+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Как не дать налоговой провести незаконную проверку

Так же рекомендуем к прочтению статью нашего эксперта — налогового адвоката Тылика Павла «Должна ли ИФНС предупреждать о проверке?» из содержания которой вы узнаете о том, как налоговики выбирают того, к кому они придут с проверкой.

Тенденция последних лет такова, что количество выездных проверок снижается, но при этом значительно выросла сумма доначислений. В Москве в 1 квартале 2018 года окончено 11 выездных проверок со средним размером доначислений 50,5 млн.руб.

Налоговое ведомство отмечает 100-процентную результативность налоговых ревизий. Поэтому несмотря на снижение вероятности встретиться с выездниками у себя в офисе, к проверке нужно быть готовыми как физически (наличие правильно оформленных документов, создание резервов под возможные доначисления), так и психологически.

Содержание

В каких случаях налоговая может прийти с проверкой без предупреждения

О своем приходе в офис налоговики не обязаны предупреждать организацию заранее. Выездная начинается с даты вынесения решения о ее проведении, которое должно быть вручено налогоплательщику. При некоторой доли везения, между датой его получения и днем прихода инспекторов может быть временной разрыв. Например, если решение направлено по почте или по ТКС.

Организация может спрогнозировать возможности попасть под выездной контроль, тщательно проанализировав свою деятельность, долю фискальной нагрузки, присылаемые по контрагентам «встречные» требования. Одним из весомых признаков планирующейся встречи с выездниками является истребование инспекцией банковских выписок за три года, о чем фирме может стать известно при наличии доверительных отношений с сотрудниками банка, в котором открыты счета.
Как правило, вместе с решением о проведении ВНП налогоплательщик сразу же получает первое требование о представлении документов.

В случае, если они запрашиваются по ТКС, первая очная встреча с контролерами может произойти значительно позже начала ревизии.

Какими могут быть причины явки налоговой инспекции?

Включению организации в план проведения ВНП предшествует проведение предпроверочного анализа. Именно по его результатам налоговики отбирают претендентов для ревизии. При его проведении учитываются такие факторы, как:

  • низкая налоговая нагрузка
  • разрывы по НДС
  • убытки
  • возмещение НДС
  • высокорисковые методы оптимизации налогов и т.д.

Важным моментом является у организации (а с конца 2016 года также у учредителей и руководителей) наличие достаточного количества денежных средств и иного имущества для погашения потенциальных доначислений. В исключительных случаях ревизия может проводиться вне утвержденного плана, например, по рекомендации иных государственных органов или при наличии обоснованных жалоб на данную фирму.

Общие положения о действии во времени налоговой проверки предприятия и ИП

Права и полномочия налоговых инспекторов

Права должностных лиц инспекции перечислены в ст. 31 НК РФ:

  • Запрашивать документы и информацию как у самого налогоплательщиков, так и у его контрагентов и 3-х лиц;
  • Проводить процессуальные мероприятия (осмотры, допросы свидетелей, выемку);
  • Привлекать переводчиков, экспертов и специалистов;
  • Определять суммы налогов расчетным путем.

В процессе ВНП контролеры могут привлекать лиц, виновных в совершении налоговых и административных правонарушений, к ответственности. Например, оштрафовать свидетеля не явившегося на допрос.

Действия руководителя и бухгалтера предприятия при проведении налоговых проверок

Самое главное правило – не поддаваться панике. Результат выездной во многом определяется грамотными действиями организации на этапе ее проведения.

Как только стало известно о начале ревизии необходимо объявить сотрудникам о ревизии и подготовить офис. Нужно убрать «с глаз долой» все лишние бумаги, печати и штампы (если такие имеется). На столах сотрудников должны быть только те бумаги, с которыми они работают в настоящий момент. Внимательный инспектор всегда обращает внимание на разговоры персонала, стикеры, забытые в ксероксе листочки.

Выездникам желательно выделить отдельный кабинет с телефоном дабы избежать ненужные хождения по офису.

Важно определить круг лиц, которые будут «контактировать» с представителями инспекции. Как правило, это руководитель (при его желании), главный бухгалтер или юрист.
Первое, что получит фирма при ВНП – решение о ее проведении. В нем указаны:

  • налоги, которые будут рассматривать инспекторы;
  • анализируемый период;
  • пофамильный список выездников с указанием должностей.

При допуске инспекторов на территорию нужно попросить их предъявить служебные удостоверения и убедиться, что это именно те сотрудники ИФНС, которые указаны в решении. Сотрудники правоохранительных органов, участвующие в проверке, также должны быть указаны нем. Если состав группы меняется, выносится отдельное решение. Вы можете отказать в пропуске лицам, не упомянутым в списке.

Очень важна работа организации с требованиями должностных лиц инспекции. Их анализ помогает понять, какие нарушения ищет фискальный орган. Работая на опережение, стоит попытаться собрать дополнительные доказательства корректности ведения учета в данном направлении.

Перед передачей инспекторам все договоры, первичка, счета-фактуры и другие бумаги должны быть проверены на правильность оформления. Не должно быть противоречий в датах, отсутствующих реквизитов, не подписанных документов. Пометки и стикеры следует удалить.

Ответ на требование обязательно должен содержать подробную опись. Учитывая огромные объемы запрашиваемых документов, фирмы часто жалеют времени на составление описей, передавая материалы «коробками», папками на __ листов, что в дальнейшем служит основанием для начисления налогов или штрафов за их непредставление, поскольку доказать, что конкретный документ был представлен без описи довольно сложно.

Девизом организации во время проверки является правило «не давать и не говорить лишнего». Каждый раз получая требование нужно четко понимать, что из списка налогоплательщик обязан представить, а что нет. Если запрашивается только договор, не нужно представлять все приложения и спецификации к нему, листы согласования и прочее. При истребовании конкретного счета-фактуры, не нужно представлять все счета-фактуры по данному контрагенту, только потому, что все они хранятся в одном файле. Лучше потратить лишнее время, но выделить отдельный акт.

Также обязательно удостовериться, что все, что запрашивают выездники относятся к налогам и периоду времени, анализируемым в рамках данной ВНП. Организация вправе не представлять документы, датированные более ранней датой, если только они не имеют отношения к рассматриваемому периоду.

Довольно часто налоговики просят предоставить им доступ к программному обеспечению, в котором ведется бухгалтерский учет. Этого нельзя делать ни в коем случае. Самостоятельно выберете оттуда запрашиваемую информацию и передайте ее в электронном или бумажном виде.
На сегодняшний день, налоговики активно пользуются практикой проведения допросов персонала. К допросам также необходимо готовиться. Стоит разъяснить сотрудникам, как им себя вести, на какие вопросы отвечать, а на какие нет, напомнить про содержание ст. 51 Конституции (право не свидетельствовать против себя).

Помимо руководства, бухгалтерии и менеджеров, фискалы старается допросить бывших сотрудников компании. Если вас просят представить список потенциальных свидетелей, желательно выбирать более лояльных к организации лиц.

По возможности желательно пригласить опытного адвоката. Помимо чисто практической помощи (он не позволит задать незаконный вопрос, укажет на некорректную или двусмысленную трактовку ответа), это повысит психоэмоциональный уровень свидетелей.

Одним из важнейших правил является внимательное чтение всего, что предстоит подписать. Вы должны четко понимать, какие мероприятия в отношении компании проводятся и на каком основании; какие материалы запрашиваются; какие нарушения предъявляются организации.

Также при подписании крайне необходимо ставить актуальную дату подписания, поскольку при обжаловании решения вопросу соблюдения сроков уделяется значительное внимание.

Самые распространённые процессуальные нарушения при проверках

Не всегда при проверке инспекторы действуют в точном соответствии с нормами законодательства. Ваша задача не допустить злоупотреблений с их стороны. Частыми нарушениями являются:

  • нарушение сроков
  • необоснованное истребование документов (например, за пределами рассматриваемого периода или не являющихся основанием для расчета налогов)
  • проведение контрольных мероприятий в период, когда выездная приостановлена
  • нарушения при проведении допросов (свидетель не предупреждается об ответственности и праве не свидетельствовать против себя)

В каких случаях можно обжаловать действия налоговой во время проверки

Законодательство позволяет обжаловать не только итоговое решение, но и действия или бездействия должностных лиц при проведении ВНП. Для этого подается жалоба в территориальный или вышестоящий фискальный орган.
Однако в случае совершения чиновниками процессуальных нарушений следует оценить, что является более выгодным:

  • пресечь нарушение в ходе ревизии
  • или получить дополнительные основания для оспаривания решения в целом.

Например, организация случайно узнала, что в период приостановления контрольных мероприятий в СРО или лицензирующий орган направлено требование представить информацию.

Если указать на данное нарушение в ходе ревизии, сотрудники ИФНС постараются исправить допущенную ошибку (например, направят требование повторно). Указав же нарушение в ходе обжалования решения, налогоплательщик сможет говорить о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона.

Это интересно:  Отказ от доли в приватизированной квартире

После проверки ваши действия следующие

Выездная заканчивается составление Акта, в котором фиксируются все обнаруженные нарушения, а также сумма налогов, которая по мнению ИФНС не была уплачена организацией в бюджет. После внимательного изучения Акта (желательно вместе с юристом) следует оценить перспективы его дальнейшего оспаривания.

В течение 1 месяца после получения акта на него можно подать возражения о необоснованности его выводов. Возражения и акт будут в присутствии организации рассмотрены руководителем ИФНС или его заместителем.

В тоже время подача возражений может послужить основанием для проведения дополнительных мероприятий контроля, в ходе которых инспекция будет собирать дополнительные доказательства виновности фирмы.

После рассмотрения возражений и проведения доп.мероприятий принимается окончательное решение, с указанием не только недоплаченных налогов, но и штрафов и пеней. Оно вступает в силу по истечение 1 месяца. Потом ИФНС начнет процедуру взыскания недоимки. Организация может отсрочить взыскание, подав апелляционную жалобу в вышестоящий фискальный орган.
Обжаловать решение по проверке в суд можно только после получения ответа на апелляционную жалобу.

Об авторе: Андрей Сергеев

Добавить комментарий Отменить ответ

Блог о налоговых проверках. Как защитить свои права?

Секреты незаконных выездных проверок

Автор: Наталья Нагорнова, главный редактор «Блога о налогах Турова Владимира»

Итак, нарушения налоговиков на выездных проверках, и как с ними бороться?

Необоснованно продлевают проверку

Потому что, для квалификации проведенных строительно-монтажных работ нужно привлечь специалиста. Налоговики искали-искали недорогого профи в этой области и нашли, но он не мог сиюминутно приступить к своей работе, а только после окончания выездной проверки. Стоимость услуг аналогичных специалистов в других компаниях в 4 раза дороже, поэтому проверяющие решили, что целесообразно подождать экономного эксперта и продлить проверку;

Потому что, налоговики не могли провести допрос сотрудников на рабочих местах, т.к. они либо уволены, либо находились в административном отпуске.

Законны ли данные основания для продления сроков выездной проверки?

Суд, руководствуясь ст.89 НК РФ, Приказом ФНС от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892@, Решением ВАС РФ от 21.07.2010г. по делу №ВАС-7688/10, пришел к выводу, что такие основания для продления срока выездной налоговой проверки не являются исключительными.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

У налоговиков по общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки. Причем вне зависимости от времени нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п.6 ст.89 НК РФ), а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п.9 ст.89 НК РФ). Общая продолжительность выездной проверки с учетом этого может составить год и три месяца.

Повторно проводят проверку

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки. С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации (аб.5 п.10 ст.89 НК РФ).

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные п.5 ст.89 НК РФ, не действуют (абз. 2 п.10, п.11 ст.89 НК РФ). Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Штрафуют не по делу

Штрафовать налоговики, ой как, любят… Был бы повод, а он всегда найдется. Но соответствует ли этот повод требованиям НК РФ?

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2014г. по делу №А81-271/2013. Предприниматель не успел представить 992 документа, и налоговики его оштрафовали. Причем требование представить эти бумаги было предъявлено одновременно с решением о приостановлении выездной проверки. Суд решил, что принятая в отношении ИП мера ответственности по ст.126 НК РФ неправомерна.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Налоговая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в установленный законодательством срок (ст.126 НК РФ). Однако при определении меры ответственности за несвоевременное представление документов инспекция должна учитывать наличие смягчающих обстоятельств (п.4 ст.112 НК РФ) и обстоятельства, исключающие вину организации (п.2 ст.111 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в п.1 ст.112 НК РФ, перечень обстоятельств, исключающих вину, – в п.1 ст.111 НК РФ. Оба перечня открыты, поэтому инспекция или суд могут признать смягчающими (исключающими вину) и другие обстоятельства, прямо не поименованные в Налоговом кодексе РФ (подп.3 п.1 ст.112, подп.4 п.1 ст.111 НК РФ).

При наличии обстоятельств, исключающих вину, организация полностью освобождается от налоговой ответственности (п.2 ст.111 НК РФ). При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза (п.3 ст.114 НК РФ). Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода. Так, при рассмотрении дел о несвоевременном представлении документов по требованию инспекции суды значительно снижают размеры штрафных санкций при наличии следующих обстоятельств:

инспекция запросила у организации большой объем документов (например, Определения ВАС РФ от 22 сентября 2009 №ВАС-12510/09, от 31 августа 2009 №ВАС-11530/09);

организация представила документы с небольшим опозданием (например, Определение ВАС РФ от 22 сентября 2009 №ВАС-12510/09);

Несмотря на то, что в ряде судебных решений речь идет о камеральных налоговых проверках, выводы в отношении привлечения организации к ответственности за несвоевременное представление документов могут быть применены и к выездным проверкам (ст.93, ст.126 НК РФ).

Проводят как попало выемку документов

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Инспекция проводит выемку предметов и документов в присутствии:

представителей организации, в которой проводится выемка;

специалистов (при необходимости).

Об этом сказано в аб.1 п.3 ст.94 НК РФ.

Присутствие понятых при производстве выемки обязательно для подтверждения содержания и результатов выемки (п.5 ст.98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п.2 ст.98 НК РФ). Например, привлекать сотрудников инспекции в качестве понятых проверяющие не вправе (п.4 ст.98 НК РФ). В производстве выемки должно участвовать не менее двух понятых (п.2 ст.98 НК РФ).

До начала выемки сотрудники инспекции предъявляют постановление о производстве выемки и разъясняют всем присутствующим их права и обязанности (абз.2 п.3 ст.94 НК РФ). Далее сотрудники инспекции предлагают представителям организации, в которой проводится выемка, добровольно выдать документы и предметы. В случае отказа они проводят выемку принудительно. Если представители организации, в которой проводится выемка, отказываются вскрывать помещения и иные места (например, сейф), где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, то инспекция вправе сделать это самостоятельно. При этом сотрудники инспекции по возможности должны избегать повреждений запоров, дверей и иных предметов (например, сейфа). Это следует из положений п.4 ст.94 НК РФ.

Проводить выемку документов и предметов в ночное время инспекция не вправе (п.2 ст.94 НК РФ). Ночным признается время с 22 часов вечера до 6 часов утра (ст.96 ТК РФ).

Изымаемые документы и предметы сотрудники инспекции обязаны предъявлять всем участникам выемки и при необходимости тут же их упаковывать (абз.1 п.9 ст.94 НК РФ).

Если в ходе выемки сотрудники инспекции изымают подлинники документов, то они должны снять с подлинников копии. Копии заверяет сотрудник инспекции и передает их представителю организации, в которой проводится выемка. Если снять копии одновременно с изъятием подлинников документов невозможно, передать заверенные копии в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после их изъятия. Об этом говорится в аб.2 п.8 ст.94 НК РФ.

Изъятые инспекцией документы (подлинники, копии) должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью организации либо подписью ее представителя. Если представитель организации отказывается поставить печать или подпись на изъятых документах, то инспектор делает об этом отметку в протоколе выемки. Об этом говорится в п.9 ст.94 НК РФ.

Путаются, когда, куда и кому вручать документы

Постановление ФАС СЗО от 02.02.2012г. №А66-6/2011. Инспекция отправила предпринимателю почтовые уведомления о вручении акта, о рассмотрении материалов проверки. Но письма ИП-шник не получил, и они вернулись обратно. Проверяющие решили не заморачиваться и отправили акт таким же методом. Никаких попыток вручить акт лично налоговики не предприняли, только ссылались на то, что налогоплательщик уклонялся от вручения акта. Суд решил, что сотрудники фискальной службы нарушили процедуру проверки.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз.1 п.9 ст.101, п.6 ст.6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п.2 ст.6.1 НК РФ). Например, если решение по проверке было принято 6 марта 2015 года (пятница), то вручить его организации инспекция должна не позднее 16 марта 2015 года.

Вручить решение инспекция должна лично законному или уполномоченному представителю организации. Если вручить решение невозможно, то инспекция может направить его по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки. Это следует из совокупности положений п.13 ст.101, п.2 и 6 ст.6.1 НК РФ.

Это интересно:  Налоговая декларация при продаже автомобиля - вопрос юристу. Ростов-на-Дону

Ищут новые нарушения в ходе дополнительных мероприятий

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

дополнительных (недостающих) сведений.

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

истребование документов как у самой организации, так и у ее контрагентов или иных лиц (например, банков);

Об этом сказано в абз.3 п.6 ст.101 НК РФ.

Если инспекция не уведомила организацию о повторном рассмотрении материалов проверки, ее действия можно обжаловать. При этом суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела. И если судьи сочтут, что рассмотрение дополнительных материалов в отсутствие организации не привело к существенному нарушению ее прав, решение инспекции будет оставлено в силе. Об этом сказано в п.38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Лишают возможности представить возражения

Постановление ФАС ВВО от 17.06.2014г. №А17-162/2013. «Сверскоростные» налоговики решили, что 1 дня достаточно для прочтения и изучения 285 листов материалов дополнительных мероприятий. Успеть за 24 часа изучить 285 листов – задача для очень быстро читающих и переваривающих информацию людей… Как бизнесмен не просил в письменной форме предоставить ему отсрочку по изучению, проверяющие оказались беспощадны и вынесли решение о привлечении к ответственности. Суд занял позицию налогоплательщика.

Делают ошибки в документах

Больше всего ошибок налоговики совершают в вопросах, связанных с документацией. Сотрудники фискальной службы требуют от налогоплательщиков грамотно оформленных документов, а сами порой забывают о грамотности в оформлении своих бумажек. Например:

В решении о проведении выездной проверки указано одно должностное лицо, а на проверку приходит другое;

Запрашивают документы, не относящиеся к периоду проведения проверки и т.д.

Не допускают на рассмотрение материалов проверки

Что делать, если незаконно проверяют

В последнее время участились случаи незаконных проверок в отношении юридических лиц, которые оказывают поддержку различным активистам и некоммерческим организациям (НКО). Анализ этой практики за 2012 год показывает, что должностные лица вопреки требованиям закона пытаются получить от них большой объем информации. В основном он касается вопросов финансирования. Проверяют, например, «Голос» и его партнеров, «Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области», созданный Никитой Белых, юридическую компанию «Навальный и партнеры». Как быть, если начались проверки?

Очевидно, что проверки не случайны и преследует несколько целей. Во-первых, это своеобразная подготовка для блокирования их деятельности — предъявления в суд исков о ликвидации НКО, налоговых претензий с замораживанием счетов, возбуждения уголовных дел в отношении руководителей. Задача — ликвидировать тех, кто мешает. Вторая цель — дестабилизация на период выборов деятельности особо активных организаций. Ничто так не отвлекает от работы, как необходимость самозащиты. Чем больше проблем у организации, тем скорее она откажется от гражданской активности. В-третьих, власть понимает, что после объявления и проведения ряда «либеральных» инициатив нужен эффективный контроль над такой «либерализацией».

Нарастающая активность граждан и организаций не оставляет другого выхода, как действовать быстро и вопреки требованиям закона. Поэтому общий принцип защиты — заставлять действовать в рамках закона, не давать информации больше, чем положено.

В роли сборщиков информации и «дестабилизаторов» сегодня выступают четыре структуры: прокуратура, налоговые органы, Минюст и банки. Поделюсь соображениями о том, как реагировать на их незаконную активность.

Налоговый контроль

Такой высокий уровень контроля лишний раз подтверждает важность этой темы для власти. Напомню, что попытка налоговиков взыскивать налоги с пожертвований, в том числе и с иностранных, в 2011 году провалилась. Высший арбитражный суд по жалобе Ассоциации «АГОРА» признал такой подход налоговых органов незаконным. Учитывая это, принципы и правила защиты сейчас должны быть не такими, как раньше.

Не надо руководствоваться принципом «что дешевле»: заплатить небольшую сумму и не тратиться на юристов или потратить уйму времени и сил на ликвидацию небольшого, на первый взгляд, злоупотребления. Вопрос сейчас уже не в сумме, а в стабильности организации.

Мои рекомендации по реагированию на действия налоговых органов можно свести к следующему: Налоговый кодекс позволяет налоговикам в рамках контроля требовать документы и сведения, просить дать пояснения. Надо требовать от налоговиков, чтобы все свои пожелания они выражали письменно, по установленной Приказом ФНС форме, четко и конкретно.

Требование о даче пояснений

Полномочия налоговых органов по получению пояснения от налогоплательщика сводятся лишь к просьбе дать пояснения по уплате налогов. Они не вправе требовать пояснений по иным вопросам — например, о том, какие доходы и расходы учитывались. У налогоплательщика есть право дать пояснения. Именно право, это не описка: ст. 51 Конституции РФ никто не отменял. В таких ситуациях спешить с показаниями не стоит. Можно прийти, выслушать вопросы и взять таймаут, чтобы посоветоваться с бухгалтером и юристом.

Требования о предоставлении документов и сведений

Естественно, незаконны требования и о представлении документов за 2011 год, так как сроки сдачи отчетности не истекли.

В таких случаях не стоит поддаваться на маленькие хитрости налоговых органов. Были случаи, когда налоговый сотрудник, извиняясь и улыбаясь, просил налогоплательщика исправить случайно обнаруженную техническую ошибку за предыдущие годы, которая никак не влияет на сумму налога («не можем посадить цифры в базе»). Ошибка может быть исправлена единственным путем — подачей уточненной налоговой декларации. В этом вся хитрость. Срок камеральной проверки возобновляется заново с момента подачи такой уточненной декларации — и налоговики на законных основаниях начинают такую проверку за прошедшие периоды.

Надо учесть и еще одну вещь. Налоговый орган во время камеральной проверки вправе требовать лишь те документы, которые подтверждают налоговые льготы либо прямо предусмотрены законом. Такое сужение полномочий налоговиков произошло еще в 2007 году, но они частенько «забывают» об этом.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы. Ограничений по перечню истребуемых документов в НК РФ не установлено. При этом требование о представлении документов должно носить четкий и конкретный характер, а также быть обоснованным и связанным с проводимой проверкой. В требовании налогового органа в целях его исполнимости налогоплательщиком должны быть конкретно указаны наименование и реквизиты истребуемых документов, и они должны соответствовать предмету налоговой проверки. Такого мнения придерживается судебная практика.

Зная эти несложные правила, каждый налогоплательщик может выстраивать отношения с налоговыми органами. И в любом случае стоит придерживаться следующего правила: все взаимоотношения с государственными органами в ситуациях с повышенным риском должны оформляться письменно. Если вам звонят, попросите прислать запрос письменно, хотя бы по факсу. Если запрос в письменном виде так и не поступил, закрепите этот факт — направьте руководству письменное обращение: «К нам вчера поступил звонок от человека, представившегося инспектором Ивановым… Просим разъяснить, если ли у вас такой инспектор. В последующем запросы и уведомления просьба оформлять в соответствии с законом в письменном виде».

Банковский контроль

В какой-то мере этот вид контроля можно назвать новым. Поэтому объясню, что он собой представляет. Проявляется он в двух вариантах.

Вариант первый: Центробанк проверяет коммерческий банк. В этом случае пытаются скрыть истинный объект контроля. Пример — проводимые сейчас ЦБ РФ проверки Национального резервного банка Александра Лебедева и Вятка-банка. По последней проверке сообщалось, что в списке проверяемых организаций фигурируют «Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области», созданный Никитой Белых в 2009 году, и ООО «Юридическая компания «Навальный и партнеры».

Второй вариант: коммерческий банк проверяет своих клиентов. Обычно клиенты банка представляют банку лишь те документы и сведения, которые они обязаны представить в силу закона. Но банки вправе запрашивать и дополнительную информацию. В соответствии с ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банки осуществляют контроль за «необычными сделками». В рамках такого контроля они праве запросить, например, договоры о поступлении денежных средств от российских источников. А в случае отказа до выяснения всех обстоятельств могут приостановить операции по счету.

Примером такой проверки может послужить случай в Самаре с общественной организацией «Голос-Поволжье». Коммерческому банку, который обслуживает организацию в течение трех лет, в феврале 2012 года вдруг показалось странным, что организация получает пожертвования. Как пояснил управляющий банка, они полагали, что на расчетный счет общественников будут поступать средства, полученные от коммерческой деятельности, и на этом основании просили предоставить договоры пожертвования за три года, а не только по последним поступлениям.

Как правило, с клиентами, которые обсуживаются длительное время, банки выстраивают «добрые» отношения. Они не пытаются мешать деятельности клиента постоянным слишком тщательным контролем. Поэтому запросы банков о представлении дополнительных документов — не их инициатива, а результат давления либо договоренностей с правоохранительными органами — Росфинмониторингом, МВД РФ, Центром «Э», ФСБ РФ, налоговыми органами. Последние не всегда обладают необходимыми полномочиями по получению таких документов от юридических лиц напрямую (например, Центр «Э»). А иногда госорган из-за репутационных рисков не хочет «светиться» в деле.

Это интересно:  О выезде ребенка за границу

Тотальный контроль, конечно же, повышает репутационные риски и для банков. Поэтому часто они запрашивают информацию устно, стараясь не оставлять следов. Рекомендации в таких случаях сводятся к следующему:

— требовать направления письменного запроса о представлении документов, имеющих отношение к «сомнительной» операции;

— если письменный запрос не поступил, фиксировать повышенный интерес со стороны банка путем направления ему письменного обращения.

Юридическое лицо может и отказаться от представления документов банку. Но надо понимать, что это рискованно и может привести даже к приостановлению операций и судебному разбирательству.

Прокурорская проверка

Вопрос с прокурорскими проверками действительно непростой. В последние годы государство приняло нормативные акты, касающиеся проверок различными государственными органами. Но четкого правового регулирования прокурорских проверок нет — кто проводит проверки, какие документы предъявляются, предмет проверки, сроки, порядок ознакомления с материалами и т. д. На это уже обращал внимание Конституционный суд: «В настоящее время законодательно не закреплены ни сроки, ни процедуры проверок, осуществляемых органами прокуратуры в порядке надзора». С момента принятия этого Постановления КС РФ прошло 11 лет, ничего не изменилось.

Поэтому остается рекомендовать юрлицам руководствоваться при защите своих прав общими положениями ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», разъяснениями Конституционного суда и нормативно-правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ.

Основанием для проведения проверки является информация о нарушениях закона, требующая принятия мер прокурором. То есть провести «проверку ради проверки» нельзя. Поводом могут быть обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

Распространено мнение, что прокурор может проверить все, что не соответствует закону. Но закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов. То есть применительно к юридическим лицам прокуратура не вправе проверять вопросы, которые отнесены к компетенции Минюста РФ, налоговых органов и т. д. Например, проверять соответствие устава законодательству, отчетность перед органами юстиции и налоговыми органами. Если в прокуратуру поступило сообщение о нарушениях в сфере, которую контролирует другой госорган, она обязана передать такое сообщение по подведомственности.

Практически все полномочия прокурора перечислены в части 1 статьи 22 ФЗ РФ «О прокуратуре» и особо не отличаются от полномочий иных органов: вызывать для дачи объяснений, входить в помещения, требовать документы. К этому можно лишь добавить несколько штрихов:

— «При проведении плановых, внеплановых проверок [следует] исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место».

«Не допускать факты возложения на . организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных».

По результатам проверки в случае выявления нарушений прокурор вправе: внести представление с требованием устранить нарушение; внести предостережение о недопустимости нарушений; обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

Что делать?

Все взаимоотношения с прокуратурой в рамках проверки оформлять только письменно: запросы, ответы, ходатайства.

Стоит напомнить, что в соответствии со статьей 51 Конституции РФ проверяемый может отказаться от дачи объяснений прокурору.

Контроль со сторон Минюста РФ и его территориальных органов (касается только НКО)

Действующее законодательство о некоммерческих организациях существенно ограничило возможности произвольного вмешательства в их деятельность со стороны Минюста. Проверять их оно может только в рамках плановой проверки. Эта процедура длительная и требует согласования с органами прокуратуры за несколько месяцев до начала года, в котором запланирована проверка. Проверка может быть и внеплановой, но закон существенно ограничивает основания для такой проверки, которые, по сути, являются исключительными.

Поэтому Минюст и его территориальные органы занимаются сейчас, так сказать, мелким пакостничеством. Контрольные функции, если нет оснований для проведения плановых и внеплановых проверок, сводятся к вынесению предупреждений. Например, организация, действующая в течение 10 лет, вдруг получает предупреждение, что, оказывается, все это время ее устав, проверенный на законность ранее тем же Минюстом РФ, не соответствует законодательству.

Со стороны Минюста это может быть и попытка в определенный период увеличить нагрузку на НКО, обязав ее готовить документы для внесения изменений в устав. Каким образом реагировать на такое предупреждение, нужно решать в каждом конкретном случае. Но все же НКО следует рекомендовать в первую очередь выполнить формальную сторону законодательства — в течение месяца дать письменный ответ на предупреждение, выразив свое с ним согласие или несогласие.

Как налоговики проверяют физлиц: вычеты, незаконное предпринимательство, сдача квартир

Принято считать, что налоговая проверка касается исключительно индивидуальных предпринимателей или организаций, которые занимаются бизнесом. Однако налоговики контролируют и обычных граждан. Что проверяют и выявляют инспекторы при таких проверках?

Статья написана Селяниной Ж.С., советником государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Камеральная проверка деклараций 3-НДФЛ

  • при получении дохода от сдачи имущества в аренду;
  • при получении дохода от продажи имущества и транспортных средств;
  • если по месту получения дохода не был удержан НДФЛ.

ФЛ, которые решили воспользоваться имущественным или социальными налоговыми вычетами, подают декларации на возврат налога. Вычет положен при покупке недвижимости, оплате за свое обучение или обучение детей, братьев, сестер, оплате за свое лечение, а также за лечение детей и родственников и другие. После подачи декларации на доплату или возврат налога начинается ее камеральная проверка, которая может продолжаться 3 месяца.

Что же проверяется и выявляется при таких проверках? Проверяется достоверность сведений, указанных в декларациях. Выявляются факты мошенничества со стороны физлиц.

Виды мошенничества бывают различные. При подаче деклараций, чтобы получить вычеты в большем объеме, граждане предоставляют липовые справки о доходах 2-НДФЛ, в которых доход завышен, а это уголовная ответственность.

Люди не задумываются о том, что справки 2-НДФЛ уже поданы в налоговые инспекции работодателем и внесены в федеральную базу ФНС. Вина за предоставление таких справок лежит на ФЛ и на сотрудниках организаций, которые выдают эти справки. При выявлении таких фактов в вычете отказывают и возвращают декларации ФЛ для уточнения данных, а с организаций, выдавших справку с недостоверными сведениями, требуют предоставить объяснения или назначают выездную налоговую проверку.

Чтобы получить имущественный вычет при покупке недвижимости, ФЛ также пытаются сделать это обманным путем, оформляя сделки между близкими родственниками. В соответствии с законодательством при таких сделках имущественный вычет не предоставляется.

Родство устанавливается на основании запросов и ответов, полученных из отделений ЗАГС. При оплате за обучение или лечение детей и родственников в вычетах отказывают, если договоры и квитанции об оплате оформлены на человека, который пользуется этими услугами, а не на того, кто подает декларацию.

Незаконное предпринимательство

Сюда же можно отнести деятельность ФЛ, которую разрешено вести без регистрации, но которая требует сдачи отчетности и уплаты налогов. Это сдача в аренду квартир. Большое количество физлиц сдают свои квартиры и зарабатывают на этом неплохие деньги. Но только 20 процентов таких людей предоставляют декларации и оплачивают налоги.

Как выявляются факты сдачи жилья? Информацию о таких квартирах предоставляют управляющие компании, органы полиции, неравнодушные соседи, сами арендаторы. Управляющие компании получают данные, осуществляя обход домов, на основании жалоб соседей, органы полиции на основании вызовов от самих арендаторов и все тех же соседей. Неравнодушные соседи сами пишут заявления в налоговые инспекции.

Арендаторы также приносят заявления в случаях конфликтных ситуаций со стороны арендодателя. Но с каждым годом число ФЛ, которые занимаются этой деятельностью и декларируют свои доходы, растет. Собственники жилья, регистрируя договоры аренды и платя налоги, таким образом максимально хотят обезопасить себя и свое имущество.

Выездные проверки физлиц

ИП, закрывая деятельность, пытаются уйти от налоговых проверок или от налогов и штрафов, которые ранее были начислены. Мнение о том, что ФЛ не может быть проверено при выездной проверке, ошибочно.

В НК РФ нет запрета на проверку ФЛ. И если бывший ИП в своей деятельности допустил ошибки, повлекшие сокрытие доходов и неуплату налогов, он будет проверен в качестве ФЛ за период его деятельности как ИП, и все налоги и штрафные санкции будут доначислены на ФЛ. К тому же старые долги от ведения предпринимательской деятельности также нужно будет оплачивать.

Статья написана по материалам сайтов: nalog-blog.ru, www.audit-it.ru, www.forbes.ru, www.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector