+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд 2019

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд – это одна из функций по управлению земельными ресурсами. Оно является способом обеспечения запланированного в будущем использования земель, предпосылкой к изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд [1] .

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен ст. 70.1 ЗК РФ.

Резервирование земель, как правило, является предварительным этапом изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст. 49 ЗК РФ и может осуществляться по тем же основаниям, что и изъятие, в случаях:

1) выполнения международных обязательств РФ;

2) размещения следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

– объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

– объекты использования атомной энергии;

– объекты обороны и безопасности;

– объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

– объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

– объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;

– линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

– объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

– автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иных обстоятельств в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Перечень не является закрытым. Так, в соответствии с п. 5 ст. 95 ЗК РФ в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Пунктом 3 ст. 102 ЗК РФ предусмотрено резервирование земель для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий [2] .

Земельный кодекс РФ допускает иные обстоятельства, установленные федеральными законами, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, основания, установленные законами субъектов РФ [3] .

Таким образом, под резервированием земель для государственных или муниципальных нужд, находящихся в собственности у физических и (или) юридических лиц или предоставленных им в пользование, могут попадать только те земли, на которых предполагается размещать объекты или осуществлять деятельность, перечисленные в ст. 49 ЗК РФ, а также в ст. 95 и 102 ЗК РФ. Кроме того, резервирование таких земель может быть обусловлено и иными обстоятельствами, но только в случае прямого указания об этом в федеральном законе или законе субъекта РФ. В субъектах РФ могут устанавливаться случаи резервирования земель для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, что соответствует ст. 10–11 и подп. 3 п. 1 ст. 49 ЗК РФ [4] .

Так, по ст. 25 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 О землепользовании в городе Москве» резервирование земель для государственных нужд г. Москвы осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также иных объектов, в соответствии с федеральным законодательством. Резервирование осуществляется в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд г. Москвы, а также в пределах иных территорий в соответствии с федеральным законодательством.

Перечисленные основания резервирования связаны с планируемым использованием земельных участков. При этом субъективные права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд является основанием отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Резервирование осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий.

Пунктом 3 ст. 70.1 ЗК РФ установлены предельные (максимальные) сроки резервирования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны, на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд может осуществляться на основании документов территориального планирования. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Например, Законом об Олимпийских играх установлены особенности осуществления градостроительных и земельных отношений в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития г. Сочи как горноклиматического курорта. В частности, Российская Федерация с 1 января 2008 г. до 1 января 2014 г. передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, а также указано, что резервирование земель и изъятие земельных участков в целях размещения олимпийских объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования.

Порядок принятия решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утвержден постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости [5] .

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Оно вступает в силу не ранее его опубликования.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в Росреестр в порядке, установленном ст. 15 Закона о кадастре недвижимости.

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае прекращения действия ограничений нрав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в п. 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, обратиться в Росреестр с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

  • [1] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009.
  • [2] См.: федеральные законы от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования», от 30.11.2011 № 365-Φ3 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • [3]Шарапов В. В. Новые варианты предоставления земельных участков для жилищного строительства без аукциона // Право и экономика. 2007. № 6. С. 83-87.
  • [4]Сидорова Е. Л. Анализ арбитражной практики по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Законодательство и экономика. 2010. № 10. С. 54–59; Волков Г. А. Разрешительный тип правового регулирования земельных отношений как основное начало земельного права // Хозяйство и право. 2005. № 2. С. 91.
  • [5] См.: Закон о кадастре недвижимости.

Содержание

Это интересно:  Как продать квартиру через риэлтора: пошаговая инструкция

Статья 70.1 Земельного кодекса. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 70.1 ЗК РФ

1. Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (выполнение международных обязательств, размещение названных в ст. 49 объектов при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов).

При размещении объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, создании особо охраняемых природных территорий, строительстве водохранилищ и иных искусственных водоемов резервирование допускается, если эти земли находятся в государственной или муниципальной собственности и не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Следовательно, если требуются земельные участки для названных нужд и эти участки находятся в частной собственности или предоставлены в пользование граждан и юридических лиц, то должен быть применен другой вариант изъятия земель, отвечающий условиям, сформулированным в п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ.

2. Еще одно основание резервирования земель названо в п. 2 ст. 70.1. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Здесь важным моментом является то, что резервирование земель устанавливается в зонах планируемого размещения объектов, что заранее известно пользователям этих участков и предупреждает их от излишних затрат в процессе использования земли.

3. Срок резервирования — весьма важное условие этого ограничения использования земли, так как оно требует соответствующего продуманного поведения владельца земли. Земельный кодекс устанавливает заранее определенные сроки резервирования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ в соответствии с его компетенцией, установленной Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 2 марта 2007 г.) .

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2007. N 6. Ст. 680; 2007. N 10. Ст. 1147.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

  • необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
  • необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
  • необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
  • необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
  • необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
  • необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.

Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

  • имеющих федеральное значение;
  • имеющих региональное значение;
  • имеющих муниципальное значение.

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнических отраслей экономики;
  • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры.

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд

В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.

Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.

Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.

Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:

  • документ о планировании территорий;
  • документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
  • программы по проведению геологического изучения недр.

К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.

Порядок принятия решения о резервировании, его содержание

Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.

Это интересно:  Если ребенок родился вне брака

Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:

  • цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
  • реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
  • полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
  • сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
  • полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.

В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.

Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель

На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:

  • два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
  • семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
  • двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.

В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:

  • истечение срока, предусмотренного решением;
  • предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
  • государственный орган принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном законом порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд

О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОРЯДКА

РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Принят Государственной Думой 20 апреля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2007 года

В пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 01.01.01 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 50, ст. 5279) слова «земельных участков» заменить словом «земель».

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464) дополнить подпунктом 10.1 следующего содержания:

«10.1) резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации;».

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3128; 2006, N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 9:

а) подпункт 4 после слова «порядка» дополнить словами «резервирования земель,»;

б) подпункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;»;

2) пункт 1 статьи 10 после слова «относятся» дополнить словом «резервирование,»;

3) пункт 1 статьи 11 после слова «относятся» дополнить словами «резервирование земель,»;

4) статью 22 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.»;

5) статью 23 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

«4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.»;

6) пункт 5 статьи 27 дополнить подпунктом 13 следующего содержания:

«13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.»;

7) в пункте 4 статьи 28:

а) в абзаце первом слова «для строительства,» исключить;

б) в абзаце четвертом слова «резервирования земельных участков» заменить словами «резервирования земель»;

8) в пункте 8 статьи 31:

а) абзац второй дополнить предложением следующего содержания: «В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.»;

б) в абзаце третьем слова «независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта» исключить;

9) главу VII дополнить статьей 56.1 следующего содержания:

«Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО,

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ

ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»;

б) дополнить статьей 70.1 следующего содержания:

«Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

2. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.»;

а) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«Допускается использование земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов.»;

б) в пункте 6 слова «зеленые зоны и» исключить;

12) второе предложение пункта 3 статьи 102 исключить.

Внести в статью 28 Федерального закона от 01.01.01 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2006, N 17, ст. 1782) следующие изменения:

1) абзац третий пункта 3 дополнить словами «, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон»;

а) в абзаце шестом слово «(зарезервированные)» исключить;

б) абзац седьмой признать утратившим силу;

в) дополнить абзацем следующего содержания:

«Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.».

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21) следующие изменения:

1) пункт 20 части 1 статьи 14 после слова «резервирование» дополнить словом «земель»;

2) пункт 26 части 1 статьи 16 после слова «резервирование» дополнить словом «земель».

Внести в статью 11 Федерального закона от 01.01.01 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498) следующие изменения:

1) в абзаце первом слово «Перевод» заменить словами «1. Перевод», после слов «таких земель» дополнить словами «, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель,»;

Это интересно:  Исполнительное производство по кредиту

2) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов.».

Подпункт «ж» пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21) изложить в следующей редакции:

«ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;».

Федеральный закон от 01.01.01 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; N 30, ст. 3122; 2006, N 1, ст. 17; N 27, ст. 2881; N 52, ст. 5498) дополнить статьей 3.1 следующего содержания:

2. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения подлежит согласованию в случае, если предполагается размещение такого объекта на земельном участке, который находится в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена либо в муниципальной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения направляется на согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется размещение такого объекта капитального строительства.

3. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения подлежит согласованию в случае, если предполагается размещение такого объекта на землях, находящихся в федеральной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения направляется на согласование уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

4. Срок согласования проекта границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не может превышать один месяц со дня направления указанного проекта на согласование. Неполучение заключения на проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в установленный настоящей частью срок рассматривается как согласие таких органов с указанным проектом.

5. В случае получения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации от уполномоченного федерального органа исполнительной власти мотивированного заключения о несогласии с проектом границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о создании согласительной комиссии в порядке, установленном частью 8 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать один месяц.

6. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения при наличии вопросов, возникших в ходе согласования такого проекта и оставшихся несогласованными с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.».

Акты о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, являются юридически значимыми. Срок резервирования указанных земельных участков не может превышать предельные сроки резервирования земель, установленные Земельным кодексом Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в течение шести месяцев после дня вступления в силу настоящего Федерального закона издает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Государственный контроль

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Содержание статьи:

Основания для резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель это действия, направленные на перераспределение земельных участков и выполнение государственно-властных полномочий в отрасли земельных взаимоотношений. Резервирование выступает первичной стадией изъятия земли.

Участки, предназначенные для удовлетворения нужд муниципалитета либо государственных руководящих структур, резервируются на промежуток, не превышающий трёх лет. Участки, принадлежащие муниципалитету и государству и упоминающиеся в заявке высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, предназначенные для организации отдельной экономической зоны России, резервируются максимум на два года. Участки, которые принадлежат муниципалитету либо государству и не предоставлены юридическим либо физическим лицам для возведения на них объектов транспортной отрасли (железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта, метрополитена, автодорог), резервируются на период до 20 лет.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Земельным кодексом (статья 70.1) установлено, что резервирование выполняется в ряде ситуаций:

  1. Земли требуются для выполнения международных обязанностей России перед другими государствами.
  2. На землях должны быть размещены объекты муниципальной либо государственной значимости из-за невозможности построить их в других местах. К этим объектам следует отнести:
    • строения энергосистем региональной либо федеральной значимости;
    • сооружения по обеспечению безопасности государства;
    • строения отрасли путей сообщения, связи, транспорта региональной либо федеральной значимости;
    • сооружения, предназначенные для ведения деятельности «космического» направления;
    • объекты отрасли снабжения населения и предприятий водой, теплом, газом, электричеством.

Пределы территорий резервирования земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земельных участков осуществляется в соответствии с документом по планировке обособленных земельных зон либо различными законодательными актами. К таким зонам принадлежат участки, на которых планируется размещение объектов местного, регионального, федерального значения, расположенные на территории, упоминающейся в заявке высшего органа власти субъекта РФ. Резервированию подлежат следующие земли:

Порядок резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд выполняется в порядке, рекомендованном положением №561 (22.07.2008). Этапы резервирования:

  1. Оформление ходатайства о резервировании земель. Ходатайство направляется на рассмотрение главе муниципалитета либо руководителю субъекта РФ.
  2. Принятие решения о резервировании участка. Решение выносится на основании следующих документов:
    • справок, в которых указывается планировка участка;
    • по территориальной планировке — в ситуациях, когда будет создаваться охраняемый природный объект либо размещаться объект охраны и безопасности государства;
    • государственной программы по геологическому изучению почвы и недр и их дальнейшему рациональному использованию.
  3. Подготовка решения. Оно составляется на основе информации, полученной с госкадастра недвижимости. В оформляемом акте должна указываться следующая информация:
    • цели и периоды резервирования земель;
    • реквизиты справок, являющихся основой для резервирования;
    • ограничения прав на зарезервированные земли;
    • время и место, в котором проходило ознакомление заинтересованных граждан со схемами участков.
  4. Публикация принятого решения официальными СМИ того округа, на территории которого расположены резервируемые земли. После публикации решение обретает силу.
  5. Орган, принимавший решение, отправляет копию документа и схему участка в Росреестр.
  6. Государственная регистрация ограничения прав. Она выполняется на протяжении 10 дней после поступления необходимой документации.

Пример по резервированию земельных участков для государственных или муниципальных нужд

В посёлке Славгороде в январе 2013 года зарезервирован земельный участок садоводческого товарищества, расположенного на окраине городка. Решение о резервировании данного угодья было опубликовано в местных газетах. Садоводческие земли резервировались с целью расширения городской зоны.

В конце 2013 года члены товарищества изъявили желание приватизировать садоводческие земли. Однако в приватизации им отказали из-за регистрации прав ограничения на землю товарищества. Представители товарищества подали иск в суд с целью признать отказ в приватизации неправомерным. Судебный орган рассмотрел дело. Решение суда по возникшим спорам следующее: «Признать отказ о приватизации правомерным, так как резервирование земель осуществлено в полном соответствии с законодательством и документами по застройке и планировке муниципальных образований, и согласно им предусмотрено возведение на территории товарищества городских объектов».

Заключение

Подводя итоги статьи нужно выделить несколько важных моментов:

  1. Минимальный период резервирования земельного участка – 2 года, а максимальный – 20 лет.
  2. Решение о резервировании обретает силу после его публикации в СМИ.
  3. По окончании периода резервирования, земельный участок исключается из перечня зарезервированных.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по резервированию земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Андрей Степанович. Я обладаю небольшим участком земли (17 соток) на окраине городка, в котором проживаю вместе с семьёй. Городская мэрия планировала построить небольшое утилизирующее предприятие в нашем районе (в той стороне, где расположен мой участок), поэтому она зарезервировала земли для нужд муниципалитета. После резервирования прошло 2,5 года. Поэтому у меня возникает вопрос: может ли когда-то закончиться срок резервирования земли, и как я узнаю об этом?

Ответ: Добрый день, Андрей Степанович. Согласно ЗК РФ (пункт 3, статья 70.1), ваш участок может быть максимально зарезервирован на три года. Поэтому период его резервирования истекает через 6 месяцев. Далее, принимая во внимание постановление правительства №561, представители мэрии вашего города должны на протяжении месяца (тридцать дней), с момента истечения срока резервирования, обратиться в Росреестр. В момент обращения предоставляется заявление об исключении вашего участка из перечня зарезервированных земель и последующей регистрации прекращения прав, появившихся в результате резервирования. Поэтому, чтобы узнать снят ли ваш участок с учета, вам потребуется обратиться за информацией в Росреестр.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, rulaws.ru, advokat-malov.ru, pandia.ru, zk-expert.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector