Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным

Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным позволяет установить фактическое состояние объекта на предмет его соответствия критериям пригодности для проживания.

Одним из главных оснований для предоставления гражданам другого жилья и последующего переселения является установление факта аварийности жилья и непригодности его для проживания.

По мере изменения жилищного законодательства, перечень полномочий межведомственного комитета по признанию жилья аварийным постоянно изменялся. В апреле 2015 года вступил в силу новый порядок признания жилья аварийным,.

В результате чего изменился и правовой статус межведомственных структур, участвующих в процессе признания аварийности жилых домов.

Содержание

Порядок формирования межведомственной комиссии по признанию жилья аварийным

Постановление Правительства РФ № 269 внесло изменения в порядок образования межведомственных комиссий для последующей работы по определению пригодности жилья для проживания граждан. Основанием для формирования таких структур теперь является решение местных властей.

Главной задачей межведомственной комиссии является оценка и анализ фактического состояния домов и отдельных квартир на предмет аварийности или непригодности для проживания.

Пригодным или не пригодным для проживания может быть признано только конкретно индивидуализированное жилое помещение, предназначенное для размещения граждан.

В отношении многоквартирных жилых объектов и сооружений межведомственная комиссия проводит аналогичную оценку и анализ дома, для признания его аварийным. Признание жилого дома аварийным может повлечь следующие последствия, о которых комиссия должна вынести заключение:

  1. Здание может быть признано подлежащим сносу.
  2. Здание может быть признано подлежащим реконструкции.

Оценка и анализ технического состояния помещения и объекта осуществляются в соответствии с установленным порядком, техническими нормами и регламентами.

В состав данного органа в обязательном порядке включаются:

  1. Представители местной власти.
  2. сСпециалисты предприятий и учреждений жилищного контроля.
  3. Должностные лица госконтроля и надзора в сферах: санитарно-эпидемиологического благополучия, пожарной и промышленной безопасности, экологической безопасности.
  4. Специалисты учреждений по защите прав потребителей.
  5. Сотрудники архитектурного контроля и надзора.
  6. Эксперты и специалисты.

Собственники зданий и помещений не входят в состав этой структуры, однако привлекаются к работе с правом совещательного голоса. По итогам обследования квартир, комнат и сооружений комиссия выносит заключение, которое является основанием для совершения ряда юридически значимых действий, в том числе и расселение людей из указанных объектов.

Правовые последствия по итогам заключения межведомственной комиссии

После обследования фактического состояния жилья (квартиры) или многоквартирного здания, межведомственная комиссия имеет право вынести заключение о необходимости признания жилья аварийным. Этот документ влечет юридически значимые последствия, как для проживающих в нем людей, так и для властей.

Не позднее 30 дней после составления комиссией итогового документа, местная власть обязаны вынести одно из следующих решений:

  1. Признать жилья (в том числе и отдельной комнаты) непригодным.
  2. Признать многоквартирное сооружение аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

До апреля 2015 года подобные решения имела право выносить межведомственная комиссия, которая проводила обследование.

В случае принятия указанного решения люди, проживающие в квартире или комнате, а также жильцы аварийного дома, подлежат переселению в другое благоустроенное жилье. Порядок, этапы и сроки переселения устанавливаются властными структурами.

Если решение по итогам составления заключения этой межведомственной структуры не вынесено в течение 30 дней, жильцы имеют право обжаловать неправомерные действия должностных лиц. Аналогичное право возникает у чиновников, уполномоченных на осуществление жилищного контроля и надзора.

В случае бездействия местных органов власти по расселению таких зданий, прокуратура имеет право привлечь виновных должностных лиц различных уровней, а также уполномоченные учреждения, к административной ответственности. Признание факта нарушения прав граждан в некоторых случаях влечет наступление уголовной ответственности.

Несмотря на потерю ряда важных полномочий, межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным по-прежнему остается важнейшим органом в процессе признания жилищного фонда аварийным либо непригодным с целью последующего расселения.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Выберите нужную специализацию юриста!

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Положение (порядок работы) межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции)

Приложение 1 к постановлению

(порядок работы) межведомственной комиссии

по вопросам признания помещения жилым помещением,

жилого помещения непригодным для проживания

и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

1.1. Межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции) (далее — межведомственная комиссия) создана в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

1.2. Межведомственная комиссия создается с целью признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции). Межведомственная комиссия создается, реорганизуется и ликвидируется постановлением администрации города. Состав межведомственной комиссии утверждается постановлением администрации города.

II. Задачи межведомственной комиссии

2.1. Главными задачами межведомственной комиссии являются:

— обследование жилищного фонда города Нижневартовска, условий проживания граждан и проведение оценки жилищного фонда на соответствие санитарным, техническим, противопожарным, экологическим и иным требованиям и правилам с целью признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции);

— признание в установленном законом порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции) с целью защиты интересов граждан по улучшению жилищных условий при реализации целевых программ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

— составление актов обследований жилых помещений и заключений межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции), а также формирование реестров признанных непригодными для проживания жилых домов и списков проживающих в них граждан для передачи указанных документов администрацией города Нижневартовска в уполномоченный орган Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с целью реализации жилищных прав граждан и ликвидации непригодного жилья при выполнении постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

2.2. Указанные задачи члены межведомственной комиссии осуществляют в процессе обследования жилых помещений, подготовки и рассмотрения заключений, актов обследований и других документов инспектирующих и надзорных служб города на заседаниях межведомственной комиссии.

III. Основные функции межведомственной комиссии

3.1. Прием и рассмотрение заявлений собственников помещений или заявлений (заключений) органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, и документов в межведомственную комиссию.

3.2. Определение перечня дополнительных документов, заключений соответствующих органов государственного контроля и надзора, проектно-изыскательских организаций и экспертных центров по результатам обследований жилых помещений.

3.3. Определение состава привлекаемых экспертов на заседание межведомственной комиссии.

3.4. Обследование и оценка соответствия помещений и многоквартирных домов предъявляемым к ним требованиям.

3.5. Признание жилых помещений муниципального жилищного фонда и частных жилых помещений пригодными либо непригодными для проживания.

3.6. Признание многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или аварийными и подлежащими капитальному ремонту (реконструкции).

IV. Документы для рассмотрения межведомственной комиссией

4.1. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в межведомственную комиссию вместе с заявлением следующие документы:

— нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; для собственника муниципального имущества — выписку из Реестра муниципальной собственности;

4.2. Межведомственная комиссия для решения вопросов по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции) рассматривает и при необходимости может запросить от организации, управляющей жилищным фондом, организаций различных форм собственности, а также надзорных и инспектирующих федеральных и государственных служб необходимые документы, связанные с выполнением функций, входящих в компетенцию межведомственной комиссии, в соответствии с разделом III настоящего Положения:

4.2.1. Акт обследования общего физического износа основных конструктивных элементов жилого дома (помещения), составленный предприятием, осуществляющим техническую инвентаризацию объектов недвижимости и технического учета.

4.2.2. Акт санитарно-гигиенического обследования жилого дома (помещения), составленный учреждением, имеющим право на проведение вышеуказанных обследований.

4.2.3. Акты лабораторных заключений параметров микроклимата и физических факторов жилого помещения, составленные на основании лабораторных исследований организациями, имеющими право на проведение вышеуказанных исследований.

4.2.4. Протоколы токсикологических лабораторных измерений образцов строительных материалов жилых помещений, составленные токсикологической лабораторией, имеющей право на проведение вышеуказанных измерений.

4.2.5. Акт обследования технического состояния конструкций жилого дома (помещения), составленный проектно-изыскательской организацией или территориальным экспертным центром, с приложением заключения и фотодокументов, подтверждающих деформации основных узлов и конструкций жилого здания (помещения).

4.2.6. Документ (акт, заключение, предписание и т. д.), представленный отделом надзорной деятельности (по г. Нижневартовску) Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

4.2.7. Акт о результате проведения мероприятия по государственному контролю в отношении жилого дома (помещения), составленный Службой жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Это интересно:  Арендная плата за земельный пай - в 2019 году, какая, размер

4.2.8. Акты общего осмотра жилого дома (помещения) за последние 3 года, составленные эксплуатирующей организацией.

4.2.9. Справки о проведении текущего или капитального ремонтов жилого дома (помещения) за последние 3 года, подготовленные эксплуатирующей организацией.

4.2.10. Письменные заявления, обращения и жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

4.2.11. Списки граждан, проживающих в жилом доме (помещении), с указанием фамилии, имени, отчества, состава семей, даты регистрации по месту жительства, основания для заселения.

4.2.12. Документы по жилому дому (помещению), касающиеся вопросов по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции).

V. Права межведомственной комиссии

В соответствии с возложенными задачами и для осуществления своих функций межведомственная комиссия имеет право:

5.1. Получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации города, организаций, управляющих жилищным фондом, организаций различных форм собственности, а также надзорных и инспектирующих федеральных и государственных служб необходимые документы, связанные с выполнением функций, входящих в компетенцию межведомственной комиссии.

5.2. Приглашать на заседание межведомственной комиссии независимых экспертов, представителей проектных организаций, представителей эксплуатирующих организаций, работников надзорных и инспектирующих служб и других представителей с целью принятия квалифицированного и компетентного решения по вопросу признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции).

5.3. Составлять акты обследования жилых помещений и заключения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции), готовить проекты постановлений и распоряжений администрации города о переселении граждан, сносе домов, непригодных для проживания, исключении из Реестра муниципальной собственности жилых помещений, исключении из жилого фонда аварийных и непригодных жилых помещений после отселения граждан и сноса аварийных домов и другие документы в пределах своей компетентности.

5.4. Пользоваться имеющимися в администрации города информационными ресурсами по вопросам, касающимся деятельности межведомственной комиссии.

VI. Организация деятельности межведомственной комиссии

6.1. Межведомственная комиссия рассматривает поступившие заявления собственников помещений или заявления (заключения) органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, рассматривает дела о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции) с представлением необходимых документов, согласно разделу IV настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации заявлений.

6.2. Председатель или заместитель председателя межведомственной комиссии телефонограммой сообщает дату, место и время проведения заседания межведомственной комиссии в зависимости от поступивших заявлений и наличия документов согласно разделу IV настоящего Положения. Заседание межведомственной комиссии ведет председатель межведомственной комиссии, в его отсутствие — заместитель председателя межведомственной комиссии.

6.3. Секретарь межведомственной комиссии ведет индивидуальные учетные дела по каждому жилому дому (помещению), планируемые к рассмотрению и рассмотренные межведомственной комиссией; представляет на заседание межведомственной комиссии учетные дела по жилым домам (помещениям) в соответствии с поданными заявлениями и наличием документов, согласно разделу IV настоящего Положения, для рассмотрения и принятия решения.

6.4. Межведомственная комиссия в ходе работы (заседания межведомственной комиссии) вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение межведомственной комиссии, которые вкладываются в учетное дело жилого дома (помещения).

6.5. По результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:

— о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

— о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

— о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

— о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

— о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим капитальному ремонту (реконструкции).

Решение межведомственной комиссии оформляется в виде заключения либо в виде решения о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, которое оформляется в виде акта обследования помещения. Заключение и акт межведомственной комиссии составляются в трех экземплярах: первый экземпляр представляется собственнику жилого помещения, второй экземпляр — в уполномоченный орган Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, третий экземпляр хранится в учетном деле жилого дома (помещения).

6.6. Межведомственная комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее половины членов межведомственной комиссии от общего состава. Решения межведомственной комиссии принимаются большинством голосов членов межведомственной комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя межведомственной комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены межведомственной комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

6.7. Заседания межведомственной комиссии проводятся по мере поступления заявлений (заключений), но не реже одного раза в квартал.

Межведомственная комиссия несет ответственность:

— за законность и обоснованность вынесенных решений;

— за соблюдение установленного порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции) в соответствии с разделом IV постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

VIII. Прекращение деятельности межведомственной комиссии

Межведомственная комиссия прекращает свою деятельность в порядке, установленном законодательством, на основании постановления администрации города.

Специфика правового статуса межведомственных комиссий по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

(Карпухин Д. В.) («Жилищное право», 2009, N 7) Текст документа

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ КОМИССИЙ ПО ПРИЗНАНИЮ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ

Карпухин Д. В., к. и.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права.

Жилые помещения в соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) являются самостоятельными объектами жилищных правоотношений. Определение жилого помещения содержится в части 2 указанной статьи. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Следует отметить, что ЖК РФ не является единственным нормативно-правовым актом, в котором содержатся признаки жилого помещения. Так, часть 1 статьи 673 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) устанавливает критерии жилого помещения, которые совпадают по своему содержанию с вышеуказанными в ЖК РФ, и определяет такие его признаки, как изолированность и пригодность для постоянного проживания . ——————————— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (в ред. от 18.12.2006, с изм. от 29.12.2006) (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 2002. N 12. Ст. 1093, N 48. Ст. 4746; 2003. N 52. Ст. 5034; 2004. N 27. Ст. 2711, N 31. Ст. 3233; 2005. N 27. Ст. 2722; 2006. N 2. Ст. 171, N 3. Ст. 282, N 52 (ч. 1). Ст. 5498; РГ. N 297. 31.12.2006; СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 834, N 31. Ст. 3993, N 41. Ст. 4845, N 49. Ст. 6079, N 50. Ст. 6246.

Одной из ключевых проблем жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является высокий удельный вес ветхих многоквартирных домов, находящихся в предаварийном или аварийном состоянии. Де-факто многие из них являются непригодными для постоянного проживания, однако финансовые, социально-экономические трудности, которые испытывают российские регионы, не позволяют решить проблему расселения граждан из ветхих многоквартирных домов. Кроме того, признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то есть приданию статуса де-юре непригодности их дальнейшей эксплуатации и возможности постоянного проживания граждан, препятствует непрозрачная деятельность специализированных межведомственных комиссий по признанию, решения и аргументация принятия которых часто не доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам. Правовой статус межведомственных комиссий по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — комиссия, межведомственная комиссия) определен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. от 02.08.2007) (далее — Положение) . ——————————— Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в ред. от 02.08.2007) // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702; РГ. 10.08.2007.

Указанный нормативный акт определяет состав комиссии, порядок проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, перечень документов, которые необходимо представить для проведения соответствующей оценки, уведомление заинтересованных сторон. Решение о создании межведомственной комиссии принимает орган исполнительной или местной власти в зависимости от принадлежности жилищного фонда РФ. Председателем комиссии назначается должностное лицо соответствующего органа государственной или местной власти. В работе комиссии принимают участие собственник жилищного фонда или представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом, в составе которого находится жилое помещение, в отношении которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания. Кроме того, к работе в составе комиссии может быть привлечен представитель проектно-изыскательской организации, производившей обследование этого жилого дома (жилого помещения). Формирование состава данной комиссии осуществляется в зависимости от принадлежности жилищного фонда к определенной форме собственности. В состав комиссий входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Председателями комиссий назначаются должностные лица соответствующих органов власти. По мнению автора настоящей статьи, правовой механизм создания межведомственных комиссий имеет ряд недостатков. Так, решение о создании комиссий принимает орган исполнительной или местной власти — субъект, изначально заинтересованный в принятии выгодного для себя решения. Процесс признания дома аварийным и подлежащим сносу является финансово затратным с точки зрения механизма реализации принятого решения. Скудные бюджеты дотационных субъектов РФ и органов местного самоуправления препятствуют решению проблемы ветхого жилья и не способствуют эффективному формированию жилищных программ по строительству новых многоквартирных домов. Председателями межведомственных комиссий назначаются должностные лица соответствующих органов власти, являющихся, по сути, аффилированными субъектами, тесным образом связанными с интересами властных структур, которые часто не совпадают с потребностями жильцов ветхих многоквартирных домов. Члены комиссии могут обладать правом голоса, как совещательного, так и решающего. Правом голоса обладают представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Правом совещательного голоса в комиссиях обладают собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо. Правом решающего голоса обладают привлеченные квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен в разделе IV указанного Положения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает следующие этапы: 1) прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; 2) определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; 3) определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; 4) работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; 5) составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее — заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 6) составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; 7) принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии. Заявителю и собственнику жилого помещения передаются по одному экземпляру решения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю. В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, решение направляется заинтересованным субъектам не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение в виде заключения либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; 2) о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием); 3) о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; 4) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; 5) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. По мнению автора, решающий голос председателя комиссии при равенстве голосов «за» и «против» не способствует принятию объективного решения, так как, будучи чиновником органа исполнительной или местной власти, он является заинтересованным лицом в принятии решения, выгодного с экономико-финансовой точки зрения властным органам. Анализ вышеизложенных положений свидетельствует о высокой степени общественной значимости деятельности межведомственных комиссий, решения которых затрагивают интересы жильцов многоквартирных домов, что актуализирует проблему информированности граждан о техническом состоянии объектов жилищного фонда, в том числе функционировании межведомственных комиссий. С другой стороны, в Положении отсутствуют нормы, обязывающие комиссии информировать всех жильцов многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, о принятых решениях. Завершающий уведомительный этап деятельности комиссии сводится к вручению копий принятого решения заявителю и собственнику жилого помещения, что не способствует объективному рассмотрению вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Следует отметить, что заключение межведомственной комиссии является юридическим основанием для принятия решения соответствующими федеральными органами исполнительной власти и субъектов, органом местного самоуправления решения и издания распоряжения о дальнейшей юридической судьбе помещений жилищного фонда с указанием об использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы: во-первых, принятие решения о формировании межведомственных комиссий органами исполнительной или местной власти; статус их председателей, являющихся должностными лицами данных органов; механизм принятия решения, при котором председатель комиссии при равенстве голосов «за» и «против» обладает правом решающего голоса, не способствует осуществлению объективной процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям. Снос аварийных домов налагает на соответствующие органы власти обязанности по строительству новостроек, что не всегда соответствует их финансово-экономическим возможностям; во-вторых, необходимо изменить механизм формирования межведомственных комиссий, дистанцировав последние от органов исполнительной или местной власти. Деятельность по проведению процедуры оценки соответствия помещения установленным требованиям должна быть возложена на независимые экспертные учреждения, заключения которых должны являться основанием для принятия решения властными органами о сносе или реконструкции многоквартирного дома; в-третьих, необходимо сделать деятельность межведомственных комиссий по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу транспарентной для всех заинтересованных лиц; в-четвертых, одним из рычагов обеспечения прозрачности деятельности межведомственных комиссий является совершенствование правового регулирования информационного обеспечения их деятельности. Необходимо внести ряд императивных норм в Жилищный кодекс РФ, которые бы обязывали органы исполнительной (федеральные и на уровне субъектов) и местной власти информировать всех лиц, проживающих в многоквартирных домах (собственников, нанимателей и членов их семей), о принятых межведомственными комиссиями решениях; в-пятых, в соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указанная информация должна предоставляться или распространяться в соответствии с федеральными законами — Жилищным кодексом РФ; ——————————— Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // РГ. N 165. 29.07.2006.

Это интересно:  Юрист ЖКХ: должностная инструкция юрисконсульта и адвоката управляющей компании, а так же что входит в обязанности и работу специалиста данной сферы и по каким вопросам можно обращаться за консультацией бесплатно

в-шестых, формой предоставления указанной информации должны быть специализированные информационные бюллетени, издаваемые соответствующими органами государственной и местной власти, доступные для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Порядок признания жилья непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу

Если многоквартирный дом совершенно непригодный для проживания из-за ветхости или по иным причинам, власти обязаны позаботиться о безопасности жильцов и предоставить им квартиры в надлежащем состоянии. Разберем, как признать дом аварийным и подлежащим сносу.

Признаки аварийности жилья

Жилое помещение относится к аварийным и непригодным для проживания при следующих условиях:

  • деформирована либо повреждена несущая и ограждающая конструкция;
  • не работает или отсутствует часть инженерных коммуникаций (электроснабжение, водопровод);
  • пришедшая в негодность вентиляция квартиры смешивает потоки воздуха из жилых комнат, кухни и санузла;
  • выявлены токсичные вещества в квартире;
  • температурный режим в помещениях не превышает 18 градусов;
  • влажность превышает 60%;
  • жилые комнаты находятся в цокольном либо подвальном помещении;
  • в комнатах отсутствуют окна;
  • нет инсоляции, соответствующей нормам.

Не является непригодным:

  • малоэтажный дом без системы горячего водоснабжения и канализации;
  • здание без лифта выше пятого этажа, если оно полностью не используется;
  • объект с расхождениями в запланированных и фактических площадях жилых помещений.

Признаки аварийности не тождественны основаниям признать жилое здание непригодным для проживания. Перед рассмотрением алгоритма, как признать дом аварийным или ветхим, нужно свериться с Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 №47 .

Основания признать дом непригодным для проживания

  • дом не подлежит восстановлению после взрыва, пожара, стихийного бедствия;
  • здание находится под угрозой разрушения при техногенной аварии, вероятность которой высокая ввиду участившихся природных катаклизмов;
  • дом находится на территории с высоким риском снежной лавины, селевого потока, оползней, паводков;
  • деформирован фундамент либо конструктивные элементы здания;
  • дом расположен рядом с источником шума, превышающего допустимый лимит в 55 децибел;
  • близко к дому находится линия электропередач либо сооружение для передачи переменного электротока;
  • на специально отведенной территории рядом со зданием осуществляется промывка и очистка мусоропроводов;
  • дом не отвечает гигиеническим требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам.

Непригодным признают также жилье со степенью износа не менее 70% для каменных домов или 65% – для сооружений деревянных либо из местных материалов, а также мансард.

Здание признается подлежащим сносу, если решить проблему по закону о капремонте 271-ФЗ путем капитального ремонта или реконструкции технически невозможно либо экономически нецелесообразно.

Порядок действий: добиваемся признания дома аварийным

Теперь рассмотрим, как признать дом ветхим или аварийным, пошагово:

  1. Составить заявление и подать в муниципальный орган власти;
  2. Собрать документы;
  3. Заказать экспертизу о признании здания аварийным в организации с лицензией на ее проведение;
  4. Принять участие в работе комиссии по признанию дома аварийным;
  5. По окончании работы комиссии сделать запрос в муниципалитет о том, признан дом подлежащим сносу или нет.

Закон различает архитектурные памятники федерального, регионального и местного значения. Чтобы уточнить, не относится ли к ним ваш дом, нужно обратиться с письменным запросом в местный отдел архитектуры.

Если относится, максимум, чего вы добьетесь – заключения о необходимости ремонта или реставрации здания. Учтите, что экспертиза о признании аварийным архитектурного памятника проводится только организацией с отдельной лицензией и стоит дороже.

Важно: постарайтесь в начале процесса договориться с владельцами других квартир о том, чтобы разделить расходы на экспертизу. Жильцы многоквартирного дома также вправе подать коллективное заявление о признании здания аварийным.

Это интересно:  Хозяйственные споры между юридическими лицами и частными предпринимателями — Услуги адвоката по арбитражным делам

Кто проверяет пригодность дома

Зарегистрировав заявление, муниципальные власти обязаны передать его в постоянно действующую межведомственную комиссию по признанию жилья аварийным либо создать комиссию специально для проверки вашего дома.

В состав межведомственной комиссии входят:

  • представители региональной и муниципальной власти;
  • инженеры-проектировщики;
  • представители Роспотребнадзора, санитарно-эпидемиологических, пожарных и других служб;
  • собственники либо наниматели жилья.

Рекомендуется войти в комиссию или хотя бы пристально наблюдать, как будут признавать жилье ветхим и аварийным официальные лица, чтобы помочь им сделать верные выводы.

Срок рассмотрения заявления не превышает 30 дней, а в особых случаях сокращается до 1 дня.

Какие документы необходимы

Сбор многочисленных документов – сложнейший этап процедуры, как признать жилье непригодным для проживания. Вот стандартный список бумаг:

  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на квартиру или договора социального найма;
  • техпаспорт многоквартирного дома из БТИ;
  • заключение экспертизы о техническом состоянии жилья;
  • акт об осмотрах здания собственником жилья, выполненных за последние три года, с указанием видов и объемов ремонтных работ в данный период;
  • акт жилищной инспекции в субъекте федерации о текущем состоянии дома;
  • другие документы, которые потребуют в муниципалитете либо межведомственной комиссии.

Процедура признания жилья аварийным и вопросы переселения из такого дома освещены в следующем видео

Окончательное решение

Осмотрев объект, комиссия принимает один из трех вариантов решения:

  1. О соответствии дома критериям пригодности для проживания в нынешнем состоянии;
  2. О выявлении оснований признать здание пригодным для проживания после капитального ремонта либо реконструкционных работ;
  3. О выявлении оснований признать дом непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Если межведомственная комиссия признала дом пригодным для проживания, но постановила, что он нуждается в капитальном ремонте, стоит поспешить с реализацией ее предписания. В случае, когда жильцы дома платят за капремонт, сбрасываясь в «общий котел», капитального ремонта можно ожидать долгие годы, в порядке официальной очереди. Поэтому лучше создать свой счет дома и собирать деньги на него. Как открыть спецсчет на капремонт дома, узнайте тут.

Заключение межведомственной комиссии отражается в составленном акте. Член комиссии, не согласный с позицией большинства, вправе оформить письменный протест (особое мнение), который обязательно прилагается к акту.

Окончательное решение о признании жилья ветхим и аварийным принимает муниципалитет, а не сама комиссия. Местные власти обязаны уведомить о своем вердикте собственников жилья в течение пяти дней с момента принятия.

Лицо, подавшее заявление о признании дома непригодным для проживания, вправе обжаловать решение властей в судебной инстанции. В случае бездействия муниципалитета либо межведомственной комиссии жалоба подается в суд или прокуратуру.

Что делать если межведомственная комиссия не признает дом аварийным

По окончанию срока экспертизы и проверки всех документов комиссия составляет заключение в 3-х экземплярах, где может признать МКД:

  1. аварийным и подлежащим сносу;
  2. аварийным и подлежащим реконструкции;
  3. нуждающимся в капитальном ремонте;
  4. пригодным для жилья, за исключением некоторых квартир;
  5. жилым и соответствующим жилищным условиям.

Когда ждать заключения и в какой форме? Комиссия исследует все документы, а также проводит дополнительную проверку дома в течение 30 дней согласно п.46 чт.IV Постановления. По окончанию экспертизы выносится заключение, которое составляется в письменной форме.

Куда обратиться, если дом не признают аварийным?

Проживать в аварийном жилье не комфортно, да и небезопасно. В каждом субъекте РФ действует своя программа, предусматривающая расселение граждан из помещений, не отвечающих нормам.

Как в 2018 году признать дом аварийным? Федеральное законодательство предусматривает создание специального фонда для расселения людей, проживающих в аварийном жилье. Но для получения нового жилища требуется подтвердить право на его получение.

Межведомственная комиссия для признания жилья аварийным

В заключении указывается принятое решение, которое должно быть обосновано законом и фактическими данными на основе представленной документации. Документ должен быть подписан всеми членами комиссии, включая самим председателем, его заместителем и секретарем.

Важно! На основе данного заключения орган исполнительный власти, МСУ в течение 30 дней выносит соответствующее постановление, а также указ о дальнейшей судьбе МКД, сроках выселения граждан. Если комиссия не хочет признавать МКД непригодным для проживания Единственным решением в данной ситуации будет обжалование заключения в суде.

Никакие другие государственные органы уже не помогут. Для этого нужно обратиться в районный суд в течение 3-ех месяцев после получения окончательного решения.
Вдобавок необходимо собрать все имеющиеся документы, включая копию заключения комиссии.

Как признать дом аварийным

Из вашего вопроса не понятно, что за часть жильцов против. Составляет ли она большинство от общего числа голосов, принадлежащих собственникам.

Поэтому посчитайте и сделайте вывод, правомочно ли ваша подача документов.
Алгоритм действий можно представить следующим образом:

  1. сбор необходимых документов;
  2. рассмотрение выше указанного вопроса на общем собрании собственников, членов товарищества, где должны избрать, а затем заключить договор с организацией по проведению технической характеристики дома;
  3. обращение путем заявления в межведомственную комиссию по признанию дома аварийным.

Это могут сделать любые специализированные организации, которые имеют лицензию на осуществление такой деятельности. Однако, к таким субъектам может не быть доверия со стороны государственных органов.

Техническую экспертизу жилища в г.Москве проводит ГУП «МОСЖИЛНИИПРОЕКТ».
При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в экспертном заключении специализированной организации. 5. Принятие решения об аварийности дома (или ее отсутствии) органами местного самоуправления с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или решения о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Что делать если межведомственная комиссия не признает дом аварийным

Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с условиями программы переселение происходит так:

  1. Формирование региональной программы, цель которой в ликвидации аварийного жилья.
  2. Создание перечня аварийного и ветхого жилья.
  3. Принятие решения о полном снесении дома или его реконструкции.
  4. В случае предполагаемого сноса здания осуществление поиска равноценной жилплощади.

Как правило, жилплощадь подбирается там же, где и ранее проживали граждане. Но по желанию граждан и на основании полученного от них заявления может приниматься решение о переселении в иное место жительства. Каждый гражданин вправе уточнить сведения о внесении его дома в список аварийного жилья. Для этого необходимо обратиться к специальному государственному сайту.
Вместо нового жилья собственнику аварийного помещения может выдаваться компенсация.
Это быстро и бесплатно! Оглавление:

  • В каком случае дом признают аварийным?
  • Что необходимо делать, чтобы ваше жилье утвердили на снос?
  • Какие нужно подготовить документы для процедуры?
  • Грамотное составление заявления
  • Как и куда подавать бумаги?
  • Экспертиза жилья, напоминающего ветхое
  • Когда ждать заключения и в какой форме?
  • Если комиссия не хочет признавать МКД непригодным для проживания
  • Полезное видео

В каком случае дом признают аварийным? Чтобы признать многоквартирный дом аварийным, нужно детально ознакомиться с Постановлением Правительства РФ № 47. В этом документе содержатся все основные жилищные критерии, которые дают основания признать помещение непригодным для проживания.

  • Устанавливает, необходимо ли подавать какие-либо ещё бумаги;
  • Определяет состав специалистов, которые займутся исследованием дома;
  • Оценивают полученный результат;
  • Составляют акт обследования с принятым решением.

Для того чтобы комиссия начала действовать по инициативе граждан, им понадобиться приложить к заявлению:

  • Копии правоустанавливающих документов на жильё в указанном доме;
  • Заключение специализированного учреждения (необходимо, если заявители требуют признать дом аварийным и подлежащим сносу);
  • Заключение проектной организации относительно несоответствия несущих конструкций установленным требованиям;
  • Прочие бумаги на усмотрение заявителя.

Полномочия комиссии Обращаясь с заявлением, следует чётко понимать, чего ожидать от деятельности комиссии и какие решения она вправе принимать.
Комиссия выходит на место, проводит обследование и составляет акты, на основании которых члены комиссии принимают решение о наличии (отсутствии) оснований для признания помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Решение комиссии оформляется в виде заключения. На рассмотрение заявления и принятие решения у комиссии 30 дней.

В течение 30 дней с момента получения заключения администрация принимает решение и издает распоряжение по каждому жилому помещению о признании пригодным (непригодным) для проживания, а по дому о признании пригодным для проживания или аварийным с указанием разумных сроков отселения граждан. В 5-дневный срок со дня принятия администрацией решения комиссия направляет экземпляр такого решения и заключения заявителю, который вправе обжаловать решение и заключение комиссии в судебном порядке в случае несогласия с ним.

Обычно сравниваются цены на подобное жилье и, исходя из этого, определяется стоимость квадратного метра. И если буквально взять рыночную стоимость аварийного жилища, то оно практически ничего не стоит.

Если местная власть слишком формально подойдет к оценке, то жильцы получат сущие копейки. Приобрести на эти деньги новое жилье попросту не реально.

Еще один существенный момент в получении квартиры, это правовой статус жильца. Если квартира приватизирована, то собственнику обязаны предоставить жилье равнозначной площади или выкуп. Если же гражданин является нанимателем, то для получения квартиры, ему потребуется встать на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Предварительно потребуется получить статус малоимущего.

Только после постановки на учет гражданин сможет получить жилье по договору социального найма. Но при этом предоставлена квартира будет в порядке общей очереди.

Статья написана по материалам сайтов: advocate-service.ru, pandia.ru, center-bereg.ru, realtyinfo.online, vip-real-estate.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector