+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Разбирательство дел в судах открытое

Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы России (общей юрисдикции, включая военные, и в арбитражных судах) рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел происходит гласно, в открытых судебных заседаниях. На судебные заседания допускаются все граждане, а по уголовным делам – не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по делу.

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой – свидетельствует о демократических началах судопроизводства. В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио– и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

В целях усиления воспитательной роли правосудия практикуются различные способы расширения гласности в деятельности суда: организация выезд’ ных процессов на предприятиях, в учреждениях и организациях, в отдельных поселках и других населенных пунктах вне местонахождения суда. Не запрещена и используется на практике трансляция судебных процессов по радио и телевидению.

В открытых судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела рассматриваются не только в первой инстанции, но и в кассационном (апелляционном) порядке. В исключительном – надзорном – порядке суд приглашает на заседание обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов и их представителей лишь в случае, когда сочтет необходимым.

Закон, проводя в жизнь принцип гласности деятельности суда, четко установил случаи, когда может проводиться закрытое судебное заседание.

В уголовном судопроизводстве это делается в случаях, когда необходимо сохранить государственную тайну, а также по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, о половых и иных преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо связанных с унижением их достоинства. Заседание может быть закрытым, если того требуют интересы обеспечения безопасности участников процесса, членов их семей и близких. В частности, такая практика находит свое применение по делам о террористической деятельности.

В гражданском судопроизводстве процесс может быть закрытым с целью неразглашения факта усыновления, сохранения тайны переписки и в некоторых других случаях, в арбитражном судопроизводстве – дополнительно – при удовлетворении судом ходатайства участвующих в деле лиц, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой тайны.

Приговор и решение суда во всех случаях провозглашается публично.

Вопрос 21 Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов).

Сущность принципа открытого разбирательства дел во всех судах состоит из нескольких взаимосвязных элементов.

1. Суд рассматривает уголовные, гражданские, арбитражные дела, а также дела, возникающие из административных правонарушений, и обращения в Конституционный Суд РФ в открытом заседании. Доступ в зал судебного заседания свободен для всех лиц, достигших определенного возраста, вне зависимости от гражданства и пола, в том числе представителей прессы и др. лиц. При этом не имеет значение- являются ли они участниками судопроизводства или нет.

2. Ход и результаты судопроизводства могут свободно освещаться в СМИ.

3. Вступившие в законную силу акты правосудия (приговоры, решения и т.п.) должны быть доступны для всех граждан РФ, могут использоваться и распространяться всеми не запрещенными законом способами.

Приминительно к российсикому законодательству некоторые обстоятельства конкретизированы, что позволяет исключения из рассматриваемого принципа условно подразделить на две группы.

1 Группа с установлением обстоятельств, когда лица могут не допускаться в зал судебного заседания или могут удаляться из него.

2 группа связана с установлением обстоятельств, при наличии которых суд может принять решение о проведении закрытого судебного заседания.

При разбирательстве уголовных дел закрытое суд. заседание допускается в случаях, когда:

— открытое суд. заседание может привести к разглашению гос. или иной охраняемой ФЗ тайны;

— рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;

— рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и др. преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинства;

— этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или блихких лиц.

Вопрос22. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.

Согласно Федеральному закону «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807–1 судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других федеральных арбитражных судах, военных судах, а также делопроизводство в правоохранительных органах Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации, а также делопроизводство в правоохранительных органах субъектов Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд или правоохранительный орган. Лица, участвующие в деле и не владеющие языком, на котором ведутся судопроизводство и делопроизводство в судах, а также делопроизводство в правоохранительных органах, вправе выступать и давать объяснения на родном языке или на любом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Вопрос №24. Федеральные суды и суды субъектов РФ. Их соотношение.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: консти-

туционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и яв-

ляющиеся судами общей юрисдикции мировые судьи (ч. ч. 2-4 ст. 4

Федерального конституционного закона «О судебной системе Рос-

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Феде-

рации создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Кон-

ституционного Суда РФ, но на уровне не Российской Федерации, а

всего лишь субъекта Российской Федерации. И соответственно он

рассматривает вопросы соответствия законов субъекта Российской

Федерации, нормативных правовых актов органов государственной

власти субъекта Российской Федерации, органов местного само-

Это интересно:  Как оплатить покупку в интернет магазине по карте Сбербанка

управления субъекта Российской Федерации не Конституции РФ, а

конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Кроме того,

он правомочен производить толкование самой конституции (устава)

субъекта Российской Федерации.

Каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно

разрабатывается и устанавливается законом субъекта Российской

Федерации порядок осуществляемого конституционным (уставным)

судом данного субъекта Российской Федерации судопроизводства.

Между тем одно из положений, составляющих данный порядок за-

креплено в ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона «О

судебной системе Российской Федерации». Оно заключается в том,

что решение конституционного (уставного) суда субъекта Россий-

ской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может

быть пересмотрено иным судом.

Так как это не федеральный орган, а суд субъекта Российской

Федерации, то и его финансирование производится за счет средств

бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а не за

счет федерального бюджета.

Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера-

ции являются мировые судьи. Компетенция, порядок деятельности

мировых судей и порядок создания должностей мировых судей ус-

танавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным

законом «О судебной системе Российской Федерации», иными фе-

деральными конституционными законами, Федеральным законом «О

мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения

(избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также за-

конами субъектов Российской Федерации.

В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта

Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого

мировыми судьями по уголовным и гражданским делам устанавли-

вается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосу-

дия по делам об административных правонарушениях, может уста-

навливаться также законами субъектов Российской Федерации. Не-

смотря на то, что мировые судьи признаются судами субъекта Рос-

сийской Федерации, правосудие они должны осуществлять именем

Правоохранительные органы

Открытое разбирательство дел во всех судах

«Разбирательство дел во всех судах, — говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, — открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Суть данного принципа состоит в стремлении дать возможность всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это, по идее, должно способствовать демократизму правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство судебного дела, является своеобразной формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным. Реализация такой идеи, совершенно очевидно, в конечном счете не может не сказаться положительно на поддержании социального престижа суда и правосудия на необходимом уровне.

Вместе с тем из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям судья может не допустить лиц моложе 16 лет; из-за недостаточности размеров зала и в целях поддержания необходимого порядка он вправе распорядиться об ограничении доступа посетителей.

Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда. Например, ст. 241 УПК разрешает суду при рассмотрении уголовных дел своим мотивированным решением (постановлением или определением) закрыть двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, в случаях, когда:

  • разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
  • рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;
  • рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
  • этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Негласные заседания возможны при принятии судьями решений по некоторым конкретным вопросам, связанным с уголовными делами (дача согласия на обыск, прослушивание телефонных переговоров или выемку почтово-телеграфной корреспонденции, проверка законности или обоснованности заключения под стражу или продления его срока и др.). Допускается по решению судьи (суда) закрытие судебных заседаний и в иных случаях (для обеспечения тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки граждан).

Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением всех установленных законом правил судопроизводства. Принятые решения по гражданским или приговоры по уголовным делам всегда оглашаются публично.

Открытое разбирательство дел во всех судах, гласность судопроизводства

Конституцией РФ установлено: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123).

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен также в процессуальном законодательстве Российской Федерации – ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 24.3 КоАП РФ и ст. 241 УПК РФ. Эго соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 14) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 6).

Суть данного принципа заключается в том, что суд рассматривает гражданские, арбитражные, административные, уголовные и иные дела в открытом судебном заседании. Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, вправе присутствовать при судебном разбирательстве любого гражданского, уголовного и иного дела. Исключение составляют случаи, когда суд в соответствии с законом принимает решение о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании.

Значение данного принципа заключается в установлении «прозрачности» правосудия, возможности своеобразного контроля со стороны граждан, общественности, средств массовой информации за правосудием, что является дополнительной гарантией объективности, законности и справедливости принимаемых судом решений, четкого осуществления предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия.

Обязательность открытого разбирательства дел распространяется на все судебные инстанции – первую, вторую (апелляционную), кассационную и надзорную.

Законодатель, проводя в жизнь конституционный принцип гласности судопроизводства, установил случаи, когда рассмотрение дел может проводиться в закрытых судебных заседаниях:

– при необходимости соблюдения других охраняемых законом интересов – интересов соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны (частной жизни, коммерческой тайны, факта усыновления (удочерения) ребенка;

– когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного делопроизводства;

– в других случаях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 11 АПК РФ; ч. 2 ст. 10 ГПК РФ; ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ; ч. 2 ст. 241 УПК РФ).

В зависимости от обстоятельств дела по этим основаниям закрытым может быть либо все судебное заседание, либо его часть. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение или постановление.

Однако во всех случаях дела в закрытых судебных заседаниях рассматриваются с соблюдением всех правил судопроизводства, а судебные решения и приговоры (во всяком случае, вводная и резолютивные части) оглашаются публично в открытом судебном заседании.

Это интересно:  Права ребенка на жилплощадь - при разводе родителей, несовершеннолетнего, отца, инвалида, прописанного, после приватизации, при рождении

Презумпция невиновности

Презумпция – предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное [1] . Из этого следует, что каждый человек – добропорядочный, пока иное не будет доказано.

Принцип презумпции невиновности отражен в ряде международных правовых актов. Так, в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что «каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону». Схожая по смыслу формулировка содержится в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Суть принципа невиновности в российском судопроизводстве сформулирована в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» и в ст. 14 УПК РФ.

Основные положения уголовно-процессуального законодательства о презумпции невиновности сводятся к следующему:

– никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом;

– виновность лица в совершении преступления должна быть доказана надлежащими субъектами уголовно-процессуальной деятельности (дознавателем, следователем, прокурором, частным обвинителем, потерпевшим и др.) путем сбора, оценки и проверки доказательств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом с соблюдением требований всех уголовно-процессуальных норм;

– доказательства, полученные с нарушением требований закона, являются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения;

– обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, он может давать показания или отказаться от этого;

– запрещено добиваться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер;

– признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью других, собранных по делу доказательств;

– все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Действие презумпции невиновности в отношении привлекаемого к уголовной ответственности гражданина прекращается с момента установления его вины в совершении преступления вступившим в законную силу приговором суда. Вина лица должна быть установлена доказательствами, исследованными в судебном заседании, приговор суда не может быть основан на предположениях.

В силу презумпции невиновности, если вина лица в совершении преступления не установлена рассмотренными в суде доказательствами, лицо будет считаться невиновным. В этом случае суд выносит оправдательный приговор.

Участие граждан в отправлении правосудия. Конституция РФ предусматривает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32).

Такое участие граждан в разбирательстве судебных дел проявляется в выполнении обязанностей присяжных либо арбитражных заседателей.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (ст. 1 Закона присяжных заседателях).

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел о преступлениях, подсудных указанным судам и по ходатайству обвиняемого. Подсудность уголовных дел перечисленным выше судам определена в ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

Впервые в России институт присяжных заседателей был введен во время судебной реформы в 1864 г. В 1917 г. Декретом «О суде» № 1 он был отменен. В ноябре 1991 г. Конституция РСФСР 1978 г. была дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных заседателей. Ныне действующая Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность предоставления права обвиняемому на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Присяжные заседатели – граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом деле. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом (ч. 2 ст. 2 Закона о присяжных заседателях).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ (ч. 1, 2 ст. 4 указанного Закона).

Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели (ч. 1 ст. 5 Закона о присяжных заседателях).

Отбор граждан в списки присяжных заседателей ведется на основе списков избирателей методом случайной выборки. Из числа отобранных для включения в списки присяжных заседателей граждан России исключаются следующие лица:

– не достигшие возраста 25 лет;

– имеющие непогашенную или неснятую судимость;

– признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств (ч. 2 ст. 3 Закона о присяжных заседателях).

От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица старше 60 лет, женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет и другие лица, перечисленные в ч. 7 ст. 326 УПК РФ.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году сроком на 10 дней, а по истечении указанного срока – до конца рассмотрения дела, начатого с их участием.

Правила разбирательства дела с участием присяжных заседателей регулируются УПК РФ (гл. 42, ст. 324–353).

Особенности этой формы участия граждан в осуществлении правосудия заключается в том, что присяжные заседатели решают три основных вопроса:

– доказано ли, что деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении этого деяния (ч. 1 ст. 339 УПК РФ).

В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели могут высказать мнение о том, заслуживает ли он снисхождения. При этом они учитывают наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. Вопросы наказания подсудимого судья решает единолично.

Институт арбитражных заседателей закреплен в ст. 8 Закона о судебной системе и Законе об арбитражных заседателях. Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел регламентируется АПК РФ (ст. 19).

Это интересно:  Бесплатная помощь юристов онлайн

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет (ч. 1 ст. 2 Закона об арбитражных заседателях)

Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений о кандидатах, направленных в суды торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Численность арбитражных заседателей определяется из расчета не менее двух заседателей на одного судью арбитражного суда субъекта РФ, рассматривающего дела по первой инстанции. Срок полномочий арбитражных заседателей – два года (ч. 1 ст. 4 Закона об арбитражных заседателях).

Обеспечение возможности пользования в суде родным языком

Согласно Конституции РФ «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. » (ч. 2 ст. 26).

Закон о судебной системе предусматривает, что судопроизводство и делопроизводство в Конституционном, Верховном, Высшем Арбитражном судах РФ, других арбитражных судах, военных судах осуществляется на русском языке – государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Это положение относится также к судам субъектов РФ (мировых судей, конституционных и уставных судов). Лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом другом свободно выбранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 10).

В вышеупомянутом Законе о государственном языке устанавливает, что государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов РФ (п. 4 ч. 1 ст. 3).

Важность конституционного принципа государственного и национального языка судопроизводства заключается в том, что без декларируемого им права каждого свободно пользоваться родным языком, невозможна реализация многих других основных принципов правосудия, о которых шла речь выше. Нарушение конституционных принципов правосудия влечет, как правило, отмену судебных решений.

  • [1]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1975.

Открытое разбирательство дел во всех судах;

(гласность в деятельности судов)

Ч. 1 ст. 123 Конституции РФ предусматривает, что «разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 24.3 КоАП РФ.

П. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах

Ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сущность принципа открытого разбирательства дел во всех судах состоит в том, что.

1. Суд рассматривает дела в открытом судебном заседании, при котором всем гражданам обеспечивается свободный доступ в зал судебного заседания.

В ходе судебного заседания присутствующие лица имеют право фиксировать в письменной форме или с помощью средств аудиозаписи ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда, если это не отразится на судебном процессе.

Однако из общего правила об открытом судебном разбирательстве есть исключения, вызванные некоторыми обстоятельствами, и основанные на Конституции РФ и ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод («судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо – при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия»).

Закрытое судебное заседание по уголовным делам допускается в случаях, если:

— открытое судебное заседание может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

— рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

— рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

— этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

— из педагогических соображений в зал, где проходит судебное заседание по уголовному делу, не допускаются без соответствующего разрешения председательствующего судьи лица моложе 16 лет;

— количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства.

Закрытое судебное заседание по гражданским делам допускается в случаях, если:

судебные заседания проводятся по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также в случаях необходимости сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни граждан или иных обстоятельств, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела.

При разбирательстве дел в арбитражных судах закрытые судебные заседания могут проводиться в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Разбирательство дел в закрытых судебных заседаниях допускается только по мотивированному решению (постановлению или определению) суда. Закрытое судебное заседание может проводиться в отношении всего или части судебного разбирательства.

Итоговый акт правосудия (приговор или решение) должен оглашаться публично. Исключение составляет лишь случай, когда объявление решения по гражданскому делу затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ст. 10 ГПК РФ). В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора (ст. 241 УПК РФ).

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studfiles.net, isfic.info, studme.org, studopedia.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector