+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Услуги совета дома: оплата за осуществление полномочий

Основные ссылки Центра

Вознаграждение председателя и членов совета многоквартирного дома

Платить или не платить? В России традиционно, за редким исключением[1], председатели жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья получают вознаграждение за свою работу на этой, по сути, выборной общественной должности за счет взносов членов этих организаций. Поскольку советы многоквартирных домов многие сравнивают с правлением ТСЖ или ЖСК, то часто возникают вопросы о том, может ли председатель совета дома получать вознаграждение, нужно ли ему платить и если да, то как это делать.

Жилищный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы создания и деятельности совета многоквартирного дома, не содержит норм, прямо устанавливающих или прямо запрещающих выплату вознаграждения председателю и членам совета многоквартирного дома. Члены совета дома выбираются собственниками помещений из своих рядов.

Члены совета дома и его председатель – не люди со стороны, не наемные работники, а такие же собственники квартир, как и все остальные: «первые среди равных». Выполняя возложенные на них законом функции по подготовке предложений по содержанию и ремонту дома и контролю за выполнением работ и оказанием услуг управляющей организацией, члены совета дома и его председатель работают, в том числе, и для себя, а не только для своих соседей. То есть совет дома – это деятельность собственников помещений для всех собственников помещений. Таким образом, по смыслу норм Жилищного кодекса деятельность совета дома является общественной, непредпринимательской, добровольческой.

Когда задачи, связанные с деятельностью совета многоквартирного дома, распределены между многими людьми (членами совета, комиссий собственников помещений, активистами), и все хорошо организовано, работа в совете многоквартирного дома не занимает слишком много времени у отдельного человека. Поэтому она может выполняться в свободное от профессиональной деятельности время и на добровольческой основе.

В тоже время собственники помещений на общем собрании вправе принять решение о вознаграждении председателя и членов совета многоквартирного дома и определить способ выплаты такого вознаграждения. Это решение может быть принято в том числе и потому, что в настоящее время активность собственников помещений в принятии на себя забот о собственном многоквартирном доме не очень высока, и бывает непросто найти добровольцев, желающих потрудиться в совете дома, особенно без оплаты.

Проблема с выплатой вознаграждения членам совета дома заключается в том, что законодательство в настоящее время не предусматривает возможность коллективу собственников помещений в доме, не имеющему собственного юридического лица (ТСЖ или ЖСК) иметь счет в банке, на который могли бы поступать взносы собственников помещений для финансирования деятельности совета дома и с которого можно было бы выплачивать вознаграждение и оплачивать другие расходы совета.

Есть ли законные способы оплачивать работу членов совета дома или его председателя? Проще сказать, как нельзя выплачивать вознаграждение председателю совета МКД.

Прежде всего, нельзя включить вознаграждение председателю совета дома в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом с последующей выплатой вознаграждения председателю управляющей организацией.

Собственники помещений ежемесячно платят управляющей организации за выполнение ею работ и услуг по договору управления. Деятельность совета дома и ее председателя не является услугой управляющей организации. Это самостоятельная деятельность выборного органа собственников помещений. Если управляющая организация соглашается платить председателю совета дома, она должна заключить с ним договор – трудовой договор или договор оказания услуг, иначе у нее нет законных оснований для выплаты председателю вознаграждения. Но председатель правления не вправе оказывать услуги управляющей организации, он представитель другой стороны договора управления.

Получается ситуация, когда председатель совета дома, чья законная обязанность – осуществлять в составе совета дома и в интересах собственников помещений контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления, на практике осуществляет этот контроль за деньги, выплачиваемые самой управляющей организацией на основании договора с ней. Налицо явный конфликт интересов. Председатель совета дома, который по закону является представителем собственников, становится наемным работником управляющей организации, и получает от неё деньги за то, чтобы он контролировал её же работу. В этой ситуации председатель совета дома – «двойной агент», что нарушает букву и дух закона.

Члены совета многоквартирного дома и его председатель не должны каким-либо образом зависеть от управляющей организации, не должны иметь с ней иных отношений, кроме как предусмотренных договором управления отношений заказчиков (собственников помещений) и исполнителя услуг и работ (управляющей организации). Если управляющая организация будет платить председателю совета дома, то:

  • контроль выполнения управляющей организацией обязательств по договору управления со стороны председателя правления перестает быть объективным;
  • плата, перечисляемая управляющей организацией председателю совета дома, который должен её контролировать, будет иметь характер подкупа.

Председатель и члены и совета многоквартирного дома, которые по закону выбраны собственниками помещений от их имени контролировать работу управляющей организации, не могут получать вознаграждение за свою деятельность от управляющей организации в связи с явным конфликтом интересов.

Не может также использоваться такой способ вознаградить председателя совета многоквартирного дома как принятие решения общим собранием собственников помещений об освобождении председателя совет дома от платы за содержание и ремонт жилого помещения (а иногда и от оплаты коммунальных услуг) по договору управления многоквартирным домом.

Согласно законодательству плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложения управляющей организации при заключении договора управления на срок не менее одного года и пересматривается в порядке, предусмотренном этим же договором[2]. Такая плата должна покрывать затраты управляющей организации и обеспечивать ей прибыль. Освобождение председателя совета дома от платы означает, что соответствующая доля стоимости услуг и работ управляющей организации остается не оплаченной.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт устанавливается в расчете на один кв. метр общей площади помещений и подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений, исходя из размера жилого помещения, на счет управляющей организации. За невнесение указанной платы с должника взимаются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки[3].

Все выше приведенные выдержки из Жилищного кодекса означают, что отношения, связанные с оплатой услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются между управляющей организацией и каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме на одинаковых условиях. В свою очередь, это означает, что общее собрание собственников не имеет права принимать решение о том, что кто-либо из собственников, например, председатель совета дома, освобождается от внесения управляющей организации платы, установленной на основании договора управления. Такое решение создает неравные условия для собственников помещений в доме. Управляющая организация также не может освободить председателя совета дома от платы за содержание и ремонт общего имущества, поскольку условия договора управления должны быть одинаковы для всех собственников.

К тому же, как было указано выше, за счет платы собственников помещений по договору управления покрываются затраты, риски и прибыль управляющей организации, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в доме. Если кто-то из собственников прекращает платить управляющей организации, она будет нести убытки, и это отразится на качестве содержания и ремонта общего имущества. Проблему не разрешит и приятие общим собранием собственников решения повысить размер установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения остальных собственников для компенсации выпадающих доходов в связи с освобождением председателя совета дома от платы. Такое решение нарушает требование законодательства об одинаковых условиях договора управления для всех собственников помещений, поэтому общее собрание не вправе принять это решение.

Что касается освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг, то это просто недопустимо. Во-первых, плата за коммунальные услуги подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений. Её невнесение кем-либо из собственников будет означать возникновение задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями. При непогашении задолженности управляющая организация имеет право отключить должника от некоторых коммунальных услуг (например, горячего водоснабжения, электроснабжения). Либо управляющая организация будет возмещать расходы на погашение долгов перед коммунальными предприятиями за счет сокращения объемов и снижения качества работ по содержанию и ремонту дома. Во-вторых, собственники помещений не имеют ни права, ни возможности компенсировать управляющей организации выпадающий доход за счет повышения размера платы других собственников за коммунальные услуги, поскольку тарифы на коммунальные услуги устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации, а расчет размера платы – Правилами предоставления коммунальных услуг. В-третьих, функции председателя совета дома выполняет один человек, а коммунальные услуги потребляют все члены его семьи. Поскольку коммунальные услуги, как и содержание и ремонт общего имущества в доме, оплачиваются не индивидуально, а за все потребление в помещении, то вычленить индивидуальную долю оплаты коммунальных услуг, приходящуюся на председателя совета дома, нереально. Таким образом, нельзя допускать освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг.

Собственники помещений в доме не вправе принимать решение об освобождении председателя совета дома (и членов совета) от внесения платы по договору управления многоквартирным домом.

Если общее собрание все же примет решение об установлении вознаграждения председателю совета дома, то сегодня нет возможности сделать это в соответствии с законодательством. Между собственниками помещений и председателем совета дома не может быть заключен ни трудовой договор, ни гражданско-правовой договор (договор возмездного оказания услуг). Председатель совета – не наемный работник для своих соседей, а выборное лицо, его деятельность не имеет профессионального или предпринимательского характера, его функции и полномочия устанавливаются не соглашением с собственниками, а нормами Жилищного кодекса.

Остается только путь внесения добровольных взносов собственниками помещений для финансирования деятельности совета дома, за счет которых будет выплачиваться вознаграждение председателю совета в соответствии с решением общего собрания. Такие взносы могут вноситься:

  1. на счет в банке, открытый председателем совета МКД на свое имя (счет физического лица);
  2. в общественную кассу (в «шапку»).

И в том, и другом случае взносы собственников можно рассматривать только как добровольные (закон не устанавливает таких взносов). Полнота и своевременность внесения взносов собственниками зависят только от их доброй воли и порядочности.

Уже есть опыт использования и первого и второго способа внесения взносов на финансирование совета дома. Так, в одном из многоквартирных домов в г. Чебоксары председатель совета дома открыл счет в банке, по которому оформлена банковская карта. Карта находится у общественного кассира, средства со счета снимаются совместно председателем совета и кассиром, который ведет учет расходования средств.

При создании общественной кассы для сбора наличных средств собственникам помещений можно также рекомендовать выбрать общественного кассира, который не является членом совета дома. Кассир должен отчитываться перед общим собранием собственников помещений о поступлении и расходовании средств общественной кассы.

Если председатель совета дома получает вознаграждение за свою работу в совете он, выполняя требования налогового законодательства, должен подавать декларацию о доходах в налоговую инспекцию и самостоятельно уплачивать подоходный налог.

Создание общественной кассы, внесение собственниками взносов для ее формирования, расходование общественных средств основываются на добровольности и доверии.

[1] Исключения все-таки есть: известны случаи, когда председатели ТСЖ принимают решение выполнять свои функции на исключительно добровольческой основе. Например, в г. Кирове председатели ТСЖ,входивших в некоммерческоепартнерство«Апрель’98», не получали вознаграждения от членов своих товариществ. Такой опыт есть также в Москве и других городах.

[2] см. ч.1и ч.7 ст. 156, ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса

[3] см. соответственно ч.4 ст. 162, ч. 7 и ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса

Финансирование мероприятий совета многоквартирного дома

Помимо вознаграждения председателю (и членам) совета дома, которое может устанавливать решением общего собрания собственников помещений, может возникнуть необходимость в финансировании со стороны собственников других расходов, связанных с деятельностью совета дома – выполнением отдельных функций совета, с проведением заседаний совета и других мероприятий. Например, для подготовки предложений для общего собрания собственников помещений по планированию и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества и подготовке заключения по условиям проектов договоров управления наверняка потребуется достаточно большое количество бумаги, канцелярские принадлежности. Будут также расходы на копирование документов, на телефонные переговоры и т.д. Расходы могут возникнуть и у комиссий собственников помещений.

Как и в отношении вознаграждения председателю совета дома, закон не установил возможности и порядка создания какого-либо фонда или кассы для сбора средств на расходы, связанные с осуществлением деятельности совета дома. Совет дома не является юридическим лицом, у него не может быть своего расчетного счета. Совет не может заключить с собственниками помещений договор на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета, поскольку сам совет не представляет собой организацию, а избранные собственниками члены совета дома не могут вступать с собственниками в договорные отношения, не нарушив закон.

Поэтому создание общественной кассы для сбора средств на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета дома возможно только на добровольных началах, без возможности воздействовать на собственников, которые не хотят участвовать в формировании фонда совета дома». При этом членам совета дома придется предусмотреть порядок сбора, хранения и расходования средств из такого фонда (общественной кассы), предоставления финансовых отчетов собственникам помещений, чтобы уменьшить риск подозрений в недобросовестности использовании советом дома, его председателем общественных средств. Возможно, заботу о «фонде совета» стоит возложить, например, на финансовую комиссию собственников или избранного общим собранием собственников кассира.

Это интересно:  Госпошлина за паспорт РФ в 2019 году - стоимость, реквизиты для оплаты 14 лет, квитанция, 45, через Сбербанк-Онлайн

Еще одним возможным вариантом обеспечения деятельности совета дома является включение в перечень работ и услуг управляющей организации по договору управления многоквартирным домом «предоставления офисных услуг», включая, например, набор на компьютере, печатание, копирование по заданию совета многоквартирного дома объявлений, информационных и отчетных материалов, анкет и других документов, обеспечение совета дома канцелярскими принадлежностями, телефонной связью и др.

Для этого, чтобы заказать такую «офисную услугу» и определить, сколько она будет стоить, а затем действительно воспользоваться ею, совету многоквартирного дома необходимо составить детальный годовой план своей работы (и работы комиссий собственников), для каждого пункта плана оценить, какие документы, какого объема и в каком количестве экземпляров будут подготавливаться (или использоваться) советом. Собрать сведения о стоимости компьютерной печати, копирования документов на рынке услуг, стоимости канцелярских материалов и т.д. Иначе говоря, разработать не только план работы совета, но и смету расходов для реализации этого плана. Затем на основании этой информации предварительно договориться с управляющей организацией об объеме и стоимости офисных услуг, определить, сколько она будут стоить в расчете на 1 кв. метр площади помещений собственников в месяц. После чего, подготовленное предложение об обеспечении деятельности совета путем заказа офисных услуг управляющей организации можно выносить на рассмотрение общим собранием собственников помещений. Если собственники принимают соответствующее решение, совет дома может пользоваться дополнительной услугой управляющей организации в рамках договора управления домом. Детализированное описание услуги и ее количественных характеристик (количества набранных на компьютере страниц, количество напечатанных страниц, количество копий и т.д.) обеспечивает совету возможность получить заказанную и оплаченную собственниками услугу в полном объеме.

Заказ управляющей организации офисных услуг в сочетании с добровольческой деятельностью членов совета может снять проблему с финансированием собственниками помещений деятельности совета дома.

Возможно, активная работа совета многоквартирного дома и вовлечение большинства собственников помещений в процесс подготовки и принятия решений по управлению общим имуществом приведет к созданию товарищества собственников жилья. В этом случае, у собственников помещений появится законная возможность выплачивать вознаграждение тем людям, которые занимаются текущей работой по управлению домом (председателю и членам правления товарищества), и оплачивать расходы, связанные с деятельностью правления. Эти расходы покрываются за счет взносов собственников помещений, размер которых определяется утвержденной общим собранием сметой расходов товарищества, а оплата производится с расчетного счета юридического лица, контролируемого самими собственниками помещений в доме. Возможность иметь «счет дома» и контролировать расходование средств – одно из основных преимуществ товарищества собственников жилья перед способом управления управляющей организацией.

Шкурный вопрос – вознаграждение председателю совета многоквартирного дома

Что должен делать представитель МКД? Каковы полномочия председателя совета дома? Нужно ли ему платить зарплату и сколько он должен получать? Может ли его кто-то заменить? Что делать если председатель совета дома мешает сдавать квартиру посуточно?

Ответы на эти вопросы напрямую влияют на качество обслуживания и ремонта вашего дома.

Полномочия, права и обязанности председателя

Эта должность подразумевает огромную ответственность.

Основные обязанности председателя совета дома – курирование работы совета, активное сотрудничество с жильцами и Управляющей компанией.

Обязанности председателя в многоквартирных домах включают несколько важных пунктов:

  • ведение переговоров с Управляющей компанией; детальное обсуждение содержания договора с целью получения наиболее выгодных условий;
  • ознакомление жильцов с вариантами договора; обсуждение условий, беря во внимание пожелания и требования жильцов; при необходимости серьёзных поправок – ведение повторных переговоров с УК;
  • подписание договоров об обслуживании и ремонте дома; это касается как долгосрочных контрактов, так и одноразовых услуг;
  • осуществление контроля качества предоставляемых услуг; при необходимости – ведение разбирательств с УК.

Для выполнения прав и обязанностей председатель совета должен организовать грамотную работу совета. Он имеет доступ ко всей документации, связанной с обслуживанием дома, а также осуществляет контроль за всеми финансами.

Без доверенности председатель не сможет представлять интересы собственников в суде, а также выполнять множество дополнительных функций.

О том, как составить такую доверенность, в Жилищном Кодексе не упоминается – не регулируется она и в других нормативных актах. Из этого можно сделать вывод, что такой документ должен подписать каждый собственник.

Это кропотливая процедура, требующая немало времени, однако, благодаря ей, вы сможете избежать недоразумений в будущем, скажем, во время судебных заседаний.

Может ли председатель вмешиваться в деятельность собственника?

А что если собственник квартиры на первом этаже, превратил её в магазин или салон?

Председатель совета многоквартирного дома может вмешиваться в деятельность собственника, но весьма ограниченно.

Конечно же, речь не идёт об указании, чем собственник может заниматься, а чем нет.

Главный момент — нарушает ли такая деятельность права других владельцев. Если нет, то ничего возражать Вам не могут. Практика показывает, что претензии совет дома выражает очень редко, лишь при большом количестве жалоб.

Важно помнить, что если Ваша квартира больше не является жилым помещением, то своё сотрудничество с советом всё же должны будете продолжить, потому как совет представляет интересы всех собственников.

Вы сможете не платить за обслуживание и ремонт лифта и лестничных площадок, если у Вас есть отдельный вход.

В таком случае нужно заключить договор с советом, либо иным способом закрепить такое положение на бумаге. И претензий в будущем не будет.

А что если Вы сдаёте квартиру посуточно? Может ли глава совета чем-то Вам помешать или предъявить претензии? Это трудный вопрос. С одной стороны – Вы собственник, а он является представителем интересов всех жильцов, в том числе и Ваших.

Каких-то прямых рычагов влияния он не имеет, а потому может лишь высказывать Вам недовольство других жильцов, ссылаясь на их жалобы.

Это происходит из-за плохого поведения и шума, который создают постояльцы – нередко помещения на сутки снимают именно для вечеринок и прочих активных развлечений.

В основном проблемы могут начаться лишь в том случае, если Вы сдаёте квартиру неофициально, без каких-либо документов. Тогда глава совета вашего многоквартирного дома может написать «докладную» в налоговую, уличив Вас в незаконной прибыли.

Это происходит очень редко и лишь в тех случаях, когда отношения с соседями и советом окончательно испорчены. Если же всё оформлено по закону, то единственной претензией может стать нарушение общественного порядка.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

Как оплачивается его деятельность?

Должна ли осуществляться оплата за такую работу? Выплата определенного вознаграждения председателю совета вашего многоквартирного дома необязательна, однако это стоит делать.

Чтобы выполнять все обязанности, человеку нужно затратить немало личного времени и моральных сил. Поэтому логично, что он должен получать некую компенсацию за успешную работу.

Сколько нужно платить?

Размер вознаграждения, предназначенного председателю совета многоквартирного дома, определяет общее собрание собственников.

Во многих случаях решают, что каждый собственник будет выплачивать фиксированную сумму.

Другим способом определить размер выплат является привязка небольшой суммы к площади дома. Например, по несколько рублей на 1 квадратный метр – жильцы будут платить соответственно площади своей квартиры.

Сколько платить – определять вам. Зачастую зарплата (сумма) зависит от благосостояния жильцов. В одном доме вознаграждение председателю совета может составлять символическую сумму, а в другом – сумму, сопоставимую с полноценной заработной платой.

Организовать выплату вознаграждения можно несколькими способами:

  • наличными или банковским переводом; жильцы самостоятельно собирают средства и передают их, фиксируя оплату распиской;
  • с помощью Управляющей компании; в этом случае она выступает в качестве посредника и несёт ответственность за своевременное перечисление средств; в свою очередь, жильцы получат дополнительную строку в платежках, с которых и будут идти деньги на такие выплаты.

Поэтому оптимальным является вариант прямой выплаты наличными или посредством банковского перевода.

Помощь и замещение представителя МКД

Огромной помощью для председателя являются члены совета дома.

Входящие в совет имеют много схожих полномочий, поэтому некоторую работу он может переложить на них.

Конечно, речь не идёт о подписании договоров и прочих обязанностей, где требуется личное участие.

Однако разъяснительную работу среди жильцов, ведение документации и прочую рутину могут доверить одному из компетентных членов совета.

Может ли кто-то заменить председателя?

Например, может ли он передать свои права и обязанности по доверенности кому-то другому? Это сложный вопрос, ведь в Жилищном и Гражданском кодексах такая возможность не предусмотрена.

Лучше, когда должность занимает именно тот гражданин, который был избран собранием дома. «Рокировка», скорее всего, вызовет недовольство жильцов и, как следствие, – проведение досрочных выборов.

Полезное видео

Посмотрите видеофрагмент о том, какой должна быть оплата председателя дома:

Давайте подытожим. Права и обязанности председателя совета дома включают в себя: ведение переговоров, подписание контрактов и контроль качества. Для выполнения этих задач председатель МКД должен активно сотрудничать с советом дома.

В некоторых обстоятельствах полномочия председателя совета МКД, позволяют ему вмешиваться в деятельность жильцов квартир, особенно если их деятельность нарушает права других граждан.

По решению собрания жильцов он может периодически получать вознаграждение за качественную работу. Размер выплат определяют сами собственники.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

оплата председателю совета дома

Собрание жильцов МКД приняло решение платить председателю совета дома (ПСД) по 100 руб с жилого помещения, в квитанции проставлена сумма 1 руб с кв.м. Я согласен платить 1 коп. с кв.м. Управляющая компания мне отказала в этом сославшись на решение собрания и заявление ПСД.

На основании каких документов я ОБЯЗАН платить ПСД денежное вознаграждение (ЖК РФ, Конституция РФ, постановление правительства РФ или какой то другой руководящий документ)? Решение общего собрания в расчет не берется поскольку оно не является ни юридическим, ни законодательным, ни каким либо другим государственным органом.

Ответы юристов

Оплату за выполнение своих полномочий председатель правления товарищества, а также другие члены правления, получают в соответствии с решением общего собрания членов товарищества, которое определяет размер такого вознаграждения в силу п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ , согласно которой к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.

С УВАЖЕНИЕМ, ЭЛЛА!

Стоимость услуг: консультация: 500 руб.
Проект договора, заявления и иных документов в зависимости от их сложности от 500 руб.

ИЗ ВАШЕГО ВОПРОСА Я ПОНИМАЮ, ЧТО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРИНЯЛИ НА РАБОТУ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ? ИЛИ У ВАС ВСЕ ЖЕ ТСЖ?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: В СООТВЕТСТВИИ С Ч. 3.1 СТ. 147 ЖК РФ: «ЧЛЕНОМ ПРАВЛЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ НЕ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ЛИЦО, С КОТОРЫМ ТОВАРИЩЕСТВО ЗАКЛЮЧИЛО ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ, ИЛИ ЛИЦО, ЗАНИМАЮЩЕЕ ДОЛЖНОСТЬ В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, С КОТОРОЙ ТОВАРИЩЕСТВО ЗАКЛЮЧИЛО УКАЗАННЫЙ ДОГОВОР, А ТАКЖЕ ЧЛЕН РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ (РЕВИЗОР) ТОВАРИЩЕСТВА. ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ НЕ МОЖЕТ СОВМЕЩАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАВЛЕНИИ ТОВАРИЩЕСТВА С РАБОТОЙ В ТОВАРИЩЕСТВЕ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ, А ТАКЖЕ ПОРУЧАТЬ, ДОВЕРЯТЬ ДРУГОМУ ЛИЦУ ИЛИ ИНЫМ ОБРАЗОМ ВОЗЛАГАТЬ НА НЕГО ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЛЕНА ПРАВЛЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА».

ЕСЛИ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРАВЛЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ НЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР НА ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ. ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, В СИЛУ ОТСУТСТВИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТОВАРИЩЕСТВОМ И ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ, ПОСЛЕДНИЙ НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧАТЬ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ. ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ СВОИХ ФУНКЦИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА ВПРАВЕ ПОЛУЧАТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ УСТАВА ТОВАРИЩЕСТВА И РЕШЕНИЕМ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ ТАКОГО ТОВАРИЩЕСТВА.

ЧТО КАСАЕТСЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЛ СВОИ ФУНКЦИИ НА ОСНОВАНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ) ДО ВНЕСЕНИЯ РАССМАТРИВАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ, ТО ПОЛАГАЕМ, ЧТО В ЭТОМ СЛУЧАЕ ТАКОЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОЖЕТ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ НА ОСНОВАНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА, НО ТОЛЬКО ДО МОМЕНТА ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ (2 ГОДА). ПОСЛЕ ЭТОГО, ИЗБРАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ВЫПОЛНЕНИЕ ИМ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ И ЕГО МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПО НОВОМУ ЗАКОНУ.

Совет МКД – выплата вознаграждения и всё, что с этим связано

После поправок в Жилищный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ, появилась норма о том, что собственники помещений в МКД вправе установить размер оплаты совету МКД. После этого у большинства управляющих организаций возникла масса вопросов относительно порядка выплаты вознаграждения и возникающим рискам по исчислению налогов и сборов. На все вопросы я постарался дать ответ в данной статье.

Вопрос 1: Что за «зверь» совет дома и на кого он работает?

Собственники помещений в многоквартирном доме должны создать совет дома, если в данном доме не создано ТСЖ, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив и при этом в данном доме более чем четыре квартиры (п.1 ст.161 ЖК РФ). В случае если собственники помещений совет дома не избрали, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома (п.2 ст.161.1 ЖК РФ). Иными словами, в каждом многоквартирном доме в настоящее время должен быть создан совет дома и выбран председатель совета дома. Однако, как показывает практика, в большинстве российских домов советы не созданы по причине пассивности собственников помещений и нежелания органов местного самоуправления выполнять возложенные на них законом обязанности.

В качестве одной из функций совета дома в пп.5 п.5 ст.161.1 ЖК РФ обозначен контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме

Это интересно:  Госпошлина за регистрацию недвижимости юридическим лицом

То есть, иными словами, совет дома контролирует деятельность управляющей организации, а именно, следит за качеством оказываемых услуг.

Говорить в данной ситуации, что совет дома работает на управляющую организацию, было бы глупо, так как чаще всего совет дома работает «против» управляющей организации.

Вопрос 2: Должны ли собственники платить совету дома? Как мне однажды сказали на семинаре слушатели: «Совет дома должен любить свой дом, а любовь за деньги, по меньшей мере, противоестественна».

По сути, то же самое прописано в ЖК РФ, в котором четко прописана обязанность собственников создать совет дома вне зависимости от их желания или нежелания платить вошедшим в совет дома собственникам вознаграждение.

До 30 июня 2015 года в ЖК РФ не было норм о выплате членам совета дома вознаграждения. 30 июня 2015 года в силу вступили поправки в Жилищный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 №176- ФЗ (далее по тексту – 176-ФЗ). В частности, поправки коснулись порядка установления размера вознаграждения совету дома и порядка его выплаты.

Так, согласно п.8.1 ст.161.1 ЖК РФ, общее собрание собственников вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета дома, в том числе и председателю совета дома. Такое решение должно содержать:

1) условия и порядок выплаты вознаграждения;

2) порядок определения размера вознаграждения.

Обращаю Ваше внимание на то, что собственники вправе, но никак не обязаны устанавливать совету дома вознаграждение, следовательно, обязанность оплаты попросту отсутствует.

Общее собрание может установить порядок и размер выплат совету дома, если такое решение будет принято большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании.

Вопрос 3: Обязана ли управляющая организация производить выплаты совету дома, если такое решение принято на общем собрании собственников?

Перечень обязанностей УК закреплен в статьях 161 и 162 ЖК РФ. В частности, в п.1 ст.161 ЖК РФ указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать «благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме». Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлены Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 (далее по тексту – Правила деятельности по управлению МКД). Управляющая организация, согласно пп. «з» п.4 Правил деятельности по управлению МКД обязана обеспечить участие представителей собственников помещений в многоквартирном доме (в нашем случае – совет дома) в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе по их приемке. То есть управляющая организация должна лишь обеспечить участие в вышеуказанных мероприятиях совета дома, а, как я указывал ранее, обязанности совета дома не зависят от его вознаграждения, которого может и не быть. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения установлен постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее по тексту – Минимальный перечень услуг и работ). В данном обязательном для управляющей организации перечне не упоминается начисление и выплата вознаграждения совету дома. Таким образом, ни в одном из действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень обязательных для управляющей организации работ и услуг, не упоминается начисление и выплата вознаграждения совету дома, а значит, управляющая организация может отказать собственникам помещений при несогласии с условиями, установленными на общем собрании.

Вопрос 4: Как оформить сбор денежных средств для выплаты вознаграждения совету дома через управляющую организацию.

То, что размер вознаграждения и порядок его выплаты определяются собственниками помещений на общем собрании, мы уже разобрали выше. Но давайте вспомним, как формулируют вопросы инициаторы собрания и во что это в итоге превращается.

Чаще всего инициатор собрания – собственник понятия не имеет, что такое Жилищный кодекс, Гражданский кодекс и прочие НПА, так как в его понимании это книжки на полках магазина или куча непонятного текста в Интернете. Наслушавшись «экспертов» по телевизору или начитавшись их же на страницах интернет-сайтов, инициаторы рождают в себе непоколебимую веру в то, что они умнее всего Минстроя и Госдумы. В результате появляются формулировки повестки дня, которые либо в целом не относятся к компетенции общего собрания (п.2 ст.44 ЖК РФ), либо сформулированы таким образом, что после их принятия возникают разночтения и споры. В части принятия решения о выплате вознаграждения совету дома через управляющую организацию в решении общего собрания должны быть отражены:

1) формулировка, что собственники помещений поручают управляющей организации от их имени и за их счет осуществлять выплаты совету дома в размере и на условиях, установленных данным решением общего собрания;

2) порядок выставления собственникам помещений платы, которая впоследствии будет перечисляться совету дома в качестве вознаграждения. Плата может взиматься по отдельному платежному документу, выставляемому управляющей организацией или в «общем» платежном документе в виде отдельной строки «Вознаграждение совету дома»;

3) перечень лиц, которым будет выплачиваться вознаграждение. Это может быть или совет дома в целом или только председатель совета дома. При этом не надо писать конкретные Ф.И.О., так как собственники в составе совета дома могут меняться и указание Ф.И.О. по сути будет означать проведение еще одного собрания собственников по вопросу установления размера вознаграждения;

4) размер выплаты каждому лицу, указанному в вышеуказанном вопросе повестки дня;

5) периодичность выплат совету дома, так как отсутствие периодичности фактически сделает проведенное собрание собственников нереализуемым;

6) порядок и сроки представления отчета управляющей организацией собственникам помещений отчета о начисленных, собранных и перечисленных совету дома средствах (ст.1008 ГК РФ);

7) размер вознаграждения управляющей организации за оказание услуг собственникам по сбору и перечислению вознаграждения для совета дома. Многие возразят, что такой вопрос повестки собрания будет воспринят собственниками помещений в штыки, но любая работа должна оплачиваться, а отсутствие вознаграждения управляющей организации может привести к возникновению споров с налоговиками, ПФР и ФСС.

Вопрос 5: В качестве кого выступает управляющая организация при выплатах совету дома

Во взаимоотношениях между собственниками и советом дома управляющую организацию можно рассматривать как агента, а собственников помещений как принципалов (п.1 ст.1005 ГК РФ). Обращаю Ваше внимание на тот факт, что ст.1006 ГК РФ не содержит требования об обязательном наличии в агентском договоре условия о размере агентского вознаграждения, поскольку принципал всегда обязан уплатить агенту вознаграждение. Для минимизации риска возникновения претензии со стороны проверяющих при проведении проверок правильности исчисления и уплаты налогов и сборов обязательно указывайте в решении собственников помещений размер агентского вознаграждения управляющей организации. Если иное не установлено в решении общего собрания, управляющая организация, выступая в качестве агента, должна будет представить собственникам необходимые доказательства расходов, произведенных за счет собственников (п.2 ст.1008 ГК РФ).

Вопрос 6: Какие налоги и сборы должна будет уплачивать управляющая организация при сборе денежных средств с собственников помещений и их последующему перечислению совету дома

Если управляющая организация выступает в качестве агента между собственниками помещений в многоквартирном доме и советом дома, то:

1) Налог на прибыль платить нужно только с размера начисленного собственникам агентского вознаграждения (п. 1 ст.248, п. 1 ст.249 НК РФ). При этом суммы, начисленные собственникам помещений, в виде вознаграждения совета дома не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.9 п.1 ст.251 НК РФ).

2) НДС исчисляется и уплачивается только с размера агентского вознаграждения, так как операции по реализации посреднических услуг на территории РФ являются объектом обложения НДС пп.1 п.1 ст.146 ЖК РФ. Агент определяет налоговую базу как сумму дохода, полученную им в виде вознаграждений или любых иных доходов при исполнении агентского договора (п. 1 ст.156 НК).

3) Страховые взносы с сумм выплат совету дома не исчисляются и не уплачиваются. У управляющей организации, действующей в качестве агента от имени и за счет принципала (собственники помещений) не возникает прав и обязанностей перед советом дома (п.1 ст.1005 ГК РФ). Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в том числе в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В рассматриваемой ситуации управляющая организация, действуя в качестве посредника, выплачивает по поручению принципала от его имени и за его счет вознаграждение членам совета дома, а начисление выплаты совету дома производит на общем собрании принципал (собственники помещений в многоквартирном доме). Поэтому, на мой взгляд, произведенные агентом (управляющей организацией) выплаты в адрес физического лица (члена совета дома) не облагаются у него страховыми взносами (объект обложения страховыми взносами возникает у принципала, которым является физическое лицо).

4) В отношении исчисления и уплаты НДФЛ с сумм выплат совету дома не все так просто. Согласно п.1 ст. 226 НК РФ, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Как я уже писал выше, совет дома получает денежные средства от собственников помещений и договорных отношений между советом дома и управляющей организацией не возникает (п.1 ст.1005 ГК РФ), следовательно, говорить о том, что управляющая организация является налоговым агентом по НДФЛ, неправильно. Члены совета дома должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с суммы получаемого вознаграждения. В п.1 ст.228 НК РФ указано, что физические лица обязаны производить исчисление и уплату налога «исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц». Несмотря на все вышесказанное, налоговые органы продолжают считать, что управляющие организации выступают в качестве налоговых агентов. Для управляющей организации выполнение требований действующего законодательства может обернуться: — штрафом по ст. 123 НК РФ — в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей перечислению. — пени по ст. 75 НК РФ. Даже в случае неудержания налога с налогоплательщика пени могут быть взысканы за счет средств налогового агента (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05). При этом сумма самого НДФЛ не может быть взыскана с управляющей организации — налогового агента, если налог не был удержан при выплате вознаграждения совету дома, так как п. 9 ст. 226 НК РФ запрещает уплату налога за счет средств налогового агента. Конечно, все доначисления налоговиков можно будет оспорить в арбитражном суде, но многим не хочется ввязываться в споры с налоговиками, и они исчисляют сумму НДФЛ с выплат совету дома.

Вопрос 7: Могут ли органы ГЖН проверять правомерность установления размера выплаты совету дома и выплаты, производимые управляющей организацией совету дома

Начать необходимо с того, что в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, не осуществляется государственный жилищный надзор (далее по тексту – ГЖН) (п.7 ст.20 ЖК РФ).

В отношении управляющих организаций органами ГЖН осуществляется лицензионный контроль, при этом должностные лица органа ГЖН имеют права, предусмотренные п.5 ст.20 ЖК РФ (п.2 ст.196 ЖК РФ), среди которых нет полномочий на проверку правильности проведения общего собрания собственников помещений по установлению вознаграждения совету дома и его выплате.

Выплата совету дома не является для управляющей организации обязанностью и на такие выплаты не распространяется действие п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110.

Следовательно, выплата совету дома не относится к лицензионным требованиям, за нарушение которых можно получить штраф. Исключением будет являться ситуация, когда условие о выплате совету дома включено в договор управления многоквартирным домом.

К отношениям по лицензионному контролю применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.1 ст.196 ЖК РФ), пп.2 п.2 ст.10 которого не содержит оснований для проведения внеплановой проверки по указанным выше основаниям.

Кочетков Ю.В., эксперт дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ

Совет многоквартирного дома. Практические вопросы

Автор: Алексей Лейба

Алексей Лейба, юрисконсульт ООО «Уралводоканал»

Домовые комитеты и старшие по дому (предыстория создания советов многоквартирного дома)

Статьей 19 ЖК РСФСР в свое время было предусмотрено, что домовые комитеты и другие органы общественной самодеятельности, в соответствии с Положениями о них, участвуют в управлении жилищным фондом, оказывают содействие жилищно-эксплуатационным организациям в их работе по обеспечению сохранности и надлежащему использованию жилищного фонда, а также осуществляют общественный контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями и содержания жилых домов.

Существовали и старшие по дому (подъезду), выполнявшие подобные общественные функции.

Как отмечает А. Юзиков, «их деятельность не регламентирована существующим законодательством. ЖК РФ, вступивший в силу в 2005 году, никаких упоминаний о старших по дому и домовых комитетах не содержит».

В настоящее время статьей 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений обязаны избрать совет многоквартирного дома (далее – МКД), если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры. При этом речь идет именно о количестве квартир, а не комнат или нежилых помещений.

Министерство регионального развития РФ в письме от 27.10.2012 разъяснило данные положения ЖК РФ и указало, что совет МКД – это новый институт самоорганизации собственников помещений в МКД.

Это интересно:  Приостановка кадастрового учета земельного участка – как это работает

Министерство также указало, что ЖК РФ предусматривает необходимость избрания совета МКД при реализации в таком доме следующих способов управления:

– управление управляющей организацией (совет дома может представлять интересы собственников при заключении договора управления МКД);
– непосредственное управление (контролировать заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг по содержанию дома).

Таким образом, основная задача создания института совета МКД – организовать, объединить разобщенных собственников квартир и других помещений в одного полновластного хозяина – МКД, одновременно вытеснив такие устаревшие формы, как домовые комитеты и старшие по дому.

Вопросы избрания совета многоквартирного дома. Статус совета

Если собственники не проявят самостоятельности и не проведут общее собрание, на котором будет избран совет МКД, то в течение календарного года (или если соответствующее решение не реализовано) орган местного самоуправления обязан в трехмесячный срок созвать общее собрание этих собственников (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ).

В повестку дня при этом включаются вопросы об избрании в данном доме совета МКД, в том числе председателя совета данного дома, или вопрос о создании в данном доме ТСЖ.

Следует иметь в виду, что в таком случае выбор председателя совета МКД будет зависеть не только от собственников помещений, поскольку влияние органов местного самоуправления в подобных случаях достаточно велико. Поэтому в конечном итоге председателем совета может стать совсем не то лицо, которое собственники хотели бы видеть в этом качестве.

При определении статуса совета МКД необходимо учитывать следующее:

Поскольку совет МКД не является ни юридическим лицом, ни общественной организацией, регистрация совета, а также положения, на основании которого он действует, в органах местного самоуправления, налоговых и иных органах не осуществляется.

В связи с этим И. Миронов отмечает, что «…отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями».

2. В его состав избираются только собственники всех (жилых и нежилых) помещений, поэтому председателем совета дома может быть даже представитель юридического лица, если оно является собственником помещения в МКД.

3. ЖК РФ не устанавливает требований к минимальному или максимальному количественному составу совета МКД. Это оставлено на откуп собственников.
Например, для домовых комитетов пунктом 4 Положения о домовом комитете в государственном жилищном фонде, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР, ВЦСПС от 09.08.1968 № 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом», было установлено, что он должен избираться в составе не менее 7 человек.

3. Избрание совета МКД собственниками помещений нескольких МКД не допускается, что установлено в ч. 3 ст. 161.1 ЖК РФ.

4. Совет МКД ни при каких обстоятельствах не подменяет собой такой высший орган управления МКД, как общее собрание собственников, поэтому вопросы исключительной компетенции не могут быть переданы совету МКД.

5. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению МКД, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, количество которых также не ограничено. Они являются коллегиальными совещательными органами управления (ч. 11 ст. 161.1 ЖК РФ). Очевидно, что порядок их создания должен быть предусмотрен в соответствующих Положениях о совете МКД.

6. По общему правилу совет дома избирается сроком на 2 года, однако общим собранием может быть установлен как более короткий, так и более длительный срок, а, например, в случае принятия решения о создании в доме ТСЖ, полномочия совета прекращаются досрочно.

Удостоверение полномочий председателя совета дома

Без доверенности председатель вправе осуществлять большинство организационно-распорядительных и контрольных полномочий, перечисленных в ст. 161.1 ЖК РФ.

На основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, избираемый из числа лиц данного совета председатель может заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления МКД или договоры, указанные в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ (при непосредственном управлении). При этом по договору управления МКД приобретают права и обязанности все собственники помещений в МКД, предоставившие председателю совета дома такие полномочия.

Исключительно на основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, председатель выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме, при этом ЖК РФ относит к таким делам только дела, связанные с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг (п. 5 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).

Что касается порядка оформления доверенности, выдаваемой председателю совета МКД, хотелось бы отметить следующее.

Ввиду отсутствия регламентации такого порядка в ЖК РФ руководитель Клуба «Управдом» А. Демченко сделал запрос в Минрегион России с просьбой пояснить, как именно должна быть оформлена такая доверенность.

Из ответа за подписью директора департамента ЖКХ И. Булгаковой следует, что доверенность должна быть оформлена в соответствии со ст. 185 ГК РФ.

Однако до сих пор непонятно, необходима одна доверенность, подписанная всеми собственниками (и как это технически оформлять) или все-таки нужна доверенность от каждого собственника.

Полномочия председателя могут быть конкретизированы и в тексте самой доверенности.

– вступать в переговоры относительно условий договоров на обслуживание и текущий ремонт общего имущества МКД до принятия общим собранием собственников решения о заключении этого договора;

– заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений, с правом подписания от лица собственников договора на обслуживание и текущий ремонт имущества МКД, осуществлять контроль за выполнением обязательств по заключенному договору на обслуживание и текущий ремонт имущества МКД, подписывать акты приемки-передачи коммунальных услуг по обслуживанию и текущему ремонту имущества, паспорта готовности дома к эксплуатации в зимний период, актов осмотра МКД и других документов, касающихся обслуживания и ремонта дома».

Оплата труда председателя совета

По поводу оплаты труда председателя совета МКД А. Рыжов отмечает, что «четкое разграничение правовой природы совета МКД и ТСЖ делает обоснованным отсутствие в ЖК РФ указаний на оплату труда председателя совета МКД. В этой связи единственным механизмом сбора средств на оплату труда председателя совета МКД может быть включение соответствующего пункта в договор управления таким домом, на основании которого управляющая организация станет начислять вознаграждение председателю. Однако такой механизм порождает настолько очевидный конфликт интересов, что его невозможно рассматривать как одобряемый».

Действительно, на практике такая оплата чаще всего выражается в благодарности собственников и освобождении председателя от оплаты ЖКУ (частично или полностью), в связи с чем приведу один пример из судебной практики.

Практика. Председатель совета МКД обратилась с иском о взыскании с ООО «УК «Мегаполис» вознаграждения за выполнение обязанностей председателя и указала, что на основании решения внеочередного собрания жильцов МКД она является председателем совета дома, которым ей установлено вознаграждение в размере рублей, подлежащее выплате из статьи «Содержание и текущий ремонт». Однако ответчик выплату вознаграждения ей не производил.

Решением мирового судьи от 22.10.2012 исковые требования были удовлетворены, и, не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой.

По итогам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции отменил решение мирового судьи и указал, что ни действующим жилищным законодательством, ни договором управления МКД с ответчикв не предусмотрена выплата вознаграждения председателю совета дома.

Апелляционная инстанция также указала, что суд первой инстанции неверно исходил из того, что, поскольку решение о выплате вознаграждения председателю совета дома принято на общем собрании собственников дома, оно является обязательным для исполнения в том числе и управляющей компанией, на счет которой поступают денежные средства от жильцов данного дома за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. При этом Перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенный Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, не содержит такого вида расходов, как вознаграждение председателю совета дома.

Помимо этого, мировым судьей не дана правовая оценка расчету тарифа на содержание и ремонт МКД, согласно которому расходы на выплату вознаграждения председателю совета в названном тарифе также не учтены.

Кроме того, из пояснений сторон следует, что истец как председатель совета дома каких-либо услуг ООО «УК «Мегаполис» не оказывала, договор с ней как с председателем совета дома не заключался, а факт заключения договора между истцом, как старостой дома, и ответчиком на возмездное оказание услуг правового значения не имеет, поскольку староста жилого дома и председатель совета МКД имеют различный правовой статус и правовые обязанности (Апелляционное определение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 05.02.2013 по делу № 11-14/2013).

Злоупотребление полномочиями совета многоквартирного дома

В судебной практике есть примеры злоупотребления предоставленными полномочиями со стороны совета МКД. В частности, интерес представляет дело о защите деловой репутации муниципального предприятия.

Практика. МУ РЭП № 32 обратилось в суд с иском к совету МКД о защите деловой репутации, поскольку ответчиком в почтовых ящиках жильцов были размещены письменные объявления, озаглавленные как «Информационное сообщение совета многоквартирного дома в отношении МУ РЭП № 32», содержание которых, по мнению истца, не соответствует действительности и порочит его деловую репутацию.

Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены, на ответчика была возложена обязанность опровергнуть распространенные сведения путем направления собственникам квартир сообщения о недостоверности изложенных сведений.

Трое членов совета обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой было указано на то, что в своем обращении к жителям МКД просто излагалось личное мнение о работе истца.

Судебная коллегия по гражданским делам согласилась с выводами суда первой инстанции и указала следующее.

Утверждение о нарушениях истцом положений Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» порочит деловую репутацию истца, поскольку деятельность МУ РЭП № 32, у которого был заключен договор на управление, содержание и ремонт МКД с собственниками, полностью соответствует требованиям данного закона, а также Устава предприятия.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что утверждение ответчика, что «МУ РЭП в одностороннем порядке завысило тарифы по содержанию и ремонту дома на общую сумму по дому рублей» является не соответствующим действительности, поскольку изменение размера платы за жилое помещение произошло на основании решения, принятого общим собранием собственников о заключении дополнительного соглашения, что подтверждается протоколом общего собрания и соответствует требованиям п. 7 ст. 156 ЖК РФ.

По поводу сообщения ответчика о том, что «объемы электроэнергии для мест общего пользования по счетам, предъявленным собственникам, в разы превышают фактические – по показаниям приборов учета», суд указал, что данное утверждение является несостоятельным, так как учет потребления электроэнергии в квартирах производится индивидуальными приборами учета электроэнергии, а данные о расходе электроэнергии по ним собственники передают в соответствии с заключенными прямыми договорами, поэтому плата за потребление электрической энергии в счетах-квитанциях МУ РЭП № 32 не отражается.

По поводу указания в объявлении о том, что «объемы потребляемой тепловой энергии всего дома по счетам больше на процентов в месяц, чем по прибору учета», суд апелляционной инстанции указал, что этим ответчик утверждает о неправильности начисления платы за тепловую энергию и завышении ее объемов, однако в МКД установлены и введены в эксплуатацию общие домовые приборы учета потребления тепловой энергии. Начисление размера платы за отопление производилось истцом исходя из расходов, определенных по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета в соответствии с действовавшими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Указание в объявлении на то, что «за результативную работу в интересах руководства управляющей организации госпожа была премирована услугой в виде хорошего ремонта квартиры» также не нашло своего подтверждения, так как истец доказал, что ремонт в квартире производился в г. по заявке собственника на основании заключенного договора подряда между выполнявшей в тот период обязанности УК и подрядной организацией. Никаких ремонтных работ в ее жилом помещении истцом не производилось.

На основании изложенного можно прийти к следующим выводам.

На наш взгляд, Федеральный закон от 04.06.2011 №123-ФЗ был принят после осознания законодателем того, что общее собрание собственников помещений МКД – это очень громоздкий и неповоротливый орган управления МКД, особенно когда в таком доме большое количество собственников.

Тем не менее, отсутствие в ЖК РФ подробной регламентации деятельности совета МКД (порядка оформления доверенностей от собственников, вопросов уплаты вознаграждения председателю совета и других) приводит на практике к многочисленным проблемам.

В особенности это касается комиссий в совете МКД. Так, в п. 4 ч. 5 ст.1 61.1 ЖК РФ упоминается только об одной из них – комиссии по оценке проектов договоров. Однако в отличие от ревизионных комиссий, создаваемых в ТСЖ или кооперативах, в случае выбора управления управляющей компанией (которая, как правило, является коммерческой организацией) отсутствует возможность какого-либо контроля за ее финансовой деятельностью.

В связи с этим, помимо вышеперечисленного, целесообразно предусмотреть в ЖК РФ обязательное создание в структуре совета МКД ревизионной комиссии, осуществляющей контроль деятельности УК.

Статья написана по материалам сайтов: www.gkh-volga.ru, kapremont.expert, dogovor-urist.ru, opreutov.ru, www.top-personal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector