+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что такое ювенальная юстиция и как она применяется в РФ

История возникновения ювенальной юстиции

Впервые о выделении категории несовершеннолетних лиц из судебного законодательства, согласно данным Википедии, заговорили ещё в 1870-х годах в США.

Тогда было предложено не применять стандартные наказания к лицам не достигшим совершеннолетия. То есть, изначально, суть ювенальной юстиции заключалась в защите несовершеннолетних нарушителей и создании особой политики рассмотрения судебных дел с участием несовершеннолетних нарушителей.

Следующим этапом в становлении ювенальной юстиции в 1899 году, уже в другом городе США, был основан первый детский суд для работы с несовершеннолетними правонарушителями, а так же с беспризорными детьми.

С 1908 года направление ювенальной юстиции стало активно развиваться в Великобритании, где был принят ряд законов о детях и молодежи.

Следом, уже в 1914 году, на основании опыта США во Франции учредили первый ювенальный суд.

В наше время, как результат развития, в мире выделяют 3 модели ювенальной юстиции:

  • англо-американская;
  • континентальная;
  • скандинавская.

Понятие ювенальной юстиции. Или что такое «ювенальная юстиция»

В результате исторического развития, сформировалось следующее официальное понятие о ювенальной юстиции:

Ювенальная юстиция («ювенальная» – то есть для несовершеннолетних) — это специализированное направление работы государственных органов (суды, органы правопорядка, детские исправительные и другие учреждения), осуществляющих правосудие и профилактику по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними или против несовершеннолетних.

В том числе, ювенальная юстиция отвечает за

  • профилактику детской преступности и преступлений против детей;
  • социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление, так и несовершеннолетних жертв преступлений и правонарушений;
  • социальную защиту семьи и, в первую очередь, прав ребёнка.

Цель ювенальной юстиции

Цель создания ювенальной юстиции заключается в выделении, защите и гарантии особых прав для несовершеннолетних, в том числе по отношению к взрослым, с целью защиты несовершеннолетних от любого насилия со стороны взрослых.

Приоритетными для ювенальной юстиции, таким образом, являются права детей.

Необходимость в ювенальной юстиции объясняется так:

  • ужасающий рост насилия в обществе связан с применением насилия к ребенку в раннем детстве;
  • ребенок – точно такой же человек, как и взрослый, и поэтому родители не имеют никакого права его наказывать.

Задачи ювенальной юстиции

Сторонники ювенальной юстиции борются за повсеместное внедрение следующих мер:

  • информирование детей об их правах и о том, что именно следует понимать под нарушением детских прав;
  • предоставление детям юридически и административно обеспеченного права подавать в суд на своих родителей, воспитателей, педагогов и прочих взрослых;
  • создание отдельного ведомства, которое возьмет на себя всю работу с детьми и подростками группы риска;
  • введение в школах омбудсменов – уполномоченных по правам ребенка, который бы следил за соблюдением прав детей;
  • введение обязательного доносительства для специалистов и организаций, так или иначе соприкасающихся с ребенком: врачей, учителей, воспитателей детских садов;
  • всяческое поощрение доносительства «мирных обывателей»: соседей, прохожих;
  • введение особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних с максимальным смягчением мер уголовного наказания для них;
  • отмена преимущественного права родителей на воспитание своих детей;
  • широкие полномочия социальным службам для контролирования исполнения родителями своих обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей;
  • беспрепятственный доступ представителей ювенальной юстиции в каждую семью в любое время при малейшем подозрении на то, что к ребенку применяются наказания;
  • введение уголовного наказания для родителей за наказание своих детей и лишение их родительских прав;
  • упрощенное (без постановления суда) изъятие специальными службами ребенка из семьи и помещение его в приют или приемную семью;
  • снижение возраста получения паспорта до 14 лет, соответственное снижение «возраста половой неприкосновенности» в уголовном праве, а также возможность вступления в брак, возможность делать аборты без согласия и оповещения родителей;
  • разрешение определять социальные вопросы, связанные с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав.

Простым языком, задачи ювенальной юстиции сводятся не к тому, чтобы защитить и расширить перечень прав несовершеннолетних, а, скорее, к тому, чтобы отменить целый ряд прав взрослых, и даже ущемить оставшиеся права, тем самым подрывая семейный институт России, её уклады и традиции, формировавшиеся столетиями.

Ювенальная юстиция в России

В России работа по созданию ювенальной системы активно велась до 2010 года включительно.

В тот же период был разработан проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14.02.05. А в городе Ростов-На-Дону даже была разработана концепция внедрения ювенального суда.

Разумеется, исходя из принципов и задач ювенальной юстиции, Русская Православная Церковь не поддерживает работу над реформированием существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Молодежное Яблоко напротив поддерживает введение ювенальной юстиции в России .

Ювенальная юстиция в Российской Федерации

Ювенальная юстиция в России — создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних [1] .

Планировалось, что данная система должна быть представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о правонарушениях, совершённых несовершеннолетними [2] , так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних [3] .

В России работа над реализацией ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [4] .

Содержание

Российская империя

Особый статус несовершеннолетнего преступника находит закрепление в самых ранних российских нормативных актах. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года уголовная ответственность была ограничена возрастом семи лет.

5 декабря 1866 года Александром II был утверждён Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», которым устанавливались особые правила содержания несовершеннолетних преступников, в том числе установлено раздельное содержание лиц мужского и женского пола.

Следующим этапом развития особых правил правосудия по делам несовершеннолетних стало изменение 2 Июня 1897 года Николаем II действовавшего Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в части ответственности и наказания несовершеннолетних.

В Уголовном уложении 1903 года возраст наступления уголовной ответственности определён в десять лет, а одним из оснований освобождения от уголовной ответственность признана неспособность несовершеннолетнего «понимать свойства и значение им совершаемого или руководить своими поступками». Регламентирован порядок отбывания несовершеннолетними наказания, а для малолетних преступников предусматривалась возможность отбывания наказания послушником в монастыре.

В России первый детский суд просуществовал с 1910 до 1918 года, однако после октябрьской революции был упразднён и не получил дальнейшего развития.

Советский Союз

14 января 1918 года Советом народных комиссаров принят Декрет о комиссиях для несовершеннолетних, в соответствии с которым упразднялись суды и тюремное заключения для малолетних [5] , а дела о несовершеннолетних до 17 лет стали передаваться в комиссии для несовершеннолетних.

Российская Федерация

Принципы ювенальной юстиции в России впервые были законодательно закреплены в 1995 году Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 942 от 14.09.1995, утвердившего «Национальный план действий в интересах детей», в соответствии с которым в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции.

В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в котором введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», к которым, в частности, были отнесены [6] : дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Поворотным моментом в формировании системы ювенального правосудия в России стало постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», в котором судам рекомендуется применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим» [4] .

Принятая в 2008 году глава 22 Семейного кодекса РФ, предусматривает изъятие из семей детей, «находящиеся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи [7] .

Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» [8] привлекает граждан к уголовной ответственности (до трёх лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним, фактически запрещающее практику домашних наказаний [6] .

В 2009 году введены новые должности уполномоченных по правам ребёнка при Президенте, губернаторов субъектов РФ [9] .

В феврале 2011 года утверждено Постановление [11] пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел [12] . С позиции ювенальной юстиции большое значение придаётся [13] п. 44 настоящего Постановления, в соответствии с которым «судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств».

Отдельные законопроекты предполагают не сводить идею ювенальной юстиции только к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а имеют целью решать более широкие задачи [14] :

  • создание ювенальных гражданских судов, особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних
  • решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишёнными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав

В некоторых случаях предусматривается расширение полномочий социальных служб, которые по существу уполномочиваются контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей.

Отдельными проектами предполагается охватить медицинские вопросы [15] , в частности: сексуальное просвещение детей, планирование семьи.

Предпосылки для судебно-правовой реформы

Судья Ростовского областного суда Воронова Е. Л. отмечает [16] , что существующая в России система органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, не даёт желаемых результатов, поскольку за последние годы:

  • ослабли устои семьи;
  • снизилась ответственность родителей за воспитание и образование детей;
  • увеличилось число родителей жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании;
  • снизились воспитательные функции школы;
  • плохо налажен учёт детей, оставшихся без попечения родителей;
  • национальным бедствием стало употребление молодёжью наркотиков, алкоголя, пива;
  • неудовлетворительно ведётся работа с несовершеннолетними, употребляющими вредные вещества;
  • растёт количество детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Комиссии по делам несовершеннолетних

В настоящее время в России функционируют созданные в советское время комиссии по делам несовершеннолетних [17] , деятельность которых основана на действующих федеральных законах, основным из которых является «Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 9 июня 1999 года [18] .

Российская система комиссий по делам несовершеннолетних несколько отличается от западной, где в ряде стран (Германия, США, Бельгия, ЮАР, Индия и др.) созданы отдельные судебные органы по делам несовершеннолетних [19] .

Это интересно:  Продажа аварийного жилья: законодательная база и пошаговая инструкция

Считается [20] , что комиссии по делам несовершеннолетних являются ключевым звеном ювенальной юстиции: «локомотивом» ювенальных технологий.

Позиции по вопросу формирования в России системы ювенальной юстиции

В литературе встречаются следующие различные позиции по вопросу внедрения в России ювенальной юстиции:

  1. Внедрять в таком виде, как она представлена на Западе. Вместе с тем «предлагается немедленно отказаться от существующей системы исполнения наказаний несовершеннолетних, разрушить её до основания, а затем строить совершенно новую правовую конструкцию» [21][22][23] [неавторитетный источник?] .
  2. Внедрять постепенно с учётом российской действительности. Поскольку перспектива простого заимствования системы ювенальной юстиции западной модели неоправданна, необходим поиск синтеза методов ресоциализации, оказавшихся эффективными в российских условиях и подходов, характерных для европейской системы восстановительного правосудия [24][25] .
  3. Отказаться от внедрения ювенальной юстиции, поскольку она является избыточной системой мер. Органы опеки, суды и другие структуры, действующие на территории России со времен СССР, вполне эффективны для разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних и без системы ювенальной юстиции [9] . Необходимо приложить усилия для совершенствования существующей системы детских исправительных учреждений [26][27] или «создать совершенно другую систему» [28] .

Правовая база

  • Областной закон Ростовской области от 26 декабря 2005 г. № 425-ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области» [29] .
  • Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с неблагополучными семьями [30] .

Ювенальные технологии

В 2008 году Верховным судом Российской Федерации в правовой оборот введён [31] новый термин «ювенальные технологии», под которым понимается [32] [33] [34] комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения.

Ювенальные суды

В настоящее время в России ведётся работа по созданию ювенальных судов, которые, как считается, в пределах своей компетенции будут рассматривать уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний [29]

Ювенальная юстиция: что это такое? Ювенальная юстиция в РФ: состояние и перспективы

По факту ювенальная юстиция задумывалась как положительная система, при которой работа ее органов должна быть направлена на спасение и защиту детей в неблагополучных семьях, а также на борьбу с теми действиями родителей, которые угрожают реально жизни ребенка. На самом деле все не так. Ювенальная юстиция — что это? Зло или добро? Фактически эта система совершенно не выполняет своего исконного предназначения, ни в развитых странах, где действует давно, ни тем более там, где только зарождается. Доверяя статистике, можно утверждать, что количество самоубийств, преступлений, разорений семей только возрастает в тех случаях, где вмешивалась эта самая ювенальная юстиция. Поэтому в обществе она вызывает больше негативных отзывов, чем позитивных.

Ювенальная юстиция — что это?

В России ювенальная юстиция – формирующаяся специальная судебно-правовая система, направленная на защиту прав несовершеннолетних. В плане в системе этой должны работать как государственные органы, которые осуществляют правосудие в делах с участием несовершеннолетних граждан, так и негосударственные учреждения, которым надлежит проводить контроль за реабилитацией и исправлением юных преступников. В их задачу должны входить профилактика детской преступности, а также социальные меры по защите прав несовершеннолетних в семье.

В России ювенальная юстиция формируется, опираясь на рамки Европейской социальной хартии, которая закрепляет ряд прав человека в обществе. Также за основу берется Конвенция о правах ребенка, в частности, ее положения, которые касаются правосудия несовершеннолетних.

У нас в стране ювенальная юстиция несовершенна и вызывает разные мнения, как положительные, так и отрицательные. Некоторые высказывают предположения, что она вполне способна разрушить устоявшийся институт семьи, а также провоцирует рост коррупции в чиновничьих кругах. Такие опасения высказал даже президент Путин. Как сообщил его пресс-секретарь, отношения Владимира Владимировича к ювенальной юстиции довольно-таки скептическое.

Действия ювенальной юстиции

Ювенальная юстиция — что это, прежде всего? По определению должна фигурировать властная судебная структура, главной задачей которой являлась бы защита в целом семьи и ребенка. На самом деле такая система уже давно действует как за рубежом, так и в России. Вопрос сейчас в другом. Раньше она действовала намного адекватнее, действительно реагировала на такие проблемы, как преступления молодых правонарушителей, нанесение детям тяжких физических повреждений и тому подобное. Однако с каждым годом, шаг за шагом, эта система трансформировалась, теперь понятие ювенальная система трактуется в другом значении.

Проблема ювенальной юстиции в России при всех стараниях стоит остро. Так, закон, который уже приняли «Об основах соцобслуживания граждан РФ», стал усиливающим фактором позиций тех лиц, которые бесконтрольно и полновластно стремятся распоряжаться «нашими» детьми на территории всей страны. Может быть, звучит это неожиданно, но так оно и есть фактически. Если до принятия этого закона каждое разбирательство с участием несовершеннолетних проходило тщательно и досконально, то теперь достаточно органами получить анонимный донос (отслеживаться они не будут), и даже из любой благополучной семьи могут изъять ребенка. Причиной доноса может стать любой повод, даже разбросанные игрушки или немытая посуда в вашей раковине, смотря как представить эту ситуацию на бумаге, все зависит от фантазии автора.

История. Российская империя

Ювенальная юстиция несовершеннолетних корнями своими уходит глубоко в историю. Что касается Российской империи, то несовершеннолетние преступники всегда имели особый статус. В 1845 году «Уложением об уголовных наказаниях» ответственность ограничивалась возрастом 7 лет.

Александр II в 1866 году 5 декабря утвердил Закон «Об учреждении колоний и приютов для несовершеннолетних преступников и нравственного их исправления». Закон содержал особые правила по содержанию юных преступников. Устанавливалось разделение на женский и мужской пол.

Так начинала развиваться в России ювенальная юстиция. Что это давало государству? Прежде всего, порядок и ответственность среди населения страны.

Следующий этап развития – 1897 год. Николай II изменил действующее уже «Уложение об уголовных наказаниях», в частности, в пунктах, где речь шла об ответственности несовершеннолетних. В 1903 году в Уложении определили возраст уголовной ответственности с 10 лет. Также ввели основание для освобождения от уголовной ответственности – это неспособность несовершеннолетнего «понимать значение производимого им поступка». Порядок отбывания наказания несовершеннолетними был регламентирован, малолетним преступникам давалась возможность отбывать свое наказание послушником при монастыре.

Первый детский суд в России просуществовал восемь лет (с 1910 по 1918 год). С приходом Октябрьской революции был упразднен властями и больше уже не получил своего дальнейшего развития.

Советский Союз

Совнарком РСФСР в январе 1918 года принял Декрет. В нем говорилось, что упраздняются все тюремные заключения, суды над несовершеннолетними. Все дела по правонарушениям, которые совершили лица до 17 лет, передавались в специальные Комиссии для несовершеннолетних.

Разгул преступности, особенно среди малолетних беспризорников, привел к тому, что проблема ювенальной юстиции в стране встала очень остро. В 1922 году усилили карательную уголовную ответственность. В Уголовном кодексе было прописано, что уголовные наказания, такие же, как и к взрослым, могут уже применяться к несовершеннолетним с 16 лет. Однако высшая мера наказания была запрещена к применению для лиц младше 18 лет. В целом уголовное законодательство в статье 32 рекомендовало к несовершеннолетним применять более мягкие меры.

В жестокий 1935 год постановлением ЦИК были внесены серьезные изменения в закон. Возраст правонарушителей-уголовников снизили до 12 лет, разрешалось применять все виды наказаний, вплоть до высшей меры (кроме 58 статьи). Чтобы повысить у родителей ответственность за своих детей, были упразднены все комиссии по несовершеннолетним, которые в то время хоть как-то вставали на защиту прав ребенка.

Проблема ювенальной юстиции в РФ и других республиках Союза привела к тому, что в 1941 году на Президиуме приняли Указ, который распространял ответственность за уголовные деяния среди несовершеннолетних не только за умышленные деяния, но и причиненные по неосторожности. Вплоть до конца 1950-х годов была определена карательная ориентация ювенальной юстиции. Утратили силу эти Указы только в 1959 году, когда в работу был введен новый Уголовный кодекс. Существует два достоверных факта казни несовершеннолетних. 1940 год – Владимир Винничевский (маньяк), 15 лет. На его совести – восемь убийств, десять покушений. 1964 год – Аркадий Нейланд, 15 лет. Вина – убийство женщины и ее трехлетнего ребенка, надругательство над трупом, поджог.

Ювенальная юстиция в РФ: состояние и перспективы

Впервые законодательное закрепление принципов ювенальной юстиции в России произошло в 1995 году, когда Борис Ельцин подписал Указ, в котором был утвержден План действий в интересах несовершеннолетних. В соответствии с этим планом предусматривалось создание в стране системы ювенальной юстиции.

В 1998 году приняли закон по основным гарантиям и правам ребенка. В нем впервые ввели понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», к этой категории относятся дети из малоимущих семей, имеющие отклонения в поведении, а также те, кто не может с помощью семьи или самостоятельно преодолеть какие-то тяжкие сложившиеся обстоятельства.

Ювенальная система правосудия претерпела поворотный момент в своем формировании с принятием постановления №7 от 14 февраля 2000 года. В нем даются рекомендации применять к несовершеннолетним статью 76 УК РФ, которая дает освобождение от ответственности, если произошло примирение с потерпевшей стороной.

В 2008 году была принята глава 22 к Семейному кодексу. В ней предусматривается изъятие из семьи ребенка, которого признают оставшимся без опеки родителей (то есть брошенного на произвол судьбы). Далее последует помещение в специальное учреждение для устройства несовершеннолетнего в новую семью. Так теперь действует ювенальная юстиция в России. Принята или нет такая поправка к Семейному кодексу обществом? Противников очень много, так как истолковать и интерпретировать данный закон можно по-разному.

По 156 статье УК РФ к уголовной ответственности могут привлекаться граждане, которые не исполняют обязанности по воспитанию своих детей или их воспитательные методы сопряжены с жестокими физическими обращениями. Наказание по этой статье – до трех лет заключения.

В 2009 году в России появились новые должности при Президенте и губернаторах субъектов РФ – уполномоченный по правам ребенка.

В 2010 году Госдума отклонила закон в части по созданию ювенальных судов.

В 2011 году пленум Верховного суда утвердил Постановление, регламентирующее особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. В соответствии с ним в судах должны усиливаться воспитательные процессы в делах несовершеннолетних, нужно уделять особое внимание профилактике преступных действий. Не оставлять без контроля работу комиссий по делам несовершеннолетних, общественных организаций и учебных заведений, выносить частные постановления, где указывались бы все конкретные обстоятельства дела.

Ювенальная юстиция не должна сводиться только к уголовным судам над несовершеннолетними, она должна решать более широкие проблемы:

  • Социальные вопросы, связанные с несовершеннолетними, которые не имеют родительского попечения. Вопросы о лишении родительских прав.
  • Создание особой системы наказания в отношении несовершеннолетних (гражданские суды).
  • Отдельные проекты – медицинские вопросы: планирование семьи, сексуальное просвещение молодежи.

Закон «о шлепках»

В июле 2016 года закон «о шлепках», о котором долго и много спорили, был окончательно принят. Это событие вызвало огромный резонанс в обществе. Закон этот готовился по просьбе Президента, который в 2015 году попросил оказать поддержку Верховному Суду в вопросе о декриминализации в уголовном законодательстве. В первом чтении закон, действительно, содержал пункты «экономии уголовных репрессий». Но во втором чтении с законом произошли «невероятные» изменения.

Статья 116 внезапно приобрела совершенно противоположный смысл. В ней появились нелогичные, абсурдные высказывания. Ввели понятие «близкое лицо». Установили наказание за малое слишком суровое, а за наибольшее – максимально смягченное. Оговаривались преступления по отношению к членам семьи, родственникам, свойственникам.

Теперь за любые действия, повлекшие за собой физическую боль (будь то даже шлепок, а уж тем более наказание ремнем), родителей ожидают наказания вплоть до лишения свободы до двух лет. По сути, любой может «наклепать» на вашу семью что угодно, и органы опеки будут вправе забрать вашего ребенка.

Это интересно:  Назначение платежа: что писать в Сбербанк Онлайн

Закон вызвал бурю негодований у общества. Он носит прямой репрессивный характер по отношению к социальной группе, которая называется «родители». По стране прокатились массовые протесты, петиция против ювенальной юстиции была направлена прямиком к Президенту страны.

В феврале 2017 года Владимир Путин подписал-таки Закон о декриминализации семейных побоев. Он исключил статью 116 («О побоях в отношении близких лиц и членов семьи»). Данные действия будут отнесены к административному правонарушению. По новому закону, который исключил уголовную ответственность, за правонарушение будет накладываться денежный штраф, арест до 15 суток, исправительные работы на срок 120 часов. Все эти нововведения касаются первого зарегистрированного случая, если побои повторятся, то тогда уже наступит уголовная ответственность.

Плюсы и минусы

Далека от совершенства ювенальная юстиция в России. Принята или нет она обществом? Скорее всего ответ – нет! Плюсы этой системы только теоретические, на практике «ювеналка» не приносит ничего хорошего. С точки зрения чиновников ювенальная система может улучшить внутрисемейную ситуацию, она снизит детскую преступность и тому подобное. Если в теории будут прописаны конкретные положения – в каком случае могут забрать ребенка из семьи, при каких обстоятельствах, то может ситуация и улучшится.

На самом деле все далеко не радужно. Обычный пример: если в семье ребенок часто ест пищу быстрого приготовления (это ведь вредно), и этот факт обнаружила некая «доброжелательница», в гости может нагрянуть комиссия и объявить вам, что в семье есть угроза жизни ребенка. Так запросто ювенальная юстиция отбирает детей у родителей, опираясь на букву закона. И это лишь один пример. А как часто происходит, что вполне нормальная семья, где родители не алкоголики, не наркоманы воспитывают детей, но стеснены материально и не могут позволить полный холодильник продуктов и отдельную комнату для ребенка, берутся на заметку органами опеки и зачастую лишаются своих любимых деток. Естественно, что минусы ювенальной юстиции огромны! До совершенства этой системе очень далеко, и общество дает негативную оценку ее работе.

Неприятие российской общественностью ювенальной юстиции

Мнение противников «ювеналки»: ее нормы противоречат национальному менталитету, традиционной культуре и духовности. Ювенальная юстиция в России со стороны общества встретила огромное негодование, поскольку уравнивание прав ребенка и родителей ведет к разрушению семьи, к неуважению к старшим, к дестабилизации отношений в школе, обществе. Критике подвергли ювенальный закон такие известные российские личности, как политконсультант Вассерман, актриса Екатерина Васильева, журналист Михаил Леонтьев, а также общественные деятели Сергей Кургинян, Мария Мамиконян. Огромное сопротивление ювенальная юстиция встречает у православного движения. Адвокат Лариса Павлова отмечает крайне отрицательные результаты работы, которую проводила ювенальная юстиция в России:

  • рост среди несовершеннолетних преступности;
  • попирание родительских прав;
  • распад семей;
  • распространение среди молодежи порочных привычек;
  • протесты родителей;
  • увеличение дел о лишении родительских прав;
  • рост суицида среди несовершеннолетних;
  • случаи суицида у родителей, у которых ювенальная юстиция забрала ребенка.

Также к отрицательным последствиям работы ювенальной юстиции относятся следующие факторы:

  • безответственная работа самих сотрудников ювенальных структур;
  • слишком широкие полномочия ювенальных служб;
  • неверное толкование принципов действия ювенальной системы;
  • наличие презумпции виновности опекунов и родителей;
  • несовершенства в ювенальном законодательстве;
  • злоупотребления имуществом неблагополучной семьи;
  • неприятие ювенальных проектов (паспорт здоровья, омбудсмены и тому подобное).

Зарубежный отрицательный опыт

Ювенальная юстиция в РФ и за рубежом не принесла никаких положительных моментов. Мы рассмотрели ситуацию в нашей стране, а как же обстоят дела за рубежом?

Более смягченное, специальное правосудие, которое применяется ювенальной полицией во Франции по отношению к молодежи приводит к тому, что юные убийцы, торговцы наркотиками, грабители совершенно не боятся ответственности, остаются безнаказанными и чувствуют себя свободными в любых противоправных действиях. Это лишь ведет к росту преступности среди несовершеннолетних.

В той же Франции половина случаев лишения родительских прав позже признается ошибочными, хотя, как утверждает ювенальная полиция, все проводится в рамках законодательства.

По сообщению украинского политолога Игоря Друзя, на Украине, так же, как в России, предпринимались попытки создания ювенальной юстиции. Приостановила процесс вмешавшаяся православная общественность Киева. Депутат Дмитрий Табачник отметил, что ювенальные ведомства, существующие в других странах, вызывают негативный общественный резонанс. Эта система по нелепым обвинениям лишает родителей прав на своих же детей. Такая «машина» приводит только к разрушительным действиям, человеческим трагедиям и к коррупции во власти.

Ювенальный удар

Итак, в России был принят все-таки настоящий ювенальный закон, и нужно признать: благодаря общественности, которой была составлена петиция против ювенальной юстиции, президент внес некие смягчающие поправки.

Впереди нас ждут массовая дискриминация родителей, отсутствие презумпции невиновности, огосударствление детей. Россияне вошли в новую стадию развития, где плюсы ювенальной юстиции явно отсутствуют.

В новой ювенальной эпохе родители не могут воспитывать детей так, как считают нужным, у них не будет возможности выбирать свои воспитательные методы. Государство будет за них решать, что хорошо, а что плохо по отношению к их же собственному ребенку.

Институт семьи лишится своих воспитательных традиций, произойдет разрыв эмоциональных, родственных связей между поколениями.

В стране будет действовать репрессивный контроль над семейной ячейкой, расширится институт сирот. Следствие всего этого – превращение общества в автоматизированное враждебное население.

Ювенальная юстиция в России: мифы и реальность

Согласно данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россияне в большей степени склонны считать, что права детей должны защищать их родители, а не государство, в лице различных административных и иных органов власти.

Так, большинство опрошенных респондентов (54%) уверены, что в наших российских реалиях ювенальная юстиция для родителей и семьи в большей степени принесет вред, чем пользу, а 44% опрошенных считают, что и для несовершеннолетних последствия внедрения ювенальной юстиции также будет носить негативный характер. Значительное число опрошенных полагают, что следствием ювенальной юстиции будет ослабление семейных связей и снижение родительского авторитета (50%), падение авторитета семьи в обществе (38%), увеличение числа детей, лишенных родительской опеки (42%).

Серьезные опасения опрошенных вызывает также и то, что система ювенальной юстиции в России «трансформируется» в традиционные для страны проблемы: 41% респондентов предрекают расцвет коррупции в органах опеки и попечительства; 35% граждан опасаются возникновения тотального административного вмешательства в семейные отношения и контроля над взрослым населением страны.

Чуть более трети опрошенных (35%) предполагают, что ювенальные технологии будут способствовать развитию у детей крайних форм эгоизма и снижению их уровня развития в целом. Каждый пятый опрошенный (22%) указывает на возможность злоупотреблений властными полномочиями со стороны чиновников, распространения торговли детьми и дестабилизации обстановки в стране, связанной с протестом родителей против ювенальной юстиции.

Только 10% граждан полагают, что применение новой системы ювенального правосудия не будет иметь каких-либо негативных последствий.

В целом респонденты высказались категорически против конкретных жестких норм, применяемых в рамках ювенальной юстиции в западных странах: 60% россиян не поддержали предложение значительно расширить права несовершеннолетних, такие как, обращаться в суд с жалобой на своих родителей и педагогов, нарушающих, по их мнению, их права. Резко негативную оценку (71%) получила идея установления приоритета прав и интересов ребенка над интересами семьи и правами родителей.

Абсолютное большинство респондентов (74%) протестуют против введения уголовной ответственности «за оставление ребенка, не достигшего 14 лет, без присмотра взрослых даже на короткое время». А идея создания негосударственных общественных комиссий, призванных собирать информацию и выявлять нарушения прав детей-сирот, вызвала спорное отношение: 47% одобрили ее, 42% — нет.

Россияне также в абсолютном большинстве (74%) уверены, что ключевую роль в деле защиты прав несовершеннолетних детей должна играть их собственная семья (родители), и только 16% опрошенных готовы отдать детей и подростков вместе с их правами в компетенцию государства (16%) и общественных организаций (4%).

Что же такое ювенальная юстиция и чем вызвана такая реакция российской общественности на саму идею ее внедрения в практику правосудия?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо более глубоко вникнуть в данную проблему, рассмотреть ее в историческом и практическом ракурсе.

Возникновение идеи о необходимости применения особого порядка рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних датируется второй половиной девятнадцатого века.

Так, в 70-х годах XIX века граждане американского города Бостона Кук и Аугустус обратились к судьям не применять к несовершеннолетним, способным встать на путь исправления, наказания, а передать их под присмотр (опеку) органов попечительского надзора.

В июле 1899 года в г. Чикаго, США, на основании закона штата Иллинойс «О детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними», был учреждён первый детский суд. Принятие данного закона и создание ювенального суда было инициировано Люси Флауэр (Чикагский женский клуб), Джулией Латроп (обществення организация «Халл Хауз») и обществом патроната «Visitation and Aid society». При рассмотрении дел с участием несовершеннолетних детский суд отказался от термина «преступник» применительно к подростку, к ним стали применяться такие понятия, как «виновный» или «правонарушитель», был закреплен статус «несовершеннолетнего правонарушителя», ставшего субъектом ювенальной юстиции.

Несколько позже идея ювенальной юстиции получила развитие в Великобритании. В 1908 году в Англии была принята серия законов о детях и молодёжи. Во Франции первый ювенальный суд был учреждён в 1914 году на основе опыта США.

Интересна судьба российской ювенальной юстиции. Россия также была одной из немногих стран, создавшая начале ХХ века «детские» суды. Первый суд для несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 года, но уже в 1918 году ювенальная юстиция была ликвидирована. В 1920 году она была частично восстановлена, но в 1935 году уже была «похоронена» окончательно.

В настоящее время в мире сложилось несколько моделей ювенальной юстиции: «англо-американская», «континентальная» и «скандинавская». В некоторых странах ювенальная юстиция является частью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и правами детей.

В рамках международных обязательств, Россия фактически занимается воссозданием системы ювенальной юстиции, которая, как предполагается, должна быть представлена государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственными и негосударственными учреждениями, ответственными за профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

Следует отметить, что в последнее десятилетие целенаправленная работа по реформированию существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сопутствующие изменения в законодательстве встретили существенное сопротивление со стороны российской общественности, выразившееся, в частности, в массовых общественных протестах. Даже руководство Русской Православной Церкви высказало озабоченность попытками введения ювенальной юстиции. На прошедшем 6 февраля 2013 г. Архиерейском Соборе РПЦ был принят документ «Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», где заявлено о необходимости «реабилитационного подхода к несовершеннолетним правонарушителям, а главное, о недопустимости приоритета прав ребенка над правами семьи».

Сегодня противники введения ювенальной юстиции утверждают, что эта система предполагает создание многочисленных комиссий по делам несовершеннолетних и передачи широчайших полномочий органам опеки и попечительства, проведение мер внесудебного и чрезмерного вторжения во внутрисемейные дела, вплоть до изъятия ребенка из семьи под любым, зачастую, надуманным предлогом. По их мнению, может получиться так, что любое действие или бездействие родителей по отношению к их ребенку будет трактоваться чиновниками ювенальных учреждений так, как им заблагорассудится.

Трудно не согласиться с такими опасениями, если учесть, что опыт такого административного вмешательства в семейные отношения граждан в ряде стран Западной Европы и Скандинавии (например, известные скандальные дела с детьми наших соотечественников во Франции и в Финляндии и др.) эти опасения подтверждают.

Однако представляется, что следует все же различать, ювенальную юстицию, как особый порядок судебного рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних, и внесудебную деятельность органов государственной администрации в худших бюрократических традициях.

Ювенальная юстиция — это, в первую очередь, система правосудия, подразумевающая особый порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних и ужесточающая профилактику подростковой преступности и контроль государства над делами в сфере воспитания подрастающего поколения.

Это интересно:  Истечение срока давности штрафа гибдд

В Российской Федерации уже сегодня имеется положительный опыт функционирования ювенальной юстиции, который также нельзя не учитывать, определяя свою позицию к данной проблеме. Особенно интересен в этом отношении опыт Ростовской области.

Ювенальная юстиция исходит из того, что профилактика преступности несовершеннолетних, возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, поскольку без этого никакие меры принуждения, устрашения или наказания не предотвратят рецидив преступлений.

Вполне понятно, что несовершеннолетние с девиантным поведением представляют собой группу риска и нуждаются в особом внимании: несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный имеют право на юридическую и психологическую помощь и на уважение его человеческого достоинства. Наказание несовершеннолетнего не должно быть местью или беспощадной карой. Оно, безусловно, должно быть в максимальной степени адекватным содеянному, справедливым, с учетом всех обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего, и способствовать его исправлению.

Нельзя не отметить, что суды общей юрисдикции в Российской Федерации уже сегодня при рассмотрении уголовных дел о преступлениях с участием несовершеннолетних используют ювенальные технологии, вытекающие, в частности, из «Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинских правил»): экономия уголовной репрессии; усиление воспитательного воздействия; организация помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в конфликте с законом, с целью его интеграции в общество и предупреждения рецидивов.

Тем не менее, жизнь показывает, что для повышения эффективности ювенального правосудия нужна специализация судебной системы по рассмотрению уголовных дел о преступлениях, по которым потерпевшими или обвиняемыми являются дети. Необходимо кардинально усовершенствовать законодательство, регламентирующее деятельность органов и учреждений системы профилактики преступлений несовершеннолетними, внедрять в их практику работы современные ювенальные технологии, четко определить механизм взаимодействия социальных служб (органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) с судами.

Об этом свидетельствует и опыт Ростовской области, в которой уже длительное время функционируют несколько ювенальных судов, а статистика рецидивов среди их несовершеннолетних фигурантов весьма показательна, поскольку она демонстрирует кратное его снижение. В частности, в судах Ростовской области:

— введена специализация судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а в ряде судов области и гражданских дел, одной из сторон которых является несовершеннолетний;

— введена специализация работников аппаратов судов — помощники судей с функциями социального работника (введены в штаты 15 судов области), в остальных судах закреплена специализация помощников судей, закрепляемых за судьями по делам несовершеннолетних;

— установлено, что по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних помощник судьи готовит доклад суду о личности несовершеннолетнего ( в соответствии со ст.421 УПК РФ, составляется Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя);

— после суда, в соответствии с ч.7 ст.88 УК РФ, Карта направляется вместе с копией приговора в уголовно-исполнительную инспекцию, если назначено наказание, которое отбывается в обществе, и в колонию, если назначено реальное лишение свободы, или в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, если назначены принудительные меры воспитательного воздействия;

— введено соблюдение принципа конфиденциальности по делам с участием несовершеннолетних (по усмотрению суда проводятся закрытые заседания);

— реализуется принцип «экономии уголовной репрессии»: акцент на назначение судом воспитательных и реабилитационных (профилактических) мер, а также предпочтительность назначения наказаний, которые отбываются в обществе (условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы);

— установлен механизм взаимодействия судов (судей по делам несовершеннолетних) и социальных служб для несовершеннолетних (с 2001 года действует Координационный Совет при Ростовском областном суде с участием представителей суда, адвокатуры, прокуратуры, органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных некоммерческих организаций; а также Лаборатория по научно-практическому сопровождению ювенальной юстиции);

— к участию в рассмотрении дел несовершеннолетних судом привлекаются работники органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

— используется, как основа правовой помощи несовершеннолетнему, частное постановление суда, в соответствии с которым суд назначает индивидуальную профилактическую работу (такие формы, как направление писем об оказании помощи несовершеннолетнему в соответствующие ведомства и др.);

— контроль суда — взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями, органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних после суда;

— созданы ювенальные суды со специальным судебным составом по делам несовершеннолетних (открыты соответственно в 2004 г.-в г.Таганроге, в 2005 г. – в г. Шахты, в 2006 г.- в Егорлыкском районе).

— установлено постоянное взаимодействие Ростовского областного суда, Администрации и Законодательного Собрания Ростовской области по формированию региональной нормативно-правовой базы в сфере защиты прав несовершеннолетних и их семей.

О результатах функционирования системы ювенальной юстиции в Ростовской области свидетельствует статистика: если общий показатель рецидива в Ростовской области по данным МВД в 2007 году составлял 16,2%, то средний процент рецидива несовершеннолетними, которые получали социальное сопровождение и программу реабилитации на основании судебного решения, составил 7,5 %, а по результатам работы ювенальных судов (Таганрогского, Шахтинского и Егорлыкского) этот результат был еще ниже — от 0% до 3,5 %.

Соответственно статистические показатели по Ростовской области за 2008 год- по данным МВД рецидив 15%, а по программам социального сопровождения и реабилитации на основании судебных решений рецидив- 8,3 %.

Снижение рецидива среди несовершеннолетних происходит за счет того, что с несовершеннолетними после суда проводится индивидуальная профилактическая работа, поручение о которой дает суд в адрес органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На снижение рецидива также влияет и реабилитационное насыщение судебных решений в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия.

На сегодняшний день с опытом Ростовской области по формированию ювенальной юстиции в системе правосудия, совершенствованию судопроизводства с участием несовершеннолетних познакомились представители более 40 регионов, многие из которых приступили к его практическому применению.

Безусловно, в современном мире существуют самые разнообразные модели ювенальной юстиции, обусловленные особенностями каждой страны, менталитетом ее жителей, культурными и правовыми традициями. В Российской Федерации своя уникальная социальная среда, культура, менталитет и культурные традиции. Именно поэтому невозможно механическое копирование даже самой успешной зарубежной модели ювенальной юстиции, без учета особенностей Российской Федерации.

Ювенальная юстиция в работе с несовершеннолетними, совершившими преступления, основной акцент делает не на карательно-репрессивный подход, а на реабилитационно-воспитательный. При этом приоритет реабилитационно-воспитательных мер достигается и обеспечивается судом во взаимодействии с социальными службами, то есть органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Возможными причинами доминирования негативной оценки в отношении ювенальной юстиции, на взгляд автора, могут быть, с одной стороны, недостаточная информированность граждан о сущности и особенностях ювенальной юстиции, а с другой стороны, это результат подмены понятий, а именно: протесты вызывает не, собственно, ювенальная юстиция, как особый порядок уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних, а ожидаемый или предполагаемый внесудебный административный произвол со стороны чиновничества, к которым процент доверия в обществе крайне низкий.

Следует иметь в виду, что административный произвол не имеет непосредственного отношения к ювенальной юстиции и решение данной проблемы следует решать несколько в иной плоскости. Учитывать также следует и то, что бытующие в обществе негативные суждения о ювенальной юстиции основываются на негативном иностранном опыте, в то время как наш отечественный опыт либо игнорируется, либо о нем просто ничего не известно. Не исключено, что многие протестные акции и истерия некоторых общественных организаций в демонстрации своего непримиримого отношения к идее ювенальной юстиции, в некотором смысле, есть результат политической конъюнктуры, имеющей довольно отстраненное отношение к действительно заинтересованному решению проблем с детской и подростковой преступностью и профилактике правонарушений среди молодежи.

Подростковая преступность и защита прав несовершеннолетних это сложнейшая государственная проблема, решение которой возможно с применением ювенальных технологий и это должно быть прерогативой ответственных и высокопрофессиональных специалистов, имеющих достаточный опыт для осуществления данной работы.

Результаты опросов и существование того или иного общественного мнения безусловно следует учитывать, но подменять ими решения, которые требуют профессиональных знаний и опыта, вряд ли продуктивно.

Рассматриваемая в статье проблема как раз показывает, что существует настоятельная необходимость в более серьезной и последовательной просветительской работе, направленной на повышение правовых знаний граждан. С другой стороны, это сигналы к кардинальному пересмотру всей кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы, деятельность и персональный состав которой зачастую не вызывает в обществе ни доверия, ни уважения.

Конечно, правильно определить проблему очень важно, это первый шаг к ее решению. Но проблема не будет решена, если только этим ограничиться и четко не определить, как ее решать, что конкретно и кому нужно делать, какие использовать механизмы и средства. Об этом тоже много говорят, но реальных шагов со стороны власти общество не видит.

В любом случае, все упирается в нравственную составляющую самой власти, которой именно по этому критерию либо будут доверять, либо нет. В последнем случае, даже хорошие и нужные идеи, которые будет пытаться претворить в жизнь эта власть, общественность не будет воспринимать, и во всем будет видеть только негативную сторону.

Похоже, что ситуация с неприятием общественностью идеи внедрения в российскую судебную систему ювенальных технологий и создание ювенальных судов как раз такой случай.

Общество опасается некомпетентности власти, административного произвола, необоснованных ограничений прав родителей, грубого вмешательства чиновников с семейные отношения. И все это возможно, если носителям власти не свойственны такие качества, как наличие совести, высокое чувство гражданского долга и личной моральной ответственности за последствия своих действий, честность, неподкупность, принципиальность, уважительное отношение к гражданам и любовь к своему Отечеству.

Чтобы переломить ситуацию, в каждом государственном и муниципальном органе должна быть провозглашена понятная и разделяемая всеми система нравственных ценностей, лежащая в основе деятельности каждого служащего и носителя публичной власти.

Кадровая политика в системе государственной и муниципальной власти и кадровые технологии должны быть направлены на то, чтобы в системе публичной власти доминировали люди, обладающие вышеназванными нравственными качествами, а отсутствие таких качеств являлось бы основанием для признания чиновника профессионально непригодным и подлежащим увольнению. И это, если в действиях чиновника отсутствует юридически наказуемые деяния. В противном случае, юридическая ответственность таких лиц должна быть жесткой и адекватной. К ним уже не следует применять ювенальные технологии (хотя такое впечатление иногда складывается), поскольку облеченные властью лица уже далеко не подростки с еще неустоявшейся психикой и системой ценностей. Ответственность их не может основываться только на оценке материального ущерба государству и обществу, гораздо более опасным является то, что они, будучи носителями публичной власти, фактически совершают предательство публичных интересов и своими действиями разрушают нравственное сознание общества, веру граждан в справедливость, уважение к законам, компрометируют идеи демократии и правового государства. Такой ущерб не поддается материальной оценке.

Только в этом случае будет восстановлено доверие к власти со стороны общества, которое будет заинтересована сотрудничать с властью, а не находиться к ней в оппозиции по всем вопросам и во все времена.

Проблема внедрения ювенальной юстиция в России, это частный случай, но он высвечивает весь комплекс кричащих социальных и государственных противоречий, от грамотного и взвешенного разрешения которых во многом зависят перспективы развития России, ее роли и места в мире, ее публичная и экономическая безопасность.

Статья написана по материалам сайтов: parent-portal.ru, dis.academic.ru, www.syl.ru, lawbook.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector