+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как уточнить границы надела — поставленного на учет в Госкадастре

Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение, поступившее в Росреестр из Минэкономразвития России, сообщает.

В связи с отсутствием сведений об объекте недвижимости: об адресе, местоположении, кадастровом номере земельного участка, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее — приказ № 412).

На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом № 412 (далее — Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее — картографические материалы). Кроме того, полагаем, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания — генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

Вместе с тем в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.

Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета правомерны.

При этом согласно части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован статьями 39, 40 Закона о кадастре.

Вместе с тем, по мнению УОКЗР, подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями статьи 40 Закона о кадастре.

Содержание

Обзор документа

При постановке на кадастровый учет, а также уточнении местоположения границ земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется по документам, подтверждающим право на земельный участок. При их отсутствии местоположение границ определяется с использованием карт (планов), подтверждающих фактическое местоположение границ на местности 15 и более лет. В случае их отсутствия можно использовать картографические материалы более мелкого масштаба, план садового товарищества, план БТИ и др.

В разделе межевого плана Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы материалы картографо-геодезического фонда, или землеустроительная документация, хранящаяся в госфонде данных. Также в качестве справочных документов могут быть использованы ситуационные планы в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках; материалы межевых (землеустроительных) дел; материалы лесоустройства; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (генеральные планы) и иные документы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет

Главная » Земля » Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет

При проведении сделок с землей крайне важно иметь на руках документы о точных границах участка. Наличие паспорта кадастрового учета не всегда гарантирует, что проведенные мероприятия по замеру площади земли соответствуют всем правилам, особенно если документ выдан до вступления в силу Земельного кодекса (до 2001 года), регламентирующего требования по проведению межевания земель.

Уточнение границ земельного участка, если есть кадастровый паспорт

Разграничение территорий смежных земельных участков – это наиболее спорный вопрос, возникающий у собственников. Кроме возможности оградить свой надел от посягательств со стороны третьих лиц, установление границ участка предоставляет право для дальнейшей его реализации (продажи, дарения, сдачи в аренду).

Большинство земель, предоставленных во владение до 2001 года, не прошли процедуру межевания и соответственно регистрации в органе кадастрового учета. Владельцам подобных участков необходимо, как можно быстрее, провести мероприятия по оформлению своих прав на землю во избежание спорных ситуаций с владельцами соседних наделов, а также претензий со стороны государственных органов.

Наиболее важными документами в процессе узаконивания земельных наделов в собственность является паспорт кадастрового учета и межевой план. После получения данных документов участку присваивается индивидуальный кадастровый номер, и его данные будет внесены в единую информационную базу.

Для точного установления границ земельного надела необходимо пройти процедуру межевания. Этот процесс организован в рамках государственной программы по бесплатному разграничению земель. Также в срочном порядке эту процедуру можно пройти на платной основе, обратившись в коммерческую организацию.

Информация о плановом безвозмездном межевании размещается на сайте органа местного самоуправления, с указанием очередности прохождения. Данная процедура финансируется из бюджетных средств, собственник лишь должен будет оплатить регистрацию права собственности в службе Росреестра.

Для установления границ земельного участка следуйте следующему алгоритму действий:

  • соберите документы, подтверждающие право собственности на земельный участок (свидетельство о наследовании, договор купли-продажи, подтверждение безвозмездного предоставления земельного надела со стороны местной администрации и т. д.);
  • обратитесь с заявлением в организацию, осуществляющую проведение землеустроительных работ;
  • заключите договор на выполнение работ, связанных с установлением границ надела;
  • уведомите владельцев смежных наделов о разграничении земли (не менее чем за месяц до начала проведения процедуры межевания);
  • присутствуйте при проведении кадастровых работ лично или предоставьте полномочия по контролю за процессом межевания своему представителю;
  • согласуйте документ о разграничении территорий с соседями;
  • заберите документ, полученный в результате осуществления межевых работ (межевой план) в кадастровой организации;
  • на основании полученных данных подайте обращение в уполномоченный орган о внесение изменений в паспорт кадастрового учета.

При беспроблемном течении процесса (отсутствие споров с соседями, наличие необходимых правоустанавливающих документов) процедура уточнения границ занимает не более 3 месяцев.

Нужно ли межевание, если есть кадастровый паспорт?

Об уточнении местоположения границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет, читайте тут.

Какие документы нужны для уточнения границ земельного участка

Чтобы инициировать проведение работ по установлению границ земельного надела, приложите к заявлению в службу кадастра следующие документы:

  • паспорт кадастрового учета;
  • документ, подтверждающий право пользования земельным участком;
  • документ, подтверждающий соблюдение требований по уведомлению владельцев соседних участков (уведомление о направлении заказного письма, собственноручная расписка соседей о получении извещения).
Это интересно:  Дополнительный отпуск многодетным родителям в 2019 году

В случае отсутствия кадастрового документа, собственнику необходимо инициировать процедуру первичного узаконивания земельного участка, а не уточнения его границ.

Лица, наделенные правом уточнения границ земельных наделов:

  • владельцы земли;
  • бессрочные пользователи земельных наделов;
  • граждане, обладающие правом пожизненного владения участком;
  • граждане, получившие земельные наделы от государства на безвозмездной основе.

Зачем нужно уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет

Процедуру по уточнению границ земельного участка (уже зарегистрированному в кадастре) проводите в следующих случаях:

  • необходимость оформления права собственности на участок;
  • разрешение конфликтных ситуаций с владельцами смежных наделов;
  • проведение сделок с землей (продажа, передача по наследству, дарение);
  • при разделе земли на несколько обособленных частей;
  • в целях исправления ошибочных данных в кадастровой документации;
  • при объединении нескольких участков в один.

Для достижения вышеуказанных целей, межевые работы заказывайте в организации, имеющей лицензию на проведение данных мероприятий. Наличие у кадастровой компании лицензии уточняйте на официальном портале Росреестра.

Особенности проведения уточнения границ земельного участка

Ранее, до 2001 года определение земельных границ носило весьма условный характер. Таким образом, имея кадастровый паспорт с информацией о приблизительном размере участка, необходимо в срочном порядке провести уточнение, ранее установленных границ. При наличии спорных вопросов о разграничении смежных территорий, обращайтесь в судебные органы. Суд, изучив все представленные материалы дела, определит законные границы территорий самостоятельно.

Соответственно, если в судебном акте будет установлен размер земельного участка не соответствующий данным кадастрового паспорта, то необходимо будет внести изменения в кадастровый документ. При обращении с заявлением в службу Росреестра, приложите в качестве основания уточнения границ, решение судебной инстанции.

При наличии договоренности с соседями о корректировке границ земельных наделов, вызывайте на участок представителя кадастровой организации для проведения необходимых замеров.

В случае добровольного соглашения с владельцами смежных территорий, собственник вправе увеличить размер своего участка (но не более чем на 10% от площади указанного в государственном кадастре).

Также законодательством установлен иной вариант увеличения площади земельного участка – до предельно допустимого размера, принятого в конкретной местности (при отсутствии возражений со стороны соседей). Подобное изменение размеров земельного участка осуществляется без вмешательства государственных органов, на бесплатной основе.

В процессе корректировки сведений о размере земельного участка, обратите внимание на следующие нюансы:

  • сведения о площади уточняются только в том случае, когда информация об участке уже внесена в кадастровый реестр;
  • прежде чем проводить разграничение земель, необходимо сделать межевание;
  • государством предоставлена возможность законного увеличения размера надела по упрощенной схеме и на безвозмездной основе.

Уточнение границ ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет: с увеличением или уменьшением площади

Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет, важный момент при совершении любых типов сделок с землей. Кадастровый паспорт не является гарантом того, что замер участка проведен в соответствии с установленными нормами, особенно в том случае, если документ выдан до вступления в законную силу Земельного Кодекса, т.е. до 2001 года.

Что такое уточнение границ?

Это комплексное мероприятие, которое проводит кадастровый инженер, с целью определения границ земельного надела в процессе межевания.

По итогам на руки владельцу земли выдается документ, являющийся основанием для внесения новых границ в Росреестр.

Уточнение требуется только в тех случаях, когда в кадастре отсутствует запись о местоположении вашего участка. При этом у собственника должен быть кадастровый паспорт, номер и план. Другими словами, земля должна быть зарегистрирована и стоять на учете.

В каких случаях необходимо уточнение?

Существует несколько причин, когда требуется проведение процедуры:

  1. Покупка земли. Возможно, предыдущий владелец просто забыл или не посчитал нужным уточнять границы своего участка. Не повторяйте эту оплошность. Если вы не пройдете процедуру, то в дальнейшем будет проблематично его продать, обменять или завещать.
  2. Споры с соседями по поводу того, кому и какой участок земли принадлежит.
  3. Судебное разбирательство. Затевается в том случае, если истец уверен, что часть его земли была незаконно присвоена соседом.
  4. Ошибка кадастрового инженера, занимавшегося первоначальным уточнением. Если ошибка будет доказана, то имеющий межевой план признается недействительным. Соответственно, требуется повторный замер участка.

Нелишним будет уточнение границ ранее учтенного земельного участка, т.е. стоящего на учете, но без указания местоположения. В таком случае вы сможете избежать будущем проблем при совершении любого типа сделок.

Порядок проведения процедуры

Основное достоинство процесса уточнения границ – возможность поделить его на малые части, что упрощает процесс проведения сделок с наделом. Точное определение пределов участка возможно при наличии кадастрового паспорта, плана и номера. Размежевание земельного участка порядок действий:

  1. Подготовительный: сбор нужных документов; информирование собственников соседних участков о проведении межевания (лучше это сделать за неделю до начала работ); заключение договора с организацией, занимающейся проведением землеустроительных процедур.
  2. Кадастровый инженер проводит фотосъемку земли, определяет качество и тип почвы. Проводит необходимые измерения территории. Результат замера нужно озвучить всем присутствующим и уточнить, согласны ли они с итоговыми показателями.
  3. На последнем этапе анализируются все данные, полученные в результате измерения и осмотра участка. Собственнику выдается документ, оформляется межплан.
  4. Межевой план отправляется в Росреестр в электронном виде. Это может сделать сам собственник или кадастровый инженер. По итогам рассмотрения сотрудники Государственной службы регистрации одобряют или отказываются принимать результаты уточнения. При положительном решении данные заносятся в ГКН (государсвенный кадастр недвижимости) , при отрицательном – выдается постановление об отказе.

Все этапы должны проходить в строгой последовательности, только тогда возможно безошибочное проведение процедуры. Владелец участка обязан предоставить инженеру всю имеющуюся документацию на землю. Это позволит специалисту на начальном этапе выявить ошибки, которые в дальнейшем исправить намного сложнее.

Прежде чем работники кадастра приступят к работе, потребуется подписать акт согласования проведения работ. Это означает, что владелец согласен не только со всеми промежуточными действиями, но и с итогом проведенных работ.

На последнем этапе происходит составление межевого плана, который впоследствии презентуют комиссии в кадастровой палате

Необходимая документация

Конкретного списка документов, которые нужно предоставить для процедуры уточнения, не существует. Поэтому собирайте все имеющиеся у вас бумаги, как минимум от вас потребуется:

  • выписка из кадастра;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности на участок;
  • паспорт.

Для каждого конкретного случая может потребоваться свой комплект документации. Иногда необходимо сделать запрос в архив, заказать нужную бумагу. Уточнить, что именно должны предоставить вы, можно у специалистов в специализированных компаниях. Они сэкономят ваше время и проконтролируют весь процесс.

Стоимость и сроки процедуры

Итоговая цена зависит от размеров земельного участка и от территориального расположения. В каждом регионе местные власти устанавливают различные тарифы, озвучить стоимость могут в кадастровой палате вашего населенного пункта. Например, для жителей Московской области расценки на услугу начинаются с 500 рублей за одну сотку.

На процедуру уходит от пятнадцати дней до трех месяцев. Как правило, работы затягиваются в том случае, если земля не стоит на учете в кадастре.

Как выглядит план межевания?

Выглядит межевой план для земельного участка идентично для всех наделов, если вы не разбираетесь в нюансах землеустроительных работ, то, кроме наименования на титульном листе, больше ничего в нем не поймете.

План включает в себя несколько разделов, но собственнику земли нет смысла заострять внимание на них. Правильность оформления и заполнения – обязанность кадастрового инженера. Единственное к чему стоит присмотреть и подробно изучить — это раздел «Акт согласования» и «Заключение инженера по кадастру».

В «Акте согласования» отражается тот факт, что все соседи уведомлены о проведении межевания и не возражают. Важно заполнить его без ошибок и уточнить все внесенные данные.

В «Заключение» прописываются сложности, возникшие в процессе и возможные конфликтные ситуации.

Межевой план в бумажном формате готовится только по просьбе заказчика. «По умолчанию» проект оформляют в электронном виде. Образец документа можно найти в интернете.

Уточнение границ с увеличением площади

Увеличить размеры участка можно только за счет земель, не имеющих собственников и четких границ.

Расширение законно в том случае, если вы покупаете прилегающую территорию. Некоторые правительственные программы для владельцев земли, также предусматривают возможность получить дополнительные сотки. Уточнение границ земельного участка с увеличением площади требует проведение межевых работ, сбор документации, составление заявления и оплата госпошлины. После этого в кадастр будут занесена новая информация.

Уточнение с уменьшением площади

Для данного процесса потребуется составление заявления, также необходимо оплатить услуги кадастрового инженера.

Основная причина уменьшения — посягательство на смежную территорию и своевольный захват соседних участков. А также поводом для пересмотра границ в меньшую сторону становятся обнаруженные ошибки в кадастровом или межевом плане.

Процесс ничем не отличается от стандартной процедуры, только итогом становиться уменьшение площади.

Заключение

Не стоит игнорировать процесс уточнения границ земельного участка. Процедура стоит недорого, но при этом она позволит избежать проблем в будущем и упростит проведение сделок с землей. Да и в спорах с соседями, наличие подобного документа, будет весомым доказательством вашей правоты.

Статус «земельный участок, ранее учтенный» — это. Постановка на учет ранее учтенного земельного участка: требования и порядок действий

Государство всегда с большим вниманием относится к сфере земельных отношений. Однако только после формирования единой базы данных – госкадастра – все сведения о недвижимых объектах, к которым относится и земля, удалось собрать в одном месте и упорядочить.

Обновление ГКН происходит постоянно, поскольку усложняются правоотношения, совершается множество сделок. В результате возникают новые понятия, ранее не использовавшиеся на практике. Одно из них – » ранее учтенный земельный участок». Это понятие многим собственникам и пользователям неизвестно. Рассмотрим его подробнее.

Общие сведения

В зависимости от характера информации об участках земли их классифицируют на:

  • Аннулированные.
  • Архивные.
  • Временные.
  • Учтенные.
  • Ранее учтенные.

Земельные участки – это объекты недвижимости, с которыми можно совершать сделки, предусмотренные законом. Категория «ранее учтенный надел» возникла после вступления в силу Закона «О госкадастре недвижимости».

Определение

Что значит ранее учтенный земельный участок? Это такой надел, который был поставлен на учет до введения в действие указанного выше закона или права на который (собственность, пользование, аренда, застройка) были зарегистрированы до 01.03.2008 г., однако на учет объект поставлен не был.

Это интересно:  Сколько окладов выплачивается военнослужащему при увольнении

Отсутствие единой информсистемы об объектах недвижимости не означает, что информация о них нигде не фиксировалась.

Проблемы на практике

После вступления в действие нового закона возникло немало сложностей, связанных с постановкой на учет земельных участков. О ранее учтенных наделах в новой информсистеме сведений нет. Соответственно, владельцы (пользователи) не могут совершить с ними никаких сделок.

В ГКН должна присутствовать информация обо всех объектах недвижимости. Однако процесс внесения информации будет достаточно длительным. В настоящее время нередко возникает ситуация, когда данных о наделе в госкадастре еще нет, но собственнику нужно получить кадастровый паспорт.

Конституция гарантирует гражданам право распоряжения и владения участками земли. Но только после постановки объекта на учет будет признана его принадлежность конкретному лицу. Пока статус земли не будет определен, субъекту недоступны никакие юридические действия, в том числе и приватизация. Существенно осложняется регистрация новых наделов и распоряжение ими некорректно выполненные процедуры межевания и установления границ.

Решение проблем

В законодательстве предусмотрена возможность внести сведения о ранее учтенном земельном участке по инициативе владельца. Для этого заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченную госструктуру с заявлением и бумагами, подтверждающими существование недвижимого объекта и права на него. Правоустанавливающими документами являются:

  • Договор аренды.
  • Государственный акт.
  • Выписка из домовой книги.
  • Св-во о праве собственности, пожизненного владения, бессрочного пользования.
  • Решение о предоставлении надела конкретному гражданину.

Законодатель отводит уполномоченному органу 10 дней на внесение данных о ранее учтенном земельном участке. Этот срок начинает течь с дня подачи заявления. После рассмотрения и проверки документов заявителю предоставляется кадастровый паспорт либо выписка из ГКН.

Причины отказа

Далеко не во всех случаях у заявителей получается внести в ГКН информации о ранее учтенном земельном участке. Это может быть связано с наложением границ надела на соседние участки или на муниципальные земли. Такие ситуации имеют место из-за ошибок местных структур власти, проводивших инвентаризацию или подготавливавших кадастровые работы, самих кадастровых инженеров, определявших границы, а также сотрудников кадастровой службы, вносивших сведения в реестр.

Уточнение границ ранее учтенного земельного участка

Его можно осуществить в упрощенном порядке. В законе, регламентирующем ведение госкадастра, закреплено две причины, по которым нужно границы уточнить: у ранее учтенного земельного участка они не были установлены или были установлены, но точность их не совпадала с нормативной.

Для уточнения границ заинтересованное лицо подает заявление в орган, уполномоченный осуществлять функции госрегулирования в сфере земельных отношений. Следует учесть, что упрощенный порядок действует тогда, когда после проведения процедуры уточнения границ площадь надела останется прежней. Если же она изменяется в ту или другую сторону, вопрос решается только по согласованию с соседями.

В законодательстве не установлена обязанность владельцев уточнять границы. Главное, поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет , внести информацию об объекте и его правообладателе в реестр. Однако для собственного спокойствия целесообразно все-таки провести межевание. На практике недобросовестный сосед может вполне захватить часть участка. В таких случаях придется идти в суд. Разбирательство может затянуться на долгие годы.

Особенности оформления заявления

Подать документы в уполномоченный орган вправе субъект, имеющий участок в пожизненном владении, собственности, бессрочном пользовании. Необходимо соблюсти письменную форму заявления. В нем указываются все необходимые сведения:

  • Ф. И. О. заявителя.
  • Месторасположения объекта.
  • Реквизиты правоустанавливающего документа.

Снятие с учета

К сожалению, снятие ранее учтенных участков с кадастрового учета сопровождается не меньшими проблемами, чем постановка. Дело в том, что в законодательстве вообще такая процедура не предусматривается. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда надел необходимо изменить: разделить, объединить с другим. В результате возникают новые объекты недвижимости.

Любые манипуляции с наделом, изменяющие его существенные характеристики, являются основанием для снятия его с кадастрового учета.

Ранее учтенный земельный участок можно снять с учета и через суд. В этом случае необходимо запастись терпением, поскольку такие дела разрешаются очень долго.

Число разбирательств, связанных со снятием участков с учета ежегодно только растет. Сегодня это почти единственный способ решения проблемы. Следует помнить, что судебные решения не используются в России в качестве источников права. Это значит, что если даже по какому-то конкретному делу решение было принято в пользу истца, по другому делу может быть противоположный исход. Многое будет зависеть от видения судьи. Однако решение можно оспорить в вышестоящей инстанции.

Минусы и плюсы

С ранее учтенными наделами возникает немало проблем. Однако есть и некоторые плюсы такого статуса. Основным достоинством можно назвать то, что владельцу или землепользователю не требуется проходить достаточно длительную процедуру постановки объекта на учет. Необходимо только провести межевание, кадастровые работы. По их завершении заинтересованное лицо получит нужные документы, с которыми направится в регистрирующий орган.

Главным недостатком статуса «ранее учтенный» является то, что в госкадастре присутствуют неполные сведения о наделе или информация, не соответствующая действительности. В некоторых случаях на их исправление потребуется довольно много времени.

Заключение

Земельные правоотношения – специфическая сфера. Владельцам и пользователям наделов приходится вникать во множество тонкостей законодательства. Далеко не всегда получается быстро и без особых финансовых потерь решить ту или иную спорную ситуацию.

Ранее учтенные участки – настоящая головная боль для многих собственников и пользователей. Отсутствие сведений в госкадастре существенно ограничивает их в правах. Исправить эту ситуацию можно, обратившись в регистрирующий орган – кадастровую палату. Целесообразно предварительно проконсультироваться с квалифицированным юристом, имеющим опыт в земельных спорах.

Немаловажное значение имеют отношения с соседями. Очень часто при разрешении вопросов, связанных с постановкой участка на учет, необходимо их согласие.

Границы земельного участка не установлены: сложности и перпективы регулирования

В одном из прошлых номеров «ЭЖ» писала о том, какие проблемы могут возникнуть у собственника земельного участка с неустановленными границами (читайте в материале «Границы земельного участка не установлены. Какие риски это может повлечь и как их избежать?», «ЭЖ», 2017, № 06). В этом номере мы продолжим рассматривать проблему и расскажем о причинах появления таких объектов, а также о перспективах разрешения сложившейся ситуации.

Земельный участок может не иметь установленных границ по разным причинам. В некоторых случаях речь идет об участках, вовсе не учтенных в государственном кадастре недвижимости, а иногда — об учтенных ранее.

Если участок не прошел кадастровый учет

Законодательство выделяет несколько категорий земельных участков, и в настоящей статье будут рассмотрены две из них: неучтенные и ранее учтенные. К неучтенным земельным участкам относятся те, которые не состоят на государственном кадастровом учете в установленном законом порядке. Такие земельные участки не имеют кадастрового (условного) номера, не поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, соответственно, ЕГРН не содержит каких-либо сведений о них.

Ситуация, когда земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, могла сложиться в результате изменений в законодательстве, в том числе в связи с принятием Земельного кодекса РФ, федеральных законов от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — старый Закон о кадастре) и от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — старый Закон о госрегистрации). Причины для этого могли быть как необъективные — информация о государственном учете земельного участка по каким-либо причинам утрачена, так и объективные — земельный участок никогда не был объектом земельных отношений ни до, ни после принятия старого Закона о кадастре.

В силу прямого указания п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участков в силу положений ст. 70 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон о госрегистрации недвижимости (до 1 января 2017 г. — старым Законом о кадастре).

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости государственный кадастровый учет земельного участка — это внесение в ЕГРН сведений о нем, которые подтверждают существование участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным для того, чтобы участок стал самостоятельным объектом земельных отношений. Без проведения кадастрового учета оборот земельного участка не предусмотрен, законное подтверждение прав и закрепление сведений о нем затруднительны. Также представляется сомнительной и законная защита прав на такой земельный участок.

Соответственно, в данном случае не будет иметь правового значения установлены ли границы для такого земельного участка или нет, поскольку без постановки на государственный кадастровый учет оборот земельного участка невозможен.

В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 № 4г-2095/2016. В этом деле суд установил, что земельный участок, право на который хотели оформить истцы, был предоставлен одному из них совхозом во временное пользование. Истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, когда такое право можно было реализовать, следовательно, по состоянию на 1998 г. он утратил право пользования участком вследствие истечения срока временного пользования и отсутствия документов, подтверждающих его продление.

При этом суд отметил, что земельный участок предоставлен истцу приказом совхоза под огород, никаких других правоустанавливающих документов на участок истцом не представлялось. В записи в похозяйственной книге указано на обладание истцом земельным участком в течение десяти лет после его предоставления в 1988 г. В райкомземе право на участок не регистрировалось, свидетельство о праве собственности на указанный участок не выдавалось, земельный участок не учтен в ГКН. Таким образом, по мнению суда, основания для удовлетворения иска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на него отсутствуют.

При этом интересной представляется позиция, выраженная в Определении ВС РФ от 06.12.2005 № 4-В05-42. В частности, Верховный суд РФ признал необоснованным вывод суда нижестоящей инстанции о том, что земельный участок не относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости и предметом какой-либо сделки, если границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке, признав его противоречащим ст. 130 ГК РФ и ст. 1 старого Закона о госрегистрации.

Это интересно:  Стоит ли писать отказ от иска

Согласно п. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу старого Закона о кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии со старым Законом о госрегистрации, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участков на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.

отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Например, на практике местоположением земельного участка с неустановленными границами может являться определенный кадастровый квартал или же населенный пункт, состоящий из нескольких кадастровых кварталов.

При этом отсутствие сведений о границах такого участка не позволяет осуществлять в отношении него определенные виды кадастровой деятельности. Такие земельные участки обладают ограниченными свойствами и не могут быть использованы наравне с теми земельными участками, в отношении которых границы определены.

Об отсутствии сведений о границах земельного участка делается соответствующая отметка. В частности, согласно п. 39 Приложения № 7 приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из ЕГРН, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения ЕГРН » при оформлении выписки об основных характеристиках в целях подтверждения внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границы такого земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ таких земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Какой путь решения проблемы выбрал законодатель?

В настоящее время большое количество земельных участков на территории РФ, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а раньше содержались в ГКН, не имеют точного описания границ. Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществующей системе координат или с низкой точностью. Как правило, причиной возникновения такой ситуации является то обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ земельных участков.

Отсутствие необходимой и достоверной информации существенно затрудняет гражданский оборот недвижимости. Поскольку возможность в полной мере распоряжаться участками без точных границ затруднена и не всегда возможна, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (например, при отчуждении, залоге и т.п.).

В законопроекте закреплялось понятие «комплексные кадастровые работы». Результатом проведения таких работ должна была стать карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ (элемента планировочной структуры населенного пункта).

Более того, по проекту предполагалось, что с 1 января 2018 г. будет запрещено любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Проект в Госдуму Правительство РФ так и не внесло. Такое решение могло быть обусловлено многими причинами: небольшим переходным сроком для оформления земельных участков, низким информированием собственников земельных участков о предстоящих изменениях, отсутствием необходимых условий и ресурсов для реализации мероприятий по массовому государственному кадастровому учету.

Какое решение проблемы с участками, не имеющими установленных границ, предложил новый Закон о госрегистрации недвижимости?

Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провести межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.

Отметим, что в старом Законе о госрегистрации также была норма, направленная на ограничение оборота участков с неустановленными границами.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.

Абзац 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации

При этом в соответствии с п. 1 ст. 19 старого Закона о госрегистрации к случаям — исключениям из общего правила относились следующие:

право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном старым Законом о госрегистрации порядке;

земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

права возникли в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;

иные установленные законом случаи.

Как видим, перечень исключений достаточно широк, поэтому на практике сделки в отношении участков с неустановленными границами были весьма распространены.

Как будет формироваться практика по применению новых норм, будет видно со временем. В любом случае обладателям земельных участков с неустановленными границами следует иметь в виду, что отсутствие сведений о границах земельного участка с большой вероятностью повлечет отказ в государственной регистрации прав на такой участок при попытке его отчуждения, в целом затруднит распоряжение земельным участком или создаст ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. С учетом наметившейся тенденции собственникам земельных участков с неустановленными границами целесообразно как можно оперативнее задуматься об их установлении.

Отсутствие в ЕГРН (ранее — в ГКН) сведений о границах земельных участков не препятствует собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав. Эта правовая позиция сформулирована в Определении ВС РФ от 20.10.2015 № 14-КГ15-7, в котором Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 старого Закона о кадастре земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного закона, и земельные участки, в отношении которых кадастровый учет не проводился, но право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент образования этих участков. И тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, не препятствует, по мнению ВС РФ, собственникам защитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками.

В этом деле суд отклонил доводы Росреестра, отказавшего заявителю в регистрации права собственности на земельный участок, об отсутствии сведений о координатах характерных точек границ этого участка. Суд обратил внимание, что отметка в кадастровой выписке от 2015 г. о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались. Таким образом, суд признал правомерным описание границ, которое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в данном случае отказать в госрегистрации в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.

В этом споре Росреестр отказался регистрировать право собственности заявителя на приобретенный им земельный участок, указав на отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Получив в порядке межведомственного взаимодействия кадастровый паспорт земельного участка, Росреестр узнал, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель в свою очередь представил кадастровую выписку в качестве доказательства согласования границ земельного участка. Разрешая спор, суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях ГКН, как и кадастровый паспорт. Вместе с тем регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, а сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, оставил без внимания. Решение Росреестра признали незаконным.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, uropora.ru, sudpristav.ru, fb.ru, www.eg-online.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector