аб. 3 ч. 1 ст. 15 Закона, ему выдается либо денежная субсидия, либо непосредственно квартира по договору соц. найма или в собственность.

Также указанное право на жилище есть у тех, кто:

  • был в установленном порядке признан нуждающимся в жилье;
  • имеет выслугу лет на воинской службе 20 или более;
  • либо был уволен досрочно в связи со штатными мероприятиями или в связи с состоянием здоровья, при наличии не менее 10 лет выслуги.

Квартира предоставляется с учетом нормы площади на 1-го человека, которая в 2018 году составляет 18 квадратных метров (ч. 1 ст. 15.1. Закона). Соответственно, военнослужащий, имеющий 3-х членов семьи, будет претендовать как минимум на 54 квадратных метра.

Право на увеличение общей площади квартиры имеют:

  • военный в звании полковник или выше, прекративший несение службы в связи с достижением предел. возраста или по состоянию здоровья;
  • командир военной части, обладающий почетным званием РФ;
  • военный-преподаватель на кафедре в военном образовательном учреждении.

Также, в соответствии с ч. 3 ст. 15.1. Закона, в силу конструктивных и иных особенностей многоквартирного дома, в котором предоставляется квартира, государство может отступать от норматива площади на 1-го человека, но не более, чем на 9 кв. м. Это значит, что если в семье – 5 человек, то общая площадь квартиры не может превышать 18 * 5 + 9 = 99 кв. м.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона, военнослужащие как в период несения службы, так и после увольнения с нее, имеют право на бесплатной основе получить квартиру в собственность, если таковая ранее была получена по договору социального найма.

Указанное правило не распространяется на служебное жилье и квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Претендовать на жилую площадь

Военнослужащие реализуют свое право на жилье согласно порядку, установленному Приказом Министра Обороны РФ № 1280 от 30 сен. 2010 года “О предоставлении…” (далее – Приказ).

Согласно Приказу, сначала военному нужно подать заявку в структурное подразделение Департамента жил. обеспечения Минобороны по форме, указанной в Приложении 1, в целях признания нуждающимся в жилье.

Признание нуждающимся осуществляется согласно норме жилплощади на 1-го человека (ст. 51 ЖК РФ).

Жилье распределяется в порядке очередности – сначала тем, кто раньше встал на учет.

О выдаче жилья Департамент предупреждает военного и членов его семьи. В течение 5 дней со дня получения извещения военный должен выразить свое согласие, а в течение 30 дней – предоставить документы, указанные в п. 13 Приказа.

Это интересно:  Признание отцовства в случае смерти матери допускается

Военный вышел в запас

Без соответствующего согласия военнослужащего государство не может отказать в предоставлении жилого помещения в случае, если выслуга лет составила более 10 и военный состоял на учете в качестве нуждающегося в квартире.

В таком случае военный обязательно обеспечивается жильем по месту службы или по месту постоянного жительства (аб. 2 ч. 1 ст. 23 Закона).

В случае отказа от жилья или от денежной субсидии на его приобретение, согласия на увольнение военнослужащего без предоставления жилья уже не потребуется.

Также военным, состоящим в запасе, предоставляется ежемесячная финансовая компенсация расходов за наем или поднаем жилья за счет средств федерального бюджета, о чем сказано в аб. 2 ч. 14 ст. 15 Закона.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья

20 апр. 2015 года Президентом В.В. Путиным были внесены некоторые поправки в Закон.

В частности, изменения коснулись того, что стало возможным увольнять военнослужащих, не обеспеченных жильем, без согласия самого военного, в случае, если он злоупотребляет своим правомочием на отказ от получения жилплощади.

В изначальной версии Закона стоял категорический запрет на увольнение из ряда ВС РФ лиц без предоставления таковым квартир. При этом военные имели правомочие отказаться от предоставляемых государством квадратных метров неограниченное количество раз.

До внесения поправок военнослужащие пользовались этой брешью в законодательстве в своих личных целях. В некоторых случаях, уволить их нельзя было ни по какому основанию.

К примеру, если военный достигал предельного возраста нахождения на службе, или не мог продолжать ее в связи с состоянием здоровья, он не мог быть уволен без выдачи жилья или субсидии. В целях продления своего пребывания в рядах ВС РФ, многие военные многократно отказывались от жилплощади.

Запрет увольнения без жилья также давал различные соц. льготы, в том числе, возможность получать денежное довольствие.

Незаконные действия

Часто возникают ситуации, когда военный лишается и должности в ВС РФ, и положенной квартиры.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья и судебная практика:

1-й случай из практики.

Военным из Московской области была представлена кассационная жалоба по факту незаконного увольнения в связи с ОШМ.

Нюансы дела:

  • причинами для увольнения послужили ОШМ;
  • срок воинской службы на момент подачи жалобы – 12 лет и 4 месяца;
  • заявитель состоит на учете в улучшении жил. условий и имеет 3-х несовершеннолетних детей;
  • 1 раз отказался от квартиры в месте несения службы;
  • военный не давал своего согласия на увольнение.

Судебным органом жалоба была рассмотрена, и по делу был вынесен обоснованный вердикт – восстановить заявителя в прежней должности до момента выделения ему квартиры.

Суд разъяснил, что увольнение было произведено незаконно, так как:

  • военный нуждался в улучшении условий проживания;
  • отказался от предложенного государством жилья только 1 раз.

2 случай из судебной практики:

Военнослужащего уволили из рядов ВС РФ в связи с ухудшением здоровья.

В кассационную инстанцию Белгородской области был представлен протест, суть которого в следующем:

  • причина увольнения – невозможность дальнейшего несения службы в связи с состоянием здоровья;
  • срок несения службы – 10 лет и 11 месяцев;
  • на момент увольнения заявитель имел 2-х детей, не достигших 18 лет, а также стоял на учете в качестве нуждающегося;
  • 2 раза был отказ от предоставленных государством квартир общей площадью 48 и 60 квадратных метров соответственно.

Протест военнослужащего был рассмотрен судом кассационной инстанции и полностью удовлетворен. Решение суда предписывало перевод военного на внештатную должность (то есть в распоряжение командования) до того, как будет выделено жилье.

Суд обосновал свой вердикт следующими аргументами:

  • минимальная норма жилплощади на 1-го человека составляет 18 кв. м.;
  • в семье заявителя 4 человека – супруга, сам военный и 2-е несовершеннолетних детей;
  • соответственно, минимальная площадь выделяемого государством жилья не может быть ниже 72 кв. м.;
  • таким образом, отказ заявителя от квартир площадью 48 и 60 кв. м. был абсолютно законным.

Также к случаям незаконного увольнения можно отнести:

  • выделение государством жилья, не отвечающего санитарными или гигиеническим нормативам;
  • предоставление квартиры в районе несения службы, в то время, как военнослужащий уже оформил заявление на выделение квартиры по избранному месту проживания.

Увольнение без жилья военнослужащего

В апреле 2015 года в закон о статусе военнослужащих (№76-ФЗ) были внесены изменения, которые сделали возможным увольнение военнослужащих без обеспечения жильем. Такое дополнение вызвало широкий общественный резонанс, однако имеет смысл более детально разобраться в такого рода решении.

В прежней версии закона имело место серьезное упущение:

  • Уволить лицо, состоящее на военной службе можно было только после предоставления ему жилья;
  • Военнослужащий имел право отказаться от выделенной ему жилплощади;
  • Прекращение служебных отношений с ним представлялось невозможным ввиду необеспеченности его жильем.

Очевидно, что многие военнослужащие отказывались от выделяемого государством жилья только ради того, чтобы условия их увольнение не выполнялись. В итоге те лица, которые не могли продолжать службу в армии по достижении положенного возраста или по состоянию здоровья оставались рядах вооруженных сил, что давало им право на:

  1. Денежное довольствие;
  2. Социальные льготы.

По сути, не будучи в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, военнослужащие продолжали получать оклад и разного рода надбавки за выслугу лет, звания, несение службы в особо опасных районах и др.

Статистические данные свидетельствуют об огромных суммах злоупотреблений: только в период с 2011 по 2014 год на содержание военных, которые сознательно отказались от жилья ради сохранения своего места в рядах вооруженных сил ушло 60 миллиардов рублей.

В целях пресечения подобной практики Президент РФ В. Путин утвердил поправки в законодательстве, согласно которым те военнослужащие, которые неоднократно отказывались от выделяемой государством жилплощади, могут быть уволены в любой момент без обеспечения жильем. Детально все вопросы увольнения военнослужащих без жилья будут рассмотрены в данной статье.

Увольнение без жилья – не ущемление прав, а справедливая мера

Изменения законодательства, которые касались увольнения военнослужащего без предоставления жилья, вызвали немало споров. Однако на деле это вовсе не способ ущемления прав военных, а скорее мера по рационализации военных расходов из государственного бюджета России.

Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?

  • Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
  • Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.

Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:

  • Не соответствует существующим стандартам жилья;
  • Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.

Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).

  • Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
  • Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
  • И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.

Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:

  • Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
  • Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).

Таким образом, поправки в законодательстве вовсе не предполагают полное лишение военнослужащих права на обеспечение жильем перед увольнением, но пресекают злоупотребления этим правом.

Случаи незаконного увольнения военнослужащих без обеспечения жильем

Законодательство достаточно детально описывает условия увольнения военнослужащих без обеспечения их жильем. Однако на практике нередко возникают ситуации, при которых лицо лишается и должности в рядах Вооруженных сил и возможности получить жилплощадь от государства.

Это интересно:  Как заказать кадастровый паспорт на земельный участок онлайн в Росреестре или на сайте Госуслуг?

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение судебной практики увольнения военнослужащих без предоставления жилья.

  1. Однократный отказ от жилья. Военнослужащий московской области предоставил кассационную жалобу по факту увольнения его в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ). В общем виде ситуаций по делу сложилась следующая:
  • Основание для увольнения – ОШМ;
  • Продолжительность военной службы составляет 12 лет и 4 месяца;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет троих детей несовершеннолетнего возраста);
  • Единожды отказался от получения жилья в месте прохождения службы (приграничный район) 8 лет назад;
  • Согласия на увольнение военнослужащий не давал.

Суд постановил жалобу лица удовлетворить: восстановить его в прежней должности до выделения жилплощади необходимого размера.

Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – отказ от предоставленной государством жилплощади имел место всего один раз, и притом на текущий момент военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

  1. Несоответствие жилья принятым стандартам. Военнослужащий уволен из состава Вооруженных сил РФ в связи с резким ухудшением состояния здоровья ввиду признания невозможности дальнейшего несения им военной службы. Он представил на рассмотрение суда Белгородской области кассационную жалобу, содержащую такие сведения:
  • Основание для увольнения – несоответствие должности по состоянию здоровья;
  • Продолжительность военной службы 10 лет и 11 месяцев;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет двоих несовершеннолетних детей);
  • Дважды отказался от предоставленной жило площади – квартир по 48 и 60 квадратных метров.

Суд удовлетворил жалобу военного: определил необходимость перевода его на внештатную должность (в распоряжение командования) до момента обеспечения надлежащим жильем.

Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – дважды военнослужащему предлагали жилье, несоответствующее принятым стандартам. В частности, в Белгородской области минимальная норма жилплощади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Поскольку в семье военного 4 человека, то минимально допустимая площадь квартиры должна составлять 72 квадратных метра. Следовательно, его отказ от предоставляемых вариантов жилья можно считать объективным.

К числу оснований незаконного увольнения также относят предоставление жилья, не отвечающего санитарным нормам, а также выделение жилплощади в районе осуществления военным его службы, при условии, что он уже оформил письменное прошение о выделении ему квартиры в иных регионах. Такого рода прецеденты в российской судебной практике также имели место.

Увольнение военнослужащего без предоставления ему жилья – вынужденная мера, которая позволяет пресечь злоупотребление правом на отказ от предлагаемой жилплощади военнослужащими. При этом основная масса военных, которые отслужили более 10 лет и нуждаются в улучшении жилищных условий под эту статью не попадают.

Как происходит увольнение военнослужащего без предоставления жилья?

В свете последних указов президента многих военных волнует вопрос, насколько правомерно увольнение военнослужащего без предоставления жилья. Путаница в этом вопросе возникла из-за неверной трактовки недавних поправок, внесенных в федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Прежняя версия закона

20 апреля 2015 года президент России В. В. Путин внес изменения в закон о статусе военнослужащих. Суть этих изменений в том, что теперь стало возможно увольнять военного, не обеспеченного жилплощадью, без его согласия, если он злоупотребляет своим правом отказаться от получения квартиры, предоставляемой ему государством.

Закон в прежней версии запрещал увольнять из армии лиц без предоставления жилья, причем военные могли неоднократно отказываться от предоставленной им жилплощади. В этих обстоятельствах огромное количество военных использовало эту брешь в законе в личных интересах, потому что уволить их было нельзя ни по какой причине.

Например, если военнослужащий достигал возраста, предельного для пребывания в рядах армии, или не мог продолжать службу по состоянию здоровья, он не мог быть уволен без предоставления жилья или субсидии на его покупку. В этих условиях целые группы военных отказывались от жилплощади или субсидий для того, чтобы продлить свое пребывание в армии. Запрет увольнения военнослужащих без жилья давал им различные социальные льготы, а также возможность получать денежное довольствие.

Военным было выгодно сохранять оклад, положенный для их должности, и оклад в связи с воинским званием, надбавку за выслугу лет, а также надбавки за службу в различных специфических районах страны, например за службу в условиях Крайнего Севера. В список льгот входили и разнообразные коэффициенты, назначенные для службы в тех или иных районах, и многие другие виды оплат и социальных льгот. Все это давало благодатную почву для многочисленных злоупотреблений.

По официальной статистике, в период с 2011 по 2014 год военным, находящимся в распоряжении командования до тех пор, пока их не обеспечат квартирами, была выплачена сумма в размере 60 млрд рублей. В условиях нынешней тяжелой финансовой ситуации в стране нецелесообразно было бы держать в рядах армии такое количество лишних людей, для которых служба является лишь источником получения большой финансовой выгоды.

Поправка к закону

После того как президент внес поправку к закону «О статусе военнослужащих», возникло множество трактовок этих изменений, и вопрос, могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, все чаще был предметом различных споров и разногласий.

Между тем Владимир Путин вполне четко дал разрешение на увольнение военнослужащих, нуждающихся в жилье, которые злоупотребляют своим правом на получение квартир, предоставляемых им государством. Этот документ дает разрешение увольнять военнослужащего, не обеспеченного жилой площадью, который может быть уволен из рядов Вооруженных Сил, но в настоящий момент занимает внештатную должность, то есть находится в распоряжении командования.

Причины для увольнения в данном случае могут быть следующие:

  • достижение возраста, который является максимальным для пребывания в рядах армии;
  • состояние здоровья;
  • проводимые организационно-штатные мероприятия.

Эти военнослужащие могут быть уволены даже без их согласия, несмотря на то, что у них нет квартиры, если имеет место факт неоднократных официальных отказов без объективных причин от предоставленной им жилплощади в выбранном месте жительства, если оно соответствует всем стандартам жилья и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Если военнослужащий неоднократно без объективных причин официально отказался от предоставленной ему субсидии на получение жилплощади, его тоже могут уволить из рядов армии. В то же время президент отмечает, что уволенные лица все равно в этом случае остаются в списке очередников на получение жилой площади.

Разъяснения президента

Ввиду того что поправки в закон вызвали многочисленные споры о том, могут уволить военного без квартиры или нет, президент России Владимир Путин издал 2 января 2016 года указ с уточнениями, регламентирующими увольнение военнослужащих. Этот указ касается военных, которые отслужили 10 лет и более и нуждаются в предоставлении им жилья. Таких военных нельзя уволить из армии, если им не позволяет служить далее состояние здоровья или они достигли пенсионного возраста, установленного для данной категории лиц, а также по сокращению штатов, если им не предоставлена квартира или не уплачена субсидия на ее покупку.

Далее в указе говорится о том, что это положение относится ко всем военным, за исключением тех, кто неоднократно злоупотребляет отказами от предоставленных квартир и субсидий.

Если служащий в армии хочет получить жилплощадь не там, где он проходит службу, его обязаны обеспечить жильем в соответствии с законодательством России.

Данный указ однозначно устанавливает правила увольнения военнослужащего, не обеспеченного жильем, и исключает неверные трактовки закона.

Эти поправки к закону и последующий указ президента, с одной стороны, гарантируют социальную защищенность военнослужащих определенной категории, которые подлежат увольнению, а с другой, не дают возможности для злоупотреблений.

Согласно законодательству, все лица, которые проходят службу в районах, где у них нет своей жилплощади, должны быть в трехмесячный срок обеспечены квартирой в качестве служебного жилья. Поэтому, если человек отслужил менее 3 месяцев, увольнение военнослужащего без предоставления жилья вполне возможно. Если военный отслужил 20 лет и более и нуждается в улучшении жилищных условий, он имеет право на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма. К этой же категории относятся и лица, подлежащие увольнению по вышеуказанным причинам, если срок службы в армии у них составляет 10 лет и более.

Позвоните по номеру:

  • 8 (495) 137-50-02 — Москва
  • 8 (812) 424-18-02 — Санкт-Петербург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб.968) — общий

И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Статья написана по материалам сайтов: voensud-mo.ru, pismo-prezidentu.info, autoexpertnost.ru, vse-o-trude.ru, voensluzhba.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector