+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Процедура медиации в гражданском процессе: определение понятия и задачи медации

Отделение – НБ Республика Бурятия

Содержание

Получатель

УФК по РБ (МРИ ФНС России №2 по Республики Бурятия)

Расчетный счет

Понятие, принципы и области применения медиации

1. ПОНЯТИЕ МЕДИАЦИЯ»

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» — посредничать. Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

2. ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

  • добровольность;
  • равноправие сторон;
  • нейтральность, беспристрастность медиатора;
  • конфиденциальность.

Добровольность: в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Равноправие сторон: ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность: все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

3. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Прибегнуть к процедуре медиации можно по следующим категориям споров:

  • споры из гражданских правоотношений (предпринимательская, иная экономическая деятельность и др.);
  • споры из трудовых правоотношений;
  • споры из семейных правоотношений;
  • споры из иных правоотношений (если прямо предусмотрено в федеральных законах).

В Законе о медиации закреплено, что к процедуре нельзя прибегнуть в случае:

  • коллективного трудового спора;
  • спора, возникшего из вышеперечисленных отношений, если он затрагивает или может затронуть права третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, либо публичные интересы.

Если спор уже рассматривает суд общей юрисдикции или арбитражный суд, это не ограничивает право сторон воспользоваться медиацией.

В соответствии с рядом процессуальных норм одной из задач судьи является содействие примирению сторон. Так в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязан разъяснить сторонам, помимо прочего, их право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, а также о вытекающих из этого последствиях (ст. 135 АПК РФ).

Основы знаний о процедуре медиации

В результате изучения гл. 37 студент должен:

• понятие и правовую природу процедуры медиации как одного из частноправовых инструментов защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

• понятие и принципы проведения процедуры медиации;

• требования, предъявляемые к медиаторам;

• правовое регулирование процедуры медиации;

• виды медиации и основания классификации;

• оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере процедуры медиации;

• правильно применять, соблюдать и толковать правовые нормы, регулирующие процедуру медиации;

• принимать решения и совершать юридически значимые действия в точном соответствии с законодательством о медиации;

• давать квалифицированные юридические консультации по вопросам процедуры медиации;

• правильно составлять и оформлять юридические документы в сфере процедуры медиации;

• юридической терминологией во вопросам альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника;

• навыками работы с правовыми документами при реализации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника;

• навыками анализа правоприменительной практики в сфере медиации.

Понятие и общий порядок проведения процедуры медиации

Как правило, процедура медиации описывается как одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ, alternative dispute resolution, ADR) с участием третьего нейтрального, беспристрастного и не заинтересованного в конфликте субъекта – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия всех решений и договоренностей [1] .

Следует заметить, что часто употребляемое словосочетание «альтернативная технология» не совсем подходит для процедуры медиации, так как если опираться на этимологию слова «альтернатива», то нужно прийти к выводу о том, что это выбор одного из нескольких вариантов, а также невозможность возвратиться или выбрать другое. Иными словами, если следовать буквальному смыслу: выбрал медиацию – к процедуре судебной защиты уже вернуться нельзя. Но это не так. Судебная защита была и остается прочным фундаментом правовой формы охраны и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов. При этом нужно отметить, что в рамках альтернативной процедуры урегулирования споров термин «альтернатива» описывает не только действия посредника, в качестве близских по значению слов нередко используются: дружественное, ускоренное, лучшее или инновационное разрешение споров [2] .

Легальное определение медиации следующее: это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Φ3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). Приведенное определение далеко от идеального хотя бы потому, что оно не окончено, если брать во внимание ч. 4 ст. 12 указанного Закона о взаимоприемлемом и медиативном соглашении.

Несмотря на некоторую неоднозначность понятия медиации, тем не менее концепция самой медиации опирается на следующие признаки:

1) наличие переговоров;

2) участие нейтрального субъекта – медиатора.

Переговоры иногдп приравнивают к процедуре или процессу, с чем в целом можно согласиться. Как правило, в переговорах выделяют следующие этапы (части):

– подготовка к ведению переговоров;

– оценка достижений в области ведения переговоров.

Медиатор – это ключевая фигура в переговорном процессе, поэтому он должен отвечать определенным требованиям, состав которых зависит от того, осуществляет медиатор деятельность на профессиональной или непрофессиональной основе (ч. 1 ст. 15 Закона).

В соответствии с общими требованиями лицо-медиатор (непрофессиональная и профессиональная основы) обязан быть:

1) совершеннолетним и дееспособным;

Кроме того, он не должен:

3) замещать государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, а также должности муниципальной службы;

4) быть представителем какой-либо стороны;

5) оказывать стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

6) быть заинтересован (прямо или косвенно) в получении выгодного результата для той или иной стороны, в том числе состоять с конфликтующим лицом в родственных отношениях;

7) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Специальные требования, установленные только для профессиональной медиации, таковы:

1) возраст медиатора не менее 25 лет;

2) медиатор должен имеет высшее профессиональное образование;

3) медиатор обязан пройти обучение по определенной программе.

Во исполнение последней обязанности принято постановление Правительства РФ от 03.12.2010 № 969 «О программе подготовки медиаторов», а также издан приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов».

Источниками возникновения специальных требований также могут служить соглашение сторон для непрофессионального медиатора и правила проведения процедуры медиации для профессионального медиатора.

В целях наиболее полного определения статуса медиатора подобает обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, деятельность медиатора не следует квалифицировать в качестве предпринимательской (здесь можно провести некую аналогию статусов медиатора, адвоката, отчасти нотариуса). Во-вторых, нужно сконцентрироваться на ответственности медиатора. В ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Φ3 акцент сделан только на гражданской правовой ответственности, которая определяется положениями ГК и при множественности лиц за причиненный ущерб будет являться долевой или солидарной. Но не следует нивелировать и иные виды ответственности по отраслевой принадлежности последствий (прежде всего административную, дисциплинарную и уголовно-правовую).

Сегодня можно с уверенностью сказать, что медиация вообще может считаться самостоятельным способом урегулирования частноправовых конфликтов, что собственно подтверждается принятием и введением в действие Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ΦЗ. Однако было бы неверным совсем исключать применимость медиации к публично-правовым конфликтам: спорные дела разные, а технология урегулирования конфликтов более или менее универсальна. Именно она создает конкурентную среду, благоприятную для выработки обоюдоприемлемых решений для конфликтующих сторон, которыми могут являться как частные лица, так и органы публичной власти.

Итак, медиация – это один из методов мирного разрешения споров, который представляет собой формальный процесс согласования позиций, осуществляемый при активном участии нейтрального лица (медиатора), выбранного совместно сторонами спора или в установленном ими формальном порядке.

Цель медиации состоит не в выяснении того, кто прав или виноват, а в поиске компромиссной идеи, решения, «дорожной карты», которые приемлемы для сторон конфликта. Термин «поиск» не случаен. Он дает широкую возможность проявить медиатору инициативу, знания, умения, опыт, компетенцию в деле достижения задач медиации. Как уникально каждое дело в суде общей или арбитражной юрисдикции, так же уникально каждое дело в рамках процедуры медиации.

Это интересно:  Как считать период просрочки застройщика для взыскания неустойки при отказе подписать акт?

Для проведения медиации необходимо согласие на это сторон, которое оформляется письменно либо же оно может быть частью ранее заключенного договора, послужившего причиной разногласий. Кроме того, конфликтующие вправе составить отдельный документ как до, так и после возникновения юридического спора.

Само проведение процедуры медиации охватывает несколько основных этапов. Подготовительный этап ориентирован на выбор и назначение медиатора. Решение по этому вопросу принимают стороны по взаимному согласию. При его недостижении кандидатура медиатора определяется организацией, организующей процедуру медиации (ст. 9 Закона). На этом же этапе через посредника впервые обсуждаются различные аспекты возникшего конфликта. До встречи с посредником стороны вправе обменяться значимыми для спора документами.

Во время проведения основного этапа и встречи сторон с медиатором устанавливаются особенности планируемой процедуры переговоров и согласовывается график мероприятий по урегулированию спора. Посредник может предложить сторонам проведение некоторых консультаций «тет-а-тет», т.е. без участия оппонента.

В дальнейшем процесс медиации проходит по утвержденному графику. При этом следует знать два момента:

– согласно ст. 13 Закона срок проведения процедуры медиации не может превышать более чем 60 дней, а если спор особо сложный, то не более 180 дней, за исключением дел, переданных на разрешение из суда или третейского суда, общий предельный срок которых в 60 дней не подлежит изменению;

– в силу ч. 4 ст. 7 Закона моментом, с которого начинается процедура медиации, является день заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. Здесь может иметь место определенная трудность установления начала течения срока, если в гражданско-правовом договоре есть ссылка на урегулирование спора с участием медиатора. В целях избежания проблем, как представляется, требуется заключение дополнительного соглашения о начале течения срока процедуры медиации.

Переговоды завершаются итоговым результатом, которым может быть: мировое соглашение, отказ от иска, признание иска либо медиативное соглашение, содержание которого определяется ст. 12 Закона. Последнее прямо не предусмотрено ГПК и АПК, поэтому, исходя из принципа процессуальной формы, суд не компетентен утверждать такое соглашение своим определением, а значит, оно не подлежит принудительному исполнению. Равным образом, не предусматривается и оспаривание медиативного соглашения. Однако допустимо прибегнуть к способу, который позволяет принудительно привести медиативное соглашение в исполнение. Это можно сделать путем обращения в третейский суд, с тем чтобы медиативное соглашение было оформлено в качестве решения третейского суда. Например, согласно Регламенту Объединенной службы медиации (посредничества) при Российском союзе промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП) соглашение об урегулировании спора, заключенное сторонами в результате примирительной процедуры, может быть передано ими в третейский суд по разрешению корпоративных споров при РСПП для оформления в качестве решения третейского суда (п. 14.2 Регламента). Впоследствии такое решение приводится в исполнение в порядке, предусмотренном гл. VIII Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» и гл. 47 ГПК и 30 АПК.

  • [1] О развитии отечественной процедуры медиации подробнее см.: Кузбагаров А. Н. Примирение сторон по конфликтам частноправового характера. СПб, 2010; Лазарев С. В. Основы судебного примирения. М., 2011.
  • [2]Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции: дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 17–18.

Медиация как альтернативный способ урегулирования спора в гражданском процессе

1.2. Понятие и признаки медиации

С принятием Закона о медиации, а также изменениями в действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (далее ГПК РФ), в частности, в ст. 150, в связи с введением термина «процедура медиации» начат новый этап в развитии медиативного направления в гражданском процессе. Исследование медиации необходимо начать с изучения понятия. Термин «медиация» происходит от латинского «mediare» (посредничать, выступать в роли лица, при участии которого ведутся переговоры). Для этого представляется важным проанализировать сложившиеся в отечественной и зарубежной науке подходы к определению понятия медиации, признаки и отличительные черты данной процедуры, ее соотношение с иными способами урегулирования и разрешения правовых споров. В зарубежной литературе выделяют два подхода к определению понятия медиации: концептуальный и описательный. Концептуальный подход предполагает определение понятия через основные принципы, цели и задачи примирительной процедуры с участием посредника. К типичным определениям концептуального характера можно отнести следующее: медиация — это добровольная конфиденциальная процедура урегулирования спора, в ходе которой нейтральное лицо (медиатор) содействует сторонам в проведении переговоров в целях заключения взаимоприемлемого соглашения. Концептуальные определения носят теоретический характер и позволяют получить представление скорее об идеальной модели медиации, нежели о том, что в действительности происходит во время примирительной процедуры. Описательный подход, напротив, в большей степени приближен к практике. Например, известный в Великобритании специалист по семейной медиации М. Робертс предлагает следующее определение: «Медиация — это процедура урегулирования конфликта, при которой спорящие стороны встречаются с медиатором и разговаривают, после чего делают попытку разрешить противоречия«. Несмотря на то, что в России процедура примирения сторон при содействии посредника применяется давно, проблема определения понятия медиации остается неразрешенной. Так, И.В. Решетникова предлагает рассматривать медиацию как форму примирения сторон, в ходе которой нейтральное лицо, избранное добровольно сторонами (исходя из его компетенции и авторитета), проводит переговоры. А.А. Брыжинский понимает под посредничеством (медиацией) урегулирование спора или конфликта между сторонами с участием третьего лица (посредника) с целью выработки взаимоприемлемого соглашения сторон по спорным вопросам. И.Ю. Захарьящева рассматривает посредничество как один из способов альтернативного разрешения спора, направленного на достижение взаимоприемлемого и целесообразного соглашения между спорящими сторонами в целях добровольного урегулирования правового конфликта полностью или в части на основе конструктивных переговоров и сотрудничества, при котором по взаимному волеизъявлению субъектов — участников спора привлекается посредник (лицо, обладающее квалификацией, необходимой для участия в урегулировании конкретного правового конфликта), решения которого не носят обязательного характера для лиц, имеющих материальную заинтересованность в исходе спора. Можно сделать вывод о том, что в российской научной литературе, посвященной проблемам примирительных процедур, авторы, как правило, придерживаются первого из перечисленных выше подходов к определению понятия медиации. При этом некоторые исследователи делают акцент на содержательном аспекте процедуры, то есть на содействии нейтрального лица переговорам сторон, другие концентрируют внимание в большей степени на результате медиации, а именно мирном завершении конфликта, третья группа специалистов старается отразить как содержание, так и конечную цель проведения примирительной процедуры. Сложность однозначного понимания медиации связана с широким спектром ее применения, разнообразием организационных форм, видов и моделей примирительной процедуры с участием медиатора. Между тем определение понятия исследуемого явления необходимо, во-первых, в целях обеспечения четких представлений относительно сути медиации, а во-вторых, для определения места этого института в российском праве и законодательстве, что, в свою очередь, будет обусловливать направления его дальнейшего развития и совершенствования. Несмотря на различия в подходах к пониманию медиации, большинство исследователей сходятся во мнении, что данная процедура представляет собой переговорный процесс между сторонами, в котором участвует нейтральное лицо — медиатор. В настоящее время в научной литературе принято различать две исторически сложившиеся формы примирения с участием посредника:

1) традиционное посредничество

2) современную медиацию.

Традиционное посредничество являлось одним из первых способов разрешения споров. Оно представляло собой естественное, закономерно существующее в обществе явление, источником которого были философия и религия. Функции посредника, как правило, выполняли наиболее уважаемые и авторитетные члены общины. Сама процедура никак не регламентировалась. С развитием государственности функции разрешения споров в основном перешли к верховным органам власти. В этом смысле традиционное посредничество корректней рассматривать в качестве предшественника государственных механизмов разрешения споров, нежели современной медиации. Из анализа содержания медиации следует, что основными ее участниками являются медиатор и стороны — субъекты спорного правоотношения, а также лица, чьи права и интересы затрагиваются спором. В отличие от судебного процесса, в медиации не может быть третьих лиц, заявляющих или не заявляющих требований относительно предмета спора. Иными словами, все субъекты, чьи права и интересы затрагиваются спорным правоотношением, должны принимать участие в медиации в качестве сторон многостороннего переговорного процесса. На основе изложенного можно сделать вывод, что характерные черты медиации заключаются в следующем:

1) медиация — это самостоятельный способ урегулирования правового спора;

2) медиация — это внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора;

3) участниками медиации являются стороны спорного правоотношения и медиатор. К отличительным признакам медиации можно отнести то, что ее содержание составляют два компонента: переговоры сторон и деятельность медиатора. Таким образом, можно сформулировать следующее определение медиации. Медиация — это самостоятельный внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора путем переговоров сторон при содействии нейтрального лица — медиатора. Согласно п.2 ст. 2 Закона о медиации под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Международное законодательство также содержит данную дефиницию. Согласно п. 3 ст. 1 Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре» под согласительной процедурой понимается процедура, которая может именоваться согласительной, посреднической или обозначаться термином аналогичного смысла и в рамках которой стороны просят третье лицо достичь мирного урегулирования их спора, возникшего из договорных или иных правоотношений либо в связи с ними. Медиацию можно представить как процесс, в ходе которого стороны конфликта при содействии нейтрального посредника определяют проблемы, выявляют пути их решения, проводят анализ вариантов завершения конфликта, выбирают наиболее подходящий вариант разрешения спора, который бы соответствовал интересам обеих сторон. Важным моментом в определении сущности медиации является то, что стороны, обращаясь к посреднику, рассчитывают на установление определенного контакта между собой, снятие эмоционального напряжения в переговорах и надеются найти то желаемое решение, которое позволит им разрешить возникший конфликт. При этом по результатам процедуры стороны могут заключить соглашение как в устной, так и в письменной форме, но в его составлении непосредственного участия нейтральная сторона не принимает. Это делают сами стороны. Интересна позиция исследователя Е.Н. Ивановой, в соответствии с которой медиация представляет собой метод, где стороны управляют и владеют как самим процессом, так и его результатом. Медиация обладает следующими признаками:

1) в качестве посредника может выступать только нейтральное лицо, которое не является участником конфликта;

2) активность спорящих сторон (в вопросах выбора нейтрального посредника, определении круга проблем и др.);

3) медиация предполагает поиск взаимоприемлемого решения, поэтому не только посредник, но и каждая из сторон вправе предлагать свои варианты урегулирования спора;

4) медиатор создает конструктивную и спокойную обстановку на переговорах. Этот признак медиации является одним из ключевых, поскольку отражает суть медиации и ту роль, которую играет медиатор в переговорах, проводимых с его участием.

Это интересно:  Код плательщика в квитанции ЖКХ, что такое СОИ, что означает компл. услуга по ТО ВДГО и ВКГО, водоотведение, какая появилась новая строка ГВС на ОДН?

5) процедура медиации может быть прекращена на любом этапе и в любой момент по инициативе спорящих сторон. Они всегда могут отказаться от медиации и обратиться в судебные органы, если медиация не дает того искомого результата, на который они рассчитывали. Необходимо отметить, что медиация — это междисциплинарная область, совместившая в себе знания конфликтологии, права, психологии. Поэтому наиболее успешными в разрешении конфликтов с помощью медиации являются не представители теоретической науки, а специалисты-практики, которые знакомы с правилами делового оборота, но при этом имеют еще и хорошую подготовку в указанных смежных дисциплинах. Основная задача медиации — способствовать развитию конструктивных взаимоотношений сторон, приведение сторон в мирное сосуществование. Здесь отсутствует как таковое восстановление первоначального положения, существовавшего до гражданского правонарушения, не идет речь и о справедливой компенсации пострадавшему от последствий противоправного поведения, в данном процессе вообще нет смысла говорить о такой категории, как пострадавшее лицо. Таким образом, при медиации вместо объемной задачи по защите нарушенного или оспоренного права, его восстановления решается более узкая задача — внесение ясности в правоотношения между субъектами гражданского процесса путем урегулирования спора, а не его разрешения. Превентивная задача медиации заключается в воспитании уважения закона, суда и частных интересов, обычаев делового оборота, деловой этики, договорных обязательств, включая уважение к контрагенту как субъекту договорных отношений. Данные положения характеризуют медиацию с положительной стороны и определяют ее место среди способов защиты нарушенных прав. Судебная защита гражданских прав среди других форм защиты всегда занимала особое место, так как предоставляла заинтересованным в защите лицам высокую степень эффективности для достижения истины и справедливости, гарантировала применение мер государственного принуждения при восстановлении нарушенных или оспоренных прав. В тех случаях, когда осуществляется защита гражданских прав и охраняемых законом интересов судами общей юрисдикции и мировыми судьями, речь идет о гражданском судопроизводстве. Гражданское судопроизводство представляет собой урегулированную федеральным законом деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению и разрешению споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, дел приказного и особого производства, дел, возникающих из публичных правоотношений, а также по осуществлению судами защиты иных прав и охраняемых законом интересов. Гуманистическая сущность Закона о медиации состоит и в том, что у граждан появилась свобода выбора. Они могут с помощью медиации разрешить спор, не доводя дело до суда, либо обратиться в суд. Одна из новелл ГПК — это возможность прибегнуть к процедуре медиации и после возбуждения дела. Зарубежный опыт показывает, что отношения между спорящими ранее сторонами после завершения процедуры медиации имеют продолжение, в то время как после вынесения решения судом они, как правило, прекращаются. В этом и состоит значение медиации как элемента гуманизации правоотношений. В отличие от России в зарубежных странах активно используются примирительные процедуры как способ урегулирования споров. Применение медиации в целом ряде стран — США, Великобритании, Германии показывает перспективность такой формы разрешения споров. В этой связи было бы полезным использовать зарубежный опыт по стимулированию заключения мировых соглашений. Гуманистическая сущность отечественного правосудия обрела новое, достаточно перспективное средство мирного разрешения споров. Процесс внедрения медиации нуждается в целом ряде мер, стимулирующих внедрение примирительных процедур, прежде всего до обращения в суд и на этапе подготовки дела к судебному разбирательству. Медиация будет способствовать реализации одной из задач указанной стадии — примирению сторон, что в свою очередь приведет к снижению нагрузки на судей, процессуальной экономии и более быстрому и мягкому разрешению конфликта.

1.3. Принципы проведения процедуры медиации

Медиация, как и любой вид деятельности, осуществляется на основе определенных принципов, выражающих общественные взгляды и представления об организации и порядке урегулирования споров при содействии медиатора. Принципы позволяют организовать правовую систе­му, определить природу права, основу его развития и функционирова­ния. Правовой принцип всегда находит конкретное закрепление в нормах права, или он должен вытекать из смысла действующего законодательства. Принципы проведения процедуры медиации закреплены в ст. 3 Закона о медиации. Они имеют большое значение. Во-первых, они предопределяют дальнейшее развитие медиации, представляя собой основу саморегулирования медиационной деятельности, а также выступая в качестве ориентира для законодателя в совершенствовании института примирения сторон при содействии медиатора. Во-вторых, выделение принципов позволяет выделить медиацию как самостоятельный вид внеюрисдикционной деятельности, определить качественное своеобразие правил ее организации, проведения и особенностей правовой регламентации по сравнению с юрисдикционными способами разрешения правовых споров. Наконец, принципы медиации лежат в основе практической деятельности медиатора по урегулированию разногласий сторон. Следует отметить, что принципы права основательно исследованы как в рамках общей теории права, так и в отраслевых науках. М.А. Гурвич рассматривал принципы гражданского процессуального права как закрепленные законом общие руководящие положения, имеющие определяющее значение для всей системы процессуальных институтов и выражающие наиболее существенные черты советского гражданского процессуального права. В специализированной литературе, посвященной проблемам медиации, указываются самые разнообразные принципы. Закон о медиации выделяет четыре основных принципа медиации: добровольность, нейтральность и беспристрастность медиатора, равноправие сторон, конфиденциальность. И.В. Решетникова отмечает, что развитие медиации должно соответствовать принципам названного института, а именно: добровольности, конфиденциальности, равенства сторон, нейтральности посредника, возмездности посредничества (в основе обращения к посреднику лежит соглашение сторон, соответственно, оплата услуг посредника осуществляется также на договорной основе). Кроме того, в качестве отправного начала медиации автор особо подчеркивает ее альтернативный (судебному порядку разрешения спора) характер и отмечает, что посредничество осуществляется вне суда и не регулируется процессуальным законодательством. Все принципы находятся в тесной связи и в совокупности образуют систему. Под классификацией принципов понимается деление их состава на отдельные группы по какому-либо признаку, называемому основанием классификации принципов. В теории процессуальных отраслей принципы принято классифицировать по объекту правового регулирования. По этому признаку весь состав принципов делится на две группы: принципы организационно-правовые, т.е. определяющие устройство судов и процесс одновременно, и принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процесса. Таким образом, принципы проведения процедуры медиации можно классифицировать следующим образом: — принципы, характеризующие особенности организации проведения медиации и статус ее участников (организационные принципы); — принципы, характеризующие порядок проведения медиации (функциональные принципы). К первой группе относятся такие принципы, как добровольность и нейтральность медиатора; ко второй группе — принципы конфиденциальности, самостоятельности, сотрудничества и равноправия сторон. Приведенная классификации позволяет систематизировать принципы медиации, определить их взаимосвязь и взаимозависимость. Нарушение одного из принципа приводит к нарушению другого или всей системы принципов. Итак, рассмотрим принципы процедуры проведения медиации, закрепленные в ст. 3 Закона о медиации. Принцип добровольности означает правило, согласно которому начало и проведение примирительной процедуры, а также заключение и исполнение соглашения осуществляются исключительно по воле участников медиации. Данный принцип также содержится в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре» и в Директиве 2008/52/EC относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. Принцип распространяет свое действие на всех этапах и стадиях медиации. Содержание данного принципа раскрывается через следующие аспекты:

1. Свобода вступления в процедуру медиации. Участники гражданско-правового спора совместно решают вопрос о проведении процедуры медиации, выборе кандидатуры медиатора.

2. Свобода определения условий соглашения. Стороны могут выдвигать любые предложения, опровергать их. В соглашение должны быть включены те условия, о которых стороны договорились.

3. Свобода выхода из процедуры медиации. Они могут отказаться от продолжения примирительной процедуры на любой стадии медиации.

Принуждение к проведению процедур медиации вовсе недопустимо и противоречит сути примирительной процедуры. Принцип добровольности действует и после проведения процедуры медиации. В ч. 2 ст. 12 Закона о медиации содержится прямое указание на то, что медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности сторон. Принцип беспристрастности и независимости медиатора. Эти два принципа являются взаимосвязанными. Если медиатор зависим, то нельзя сказать, что он является беспристрастным. Значит, принцип независимости охватывается принципом беспристрастности. Эти принципы гарантируют нейтральность медиатора к участникам спора. Приверженность интересам той или иной стороны автоматически снимает его с той высокой позиции, которая позволяет сторонам довериться этому лицу для разрешения возникшего конфликта. В ч. 6 ст. 15 Закона о медиации содержится норма о запретах, которые медиатор не при каких условиях не должен нарушать. В частности, медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны, оказывать юридическую, консультационную и иную помощь, быть лично заинтересованным в результате дела. В случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на независимость и беспристрастность, медиатор должен незамедлительно сообщить об этом сторонам (ч. 3 ст.9 Закона о медиации). Принцип конфиденциальности. В отличие от судебного разбирательства, которое в соответствии с принципами осуществления правосудия, закрепленными в ст. 123 Конституции РФ, должно проводиться открыто и гласно, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, применение процедур медиации основывается на началах конфиденциальности. В самом общем виде принцип конфиденциальности означает правило, в силу которого факт проведения процедуры медиации, а также сведения (в том числе, устная информация) и документы, используемые в ходе медиации, не подлежат разглашению, если иное не установлено соглашением сторон. В ряде случаев конфиденциальный характер медиации может сыграть большую роль при выборе стороной именно внесудебной процедуры урегулирования споров. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей информации, относящейся к указанной процедуре. Медиатор не может разглашать эту информацию без согласия сторон. Сведения, полученные от одной из сторон, медиатор может сообщить другой только при согласии первой. Данные положения закреплены в ч. 1, 2 ст. 5 Закона о медиации. В соответствии ст. 2 и 4 ФЗ № 194-ФЗ были внесены изменения в ГПК, согласно которым медиатор не подлежит допросу в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали ему известны в связи с исполнением соответствующих обязанностей. Принцип сотрудничества и равноправия сторон. Данный принцип состоит из двух компонентов, связанных между собой: принципа сотрудничества сторон и принципа равноправия сторон. Под принципом сотрудничества в медиации можно понимать правило, согласно которому стороны при осуществлении поиска вариантов урегулирования спора должны содействовать друг другу с целью достижения конечного результата. Вступая в процесс медиации, стороны сотрудничают. Данный принцип является аналогом принципа процессуального равноправия сторон в гражданском, арбитражном процессе, третейском разбирательстве и частным проявлением конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Действие принципа равноправия проявляется в следующем: стороны имеют равные возможности в выборе медиатора и определении условий проведения примирительной процедуры; в ходе проведения медиации обе стороны имеют равное право высказывать свои позиции, задавать вопросы, определять темы для переговоров, участвовать в выработке соглашения. Каждая из сторон имеет равное право на индивидуальную беседу с медиатором. В Законе о медиации действие данного принципа проявляется в нормах части 1 статьи 9, части 2 статьи 10, части 1 статьи 11, частях 1 и 2 статьи 13, пункте 4 части 1 статьи 14. Из ст. 3 Закона о медиации можно выделить принцип взаимного волеизъявления сторон. Он заключается в том, что медиативное разрешение спора между сторонами может начаться только по взаимному согласию сторон, т.е. стороны сначала должны договориться о разрешении спора с помощью медиатора. Таким образом, данный принцип базируется на принципах добровольности и сотрудничества, что, в свою очередь, объясняет, почему законодатель не выделил принцип волеизъявления в комментируемой статье в качестве самостоятельного принципа. Подводя итог, необходимо отметить, что выявленные принципы медиации выступают в качестве основы для правового регулирования отношений, складывающихся в сфере организации и применения медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров, а также при ее интегрировании в деятельность органов гражданской юрисдикции. С одной стороны, они отражают специфику медиации как внеюрисдикционного способа урегулирования правовых споров, а с другой — в них проявляется связь института медиации с иными отраслями и институтами права, что подтверждает его комплексный межотраслевой характер. Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что институт медиации нашел свое место в российской правовой системе. В основе Закона о медиации лежит концепция добровольной и в основном внесудебной медиации. Оценивания современное состояние медиации, можно сказать, что она находится в зачаточном состоянии: с одной стороны, есть возможность обобщить весь накопленный опыт и не повторять ошибок предшественников, а с другой — нельзя отрицать своеобразие исторического пути развития примирительных процедур в России. Термин «медиация» получил свое закрепление в ГПК РФ, что свидетельствует о дальнейшем развитии данного института в рамках гражданского процесса. При применении процедуры медиации следует руководствоваться общими принципами, закрепленными в ГПК РФ.

Это интересно:  Как сделать временную регистрацию в Москве для граждан РФ официально

Процедура медиации в гражданском процессе

Медиация (примирение сторон)

Действительно, далеко не всегда мы получаем моральное удовлетворение, выиграв дело. Один случай – когда побеждаем произвол чиновников, и совсем другой, к примеру, – споры о воспитании детей.

Медиация в гражданском процессе

Данный метод применим в различных отраслях гражданского права, включая трудовые, семейные и предпринимательские споры. Однако стоит учесть, что эта процедура должна применяться с осторожностью. Безусловным требованием для результативного использования метода является обращение к опытным, прошедшим профессиональную подготовку специалистам центра медиации.

Медиация как примирительная процедура

Медиация как альтернативный способ разрешения юридического конфликта. Теоретические аспекты ее развития и последствия применения. Медиация в разрешении корпоративных конфликтов, основные принципы ее осуществления. Органы, управомоченные разрешить спор.

Ознакомление с правилами разрешения трансграничных споров, описанными в Директиве Европейского парламента.

Медиация – это процесс, в котором участвует третья сторона, помогающая урегулировать разногласия между конфликтующими сторонами и по возможности их разрешить.

Функция медиаторов заключается в том, чтобы помочь участникам конфликта рассмотреть и изучить все возможные варианты решения и, если это достижимо, то найти то решение, которое удовлетворяет интересы всех сторон, имеющих отношение к конфликту.

Мировой посредник

Процедура медиации не может быть применена, когда затрагиваются публичные интересы (дела, вытекающие из публично-правовых отношений, налоговые, пенсионные споры и т.п.), а также затрагивающие интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации.

Стороны могут обратиться к медиатору за помощью в урегулировании спора как до обращения в суд с иском о защите своих прав, так и после возбуждения производства по делу.

Процедура медиации в гражданском процессе

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

Урегулирование споров с участием посредника (процедура медиации)

— стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.

Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ — Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) — (с изменениями и дополнениями)

3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

$ 1. Понятие и сущность медиации § 2. Медиация и исполнительное производство

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕДИАЦИИ

С 1 января 2011 г. Законом о медиации введен альтернативный способ разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений — с использованием процедуры медиации.

В указанном законе сформулированы принципы проведения процедуры медиации, установлена конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации, и условие ее раскрытия, определены условия применения процедуры медиации, содержание и форма соглашения о проведении процедуры медиации, порядок выбора, назначение медиатора и порядок проведения процедуры медиации, сроки проведения процедуры медиации и условия ее прекращения.

Медиация представляет собой форму внесудебного разрешения спора с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника).

Этот способ предусматривает упрощенный порядок разрешения споров, при котором стороны приходят к решению, удовлетворяющему обе стороны. Роль медиатора состоит в приведении стороны к принятию взаимоприемлемого решения, которое изначально может быть скрыто эмоциями и личными взаимоотношениями сторон.

Цель медиации — обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

Закон о медиации позволяет проводить процедуру медиации двум группам медиаторов, предъявляя к ним разные требования.

Медиатором, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, должно являться лицо, достигшее возраста 25 лет, имеющее высшее образование и прошедшее курс обучения по программе подготовки медиаторов.

Медиатором, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе, должно являться лицо, достигшее возраста 18 лет, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости.

Таким образом, медиатору необязательно иметь юридическое образование. Однако полагаем, что для проведения медиации по правовым спорам медиатор должен обладать специальными юридическими познаниями.

Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено законом.

Закон о медиации различает три вида соглашений, опосредующих отношения в сфере применения процедуры медиации:

1) соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора (медиативная оговорка) либо после его возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора, который возник или может возникнуть между сторонами в связи с каким- либо конкретным правоотношением;

2) соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора, возникшего между сторонами;

3) медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору и заключенной в письменной форме. Медиативное соглашение, как и всякий гражданско-правовой договор, может быть изменено или расторгнуто по соглашению сторон.

В соответствии со ст. 4 Закона о медиации ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой только при условии составления договора в письменной форме.

По общему правилу правовыми последствиями заключения соглашения о применении процедуры медиации, исходя из принципа свободы договора, является добровольное обращение сторон к медиатору или организации и урегулированию спора в рамках процедуры медиации.

В настоящее время, если при заключенном соглашении о применении процедуры медиации в суд обращается сторона, которая не согласна участвовать в процедуре медиации и требует рассмотрения дела в суде, суд принимает исковое заявление, что дает возможность сторонам нарушить заключенное соглашение [1] . Отдельные проблемы, возникающие в практике медиации, вынуждают искать новые эффективные способы защиты прав, близкие к медиации, но лишенные ее отдельных недостатков.

Примирение сторон в соответствии со ст. 149 ГПК РФ является одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству. На данной стадии судья предлагает сторонам заключить мировое соглашение, в том числе и с помощью процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства.

Намерение сторон о проведении процедуры медиации также выясняется председательствующим на стадии рассмотрения дела по существу (ст. 172 ГПК РФ).

Как показывает анализ Справки о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г., примирительные процедуры имеют наибольший эффект именно в данной стадии судебного разбирательства.

Суд имеет право отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон, в случае принятия ими решений о проведении процедуры медиации (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о медиации медиатор и стороны должны предпринимать все возможные меры для завершения процедуры медиации в течение указанного срока. Стороны не должны препятствовать медиации, затягивать ее проведение, уклоняться от участия в процедуре, сообщать ложную информацию и нарушать принципы проведения процедуры медиации, указанные в ст. 3 Закона о медиации.

В случае достижения медиативного соглашения при наличии судебного разбирательства на обсуждение ставится вопрос о том, каким образом прекратить производство по делу. ГПК РФ говорит о том, что в результате проведения сторонами процедуры медиации достигнутое медиативное соглашение может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения (ст. 169 ГПК РФ).

Максимальный срок проведения процедуры медиации с учетом сложности спора составляет 180 дней. Перечень случаев, указывающих на сложность разрешаемого спора, является открытым, в каждом деле медиатор определяет это самостоятельно с учетом обстоятельств конкретного дела, а также необходимо наличие договоренности сторон.

Несмотря на договоренность сторон, медиатор вправе не продлевать процедуру, если посчитает ее проведение нецелесообразным. Медиатор направляет сторонам заявление в письменной форме о прекращении процедуры медиации.

Применение на практике процедуры медиации, как правило, сокращает издержки судопроизводства, снижает нагрузку на судебную систему и приводит к добровольному исполнению достигнутого соглашения.

  • [1] См.: Малюшин К.А. Курс на содействие быстрому урегулированию споров //Российский судья. 2011. № 7. С. 20.

Статья написана по материалам сайтов: buryatia.arbitr.ru, studme.org, privetstudent.com, sudebnaiapomosh.ru, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector