+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Банкротство при задолженности по страховым взносам без решения суда о взыскании

Дата размещения статьи: 16.02.2016

Статья 19 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривает взыскание недоимки по уплате взносов за счет денежных средств в банках, а также за счет иного имущества неплательщика. Недоимки по страховым взносам — это в контексте Федерального закона N 127-ФЗ обязательные платежи, которые позволяют уполномоченному органу обратиться в суд с заявлением о признании организации, допустившей неуплату взносов, банкротом. До сих пор не было прецедентов, когда суды выносили решение об инициации процедуры банкротства в данном случае. Но теперь такое решение есть, и ФНС направила его нижестоящим инстанциям для ознакомления и использования в работе.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Поводом к рассмотрению дела стала кассационная жалоба ФНС на определения областных судов, отказавших во введении процедуры наблюдения по заявлению ФНС о признании организации, имеющей задолженность по страховым взносам более 1 млн руб., банкротом. Дело было передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, которая отменила предыдущие решения судов на том основании, что не была учтена взаимосвязь положений Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающих внесудебный порядок взыскания задолженности, и положений Федерального закона N 127-ФЗ, определяющих перечень оснований для введения наблюдения как начального этапа процедуры банкротства. Поясним, о чем идет речь.

Статья 48 Федерального закона N 127-ФЗ предусматривает, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд может вынести решение о признании требований обоснованными и введении наблюдения при условиях, что сумма требования — более 300 тыс. руб. и требования не исполнены в течение трех месяцев с даты исполнения обязательств по уплате.

Процедура наблюдения означает существенное ограничение финансовой деятельности компании, заключающееся вот в чем:

— требования иных кредиторов могут быть предъявлены только при соблюдении определенного порядка;

— исполнение документов по имущественным взысканиям приостанавливается;

— не допускается зачет встречных однородных взаимных требований;

— запрещаются изъятие собственником имущества, выплата дивидендов и дохода по долям, распределение прибыли между учредителями.

Эта процедура осуществляется до признания должника банкротом или до прекращения дела о банкротстве в результате погашения компанией требований кредиторов (ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ).

До указанного выше Определения ВС РФ суды не выносили решений о начале процедуры банкротства на основании задолженности во внебюджетные фонды, ссылаясь на п. 3 ст. 6 Федерального закона N 127-ФЗ, в котором записано, что требование об уплате обязательных платежей должно быть подтверждено вступившими в силу решениями судов об их принудительном взыскании. То есть, как они считали, решение уполномоченного органа не является основанием для возбуждения дела о банкротстве. Однако Верховный Суд не согласился с таким мнением, поскольку в случае уплаты страховых взносов в Законе установлено: недоимки взыскиваются не судебным способом, а бесспорно по решению уполномоченного органа путем выставления требований об уплате. Это меняет подход и снимает необходимость в судебных постановлениях как основаниях для принятия заявления о банкротстве к производству.

И действительно, п. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязывает страховщиков своевременно уплачивать взносы, а ст. 19 устанавливает принудительный порядок взыскания недоимок по решению органа контроля путем направления требования об уплате в банк организации. Банк обязан исполнить требование на следующий день после получения, а при недостаточности средств — по мере поступления денежных средств на расчетные счета клиента. Если все-таки денежных средств недостаточно, взыскание может быть обращено на иное имущество должника. Эти положения и описывают механизм взыскания в бесспорном внесудебном порядке. Надо сказать, что разные последствия судебного и несудебного путей взыскания задолженности по обязательным платежам в целом ранее определил Пленум ВАС. В п. 5 Постановления от 23.07.2009 N 60 (в ред. от 06.06.2014) этого Пленума записано, что в силу п. 3 ст. 6 Федерального закона N 127-ФЗ в случае, когда взыскание задолженности по обязательным платежам возникает в бесспорном порядке, уполномоченный орган имеет право на обращение в суд по истечении 30 дней с даты принятия им решения о взыскании задолженности за счет имущества должника. При судебном порядке взыскания обращение в суд возможно после вступления в силу соответствующего решения о взыскании.

Поэтому Верховный Суд установил, что судам надлежало рассмотреть заявление налоговой службы о признании организации банкротом по существу, а не ссылаться на отсутствие судебного решения об истребовании задолженности. «По существу» означает проверку соблюдения органом контроля процедур, записанных в законе, установление размера долга, момента его возникновения, достижение порогового значения для возбуждения дела о банкротстве. В результате решение нижестоящих судов было отменено, тем самым положено начало практике обращения налоговых органов в суд за введением процедуры наблюдения за организациями на основании задолженности перед государственными внебюджетными фондами.

В завершение материала нужно отметить, что налоговые органы настроены использовать возможности Федерального закона N 127-ФЗ в качестве меры принуждения налогоплательщиков более ревностно исполнять свои обязанности по уплате в отношении не только страховых взносов, но и всех налогов и сборов. Не так давно увидело свет Письмо ФНС России от 21.07.2015 N СА-4-8/12823@ «О взыскании налога на доходы физических лиц», в котором разъясняется, что требования по НДФЛ также учитываются при определении признаков банкротства, и налоговые органы на местах призваны обращаться с заявлениями в суды и нарабатывать судебную практику по данной проблеме. Нам, налогоплательщикам, тоже будет нелишним следить за решениями судов и возможными новыми поворотами в прочтении и толковании законодательства: предупрежден — значит вооружен.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Налоговики могут инициировать банкротство компании из-за долга по страховым взносам без судебного решения

В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 года (п. 3) 1 , приведен случай, когда три судебные инстанции отказали налоговому органу в признании банкротом компании, имеющей недоимку по страховым взносам, без наличия соответствующего судебного решения.

В рассмотренном примере представители налоговой инспекции обратились в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия банкротом. В обоснование они сослались на задолженность предприятия по налогам и страховым взносам. Суды в трех инстанциях признали данный иск необоснованным, так как долг не был подтвержден судебным актом, а решения налогового органа о бесспорном взыскании недоимки оказалось недостаточно для продолжения производства по делу о банкротстве.

К тому же, суды отметили, что после возбуждения дела о банкротстве предприятие погасило задолженность по налогам, а в отношении задолженности по страховым взносам у налогового органа отсутствует судебное решение о ее взыскании. В то же время, при буквальном прочтении нормы закона право на предъявление требований об уплате страховых взносов, в отличие от налоговой задолженности, при подаче заявления о банкротстве возникает лишь в том случае, когда данные требования подтверждены судебным актом (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – Закон № 127-ФЗ).

Напомним, что данная норма предполагает, что требования ФНС России об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если они подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника, либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Как отметили судьи ВС РФ, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у ФСС России и ПФР по истечении 30 дней со дня принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств либо постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (п. 2 ст. 7 Закона № 127-ФЗ). В рассмотренном случае этот срок был соблюден.

Это интересно:  Можно ли оспорить дарственную на квартиру при жизни дарителя

Вы находитесь на главном форуме о банкротстве физлиц в России. Здесь общаются должники, банкроты, фин.управляющие и специалисты. Актуальная информация, отзывы прошедших банкротство, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА и советы по банкротству физлиц. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Страницы 1

Сообщения 8

1 Тема от Viktoria 17-06-2017 13:28:37

  • Viktoria
  • Новичок
  • Неактивен

Тема: ИФНС после банкротства через суд взыскивает взносы в ПФ

Добрый день! Я банкрот, реализация имущества завершена, освобождена от обязательств, ИФНС после завершения процедуры банкротства подала в районный суд Административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пени ( была ИП на момент подачи заявления о признании банкротом, имелась задолженность по обязательным фиксированным платежам в ПФ и ФФОМС ), мною в отзыве на иск было представлены копии решения и определения АС по процедуре банкротства и доводы, что на основании ст. 23 ФЗ 212 «О страховых взносах. » и ПП РФ 820 » О порядке признания безнадежными. «, в случае признания плательщика банкротом недоимка по страховым взносам признаётся безнадежной и списывается. Суд не принял ко вниманию мои доводы и решения АС и удовлетворил иск. Вопрос: почему так?, ведь я освобождена от обязательств! Чем руководствоваться при обжаловании

2 Ответ от 677978 15-07-2017 11:54:32

  • 677978
  • Новичок
  • Неактивен

Re: ИФНС после банкротства через суд взыскивает взносы в ПФ

Надо ознакомиться с делом. и с решением, при обжаловании надо искать факты,доводы , которые противоречат материальным , процессуальным нормам права и др.

3 Ответ от Хабаровчанка 21-08-2017 05:00:35

  • Хабаровчанка
  • Освобожденный от долгов
  • Неактивен

Re: ИФНС после банкротства через суд взыскивает взносы в ПФ

Добрый день! Я банкрот, реализация имущества завершена, освобождена от обязательств, ИФНС после завершения процедуры банкротства подала в районный суд Административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пени ( была ИП на момент подачи заявления о признании банкротом, имелась задолженность по обязательным фиксированным платежам в ПФ и ФФОМС ), мною в отзыве на иск было представлены копии решения и определения АС по процедуре банкротства и доводы, что на основании ст. 23 ФЗ 212 «О страховых взносах. » и ПП РФ 820 » О порядке признания безнадежными. «, в случае признания плательщика банкротом недоимка по страховым взносам признаётся безнадежной и списывается. Суд не принял ко вниманию мои доводы и решения АС и удовлетворил иск. Вопрос: почему так?, ведь я освобождена от обязательств! Чем руководствоваться при обжаловании

У меня ФНС тоже не успокаивается, уже и судебный приказ отменили и в районном суде им отказали, что еще придумают? Хотя это был единственный кредитор, который успел включиться в реестр и на собрании кредиторов проголосовал за реализацию.

4 Ответ от Ledokol 13-11-2017 19:12:11

  • Ledokol
  • Новичок
  • Неактивен

Re: ИФНС после банкротства через суд взыскивает взносы в ПФ

Здравствуйте!
1) Признан банкротом и с реализацией. Процедура завершена, долги списаны. ИФНС сразу после окончания начала слать письма с квитанциями о задолженностях по налогам/страховым взносам с требованиями оплатить. Я им в ответ через сайт написал обращение, что так мол и так, долги списаны, есть решение/определение суда, тем более, что ИФНС была включена в перечень кредиторов по делу, требования свои указала — в общем отстаньте. ИФНС в ответ шлет 1 письмо: «В связи с вынесением определения Арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве и о признании должника банкротом, налоговым органом будет принято решение о списании имеющейся у Вас на сегодняшний день задолженности. О принятом решении, о списании задолженности Вам будет сообщено дополнительно.» Ок. Ну думаю отстали.
2) Через пару месяцев приходит очередное требование с квитанцией от налоговой по почте, об оплате уже гораздо большей суммы. (Отдельно отмечаю, что период образования задолженности которую требует оплатить ИФНС — еще до начала процедуры банкротства.) Я пишу очередное обращение через сайт ИФНС, с требованием прекратить незаконные требования об оплате, на что сегодня мне приходит официальное письмо на мое обращение от ИФНС: «Списание задолженности физ. лица после завершения стадии «реализация имущества гражданина» на сегодняшний день в программном обеспечении налоговых органов не реализовано. Доработка в соответствии с Приказом ФНС России от 26.09.2016 №ММВ-7-8/507@ «О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом ФНС России от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@» не может быть начата раньше внесения изменений в приказ по ведению карточек лицевого счета налогоплательщика ЯК-7-1/9 от 18.01.12 г. Доработка режима «Завершение производства по делу о банкротстве» будет выполнена после внесения изменений в Приказ ФНС России от 18.01.2012 №ЯК-7-1/9 ««Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня».
О принятом решении, о списании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам Вам будет сообщено дополнительно.»

Итогом, по 2-м письмам, как я понял, ИФНС «ложила» на определение суда. Возможность у них техническая не реализована для списания. Чтобы такую возможность реализовать, нужно внести изменения в Приказ ФНС России от 18.01.2012 №ЯК-7-1/9. Будет ли это когда либо реализовано — неизвестно! Я предполагаю, что ИФНС будет и дальше требовать оплату, а так же подавать в суд о взыскании с меня уже списанной задолженности.

Главный вопрос! Могу ли я написать жалобу и куда, на незаконные действия ИФНС и незаконные требования об оплате уже списанной задолженности, на основании определения суда? Тем более, что ИФНС сама предъявляла требования и была заявлена в деле о банкротстве как кредитор. То, что у них нет технической возможности — их проблемы, и не дает им право требовать оплату уже списанной задолженности. По сути — вымогательство!

5 Ответ от 3kk 14-11-2017 17:59:40

  • 3kk
  • Профессионал
  • Неактивен

Re: ИФНС после банкротства через суд взыскивает взносы в ПФ

ФНС обладает возможностью списывать долги по налогам, штрафам и недоимкам. И очень активно это делает в отношении банкротов. Однако взносы в ПФР (пенсионные взносы, страховые) списывает внезапно только сам ПФР. ФНС задолженность в ПФР только взыскивает.

НАЛОГОВИКИ МОГУТ ИНИЦИИРОВАТЬ БАНКРОТСТВО КОМПАНИИ ИЗ-ЗА ДОЛГА ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ БЕЗ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ

В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 года (п. 3) 1 , приведен случай, когда три судебные инстанции отказали налоговому органу в признании банкротом компании, имеющей недоимку по страховым взносам, без наличия соответствующего судебного решения.

В рассмотренном примере представители налоговой инспекции обратились в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия банкротом. В обоснование они сослались на задолженность предприятия по налогам и страховым взносам. Суды в трех инстанциях признали данный иск необоснованным, так как долг не был подтвержден судебным актом, а решения налогового органа о бесспорном взыскании недоимки оказалось недостаточно для продолжения производства по делу о банкротстве.

К тому же, суды отметили, что после возбуждения дела о банкротстве предприятие погасило задолженность по налогам, а в отношении задолженности по страховым взносам у налогового органа отсутствует судебное решение о ее взыскании. В то же время, при буквальном прочтении нормы закона право на предъявление требований об уплате страховых взносов, в отличие от налоговой задолженности, при подаче заявления о банкротстве возникает лишь в том случае, когда данные требования подтверждены судебным актом (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – Закон № 127-ФЗ).

Напомним, что данная норма предполагает, что требования ФНС России об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если они подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника, либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Как отметили судьи ВС РФ, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у ФСС России и ПФР по истечении 30 дней со дня принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств либо постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (п. 2 ст. 7 Закона № 127-ФЗ). В рассмотренном случае этот срок был соблюден.

Это интересно:  Как заказать кадастровый паспорт на земельный участок онлайн в Росреестре или на сайте Госуслуг?

Страховые взносы: списание безнадежных долгов по страховым взносам

«Кадровый вопрос», 2011, N 8

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: СПИСАНИЕ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Законодательством Российской Федерации о страховых взносах установлены конкретные сроки для уплаты начисленных сумм страховых взносов и на плательщиков страховых взносов возложена обязанность по своевременному и полному их перечислению. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок образуется недоимка, порядок взыскания которой установлен законодательством. Если в силу разных причин недоимку, числящуюся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплатить или взыскать не представляется возможным, то такая недоимка признается безнадежной. Об особенностях списания безнадежных долгов по страховым взносам мы расскажем в этой статье.

С 1 января 2010 г. на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ). Названный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов:

— в Пенсионный фонд Российской Федерации — на обязательное пенсионное страхование;

— в Фонд социального страхования Российской Федерации — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — на обязательное медицинское страхование.

Помимо этого, Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Не забывайте о том, что действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена для плательщиков страховых взносов п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ (взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке):

— ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в банках;

— ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ определен порядок взыскания недоимки за счет иного имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой недоимка взыскивается за счет имущества плательщика страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ безнадежной признается недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.

Списывается безнадежная недоимка в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (далее — Постановление N 820).

Согласно п. 1 Постановления N 820 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками, и задолженность по начисленным пеням и штрафам (далее — задолженность) в следующих случаях:

— ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным документом, устанавливающим порядок ликвидации юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Отметим, что в соответствии с нормами ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная — в судебном порядке.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем сказано в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ) (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника).

Статьей 214 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено, что основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) погасить задолженность по обязательным платежам.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с индивидуального предпринимателя — плательщика страховых взносов, признанного банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, акты сверки расчетов по которой налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности.

На основании ст. 60 Закона N 212-ФЗ, регулирующей порядок взыскания Пенсионным фондом Российской Федерации недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. (включительно), указанная недоимка (задолженность), взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Закона N 212-ФЗ.

— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

— обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

— должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

При этом заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ нарушение обязанности по подаче заявления в срок в случаях, установленных ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока;

— смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по организации работы по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 24 июня 2011 г. N 228р (далее — Методические рекомендации N 228р), решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается на основании:

— выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о прекращении деятельности юридического лица, — в случае ликвидации организации — плательщика страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенного гербовой печатью арбитражного суда, вынесенного в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, — в случае признания плательщика страховых взносов — индивидуального предпринимателя банкротом;

— копии свидетельства о смерти физического лица — в случае смерти плательщика страховых взносов — физического лица;

— копии свидетельства о смерти физического лица либо копии решения суда об объявлении физического лица умершим — в случае объявления судом плательщика страховых взносов — физического лица умершим.

Это интересно:  Как определить, нужно ли платить налог с проданной квартиры

Обратите внимание! В зависимости от вида страхового взноса решение о признании безнадежными к взысканию недоимки и задолженности и об их списании принимают разные органы:

— в отношении взносов по нетрудоспособности и материнству его принимает ФСС РФ (пп. «б» п. 2 Постановления N 820);

— в отношении взносов на ОПС и ОМС органом, уполномоченным на его принятие, является ПФР (пп. «а» п. 2 Постановления N 820). При этом фактически его принимают отделения ПФР и подведомственные им территориальные органы ПФР, которым Пенсионный фонд РФ передал соответствующее полномочие (п. 3 Методических рекомендаций N 228р).

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, согласно п. 3 Методических рекомендаций N 228р, принимается:

— отделениями ПФР, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет 1 млн руб. и более;

— территориальными органами ПФР, подведомственными отделениям ПФР, по месту регистрации плательщика страховых взносов, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет менее 1 млн руб.

Для принятия решения в отделениях ПФР и подведомственных им территориальных органах ПФР создаются комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам (п. 4 Методических рекомендаций N 228р).

Комиссия состоит не менее чем из трех работников территориального органа ПФР. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить:

— руководитель или заместитель руководителя территориального органа ПФР, осуществляющий контроль и координацию деятельности территориального органа ПФР по администрированию страховых взносов;

— руководитель структурного подразделения, в компетенцию которого входит организация администрирования страховых взносов;

— главный бухгалтер территориального органа ПФР.

Заседание комиссии является правомочным при участии в нем всех ее членов. На заседании комиссии ведется протокол.

Порядок работы комиссии и ее персональный состав утверждаются приказом территориального органа ПФР.

В целях рассмотрения вопроса о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности территориальный орган ПФР с использованием программно-технического комплекса «Страхователи» (далее — ПТК «Страхователи») формирует списки плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в таком территориальном органе ПФР, по календарным годам снятия с учета и по вышеперечисленным случаям снятия с учета плательщиков (страхователей).

При наличии документов, указанных в п. 2 Методических рекомендаций N 228р, в отношении каждого плательщика подготавливается справка о недоимке по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям N 228р).

Сумма недоимки и задолженности, включенная в справку, должна подтверждаться данными, содержащимися в документах плательщика страховых взносов:

— ведомостях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), содержащихся в ПТК «Страхователи»;

— расчетах авансовых платежей (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за период, в котором образовались недоимка и задолженность, подлежащая признанию безнадежной и списанию;

— расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования, учитываемых в программно-техническом комплексе «Администрирование страховых взносов» (далее — ПТК АСВ);

— реестрах платежей (платежных документах) начиная со дня образования недоимки по день поступления последнего платежа;

— требованиях об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;

— решениях о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенных территориальным органом ПФР до 1 января 2010 г.;

— решениях территориальных органов ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках;

— постановлениях территориальных органов ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя;

— других документах, подтверждающих сумму недоимки и задолженности.

Согласно п. 9 Методических рекомендаций N 228р в отношении каждого плательщика подготавливается опись, в которой указываются:

— документ, подтверждающий основание для принятия решения, указанный в п. 2 Методических рекомендаций N 228р;

— документы, подтверждающие сумму недоимки и задолженности.

Такая опись и указанные в ней документы передаются на рассмотрение в комиссию.

Обратите внимание! Форма принимаемого комиссией решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2010 г. N 5н «Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям N 228р).

Решение изготавливается в подлинных экземплярах по количеству внебюджетных фондов, недоимка и задолженность в которые признана безнадежной, плюс один подлинный экземпляр.

В случаях если по результатам рассмотрения документов в отношении плательщика страховых взносов комиссия признает, что для принятия решения оснований не имеется либо представлены не все документы, необходимые для его принятия, документы возвращаются с пояснениями в письменной форме. Информация о таком плательщике в протокол комиссии не включается.

В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций N 228р регистрация решений осуществляется в журнале учета решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам того территориального органа ПФР, в котором принято решение.

Территориальные органы ПФР ежемесячно составляют реестр принятых комиссией этого территориального органа ПФР в предыдущем месяце решений в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам (далее — реестр). Такой реестр должен быть представлен в ПФР не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, с приложением одного подлинного экземпляра каждого из решений.

Структурное подразделение отделения ПФР, в компетенцию которого входят функции организации администрирования страховых взносов, ежемесячно до 25 числа формирует ведомость принятых в предыдущем месяце решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по пеням и штрафам (далее — ведомость). В ведомость включаются решения, принятые комиссиями отделения ПФР и подведомственных им территориальных органов ПФР, в отношении недоимки, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам. Ведомость на бумажном носителе и в электронном виде передается в отдел казначейства отделения ПФР. Ведомость передается с приложением одного подлинного экземпляра решения.

Отдел казначейства отделения ПФР списывает суммы дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию в порядке, установленном бюджетным законодательством и в соответствии с требованиями инструкции Минфина России по бюджетному учету. После отражения в бухгалтерском учете отделения ПФР операции по списанию недоимки и задолженности ведомости и один экземпляр решения остаются на хранении в отделе казначейства отделения ПФР.

Подлинные экземпляры решений по количеству внебюджетных фондов направляются в территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР.

Согласно п. 18 Методических рекомендаций N 228р территориальные органы ПФР, подведомственные отделениям ПФР, направляют:

— в Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г.

На основании решения территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР, вносит сведения о списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам:

— в ПТК «Страхователи»;

Плательщику страховых взносов присваивается статус страхователя «Снят с учета с признанной безнадежной к взысканию недоимки». Один подлинный экземпляр решения хранится в деле плательщика.

Со дня принятия решения списанная недоимка и задолженность не учитываются при формировании отчетности по недоимке.

Статья написана по материалам сайтов: lexandbusiness.ru, www.garant.ru, xn--c1abcmcndgt0g.xn--p1ai, xn--80abe5aohbnkjb.xn--p1ai, hr-portal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector