+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Условно-разрешенный вид использования земельного участка

Земельный фонд страны имеет определенное зонирование территорий. У каждой зоны есть свое целевое назначение. Использование земли осуществляется в соответствии с предписаниями закона, неисполнение которых чревато применением к правонарушителю различных санкций.

Содержание

Разрешенное использование земельного участка — что это такое?

Нормативными актами, регулирующими отношения по поводу разрешенного использования участка, являются:

  • Градостроительный кодекс;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора…».

Четкой трактовки разрешенного использования земли в законе не приводится. Поэтому понятие выводится из анализа имеющихся законодательных положений. Разрешенное использование земельного участка – это характеристика земли, основанная на зонировании территории с целями назначения. Иными словами, вид разрешенного использования устанавливает функциональное назначение территории. Например, для строительства высотных домов.

Отличие категории земли от вида разрешенного использования

Территория страны разделена на определенные категории земель и виды разрешенного использования участков. Эти два понятия направлены на установление функционального значения определенной территории. Деление имеет юридическую силу и закреплено в земельном законодательстве. Цель создания классификации – сохранение свойств земельных участков.

Понятие «категория земель» — более широкое значение, а разрешенное использование носит уточняющий характер. Например, участок в СНТ имеет следующие характеристики:

  • категория земли – сельскохозяйственного назначения;
  • разрешенное использования (что на участке можно делать) – занятие садоводством и огородничеством;
  • основание – право собственности на землю или ее аренда.

Виды разрешенного использования земельных участков

Законодатель выделяет 3 вида разрешенного использования:

  • основное;
  • условно разрешенное;
  • вспомогательное.

Вспомогательный вид, как правило, используются одновременно с основным или условно разрешенным. При условно разрешенном использовании требуется получение согласия органов местного самоуправления. Для этого проводятся публичные слушания, на которых принимается решение.

Основные виды устанавливаются новым классификатором ВРИ. В нем не только упорядочили имеющуюся информацию, но и внесли новые виды:

  • малоэтажная квартирная застройка;
  • земли для строительства гаражей;
  • участки для строительства поликлиник и больниц;
  • территории, предназначенные для строительства детских садов и школ;
  • земли для строительства высших профессиональных учебных заведений различных уровней;
  • земли для оборудования метеослужб.

Согласно законодательству ВРИ земельного участка, не предусмотренные классификатором, в кадастр вноситься не будут. Изменение вида разрешенного использования осуществляется также в соответствии с классификатором. Изменение считается оформленным с момента внесения сведений в государственный кадастр.

Основные ВРИ расположены в документе по разделам, характеризующимся целевым назначением участка. Это земли:

  1. сельскохозяйственного назначения;
  2. жилой застройки;
  3. для осуществления предпринимательской деятельности;
  4. рекреационные;
  5. производства;
  6. транспорта;
  7. предназначенные для обороны и безопасности;
  8. охраняемые государством;
  9. лесов;
  10. водных объектов;
  11. общественного использования.

Каждый раздел состоит из подразделов. Например, «жилая застройка» включает:

  • строительство жилых домов не выше 3 этажей;
  • усадьбу для ведения подсобного хозяйства;
  • блокированную застройку;
  • передвижное жилище;
  • строительство домов средней высоты;
  • строительство многоэтажек;
  • обслуживание жилой застройки.

Каждый вид детально конкретизируется. Например, «приусадебный участок» включает:

  • строительство малоэтажного дома;
  • выращивание сельскохозяйственной продукции;
  • строительство гаража и дополнительных подсобных помещений;
  • разведение домашних животных.

Условно разрешенные

Отличительной особенностью условно разрешенного вида является получение разрешения у соответствующих органов.

Порядок закреплен в Градостроительном кодексе:

  • собственник земельного участка, желающий изменить основной ВРИ или получить разрешение на условно разрешенный, письменно оформляет заявку, которую направляет в уполномоченный орган местной администрации (совет, комиссия и т.д.);
  • проведение публичных слушаний об изменении ВРИ и подготовка заключения;
  • в случае положительного решения готовятся рекомендации по использованию земли, при неудовлетворительном ответе предоставляется письменный отказ с обоснованными причинами;
  • занесение сведений в кадастр недвижимости.

Пример условно разрешенного вида — установка временного сооружения для торговли на территории земель, предназначенных для жилой застройки.

Вспомогательные

Вспомогательные виды направлены на дополнение функционала и обслуживания основных и условно разрешенных ВРИ.

К ним относятся:

  • проезды общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг;
  • парковки, стоянки, гаражи, предназначенные для обслуживания основного и условно разрешенного вида;
  • спортивные и детские площадки;
  • площадки, предназначенные для бытового обслуживания;
  • общественные туалеты;
  • объекты торговли, общественного питания;
  • вагончики, предназначенные для временного пребывания;
  • иные объекты.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

В середине 2015 года Минэкономразвития РФ утвердил новый классификатор видов разрешенного использования. Его положения структурировали и дополнили новой информацией.

К нововведениям относятся:

  • введение новых ВРИ участков;
  • детальное описание ВРИ.

Что считается использованием участка не по назначению и чем это грозит?

Земли находятся под охраной государства. Выявление нецелевого использования участка грозит применением административных санкций к нарушителю.

Под нецелевым использованием понимается:

  • эксплуатация земли не в соответствии с установленной категорией или при неполном выполнении предусмотренных требований;
  • уклонение от выполнения рекультивации и улучшения качества земель.

На виновное лицо налагается штраф в размере:

  • от 2 до 5 тыс. рублей — для физического лица;
  • от 80 до 100 тыс. рублей — для организаций.

Помимо штрафных санкций применяются следующие:

  • повышение налоговой ставки до 1,5%;
  • лишения права собственности на участок в судебном порядке;
  • расторжение договора аренды, если пользование землей осуществлялось на основании договорных отношений.

Как изменить категорию земли?

Для перевода земли из одной категории в другую потребуются следующие бумаги:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Если собственников несколько, то паспорта всех;
  • Доверенность, если один из собственников действует через доверенное лицо;
  • Нотариально оформленное согласие на изменение целевого назначения участка;
  • Кадастровая документация на участок (паспорт и план);
  • Выписка из реестра недвижимости;
  • Документ, на основании которого осуществляется владение землей (аренда, купчая, дарственная и т.д.);
  • Заявление.
  • Написать заявление в органы местного самоуправления о переводе земли из одной категории в другую.
  • Если собственников несколько, то при переводе свое желание должны изъявить все. Как правило, перевод осуществляется из сельскохозяйственных в земли поселений. В обратном порядке изменение также осуществляется, но реже.
  • Одновременно с заявлением предоставляется папка необходимых документов.
  • В пределах месячного срока администрация обязана дать ответ. В случае положительного ответа соответствующее решение выдается на руки заявителю и направляется в кадастр для внесения информации в базу данных. Если ответ отрицательный, то выдается документ с письменным обоснованием отказа. В случае несогласия заявитель вправе обратиться в суд.

Перевод осуществляется только гражданами страны. Иностранцы и лица без гражданства не вправе участвовать в процедуре.

Важно: изменение целевого назначения не осуществляется в отношении земель водного и лесного фонда, а также особо охраняемых территорий. В остальных случаях перевод осуществляется на основании решения органов местного самоуправления.

Можно ли объединить несколько участков?

Объединение участков осуществляется при соблюдении следующих условий:

  • Участки должны иметь общую границу, то есть быть смежными. Каждая территория должна иметь план с уточнением границ и быть зарегистрированной в кадастре.
  • Земля должна соответствовать нормативам по максимально допустимой площади.
  • Участки должны находиться в одном кадастровом квартале, иметь одинаковую категорию земли и ВРИ.
  • Необходимо согласие собственников на объединение земель.

Потребуются следующие бумаги:

  • заявление о проведении объединения земель;
  • кадастровая документация на участки;
  • выписка о праве собственности;
  • письменное согласие собственников на проведение процедуры.
  • сбор необходимой документации;
  • подача бумаг кадастровому инженеру;
  • получение плана на объединение земель;
  • подача документов в Росреестр или МФЦ;
  • получение выписки о праве собственности и кадастровой документации.

Разрешенное использование земельных участков – это конкретизирующее понятие, позволяющее более детально раскрыть целевое назначение земельного участка. Использование участков не по назначению наказывается штрафом, лишением права на землю, увеличение налоговой ставки.

Как изменить основной вид разрешенного использования участка на условно разрешенный?

Законодательно определено, что использование любого земельного участка должно соответствовать категории земли и виду разрешенного использования (ВРИ) данного участка.

Правила использования участков определены в Градостроительном (ГрК) и Земельном (ЗК) кодексах, а также в приказе МЭР № 540 от 2014 года, в котором приведен Классификатор ВРИ.

В Классификаторе ВРИ имеется несколько различных разделов категорий участков. Каждая из категорий может делиться на несколько подразделов.

Это интересно:  Сколько весит слиток золота: сколько стоит 1 кг

Например, подраздел по жилой застройке (код 2) включает ряд видов дозволенного использования, относящихся к ИЖС, малоэтажной, среднеэтажной, многоэтажной застройкам.

В ст. 35 ГрК определены виды и составы территориальных зон, а в ст. 37 ГрК перечислены виды дозволенного применения, которые можно установить для каждой зоны.

Эти виды могут быть:

  • основными;
  • условно разрешенными;
  • вспомогательными.

Собственники участков могут выбирать установленные основные и вспомогательные виды самостоятельно без дополнительного согласования. Условно разрешенные виды использования (УРВИ) могут быть выбраны только по разрешению администрации после публичного обсуждения (ст. 39 ГрК).

Условно разрешенный вид

В некоторых случаях собственнику участка недостаточно основных видов использования участка. Например, на участке малоэтажной застройки (код Классификатора – 2.1.1) собственник собирается построить индивидуальные гаражи. Постройка таких гаражей предусмотрена в Классификаторе, но по регламенту она является условно разрешенным использованием участка. В этом случае собственник может обратиться к администрации с заявлением об использовании участка в соответствии с УРВИ.

Как правило, условно разрешенные виды перечислены в «Правилах землепользования и застройки» (ПЗЗ) населенного пункта и в его градостроительном регламенте.

В состав УРВИ могут входить:

  • жилые дома, размер которых превышает размер, разрешенный в данной зоне;
  • спортзалы и бассейны;
  • офисы и административные здания;
  • парковки;
  • торговые точки (временные).

Примером включения УРВИ участков является ПЗЗ города Зарайска. Город имеет различные зоны застройки. В частности, согласно ПЗЗ, в каждой жилой зоне (а их в городе 6) основным видом использования являются жилые здания, детские сады, аптеки, а условно разрешенными видами – строения, предназначенные для социально-культурных и коммунально-бытовых целей.

Порядок изменения ВРИ

Порядок смены основного вида на условно разрешенный следующий (ст. 39 ГрК):

  1. Собственник участка обращается с заявлением в местную администрацию, в которой имеется специальный орган по рассмотрению земельных дел.
  2. После предварительного рассмотрения вопроса орган местной власти создает проект решения и организует публичные слушания по данному вопросу.
  3. По результатам составляется заключение и рекомендации по разрешению или отказу в изменении ВРИ.
  4. С учетом рекомендаций местная администрация выпускает постановление об изменении ВРИ участка или отказе в этом.
  5. Организация слушаний производится за счет собственника участка.

Публичные слушания

Порядок проведения слушаний или общественных обсуждений по проекту решения о замене вида использования на УРВИ участка определен в ст. 5.1 ГрК.

Участниками таких слушаний могут быть граждане, живущие на территориальной зоне, на которой расположен участок, для которого хотят сменить вид использования, а также собственники других участков, находящихся в той же зоне. При возможном ухудшении окружающей среды в результате изменения ВРИ участка к публичным слушаниям могут привлекаться и собственники других подвергаемых риску участков.

Слушания состоят из этапов:

  • оповещение о проведении слушаний;
  • размещение предлагаемого проекта на сайте в Интернете или в других СМИ;
  • проведение экспозиции проекта;
  • оформление протокола слушаний;
  • оформление заключения о результатах слушаний и его публикация.

В процессе размещения проекта и проведения его экспозиции участники слушаний имеют право в письменной или устной форме вносить свои замечания и предложения, которые должны фиксироваться организаторами слушаний в протоколе.

В заключении о результатах слушаний должны быть внесены предложения и замечания участников слушаний, а также аргументированные рекомендации об их принятии или непринятии.

Что такое условно разрешенный вид использования земельного участка

Для граждан, которые выбирают себе земельный участок или же тех, кто планирует вносить изменения в тип применения земли, важно быть осведомленным в том, что такое условно разрешенный вид использования земельного участка. Этот правовой термин определяет цели, которые владелец может реализовать с помощью своей недвижимости.

В предыдущие годы ВИР указывался в свидетельстве, которое выдавалось в органах регистрации. Сегодня же такие данные можно найти только в ЕГРН. Для установления этого параметра нужно определить целевое назначение территории.

Что нужно знать

Законодательство говорит о том, что землю можно использовать только по предназначению. Например, если земля нужна для ведения фермерского хозяйства, а в документах указано, что участок предназначен только для коммерческого строения, то ферму там разместить не получится.

Регламенты запрещают подобные действия, так как в этом случае земля будет использоваться не в соответствии со своим предназначением. Если невозможно будет изменить этот вид пользования на более подходящий, то придется искать другой участок.

Главным градостроительным документом является генеральный план. Это документация, в которой указывается план по развитию территорий городских или других селений.

В нем указываются:

  • главные ветви развития территории (учитывая климатические особенности и экономическую ситуацию в регионе);
  • обозначаются функции каждой из зон, их назначение и запреты на использование в определенных целях;
  • описываются меры, которые нужно предпринять для защиты населения города или поселка;
  • обозначаются границы поселения.

Вся территория города или другого поселения должна быть поделена на несколько зон.

Это могут быть зоны разнообразных предназначений, а именно:

  • жилые;
  • производственные;
  • инфраструктурные;
  • рекреационные;
  • сельскохозяйственные;
  • зоны специального назначения и пр.

Это значит, что земли в подобных зонах могут быть использованы только по прямому предназначению (например, в жилой зоне можно строить дома, но нельзя – промышленные комплексы).

Нормы закона

Все основные правила использования земли установлены в таком нормативном акте, как Градостроительный кодекс, а именно в статье 37.

В подробностях этот вопрос раскрыт в приказе Министерства экономического развития №540, который был принят в 2014 году. В нем утверждается классификатор ВРИ участков земли. Данный классификатор можно найти в приложении к этому документу. Здесь описаны все типы использования земли, которые возможны исходя из действующего законодательства.

Это следующие направления:

  • использование в сельскохозяйственном назначении (существует 18 направлений, в том числе животноводство, садоводство и пр.);
  • возведение жилых домов (7 направлений, среди которых: индивидуальнее строительство, застройка жилыми комплексами, обслуживание застроек и пр.);
  • возведение объектов капстроительства для общественного пользования (больницы, школы, коммунальные предприятия);
  • для ведения предпринимательской деятельности;
  • для отдыха;
  • выделение участков для добычи полезных ископаемых и промышленной деятельности;
  • возведение транспортных путей;
  • для обеспечения обороны и пр.

В Классификаторе для каждого названия присвоен специальный числовой код, который является равнозначным с текстовым наименованием.

Градостроительный регламент

Правовой режим для участка земли определяется в соответствии с тем, как его фактически используют. Это же касается и возведенных на этой территории объектов.

Читайте далее про новый закон по межеванию земельного участка бесплатно.

Установленный в градостроительном регламенте правовой режим распространяется на определенную территориальную зону со всеми возведенными на ней объектами. Не распространяется действие этого документа на те участки, где расположены памятники или ассамблеи, которые являются культурным наследием.

Нет необходимости устанавливать градостроительный регламент для зон, которые предназначены для общественно использования, для добычи ископаемых и для размещения объектов линейного типа.

Какие бывают ВРИ

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ ВРИ могут быть следующих типов:

  • основные виды;
  • условно разрешенные виды;
  • вспомогательные виды (могут быть использованы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам).

Для каждой территориальной зоны обязательным условием является установление ВРИ. В другом случае составление градостроительного регламента становится невозможным.

Понятие условно разрешенного вида использования земельного участка

Для обозначения перечня условно разрешенных ВИР следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки. Определение таких видов происходит в градостроительном регламенте.

Чтобы осуществить получение условно разрешенного вида использования земельного участка, следует предпринять такие шаги:

  1. Владелец земельного участка, который заинтересован в разрешении на условно разрешенный вид использования, должен направить соответствующее заявление в орган местного управления.
  2. Местная администрация должна провести общественные слушания и по его итогам подготовить заключение.
  3. Заключение становится основанием для написания рекомендаций на предоставление условно разрешенного вида использования или же для отказа, в котором объясняются причины подобного решения.
  4. В том случае, когда решение будет положительным, все изменения вносятся в кадастр недвижимости, и выдается кадастровый номер.

К примерам условно разрешенных ВИР относят бассейны, спортзалы, больницы, офисы и пр.

Назначение

Любая недвижимость должна иметь за собой закрепленный список условно разрешенных ВИР. Нужно это для того чтобы понимать в каких видах деятельности ее можно использовать. Такой тип использования надела может запрещать или разрешать некоторые виды эксплуатации или возведения определенных типов зданий. Кроме того, на застройщика влияют и градостроительные регламенты, которые приняло местное самоуправление.

В законодательстве говорится, что вся территория населенных пунктов предназначается только для возведения городов и других поселков. Условно разрешенное использование наделов полностью зависит от места их расположения.

Если территория расположена неподалеку от населенного пункта, то ее принято называть функциональной зоной. Генеральный план поселения определяет для таких участков определенный список сооружений, которые можно там возводить.

К самым распространенным ограничениям относят:

  • в границах поселений можно возводить только функциональные здания;
  • в одной конкретной зоне должны быть возведены разные по своим функциональным назначениям сооружения;
  • в обозначенной зоне должны быть сформированы возможности для ее развития.
Это интересно:  Увольнение беременной женщины по ТК РФ: особенности и основания

Создание функциональных зон преследует цель формирования под населенным пунктом территорий, которые бы обеспечивали потребности и интересы жителей поселения.

Как получить

Если владелец земли считает, что основной ВРИ не позволяет ему использовать свою собственность эффективно, может обратиться за получением условно разрешенного вида использования.

Процедура получения ВРИ такого типа регламентируется Градостроительным кодексом и заключается в следующем:

  • Владелец земли должен написать заявление на смену ВРИ на условно разрешенный тип. Документ нужно направить в специальную комиссию при местной администрации. Сотрудники учреждения должны рассмотреть заявление и провести публичные слушанья. Во время проведения подобного мероприятия все заинтересованные лица могут высказать свое мнение насчет данного вопроса и внести другие предложения. По результатам слушаний составляется заключение.
  • На основании заключения орган местного самоуправления может разрешить смену ВРИ или отказать в прошении. Рекомендации должен подписать голова администрации. Отказ обязательно должен быть аргументированным.
  • Глава администрации принимает решение, на основании которого заявителю разрешается сменить ВИР на условно разрешенный или же ему поступает отказ.
  • Органы местной власти имеют право на смену ВРИ, но они не обязаны предоставлять такое право каждому заявителю. Если все же было принято положительное решение по вопросу, то решение направляется в органы государственной регистрации для внесения изменений в реестры.

После завершения этой процедуры собственник земли получает право использовать ее в нужном ему направлении, но только в том, на которое он получил разрешение.

Процедура смены ВРИ на условно разрешенный довольно длительная и зависит от многих факторов. Чаще всего срок оформления всех разрешений и документов составляет около 6 месяцев после подачи заявления.

Смотрите также, как проводится регистрация права собственности на земельный участок в МФЦ.

Читайте тут, как составить доверенность на оформление земельного участка в собственность.

Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

О конституционно-правовом смысле положений статьи 39 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О

Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 39 Градостроительного кодекса РФ

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

4. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

5. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Информация об изменениях:

6. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

7. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ в часть 9 статьи 39 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Информация об изменениях:

Часть 10 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

10. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Информация об изменениях:

Статья 39 дополнена частью 11.1 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

11.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Вид разрешенного использования земельного участка. Земельные участки

Очень часто при покупке недвижимости или при желании что-то построить на участке граждане сталкиваются с таким понятием, как вид разрешенного пользования земельного участка. Многие даже часто путают его с категориями земель, что в корне неверно. Мы попробуем разобраться, какие же могут быть виды пользования земельными участками, что такое нецелевое использование земли и как можно переводить участок из одного вида пользования в другой.

Это интересно:  Как получить компенсацию за похороны в пенсионном фонде: порядок оформления пособия на погребение и кому положена помощь от государства в виде денег от ПФР?

Категории земель — какие они бывают?

Согласно законодательству, все земли разграничены на территориальные зоны. Их перечень, в частности, содержится в Земельном и Градостроительном кодексе РФ. Эти два нормативных акта определяют следующие категории территориальных зон:

— транспортных и инженерных инфраструктур;

— особо охраняемые территории;

— для сельскохозяйственных целей;

— для размещения военных объектов;

В то же время такое разграничение не подразумевает, что все земельные наделы, входящие в состав какой-либо категории земель, могут использоваться только согласно их первоначальному назначению. Это в первую очередь объясняется тем, что структура некоторых категорий земель неоднородна. Категории в свою очередь делятся на виды и подвиды. В некоторых случаях законодательство разрешает пользоваться земельными участками не по их целевому назначению, однако в составе той категории, в которой они находятся. Например, ЗК разрешает строить на сельскохозяйственных землях дачные домики.

Виды разрешенного пользования

Если с категориями земли мы определились, то что же собой представляет вид разрешенного использования земельного участка? В Градостроительном кодексе существует такое разграничение:

— основные виды пользования;

— условно-разрешенные виды пользования;

— вспомогательные виды пользования (правда, они могут лишь дополнять основные и условно-разрешенные виды и осуществляться только вместе с ними).

То есть получается, что законодатель не дает определения каждому из этих видов и не конкретизирует условно-разрешенные виды. Основное различие между основными и условно-разрешенными видами состоит в том, что на второй необходимо получить разрешение. Такой документ выдается на основании публичных слушаний, которые проводятся согласно уставу муниципального образования. Вспомогательные и главные виды использования земельных участков выбираются собственниками самостоятельно, без каких-либо дополнительных согласований.

Кто выдает разрешение?

Как правило, большинство земель населенных пунктов перебывают в муниципальной или государственной собственности. Поэтому выбор вида разрешенного землепользования обычно подтверждается оформлением договора аренды земли. Изменить один вид разрешенного пользования на другой можно только на основании решения соответствующего органа, которое было принято с учетом градостроительного регламента и различных технических нормативов.

До принятия правил застройки и землепользования изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после принятия решения об этом главой местной администрации.

Информация о разрешенном виде использования земли должна предоставляться органами местного самоуправления, государственными структурами, муниципальными организациями бесплатно при выборе участка для строительства. Согласно ЗК, при проведении аукциона по продаже участков нужно обязательно указывать информацию о виде его разрешенного использования. Разрешенное пользование – это определенная правовая основа для возведения на земельном участке жилых или производственных зданий, проведения осушительных или оросительных работ и т. д. Между тем владелец или собственник должен производить пользование земельным участком в соответствии с его целевым назначением.

Как определяется разрешенное использование земли?

Важным также является вопрос о том, каким же образом происходит определение вида дозволенного использования участка земли. Во-первых, правовой режим участка зависит от категории земли в соответствии с зонированием территорий и законодательством. Во-вторых, если проанализировать нормы ЗК РФ, то можно сделать вывод, что принадлежность земли к той или иной категории зависит от ее целевого назначения.

Правила зонирования территорий

Зонирование территорий должно проводиться для земель населенных пунктов. В Градостроительном кодексе есть понятие градостроительного зонирования. Оно проводится на основании градостроительных регламентов. В результате такого разграничения определяется не только правовой режим земель, но и основания для создания и эксплуатации сооружений. В то же время градостроительные регламенты не устанавливаются для лесного фонда, земель запаса, особо охраняемых участков, сельскохозяйственных угодий и т.д. Градостроительное зонирование происходит не только на землях населенных пунктов, но и на других категориях земель.

Из вышесказанного получается, что вид разрешенного использования земельного участка зависит также и от градостроительного зонирования. Особенно в тех случаях, когда предполагается реконструкция, строительство и эксплуатация объектов и сооружений (другими словами – застройка земель).

Как можно поменять вид пользования?

Как вы понимаете, изменить вид разрешенного пользования нелегко, но все же возможно. Для этого следует подготовить такие документы:

— заявление с просьбой о таком изменении (подается в местную администрацию);

— паспорт заявителя (копия);

— правоустанавливающие документы на участок земли (договор аренды или свидетельство о собственности);

— документы на сооружения, которые находятся на участке (при наличии таковых);

— кадастровый паспорт участка или иные документы на него;

— технические паспорта на здания, которые находятся на участке (если такие есть);

Если вы хотите использовать земельные участки для строительства, то вы должны также подать:

— проект планируемого объекта;

— проект участка от планировочной организации;

— сведения о планируемом объекте (общая площадь, этажность, площадь застройки);

— согласие от владельцев или собственников соседних участков, которые граничат с вашим;

— согласие от других правообладателей этого земельного участка.

Сроки принятия решения

Все эти бумаги можно как подать лично, так и направить через почту. Про сдаче документов вы должны получить расписку. Если пакет документов подает представитель, то при себе у него должна быть доверенность. Решение про изменение разрешенного использования земельного участка может рассматриваться в администрации до 45 дней. За проведение такого изменения также придется заплатить. В каждом отдельном случае стоимость будет разной.

Получение разрешения на изменение вида использования земельного участка

После истечения срока рассмотрения вашей заявки вам выдадут либо решение главы администрации о разрешении сменить вид допустимого пользования, либо же письменный отказ в этом. Откажут вам в случае, если вы подали неверные документы, или же если будет установлено, что в результате изменения разрешенного вида пользования планируется нецелевое использование земельного участка. Если вам покажется, что отказ необоснован, вы всегда можете обжаловать постановление в суде. Если будет принято позитивное решение, то вы должны обратиться в государственный кадастр для внесения изменения в Единый реестр прав на недвижимое имущество.

Документы для Росреестра

Итак, в Росреестр подается:

— свидетельство о регистрации прав на участок;

— решение главы администрации;

Данная инстанция рассматривает такой пакет документов до 20 дней. В результате всей этой процедуры вы должны получить выписку о земельном участке.

Подводим итог

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что земельные участки могут менять виды разрешенного пользования, но вот категорию земли изменить практически нереально. В целом изменение правого режима земли базируется на таких принципах:

— вид разрешенного пользования может изменяться только в соответствии с градостроительным регламентом. Если же участок не отвечает нормам регламента, то изменить вид его использования можно только после приведения его в соответствие с видами дозволенного пользования, которые указаны в этом регламенте;

— запрещается фактическое изменение вида пользования участком до получения соответствующего решения администрации и внесения данных в Росреестр. При рассмотрении заявлений об изменении вида допустимого использования во внимание в первую очередь берется целевое назначение земельного участка;

— выбирать вспомогательные виды без выбора основного запрещено. Такой порядок не предусмотрен ни местными, ни федеральными актами.

Не забывайте также, что помимо непростой процедуры оформления изменения вида пользования участка, вам придется еще и заплатить за такое изменение.

На заметку

Если вы решаете приобрести земельный участок, то первым делом обращайте внимание на категорию и на разрешенное использование земельных участков. Ведь можно сразу поискать участок с необходимыми для вас видами пользования. К примеру, если вам нужна земля для фермерского хозяйства, а в свидетельстве о праве на земельный участок будет указано, что он предназначен для садоводства, то заниматься фермерством на таком участке не получится.

Еще сложнее будет, если вы захотите изменить категорию земельных угодий. Ведь для этого потребуется заключение экологической экспертизы, а также масса иных согласований. Более того, в некоторых случаях ЗК и другие нормативные акты содержат запрет на перевод земель из одной категории в другую. Поэтому если вы решите изменять категорию земли, приготовьтесь к серьезным трудностям. Поменять вид разрешенного использования земельного участка легче, однако и при таком запросе можно получить отказ, если местная администрация установит, что данное изменение будет противоречить закону или локальным актам.

Статья написана по материалам сайтов: passus.ru, zakonometr.ru, 1kvartirka.ru, base.garant.ru, fb.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector